Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Покчинская основная общеобразовательная школа»
Судьбой им было суждено
(репрессированные нашего села)
Выполнила: Лопакова Ирина
учащаяся 6 класса
Руководитель:
Петрова Ирина Николаевна
С. Покча
2016г
Оглавление
1 1. Введение (цель, задачи, актуальность, методы исследования)
…….3
2. Основное содержание
……………………………………………………………….....4
2.1Вступление. Репрессии в
СССР………………………………………………….……4
2.2 Репрессии в разных
судьбах…………………………………………………….….5
2.3 Списки репрессированных…………………………….
…………………….……..…6
3. Заключение. Выводы. Значимость
работы…………………………………….6
4. Список литературы
…………………………………………………………….…………..6
5. Приложения………………………….………………………………………..
………………7
2 Введение
История – это память народа, дающая знание того, что было.
А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся,
было и то, о чем предпочитаем молчать.
Актуальность работы:
История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой
славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали
России свои силы, таланты, мужество. История нашего края, района, села
неотделима от истории нашей страны. Все, что происходило в России, всегда
сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. Мы гордимся земляками,
ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. О них в музее
нашей школе собран большой фактический материал. Но есть в нашей истории и
трагические следы, связанные с периодом репрессий 3050х годов XX века.
Коснулись они и жителей моего села и их близких родственников, многие из
которых были принесены в жертву истории.
Долгое время эта тема была закрытой. О ней старались не говорить, не
вспоминать, не обсуждать. И только в конце 80х начале 90х годов XX века
стали открываться неизвестные страницы прошлого. Изучая историю
возникновения нашего села, я узнала, что многие жители являются переселенцами
из европейской части России. Они оказались в нашем крае в результате политики
репрессий, которую проводило наше государство в 3050е годы прошлого
столетия. Но информация об этих людях носила отрывочный неполный характер.
3 Цель: изучить историю жизни людей, подвергшихся политическим репрессиям, их
судьбы на примере своих односельчан, сохранить память о жертвах политических
репрессий.
Задачи:
Изучить литературу, документы, о событиях 2050х годов XX века, связанные
с историей политических репрессий.
Выяснить, кто из односельчан и их родственников были репрессированы в 30
50х годах XX века.
Встретиться, расспросить односельчанрепрессированных или их
родственников о событиях тех лет. Собрать информацию и записать
воспоминания.
Систематизировать информацию из различных источников.
Составить списки репрессированных.
Изложить собранный материал в исследовательской работе.
Представить работу перед учащимися школы и жителями поселка, вызвать у
людей сочувствие и понимание к судьбам репрессированных.
Организовать проведение 30 октября (хотя бы в школе) День памяти жертв
политических репрессий.
Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный
метод, метод опроса, метод обработки данных.
Вступление.
Репрессии одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и
края. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам гражданам
России. События того времени, коснувшиеся многих семей, сохранились в памяти
на всю жизнь. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни
безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы.
Тяжкий труд с малолетства на «спецпоселениях» подорвал здоровье детей, лишил
их детства на обжитых местах, возможности получить достойное образование и
4 работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на
протяжении всей жизни. Но многие люди не зачерствели душой, сохранили в
памяти и передали потомкам истории своих жизней.
Многие годы период репрессий в СССР замалчивался. До сих пор нет точного
числа репрессированных, расстрелянных. Официально считается: 4 миллиона
человек репрессировано и 800 тысяч расстреляно, причем политическая элита
составляла среди них 5 % , остальные крестьяне, рабочие, интеллигенция.
Термин "репрессии" включает широкий объем различных форм подавления людей.
Репрессии (лат. repressio подавление) карательная мера, наказание.
Репрессивный карательный, имеющий целью подавить, пресечь чтолибо.
Репрессии это карательные меры, применяемые государственными органами.
Существуют разные формы репрессий: принудительный труд, административное
наказание, депортация.
В конце 20х годов ХХ века тяжкий стон прошел по деревням России началось
раскулачивание крестьянства и последующее за ним выселение с обжитых мест.
