Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"
Оценка 5

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
6 кл
21.03.2017
Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"
Данный урок представлен в виде технологической карты и соответствует нормам ФГОС. Будет полезен учителям, работающим по базовому учебнику –Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл, учебник/И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.-М.: Дрофа, 2016.-239,[1] с.: ил.,кар. В разработке четко прописаны все этапы урока и действия учителя и учащихся.
план конспект урока.docx
План­конспект урока Борьба Северо­Западной Руси против экспансии с Запада 1. Локтионова Галина Николаевна 2. МОУ «СОШ с. Березово Пугачевского района Саратовской области» 3. Учитель истории и обществознания  4. История России с древнейших времен до XVI века 5. Класс ­ 6 6. Тема «Русские земли в середине XIII –XIVвв» урок в теме №2, в курсе №23 7. Базовый учебник –Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6кл, учебник/И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.­М.: Дрофа,  2016.­239,[1] с.: ил.,кар. 8. Цель урока: 1. Знакомство учащихся с внешнеполитической обстановкой в Северо­Западной Руси, борьбой новгородцев с западными  завоевателями и личностью князя Александра Ярославича.   2. Формирование умений работать с исторической картой, учебником и  документами. 3. Воспитание толерантного отношение к народам мира, воспитание интереса к истории как к предмету. 9. Задачи:  Дидактические: изучить с внешнеполитическую обстановку в Северо­Западной Руси, борьбу новгородцев с западными завоевателями,  дать характеристику князя Александра Ярославича, учить соотносить события, даты, персоналии, научить выявлять общее и различное при решении исторических задач.  Развивающие: развивать навыки работы с исторической картой «Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине XIII  века», с исторической схемой «Ледовое побоище», документами «Житие Александра Невского» и учебником §19; продолжить формирование навыков работы в группе, парах.  Воспитательные: ­выявлять гуманистические, нравственные ценности жителей Северо­Западной Руси; воспитывать любовь к истории и  бережное отношение к историческому наследию, воспитывать толерантное отношение к народам мира, другому мнению. 10. Ожидаемые результаты.  Учащиеся смогут:  ­ назвать основные события в противостоянии народов Северо­Западной Руси и духовно­рыцарских орденов в Прибалтике; ­установить связь между организацией военного отпора экспансии с Запада и подписанием мирного договора в 1270г; ­дать определение понятиям: духовно­рыцарские ордена, крестоносцы; ­ назвать даты главных событий: 5апреля 1242, 15 июля 1240. ­ назвать персоналии: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий Александрович; ­ показать на карте места основных сражений: Невская битва, Ледовое побоище; ­ извлекать информацию из различных источников (учебник и документы, иллюстрации, презентация, информация учителя);              ­ назвать гуманистические ценности жителей Северо­Западной Руси;               ­ ответить на главный вопрос урока «можно ли было остановить агрессию крестоносцев, не военным, а мирным путем?». 11. Тип урока: урок «открытия» новых знаний 12. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах. 13. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор 14. План 1. Духовно­рыцарские ордены в Прибалтике. 2. Русь и Орден. 3. Наступление Ордена на Северо­Западную Русь. Князь Александр Невский. 4. Раковорская битва. 15. Структура и ход урока Этапы урока 1.Актуал изация  знаний Действия учителя Действия ученика Технологическая карта урока Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Учитель предлагает работать в группах. Первая группа устно  с учителем, другая группа  работает письменно по  Учащиеся повторяют  материал, изученный на  прошлом занятии, отвечают на  вопросы и выполняют  задание.  Осознавать целостность мира, самоопределение. Познавательные  УУД:  анализировать  имеющиеся знания,  строить логически обоснованные  рассуждения.  Выявлять,  отбирать нужную  информацию.  Регулятивные  УУД: Выдвигать версии. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение,  аргументируя его. Использовать  речевые средства в  соответствии с  ситуацией общения. Выполнение письменных  заданий. 1. Расставьте   события   в хронологической последовательности: а) захват монголами  Северного Китая; б) разгром войсками Батыя  Волжской Булгарии; в) захват монголами  Средней Азии; г) битва на реке Калке; д) провозглашение  Чингисхана великим ханом. 