Внеклассное мероприятие
« Политзаключенные - наши земляки»
Цель мероприятия:
- воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;
Основные задачи:
- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века - периоде политических репрессий;
- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через «маховик» репрессий на примере земляков, пострадавших от репрессий .
Оборудование: АРМ, презентация, видео, шаблоны голубей, шарики, свечи.
Мероприятие рассчитано на учащихся 9-11 классов
Ход мероприятия:
Звучит « Реквием», на сцене зажжены свечи(см.приложение№1)
Ведущий 1:
От неизвестности томим,
Я жду. Наверно, скоро
Разбудят именем моим
Молчанье коридора.
И выведут меня на двор
С последними вещами,
Я на тюрьму свой кину взор,
Махну ей на прощанье.
Пять выстрелов разбудят тишь,
Из них два холостые.
И та на землю полетишь,
И, как земля, остынешь.
А те, что выстрелили, пять
Уйдут, чтобы напиться,
Никто из них не будет знать,
Кто ночью был убийца.
Ужли оборваны пути,
К спасению дорог нет?
Ужли у всех убийц пяти
В руках наган не дрогнет?
Ведущий 2:
Ежегодно 30 октября начиная с 1991 года в России и бывших странах СССР отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этот памятный день проходят траурные акции и памятные мероприятия: митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях. ( см. приложение№2 слайд №2)
Ведущий 1: Что такое репрессия? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё. Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня вспоминаем, ни о каких действиях против власти и не помышляли.
Ведущий2:
Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять...( слайд№3)
Ведущий1:
Вашему вниманию предоставляется видео «День памяти жертв политических репрессий»(см. приложение№3)
Ведущий 2:
Нравственные и физические мучения коснулись и самих репрессированных, и их родных и близких. Клеймо "врагов народа" и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.
Ведущий 1:
История страны не обошла своими событиями и историю нашего края. И нас коснулись эти трагические события, и наши земляки попали в жернова политических репрессий. Трагическими стали и судьбы их семей. И сегодня накануне дня политзаключенного, нам хочется вспомнить их имена.
Ведущий2:
Степан Петрович Быков
Отбывал наказание в Магнитогорской ИТК в течение года за не вовремя оформленные документы по приобретению одного кубометра дров. Находясь в колонии, якобы проводил антисоветскую, пораженческую агитацию среди заключенных. Из материалов уголовного дела следует, что Степан Петрович вины не признал, кассационная жалоба осталось без удовлетворения.(слайд№4)
Ведущий1:
Иван Кузьмич Казаков
Уроженец и житель поселка Сухтели, приговорен к пяти годам концлагерей. В 1930 году во время хлебозаготовок, Иван отказался сдавать излишки хлеба государству по явно заниженным ценам. А весной того же года встал на защиту раскулаченных крестьян и выступил против их выселения, собрал более 300 подписей, но на другой день сельская власть при поддержки района все же приступила к раскулачиванию. Участь его была предрешена.(слайд№5)
Ведущий2:
Андрей Егорович Кожевников
Был арестован 23 июня 1938 года, 10 ноября приговорен к ВМН и 22 ноября расстрелян. Мотивом такого сурового приговора послужила всего одна характеристика, составленная со слов односельчан за пятью подписями: председателя Карагайского Сельсовета, секретаря и трех членов актива.(слайд№6)
Ведущий1:
Никифор Петрович Тесля
Житель поселка Карагайский. В июне 1942 года приговорен к 10 годам лишения свободы, с последующим сроком на 5 лет. Освобожден в июле 1951 года.(слайд№7)
Ведущий2:
Дмитрий Федорович Каляев.
В 1932 году приговорен к 5 годам концлагерей. Один из активных противников коллективизации. Ему вменили в качестве обвинения защиту таких же трудяг, как и он сам. Выступал против комиссии содействия колхозному строительству на общегражданских собраниях; убеждал односельчан в неправильности работы местного аппарата; противник не обоснованных непомерно налогов. Кроме того, Дмитрий Федорович вставал на защиту раскулаченных , укрывал их семьи от выселения, требовал вернуть выселенных. (слайд№8)
Ведущий 1:
Иван Матвеевич Зайцев побывав в Соловецком лагере написал книгу «Соловки», благодаря ей мы можем подробно познакомиться с судьбой автора. С биографией Ивана Матвеевича нас познакомит ученица 10 класса Суровкина Марина (слайд 9-11)
Сообщение о Иване Матвеевиче Зайцеве.(см. приложение№4 )
Ведущий 1:
Так уж сложилось в биографии Верхнеуральска, что его история неразрывно связана с Верхнеуральской тюрьмой, которая осталось в памяти людской как один из самых зловещих российских политических острогов.