Массовый характер выселение крестьянских семей приняло после принятия
Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. "О мероприятиях по
укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах
сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Всего за 1930–1933 гг., по
разным оценкам, вынуждены были покинуть родные деревни от 3 до 4,5 миллионов
человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к
заключению в лагерь. 1 миллион 800 тысяч стали «спецпоселенцами» в необжитых
районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили
имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество
крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки,
спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего
последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам,
жизни от 6 до 9 миллионов человек.
5 Многие годы было не принято говорить и писать о том, что наш край считался
местом заключения и ссылки, о том, как были обречены на не человеческие
мучения и вымирания сотни людей Белоруссии, Украины, Северной Оссетии,
российских немцев.
В Пермской области для их места жительства были определены север Коми –
Пермяцкого автономного округа и Чердынский район. Везли спецпереселенцев как
преступников, под охраной, под мучительными пересылками. Власти на местах не
были готовы к такому наплыву ссыльных. Для места жительства для них
отводились таежные места. Люди ютились в палатках, в землянках, валили лес,
корчевали пни. На берегах Камы и Вишеры поднялись тогда десятки поселков,
число могил на кладбищах нередко превышало количество живущих.
Условия быта и жизни спецпереселенцев были ужасающими. Они были лишены
всех политических и гражданских прав, не могли устроиться на работу, умирали
от голода. Выживали лишь те, кто не брезговал падалью, ел траву, древесную кору,
собак и крыс.
В районы нашей области за 2 года было переселено не менее 6070 тысяч человек.
Практически половина из них погибла.
Человек привыкает ко всему. Смирившись с тем, что возвращение на родину
отложено на неопределенный срок, спецпереселенцы основательно налаживали
свою жизнь и быт. Открывались школы, больницы, клубы. Люди женились,
отмечали праздники, читали газеты – и это все под недремлющим оком
спецкомендатуры. Без ее разрешения нельзя было даже отлучиться в лес за
грибами и ягодами.
Новая волна репрессий 19371938 года осиротила более 1000 детей, обрушив
новые лишения и заботы на плечи вдов, тяжелый удар нанесла и Великая
Отечественная война.
Но постепенно унизительный язык «спецпереселенец» стирался. Наступали
долгожданные реабилитационные времена.
6 Сегодня на территории района проживает 308 жертв и 46 пострадавших от
политических репрессий. На территории Покчинского поселения проживает 8
репрессированных, 4 раскулаченных и 4 пострадавших.
В ходе исследования темы: «Судьбой им было суждено», были изучены различные
материалы: документы, фотографии, мемуары, воспоминания репрессированных и
их близких родственников. Я даже не могла представить себе всех масштабов
репрессий. Встречаясь со многими людьми, мы видели, сколько боли,
переживаний, страданий в душе каждого из них. Это они были вырваны из
привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками. У многих из
них практически не сохранились фотографии, письма и все те привычные мелочи
обычной жизни, которые хранят память семьи. Только воспоминания и ярлыки
«дочь или сын врага народа», который преследовал их долгие годы. Встречаясь с
людьми, прошедшими через «кровавую мясорубку» репрессий, я видела боль в их
глазах. Но никто из них не озлобился и не имеет обиды на советскую власть.
Люди, перенесшие страшные годы репрессий, не сетуют ни на прошлое, ни на
настоящее. Они добры и внимательны. И очень часто в тяжёлую минуту первыми
приходят на помощь. Как правило, они редко говорят о том времени даже с
родными. Часто о многом из тяжёлого прошлого не знают даже их дети.
Своими воспоминаниями о прожитой жизни они делятся из желания извлечь уроки
для детей и внуков, для утверждения своей роли в событиях прошлого, для
самооправдания в глазах современников. С каждым годом их становиться всё
меньше и меньше, но те годы навсегда останутся в их памяти, а значит и в нашей.
Ведь известно, что если историю забыть, она когданибудь повторится.
Мною составлен список репрессированных, проживающих на территории
Покчинского поселения, но мне хочется рассказать об одной из них: Заболотных
Александра Никитична. Родилась 19 декабря 1924 года в Белоруссии. Жили на
хуторе своим хозяйством. Продавали масло, сметану, покупали керосин.ю спички.