2. Расставьте   события   в хронологической последовательности: а) разорение Рязани; б) захват Киева; в) осада Козельска; г) разорение Галицко­ Волынского княжества; д) разорение Москвы. карточкам.   Выполнить задание и  ответить на вопросы: 1. Когда и где впервые  русские дружины  столкнулись с монголами? 2.  С какой целью Чингисхан, а  затем и Батый двинули свои  войска на территорию  Восточно­Европейской  равнины? 3. Как вы думаете,  стали ли русские княжества легкой добычей для  монгольского войска?  Обоснуйте свое мнение. 4.  Каковы были причины  поражения русских земель в  борьбе с монголами? 5.  Покажите на карте путь  Батыя в 1237—1238 гг. и в  1239—1240 гг.  Контролирует выполнение. 2.Мотива ция учебной деятельн ости  3. Выявлени е места и предмета затрудне ния с   предлагается Учащимся   внимательно послушать   высказывание   и   определить тему урока.   текстом Работа   начале в документа параграфа стр.135 и высказыванием,   записанным на доске. Надо   крепить   оборону   на Западе, а друзей искать на Востоке. А Невский             ли Можете вы предположить   какова   же тема   сегодняшнего   урока? Запишем   тему урока. (Учитель   пишет   на   доске тему урока, сформулированную учащимися). Мы   с   вами   знаем,   какая ситуация   сложилась   на южных   рубежах   русских княжеств. Давайте уточним.      Можем   ли   объяснить, почему   многие   видели   более       на   Учащиеся основе имеющихся знаний определяют,   тему   урока, выясняют, причины, побудившие   русские   земли искать   решения   вопроса   о безопасности   на   Западе.   На основе ответов учащихся кто­ то   из   детей   формулирует вывод. Ответы детей. Борьба Северо­ Западной Руси против  нападения с Запада.  Дети делают запись темы  урока в свою рабочую тетрадь. Осознавать целостность мира, самоопределение. Познавательные  УУД:  анализировать  имеющиеся знания,  строить логически  обоснованные  рассуждения. Регулятивные  УУД: выдвигать версии. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение,  аргументируя его. Использовать  речевые средства в  соответствии с  ситуацией общения. государства потеря Ответы детей. Образование   монголо­татар,   самостоятельности русскими княжествами. Ответы детей. Нет, не можем? страшную   угрозу   с   севера,   а нес юга? Так   то,   что   мы   должны узнать? 4. Построен ие проекта   Что нам для этого нужно предпринять?  Давайте составим план наших действий.  Вспомогательные   вопросы для учащихся:  1.   Какие   вопросы   мы должны   осветить?   С   чего важно начать? 2.   Кто   были   соседями Новгорода на северо­западе?  3. планировали привнести   в   жизнь   славян эти   воинственные   ордена рыцарей? 4.   Какие   важные   битвы произошли? 5. Выдающиеся личности.  6. Итог нашествия. Определим, какими способами   мы   будем   его выполнять?  А)   Поиск первого   Что       Осознавать целостность мира, самоопределение и  оценивание своих   и   чужих поступков.   Невский, Географическо е   положение Северо­ Западной   Руси и   Прибалтики, духовно­ рыцарские ордена, крестоносцы, А. Ярослав Всеволодович, Дмитрий Александрович ,   Ледовое побоище, Невская   битва, дружина, ополчение, боевой порядок Ответы детей. Мы   должны   выяснить почему   Новгородский   князь выбрать решает   сотрудничество   с государством монголо­татар и противостоять Западу? Ответ. Составить план. Совместная   работа   по составлению следующий план, который учащиеся записывают в тетрадь:  1.Соседи Русских княжеств на западе. 2. Русь и Орден. 3. Угроза Ордена для Северо­ Западной Руси.  4.Князь Александр Невский. 5. Завершающий этап борьбы. Самостоятельная работа и  работа в группе на основе  информации учебника      Регулятивные УУД:   определять цель и формулировать   её, определять средства   решения, планировать деятельность с помощью   учителя, работать по плану. Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей,   работа   в группе. Познавательные УУД:  нужную информацию, анализировать, извлекать информацию   из различных источников отбирать учебника, составляющего элемента производится   на   основе материала учебника индивидуально, (п.1). Б)   Предлагает   прослушать рассказ учителя и найти ответ на вопрос стр.138 В)   Предлагает   проработать затем текст дополняет содержание рассказом   с   использованием мультимедийной   презентации   Предлагает и   документов. определить   незнакомые понятия, выписать их. Г) 4­5 задания выполняются по группам. Задания: 1 группе выполнение 4   пункта   плана;   2   группе   ­5 пункта. Определение способов выполнения   группы   решают самостоятельно. 