Ведущий2:
За годы существования Верхнеуральской тюрьмы за ее мертвыми стенами содержались тысячи политзаключенных, среди которых были соратники Ленина и герои Гражданской войны, югославские коммунисты и эсеры, анархисты и махновцы, знаменитые актеры. Сегодня уже мало кто помнит, что на территории старинного Верхнеуральского кладбища некогда стояла церковь всех святых. В ее стенах тайно поминали безвинно погибших.(слайд12)
Ведущий1:
Фрагменты чудом сохранившегося фундамента старой церкви в наши дни удалось найти местным краеведам, у которых и родилась идея восстановить храм, разрушенный в годы воинствующего атеизма. Замечательный замысел активно поддержали все земляки. Тот час был создан попечительский совет, который возглавил предприниматель Алексей Кожухов, сегодня он пришел к нам в гости.(слайд13)
Выступление Алексея Кожухова о строительстве церкви с Стеной памяти.( приложение№5)
Ведущий2:
Митрополит Петр Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола (вмиру Петра Федоровича Полянского).
Известно, что в 1937 году тройкой НКВД по Челябинской области митрополит был приговорен к расстрелу. Из Верхнеуральского острога священнослужитель Петр Крутицкий был вывезен в Магнитогорскую тюрьму, где и был расстрелян. Православная церковь причислила его к лику святых. Он был канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в 1997 году.(слайд№14)
Ведущий 1:
Еще одно полузабытое имя невинно пострадавшего священника — протоиерей Николаевского собора Михаил Дмитриевич Громогласов.
Известный верхнеуральский краевед Александр Вернигоров приводит слова потомственного казака Корнилия Кузнецова, который, описывая деяния отца Михаила, отмечал: «На пространстве свыше 50 тысяч квадратных верст с народонаселением около 300 тысяч душ обоего пола (В.-Уральский уезд и 2-й военный отдел) до 1906 года не было ни одной средней школы, ни мужской, ни женской». Сам же протоиерей Николаевского собора Михаил Дмитриевич Громогласов за свою жизнь открыл 29 школ и две гимназии с учащимися до 3000 человек в поселках, станицах и уездном городе.
Ведущий2:
Отец Михаил был расстрелян в 1918 году. По рассказам очевидцев, приговоренных к смерти, погрузили со связанными руками на подводы и на 16-й версте от Верхнеуральска заставили рыть себе могилу. Священник попросил разрешения помолиться и стал на колени. Помолившись, встал и сказал: «Я готов». И был расстрелян. По другим источникам, он был зарублен шашкой коленопреклоненным во время молитвы, при тех же обстоятельствах.
По воспоминаниям еще одного свидетеля трагедии, отец Михаил благословил всех смертников, встал на колени, воздел руки к небу и стал читать молитвы. В такой позе его и расстреляли. Ободренные священником, его сподвижники приняли смерть с христианским смирением и твердостью духа. (слайд 15)
Лишь в августе 1918 года, после занятия белыми Верхнеуральска, останки казненных были торжественно, по христианскому обряду перезахоронены. Однако место братской могилы не найдено по сей день
Ведущий1:
Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Минута молчания
Звучит музыка. Полонез Огинского «Прощание с Родиной».
(см. приложение№6)
Учащиеся заранее готовят бумажных голубей, крепят к гелиевым шарам. По окончанию праздника учащиеся проходят в школьный двор.(см. приложение№ 7)
Педагог: ребята сегодня мы почтили память наших земляков, пострадавших от политических репрессий. Давайте отпустим этих голубей в небо, как символ мира на земле. Хочется, чтоб над нами было мирное небо, в наши семьи не приходила беда.
Учащиеся отпускают голубей в небо
Список литературы
1. Архив школьного музея «Педагогической славы»
2. Архив районной газеты «Красный уралец»
3. Васильев Г. Книга памяти
4. Мухамедьянов Р.А. край верхнеуральский
5. Мухамедьянов Р.А. На Урал- реке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.