В 1933 году в годы коллективизации выслали всю семью. За что не знают. С собой
7 взяли только то, что смогли унести. Везли их в телячьих вагонах. Привезли в
Чердынский раон. Было в ту пору Александре Никитичне 9 лет. Жили сначала в
Купчике, потом на Лобыре. На Лобыре умер брат. Жили вначале прямо под елкой,
с наступлением холодов вырыли землянку, питались баландой – мука с водой. Как
выжили сама не понимает. Мать не знала, как прокормить семью, и однажды
унесла 6 картошек, ей дали сразу 6 месяцев заключения. Но через 2 недели
выпустили, скорее всего, потому, что надо было работать в лесу. Выросла
Александра Никитична и вышла замуж за человека старше ее на 11 лет. Он тоже
был переселенец. Все пережитое нельзя вспоминать без слез.
Список репрессированный, проживающих на территории
Покчинского поселения:
Гельд Амалия Федоровна – уроженка Саратовской области
Агапитова Эмма Ивановна – уроженка Саратовской области
Заболотных Александра Никитична – уроженка Белоруссии
Патрушева Мария Григорьевна – проживала в Чердынском районе
Загваздин Яков Яковлевич – коренной житель
Кениг Иван Александрович – уроженец Саратовской области
Шуппе Федор Федорович с. Францонзен, Саратовской области
Спис Иван Иванович – проживал в Краснодарском крае
Крум Иван Кондратьевич – Саратовская область
Шварц Валентина Афанасьевна – уроженка пос. Ныроб.
Бирих Владимир Федорович – коренной житель
Гребнева Эльвира Федоровна – родилась в Покче в семье репрессированных
немцев
Федосеева Ида Федоровна – уроженка Покчи
Тикко Мария Адамовна – уроженка Ленинградской области
Бирих Федор Федорович – Саратовская область
Заключение:
8 Государство признало свою вину в отношении репрессированных. В 1991 году был
принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий".
Но до сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и
прадеды. Они хотят найти хоть какието сведения о судьбах родственников. Очень
важно знать имена жертв, важно «всех поименно назвать». Задача эта и сегодня
далека от исполнения.
В разных регионах бывшего Советского Союза готовят и издают Книги памяти
жертв политических репрессий. Основное содержание этих книг – краткие
биографические справки о расстрелянных, отправленных в лагеря, насильственно
депортированных в трудпоселения, мобилизованных в трудармии. Эти справки
нужны сотням тысячам людей и в нашей стране, и в других странах мира, где
живут наши соотечественники. Это нужно для того, чтобы сохранить память о
жертвах и помочь людям восстановить историю их семей. 30 октября День
памяти жертв политических репрессий. В этот день в стране проходят памятные
мероприятия, собрания и митинги, в которых принимают участие политики и
общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь,
родные и близкие тех, кто подвергся репрессиям
Мы должны помнить о тех людях, кто невинно пострадал. Моя исследовательская
работа, это вклад в восстановление справедливости и напоминание людям о
страшных и трагических днях истории, а также дань памяти невинно
пострадавших.
В итоге работы над темой я пришла к следующим выводам:
1.В стране были значительные масштабы репрессий.
2.Судьба многих моих односельчан и их родственников связана с политическими
репрессиями, которые оказали значительное влияние на жизнь этих людей.
3. Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне со взрослыми,
переносили голод и холод, невзгоды и тяжелый труд.
4.Жители села хранят память о тех людях, которые пострадали в годы репрессий.
9 Значимость своей работы я вижу в том, что
моя работа подвигла людей еще больше узнать о судьбе своих близких в годы
репрессий,
материалы работы можно использовать как ресурс школьного музея на уроках
истории, тематических вечерах и классных часах.
Я считаю, что в этом направлении можно много проводить исследований, и одно из
них – это поиск фотографий, документов о репрессированных. К сожалению, в
этой работе очень мало таких документов. Считаю, что их, хоть немного, но можно
найти.
Литература
1.Большой энциклопедический толковый словарь.
2.Вербицкий Матвей Иванович. Мемуары. « Теперь об этом можно рассказать».
3. Закон РФ от 18 октября 1991 года. «О реабилитации жертв политических
репрессий».
4. Интернет ресурсы.
Приложения
10 Спис Иван Иванович – проживал в Краснодарском крае
Заболотных Александра Никитична –
уроженка Белоруссии
11 Гельд Амалия Федоровна – уроженка
Саратовской области
12
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Проект "Судьбой им было суждено" (о репрессированных), 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.