5. Реализац ия проекта 1.   Работа   по   прочитанному тексту   и   карте,   выполнение пункта 1. Вопрос 1­2 стр. 137 учебника иллюстраций и учебных  картин. А) Самостоятельная работа с текстом учебника (п.1) Б) Выполняют поиск ответа  на поставленный вопрос  стр.138 В) Работают над текстом  учебника, знакомятся с  информацией предложенной  учителем и мультимедийной  презентации, содержащей  карты, выписывают новые  слова. Г) Учащиеся работают по  группам: Первая группа характеризует Александра Невского, на  основе материала учебника и  предложенного документа. Вторая группа определяет  историческое значение  Роковорской битвы на основе  материала учебника. Учащиеся   дают   ответы:   По вопросу№1.  Примерный ответ. Привлекали эти земли потому,   что:   ­проходили основные   торговые   пути; ­присоединение   территорий, населенных народами, исповедовавшими   Осознавать целостность мира, самоопределение и  оценивание своих   и   чужих поступков. Географическо е   положение Северо­ Западной   Руси и   Прибалтики, духовно­ рыцарские   Регулятивные УУД:  определять цель и формулировать   её, определять средства   решения, планировать деятельность. ордена, крестоносцы, А.Невский, Ярослав Всеволодович, Дмитрий Александрович ,   Ледовое побоище, Невская   битва, дружина, ополчение, боевой порядок, 5 апреля   1242г., 15июля 1240г.   Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей,   работа   в группе. Познавательные УУД:  нужную информацию, анализировать, извлекать информацию   из различных источников, анализ.   отбирать христианство,   проходило под   лозунгом   приобщения   к христианству. Однако присоединенные   территории облагались   налогом   и должны были участвовать в военном походе.     не   земли Вопрос   №2.  Примерный ответ. В 1236 году меченосцы потерпели крупное поражение   под   Шавлями. потерять Чтобы     захваченные в Прибалтике они объединились.   Образовался Ливонский орден.  О   нежелании   русских 1. князей   признать   первенство крестоносцев говорит организация   походов   под руководством   Ярослава Всеволодовича. 2.  Стремясь   обезопасить город   от   ответных   военных походов   крестоносцев,   когда город разорялся   и окрестности,   жители Полоцка   отказались   от участия в военном походе на орден.         Учащиеся работают на  основе предложенных учебных 2.Выполнение   заданий   на стр.138 учебника 3. Учащимся предлагается определить факторы,  способствовавшие победе  русских войск над рыцарями.  Вопрос: каково было  историческое значение битв на Неве и Чудском озере? Организация   работы   с понятиями.  Какие   новые слова   вам   встретились? Учитель   при   необходимости ответы корректирует учащихся. Организация   работы   по обсуждению выполнения     заданий пункта 4­5. картин, текста учебника и  документа учебника стр.140­ 142 Примерный ответ.  Отстоять независимость  православной веры,  сохранить экономическую  независимость от ордена. Учащиеся должны назвать  слова: крестоносцы, духовно­ рыцарские ордена. Запись в  тетрадь.  1 группа демонстрирует  результаты своей работы,  члены 2­й группы задают  вопросы по непонятым  аспектам. Представитель группы 1  делает вывод: Примерный  ответ. Князь проводил гибкую политику, делая уступки  Золотой Орде и организуя  сопротивление наступлению  католичества с запада. Вот  как писал о нем знаменитый  историк С. М. Соловьев:  «Соблюдение Русской земли  от беды на Востоке,  знаменательные подвиги за  веру и землю на Западе  доставили Александру Возможно Учитель, при наличии времени и  интереса, может предложить  учащимся оценить деятельность  Александра Невского. Вопрос: как  вы думаете, почему Александр  отразил агрессию с Запада, но  пошел на уступки захватчикам с  Востока.  Ответы   учащихся   могут   стать основой   для   дискуссии   о положительных   и  отрицательных последствиях монгольского владычества.   Невскому славную память на Руси». Однако в самом  Новгороде отношение к  Александру не было  однозначным. Там  сохранялись устойчивые  западнические настроения и  ориентации, поэтому  Александра осуждали за то,  что он делал уступки  Золотой Орде (согласился  платить дань и т. д.). 