Конспект урока предназначен для учеников 9 класса .Материал поможет рассмотреть подробнее достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-экономические процессы, происходившие в стране.Систематизировать материал по теме.Так же поможет быстро повторить материал для сдачи экзамена по истории
dukhovnaya_zhizn_serebryanogo_veka_9_klass.doc
Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»
(урок в 9 классе)
Цель урока:
рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого
времени отразились социальноэкономические процессы, происходившие в
стране.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетради; портреты выдающихся деятелей науки и
искусства, репродукции картин, памятников архитектуры; раздаточный
материал «Система образования в России в начале ХХ века», «Российская
наука в начале ХХ века», «Стилевое разнообразие Серебряного века».
План урока:
1. Духовное состояние общества.
2. Просвещение.
3. Наука.
4. Литература.
5. Живопись.
6. Скульптура. Архитектура.
7. Музыка, балет, театр, кинематограф.
Основные понятия: культура Серебряного века, биосфера, импрессионизм,
ноосфера, модерн, футуризм, акмеизм, символизм, декаданс.
В начале урока учащиеся выполняют небольшую проверочную работу по
пройденной теме «Политическая жизнь в 19071914 гг.» (См. Приложение). 1. Приступая к изучению темы, учащиеся вспоминают определение
понятия «культура».
Перечисляются черты российской культуры на рубеже веков:
Усиление интеграции России в европейскую и мировую культуру,
применение достижений научнотехнического прогресса, развитие
научной мысли;
Модернизация, быстрыми темпами протекавшая в России,
способствовала появлению в обществе настроений упадничества,
вызванных возрастанием роли техники в жизни людей и усилением
социальных противоречий;
Революционные потрясения начала ХХ века также оказали
влияние на развитие культуры;
В искусстве наблюдается переход от непосредственного
изображения мира (реализма) к преображению мира
художественными средствами (модерн: импрессионизм,
символизм и т. д., а также авангардизм: футуризм, кубизм и т. д.)
Культура конца XIX – начала ХХ века получила название Серебряного века,
поэтому давайте попробуем ответить в конце урока на вопрос: Почему это
название получил этот период культуры?
Проблема противостояния природы и культуры в широком смысле слова
заставляла мыслящих людей искать выход в поисках новой реальности.
2. Бурное развитие капиталистических отношений, индустриализация
стимулировали развитие образование. Приводится статистика уровня
образованных людей согласно переписи населения 1897 года ( средний
уровень грамотности составлял 21,1 %).
Учащимся раздается схема «Система образования в России в начале
ХХ века» (см. Приложение).
Преемственность между ступенями образования практически
отсутствовала.
Раскрывается роль периодической печати и книгоиздательства в
развитии образования (Суворин А.С. и Сытин И.Д.)
Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему в Думе не приняли закон о
введении всеобщего начального образования?
3. С достижениями российской науки учащиеся могут познакомиться
самостоятельно, работая с текстом учебника (с. 57), затем раздается
материал «Российская наука в начале ХХ века» (см. Приложение). Вопросы учащимся: 1. Почему начало ХХ века ознаменовалось
«революцией в естествознании»? 2. Какие вопросы волновали русских
философов и историков?
4. 5. Главное внимание уделяется характеристике идей, течений и стилей в
литературе и живописи, отразивших многообразие культурного
пространства. Таблица «Стилевое разнообразие Серебряного века» (см.
Приложение).
По ходу объяснения внимание учащихся обращается на иллюстрации
учебника (вклейка с иллюстрациями после с. 352 – Филонов,
Кустодиев, Шагал), а также на репродукции, подготовленные для урока
(Рерих «Заморские гости», Врубель «Шестикрылый Серафим»,
БорисовМусатов «Весна», Коровин «Посад берендеев», Кандинский
«Сумеречное»).
6.В архитектуре начала ХХ века господствовал стиль модерн,
особенностью которого стало отсутствие симметрии, а также применение
разных строительных материалов. Рассматривается творчество Шехтеля Ф.О.
на примере подготовленных заранее иллюстраций (здание Ярославского
вокзала). Неоклассицизм, эклектика на примере здания гостиницы
«Метрополь» (И.В. Жолтовский).
7. Музыкальное искусство достигло в это время своего расцвета.
Произведения российских композиторов (Чайковского, РимскогоКорсакова,
Глазунова, Рахманинова, Стравинского и других) исполняли за рубежом. С.
Дягилев познакомил Европу с русским балетом (Русские сезоны).
Рассматриваются достижения театра, балета и кинематографа.
Подведение итогов урока.
Учитель приводит информацию о том, что культура начала ХХ века названа
Серебряным веком философом Н. Бердяевым, увидевшим в высших
достижениях культуры своих современников отблеск российской славы
предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный и научный
оборот это словосочетание вошло в 60е гг. ХХ века.
(выводы).
Мнение учащихся
→
Домашнее задание § 8, вопросы и задания
Вопрос: Некоторые ученые считают, что культура Серебряного века является
культурой «упадничества» декаданса, другие же, наоборот, сравнивают ее с
Ренессансом – возрождением. Чьей точки зрения вы придерживаетесь? Свой
ответ аргументируйте. ПРИЛОЖЕНИЕ
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
«Духовная жизнь Серебряного века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.