конспект урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Изучить историю древнерусского государства середины X века, дать оценку правления Ольги. 2. Выяснить, как на Руси распространялись идеи христианства. 3. Углубить представления учащихся о русской летописи, как особой литературной форме отражения исторических событий. 4. Закрепить умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. 5. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. 6. Содействовать формированию национального самосознания. 7. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны. 8. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги.
Иконка файла материала Урок Княгиня Ольга.docx
Тема: «Строительница Древнерусского государства княгиня Ольга». Цели урока: 1. Изучить историю древнерусского государства середины X века, дать оценку правления Ольги. 2. Выяснить, как на Руси распространялись идеи христианства. 3. Углубить представления учащихся о русской летописи, как особой литературной форме отражения исторических событий. 4. Закрепить умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. 5. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. 6. Содействовать формированию национального самосознания. 7. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны. 8. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги. Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX-X веках». Портрет княгини Ольги. Презентация. Карточки.Тесты. Ход урока: I. Организационный момент. II. Опрос. 1.Работа с карточками и тестами. 2.Фронтальный опрос по датам и 3.Индивидуальный опрос: 4.Дополнительные вопросы: восточных славян. Киев? варягов. государства? определениям. /Игра «Поймай рыбку!»/ 1) Назовите два государственных центра у 2) Как, по мнению летописца, был основан 3) Расскажите легенду о призвании 4) Какова роль варягов в истории русского 5) Охарактеризуйте княжение Олега. 6) Что вы знаете о правлении Игоря? 7) В чем суть норманнской теории? 1) Что такое летопись? 2) Из какой летописи нам известно о жизни восточных славян в далеком прошлом? 3) Что такое миниатюра? 4) Сколько союзов восточнославянских племен называет Нестор в своей «Повести временных лет?» восточнославянских племен. греки». 5) Покажите на карте расселение 6) Проследите по карте путь «из варяг в 7) Что такое полюдье? 8) Чем платили дань киевскому князю?III. Изучение нового материала. План:/слайды 1-3/ 1. 2. 3. Происхождение княгини Ольги. Княгиня Ольга во главе государства. Крещение Ольги. 1 вопрос. Рассказ учителя с использованием отрывков из летописи «Повесть временных лет». Демонстрация слайдов 4-23. На сегодняшнем уроке будет рассмотрена жизнь и деятельность великой правительницы Руси – княгини Ольги, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени. Княгиня Ольга – великая женщина, много сделавшая для Руси, она – праматерь православия, мудрая правительница, верная жена, любящая мать. 24 июля русская православная церковь празднует память равноапостольной княгини Ольги. Она вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Княгиня собрала русские земли воедино, укрепила оборону и престиж страны. Но церковь прославляет святую Ольгу прежде всего за проповедь христианской веры, устроение первых храмов и подготовку русского народа к принятию православия. Дело, начатое Ольгой, было завершено ее внуком, равноапостольнымкнязем Владимиром, который в 988 году крестил Русь. Супруга Игоря, Ольга, отличалась красотой, светлым умом и целомудрием. Ни дата рождения Ольги, ни ее родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об ее жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни Ольги и остается такой, какой ее создали в народе и записали в летописях. /Следует отметить ордена, названные в честь княгини Ольги: 1.Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги – учрежден императором Николаем I в 1915 году. 2.Орден Святой равноапостольной великой княгини Ольги – награда Русской Православной Церкви. Кроме того, сняты кинофильмы о судьбе Ольги: 1.«Легенда о княгине Ольге» /1983 г./ 2.«Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» /2005 г./ Судьба Великой княгини послужила основой для большого числа литературных произведений./ Родилась Ольга в селе Выбуты в 12 километрах от Пскова /самого Пскова тогда еще не было/. В те времена славяне-язычники, особенно богатые, имели по нескольку жен, а Ольга былаединственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был христианином, но скрывал это и в своей семейной жизни руководствовался правилами христианской морали. Летопись рассказывает, что князь Игорь встретил Ольгу на Охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он и слышать не хотел о других невестах и женился на Ольге. В 945 году князь Игорь отправился в полюдье. Путь его поначалу лежал в земли древлян. С древлянами у Игоря были старые счеты. Именно они восстали и попытались отделиться от Киева, едва Игорь вступил на престол. Именно древлян он обложил данью более тяжелой, чем это сделал Олег. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоз в Киев, а сам, оставшись с малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне отправили к Игорю своих послов: «Князь! Мы все заплатили тебе; для чего же ты опять идешь к нам?» Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда древляне вместе с князем своим Малом решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Вышли они тогда из Искоростеня и убили князя со всею его дружиною и погребли недалеко оттуда. Византийский историк повествует, что древляне казнили Игоря «лютой смертью»: егопривязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их. В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее. Запись в тетрадь: 945-962 годы – правление Ольги при малолетнем сыне Святославе. Горько плакала княгиня, узнав о смерти мужа: «Увы мне, великий самодержец, великий государь русский! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих? Лучше бы мне прежде тебя умереть!» И так плакала она и никто не мог ее утешить. И все люди плакали вместе с нею. А как кончилось оплакивание, собралась Ольга с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за смерть мужа своего, как покарать убийц. В это время древлянский князь Мал прислал к Ольге своих сватов. Если бы сватовство увенчалось успехом, он бы распространил свою власть над полянами, а древляне стали бы господствующим среди восточных славян племенем. Но этим планам не суждено было сбыться. Летопись рисует впечатляющую картину мести киевской княгини за убитого мужа.И сказала Ольга древлянским послом, к ней пришедшим: «Хорошо, что пришли, о, мужи. Говорите же, зачем пришли?» «Прислала нас Древлянская земля. Твой князь обложил нас данью, и все ему было мало. Из-за этого он убит. А наши князья добрые. Выходи за нашего князя Мала». И сказала Ольга: «По душе мне ваши речи. Мужа моего не воскресить. И я не могу восстановить над вами господство моего мужа, которого вы убили. Идите теперь в ваши ладьи. Завтра я пришлю за вами. А вы скажите посланным: «Пешком не пойдем, на конях не поедем, несите нас в лодках!» Назавтра послала Ольга за ними. Древляне, гордясь, сидели в своих лодках, говорили, как учила их Ольга: «Несите нас на головах своих вместе с ладьями!» Киевские люди смеялись над их глупостью и, как бы повинуясь, сказали: «Князя у нас нет, а княгиню вы берете за своего князя, и теперь нет нашей воли». И понесли их на теремный двор. А Ольга смотрела из терема. И бросили сватов в заготовленную там яму, говоря: «Люба ли вам честь такая?» Они же из глубокой ямы вопили: «Горе нам! Наша участь хуже Игоревой». И засыпали их живыми. Это была первая месть Ольги. Затем послала Ольга своих послов в Древлянскую землю. «Если хотите взять меня в жены вашему князю, пришлите ко мне лучших людей, пойду к вам с великими почестями!» По приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужейДревлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели.Это была вторая месть древлянам. И снова послала Ольга к древлянам: «Иду к вам. Приготовьте много меда у того города, где убили моего мужа. Я хочу поплакать над его могилой и совершить тризну»./Тризна – это поминальная трапеза язычников на могилах- курганах умерших./И пришла Ольга с войском в Древлянскую землю. Пришла на могилу Игоря и плакала над ним плачем великим. Велела же насыпать курган над Игорем и тризны творить, как это принято у язычников. И древляне сели пить. Ольга велела своим людям служить им, но самим не упиваться. А когда древляне напились, тогда воины ее зарубили пять тысяч древлян. Это была третья месть Ольги. Возвратилась княгиня в Киев. А на следующий год собрала большое войско, взяла с собой малолетнего сына Святослава и двинулась в поход на древлян, уже наказанных хитростью, но еще не покоренных силой. Многочисленное войско Ольги встретилось с древлянами. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного князя с восклицанием: «Друзья! Встанем же за князя!» И они устремились в битву. Древлянебыли разбиты. Бежавшие с поля боя спрятались за стенами своих городов. Чувствуя себя более других виноватыми, жители Искоростеня целое лето оборонялись с отчаянием. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. «Для чего вы упорствуете? – велела она сказать древлянам – все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои; а вы хотите умереть с голоду! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего». Древляне предложили ей в дань мед и кожи зверей, но княгиня, будто бы из великодушия, отказалась от этой дани и пожелала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя. Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном.. Ольга же приказала выпустить птиц на волю, привязав к ним зажженные кусочки серы. Голуби полетели в свои голубятники, воробьи – под кровли, и город внезапно заполыхал. «И не было двора, иде же не горяша», – пишет летописец. Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить тяжелую дань. Конечно, рассказ об Ольгиной мести явно легендарен. Едва ли он отражает в подробностях действительные события, хотя осада Искоростеня, несомненно, реальна. Автор сказания явно сочувствует проявленными Ольгой жестокости и коварству, дажевосхищается ею. Возможно, он хотел подчеркнуть могущество Киева, устрашить всех, кто дерзнет выступить против его господства. Но, по-видимому, воспевание беспощадной расправы объясняется не только этим. Летописный рассказ позволяет понять, каковы были присущие славянам того времени представления о справедливости. Обычай рассматривал месть за убитого родича, как священную обязанность, как подвиг. Кровная месть заменяла еще собою правосудие. Так думали и в XII веке, когда создавалась «Повесть временных лет». 2 вопрос. Объяснение учителя. Демонстрация слайдов 24-29. Завершив отмщение, Ольга приступила к устроению Русской земли. При Ольге начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. В те времена четко зафиксированных норм при сборе полюдья не существовало, размеры его закреплял лишь обычай, что и позволило князю увеличивать поборы до тех пор, пока данники не возмутились. Сохранять такое положение и впредь было опасно. Ввиду этого Ольга установила определенные размеры дани – «уроки», поставила по всей земле свои становища и погосты. Становищем, по- видимому, называлось место, где останавливались князья при поездках наполюдье. Под погостами следует понимать скорее укрепленные дворы княжеских приказчиков, куда свозило дань окрестное население. Постепенно они превращались в опорные пункты власти в удаленных местностях. Запись в тетрадь: Уроки – определенные размеры дани. Погосты – места сбора дани. Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси. Много заботилась Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами, валами, частоколами. Сама княгиня жила в Вышгороде. Основанный, возможно, Олегом, и данный Ольге, как невесте или супруге князя, этот город находился в семи верстах /1 верста равна 1 км 80 м/ от Киева, на высоком берегу Днепра. Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов она была страшна, своим же народом была любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий. Она внушала злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков. При этом Ольга, милосердная от души, была щедра к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердцабыстро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. 3 вопрос.Сообщение учителя с использованием отрывков из летописи «Повесть временных лет». Демонстрация слайдов 30-45. В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М.Н. Тихомиров, «Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». Объехав все русские земли из конца в конец, и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение. В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женахрусских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!» Запись в тетрадь: 957 год – посольство княгини Ольга в Константинополь. Принятие Оль гой христианства. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом, Ольга возвратилась в Киев. Вернувшись домой, княгиня Ольга, прежде всего, старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если же ты крестишься, то и все сделают так же», – говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями. Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце желание обратиться к Богу, что даровал и мне». В своих владениях Ольга ставила кресты и строила храмы, готовя тем самым Русскую землю к принятию христианской веры. Великий князь Святослав мечтал о создании Русской державы от Дуная до Волги, а столицей страны хотел видеть город Переяславец на Дунае. Святая княгиня Ольга предостерегала своего сына, но он не слушал этих предостережений и потому погиб в одном из военных походов в 972 году.А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов. «И плакали над ней плачем великим ее сын и внуки ее, и все люди, – говорит летописец. – Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом». Через 20 лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги. Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была мудрейшая из людей». Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою. Отомстив древлянам, она сумела соблюсти тишину в стране своей и мир с другими странами до совершеннолетия Святослава, с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она – правила государством. При Ольге Руст стала известною и в самых отдаленных странах Европы. IV. Закрепление: Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой такмного места уделено в древнерусских летописях? Почему же церковь назвала Ольгу святою? Почему Нестор называл Ольгу мудрой? В чем Ольга была хитрой? V. Рефлексия. Пока тихо звучит музыка, подумаем, чему же научил нас этот урок, над чем заставил задуматься? /История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших. В том, что это ошибочно, говорит имя великой княгини Ольги/. VI. Составить синквейн. Ольга мудрая, хитрая мстила, правила, любила «Сияла, как луна в ночи» Святая. Д/з – написать мини-сочинение на тему «Великая княгиня Ольга».