2 группа демонстрирует  свои наработки по проблеме,  члены 1­й группы задают  вопросы или при  необходимости делают  комментарии. Один из  учащихся делает вывод:  Примерный ответ. Итогом  Раковорской битвы стало  заключение в 1270году  договора между Новгородом и Ливонией, положивший  конец крестовым походам  против Северо­Западной  Руси. Военные столкновения  на русско­литовской границе  продолжались, но  крестоносцы уже не  пытались распространять  на Русь власть католической 6. Первич­ ное закрепле ние Организация работы в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы. Крестоносцы в Прибалтике церкви. Выполняют задания в рабочей тетради. Цели   крестовых   которые походов Народы, подверглись нападению крестоносцев Города,   основанные крестоносцами Государства, основанные крестоносцами Примечание  7. Самостоя тельная работа, проверка по эталону Организация   работы   в   парах по   работе   с   исторической картой.   Первый   вариант   проверяет выполнение   задания   по географической карте, фиксируют правильность   выполнения в рабочей тетради или на специальном листе, а 2­ й выполняет. Затем варианты меняются функциями. I группа Осуществление взаимопроверки.   Первый   вариант   проверяет задания   по выполнение   географической карте, фиксируют правильность   выполнения в рабочей тетради или на специальном листе, а 2­ й выполняет. Затем варианты меняются функциями. Ответы детей. I группа Местоположен ие   Северо­ Западной   Руси и   Прибалтики, места основных битв, крупнейшие города, прохождение основных торговых путей.   отбирать Познавательные УУД:  нужную информацию, анализировать, извлекать информацию   из различных источников, анализировать, сравнивать. Регулятивные УУД:  определять степень успешности работы, работать по предложенному плану   Невская   битва, Ледовое побоище, 5 апреля   1242г., 15 июля 1240г., Раковорская битва, А.Невский, Ярослав Всеволодович, уметь показывать   на Регулятивные УУД:   определять степень успешности работы, работать по предложенному плану Коммуникативные: проговаривание основных   понятий, работа   в   группе, следование морально­ Осознавать целостность мира, самоопределение и  оценивание своих   и   чужих поступков. звали 1.В   каком   году   произошла Невская битва? 2.Как руководившего сражением? 3.Итоги Раковорской битвы. 4.Показать   место   Ледового побоища. князя,   II группа     1.В   каком   году   произошло сражение на Чудском озере? 2.В   каком   году   произошла Раковорская битва? 3.Как звали псковского князя, организовавшего борьбу против Ордена? 4.Показать   место   Невской битвы. Прочитайте документ, заполните пропуски и ответьте на вопросы. «Место было выбрано князем _______   Узмени, неширокой   протоке   между Псковским   и   Чудским   неподалеку   от озерами, Вороньего камня, поднимавшемся над озерным льдом   метров на пятнадцать.   Отсюда   было удобно   наблюдать за немецкой приближением   рати.   Сходились   на   льду на         1. 15 июля 1240г. карте   места сражений. 2. А.Невский   3.Завершение крестовых походов   на   Русь,   подписание договора в 1270г. 4. Место сражения II группа 1.5 апреля 1242 года этическим   нормам общения. Познавательные УУД:    извлекать информацию   из схем, текста, иллюстраций   2.1268 3.Ярослав Всеволодович 4.Место сражения. Читают   документ,   заполняют пропуски   и   отвечают   на вопросы. 1. А. Невским  Осознавать целостность мира, самоопределение и  оценивание своих   и   чужих поступков. Географическо е   положение Северо­ Западной   Руси и   Прибалтики, духовно­ рыцарские ордена, крестоносцы, А. Ярослав Всеволодович, Дмитрий Александрович   Ледовое ,   Невский, выдвигать Регулятивные УУД:  версии, Коммуникативные УУД: проговаривание основных вопросов, следование морально­ этическим   нормам общения. Познавательные УУД:    извлекать информацию   из различных 8. Включен ие     в систему знаний   и повторен ия Узмени   русские   отряды,   и сам   князь,   по   словам летописца,   «вспятился   на озеро».   Полки   начали строиться для боя. Излюбленным боевым   построением   русских   воевод было   трехполковое:   сильное «чело»   должно   было принять   первый,   самый сильный     удар   противника, остановить   его,   связать боем,   и   тогда   с   флангов нападали   конные   крылья. Князь знал, конечно, об этом боевом строе». Почему   князь   для   битвы выбрал именно это место? Как   назывался   порядок построения русских войск? Как   назывался   боевой порядок крестоносцев? Как звали князя? Когда произошла битва? Что нового мы узнали?  9. Ре флексия 2. Так князь знал боевой порядок   построения рыцарей.   Место помогало максимально использовать преимущества   своей дружины   и   слабости противника. 3. Трехполковое  4. «Свинья» 5. А. Невский 6. 5 апреля 1242года Вывод   урока   формируют учащиеся. Примерный ответ. Мы   узнали,   почему Александр   выбрал   тактику противостояния   угрозе   с Запада.   Называют   основные события   противостояния   Северо­Западной между источников побоище, Невская   битва, дружина, ополчение, боевой порядок Адекватное восприятие успеха   неуспеха, самооценка или Географичес­ кое   положение Северо­ Западной   Руси и   Прибалтики, духовно­ рыцарские ордена, осознавать своего или Регулятивные УУД:  причины   успеха   неуспеха. Коммуникативные УУД:  выражение   мыслей, своих аргументация Познавательные УУД:    контроль   и оценка   процессов учебной деятельности крестоносцы, А.Невский, Ярослав Всеволодович, Дмитрий Александрович ,   Ледовое побоище, Невская   битва, дружина, ополчение, боевой порядок Давайте посмотрим на главный вопрос   урока.   «Можно   ли было   остановить   агрессию крестоносцев,   не   военным,   а мирным путем? Как   покажет   история станет церковь   центробежной силой объединения русских земель в борьбе с монголо­татарами.   Ребята,   какова   же   здесь роль истории? На все ли вопросы мы смогли ответить?  Дайте   оценку   своей   работы Русью   и   Западом,   даты событий. Примерный ответ. Нет, избежать военного  противостояния было  нельзя. Так как у крестоносцев был  не только экономический  интерес, но и желание  воспользоваться ситуацией  ослабления русских  княжеств нападением  монголо­татар. А.Невский  понимал, что для  дальнейшего существования  русских земель необходимо  сохранить православную веру, которую пытались  разрушить крестоносцы.  Монголо­татары на  православную веру не  посягали, а отчасти и  пытались поставить себе на  службу.  Примерный ответ. История сохраняет и  передает следующим  поколениям сведения о  жизни других народов и  помогает понять  происходящие сейчас  события. Ответ   детей.  Да, намеченный   план   работы выполнен.   детей     Ответ по характеристике своей работы, самооценка. на   уроке.   При   оценке необходимо   использовать выражения: сегодня на уроке я узнал(а)… Выяснил(а)… Понял(а)…  Выставление оценок в журнал и дневники. Подумайте, какой интересной   информацией   вы могли   бы   поделиться   на следующем уроке?    Запись   в   рабочую   тетрадь задания по желанию. 10. Д.З.  Первый вариант   Базовый – прочитать текст  параграфа § 19 и ответить на вопросы. Повышенный – Дополнительное задание: подготовить проект «Александр Ярославич: человек и государственный деятель». 1. Высокий – подготовить сообщение «За какие заслуги православная церковь причислила Александра Невского к лику святых? Второй вариант  Изучите материалы, выполните задания, используя электронные ресурсы: Информационный. http://fcior.edu.ru/card/10659/rus­na­rubezhe­xiii­xiv­vekov.html http://fcior.edu.ru/card/9916/ekspansiya-s-zapada-aleksandr-nevskiy.html Практический.  http://fcior.edu.ru/card/6470/praktika­inozemnaya­agressiya­xiii­veka.html  Контрольный.  http://fcior.edu.ru/card/514/kontrol­aleksandr­nevskiy­voin­i­diplomat.html Для любознательных! Предложить стихотворение см. прил.№1 Выясни, содержатся ли в тексте стихотворения ошибки Приложение №1 Невская битва 1240г. В ожидании победы На просмоленных челнах По Неве приплыли шведы Навести на русских страх Меж собой о чём­то споря Тёмную ночь благодаря В устье речки, на Ижоре Встали, бросив якоря Расположив шатры рядами Шведский, Биргер Магнуссон Что командовал войсками Погрузился мирно в сон Ночь темна, войска уснули Раздаётся тихий храп Спят ночные караулы Подстелив еловых лап Обломилась с хрустом ветка Эхом, вторил хвойный бор Князя верная разведка Пробирается в дозор Увидав шатры чужие Старший воин, бородач Говорит воям: « Родные К князю быстро мчитесь вскачь Шуба кроличья в награду И колпак к ней будет сшит Кто быстрее Александру, Князю новость сообщит.» Услыхав такие вести Александр, великий князь Дал приказ во всеизвестье И дружина собралась Князя, храбрые дружины Окружили шведский стан И побили, шведов, финнов Был разрушен дерзкий план Всем врагам врата закрыты Славь Россия ратный труд Александра после битвы Невским вскоре назовут.

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Урок по истории России в 6 классе "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017