Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
6 кл
18.04.2019
Конспект урока
Цели урока: 1. Изучить историю древнерусского государства середины X века, дать оценку правления Ольги. 2. Выяснить, как на Руси распространялись идеи христианства. 3. Углубить представления учащихся о русской летописи, как особой литературной форме отражения исторических событий. 4. Закрепить умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. 5. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. 6. Содействовать формированию национального самосознания. 7. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны. 8. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги.
Урок Княгиня Ольга.docx
Тема: «Строительница Древнерусского государства княгиня Ольга». Цели урока: 1. Изучить историю древнерусского государства середины X века, дать оценку правления Ольги. 2. Выяснить, как на Руси распространялись идеи христианства. 3. Углубить представления учащихся о русской летописи, как особой литературной форме отражения исторических событий. 4. Закрепить умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. 5. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. 6. Содействовать формированию национального самосознания. 7. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны. 8. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги. Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX-X веках». Портрет княгини Ольги. Презентация. Карточки. Тесты. Ход урока: I. Организационный момент. II. Опрос. 1.Работа с карточками и тестами. 2.Фронтальный опрос по датам и 3.Индивидуальный опрос: 4.Дополнительные вопросы: восточных славян. Киев? варягов. государства? определениям. /Игра «Поймай рыбку!»/ 1) Назовите два государственных центра у 2) Как, по мнению летописца, был основан 3) Расскажите легенду о призвании 4) Какова роль варягов в истории русского 5) Охарактеризуйте княжение Олега. 6) Что вы знаете о правлении Игоря? 7) В чем суть норманнской теории? 1) Что такое летопись? 2) Из какой летописи нам известно о жизни восточных славян в далеком прошлом? 3) Что такое миниатюра? 4) Сколько союзов восточнославянских племен называет Нестор в своей «Повести временных лет?» восточнославянских племен. греки». 5) Покажите на карте расселение 6) Проследите по карте путь «из варяг в 7) Что такое полюдье? 8) Чем платили дань киевскому князю? III. Изучение нового материала. План:/слайды 1-3/ 1. 2. 3. Происхождение княгини Ольги. Княгиня Ольга во главе государства. Крещение Ольги. 1 вопрос. Рассказ учителя с использованием отрывков из летописи «Повесть временных лет». Демонстрация слайдов 4-23. На сегодняшнем уроке будет рассмотрена жизнь и деятельность великой правительницы Руси – княгини Ольги, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени. Княгиня Ольга – великая женщина, много сделавшая для Руси, она – праматерь православия, мудрая правительница, верная жена, любящая мать. 24 июля русская православная церковь празднует память равноапостольной княгини Ольги. Она вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Княгиня собрала русские земли воедино, укрепила оборону и престиж страны. Но церковь прославляет святую Ольгу прежде всего за проповедь христианской веры, устроение первых храмов и подготовку русского народа к принятию православия. Дело, начатое Ольгой, было завершено ее внуком, равноапостольным князем Владимиром, который в 988 году крестил Русь. Супруга Игоря, Ольга, отличалась красотой, светлым умом и целомудрием. Ни дата рождения Ольги, ни ее родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об ее жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни Ольги и остается такой, какой ее создали в народе и записали в летописях. /Следует отметить ордена, названные в честь княгини Ольги: 1.Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги – учрежден императором Николаем I в 1915 году. 2.Орден Святой равноапостольной великой княгини Ольги – награда Русской Православной Церкви. Кроме того, сняты кинофильмы о судьбе Ольги: 1.«Легенда о княгине Ольге» /1983 г./ 2.«Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» /2005 г./ Судьба Великой княгини послужила основой для большого числа литературных произведений./ Родилась Ольга в селе Выбуты в 12 километрах от Пскова /самого Пскова тогда еще не было/. В те времена славяне-язычники, особенно богатые, имели по нескольку жен, а Ольга была единственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был христианином, но скрывал это и в своей семейной жизни руководствовался правилами христианской морали. Летопись рассказывает, что князь Игорь встретил Ольгу на Охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он и слышать не хотел о других невестах и женился на Ольге. В 945 году князь Игорь отправился в полюдье. Путь его поначалу лежал в земли древлян. С древлянами у Игоря были старые счеты. Именно они восстали и попытались отделиться от Киева, едва Игорь вступил на престол. Именно древлян он обложил данью более тяжелой, чем это сделал Олег. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоз в Киев, а сам, оставшись с малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне отправили к Игорю своих послов: «Князь! Мы все заплатили тебе; для чего же ты опять идешь к нам?» Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда древляне вместе с князем своим Малом решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Вышли они тогда из Искоростеня и убили князя со всею его дружиною и погребли недалеко оттуда. Византийский историк повествует, что древляне казнили Игоря «лютой смертью»: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их. В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее. Запись в тетрадь: 945-962 годы – правление Ольги при малолетнем сыне Святославе. Горько плакала княгиня, узнав о смерти мужа: «Увы мне, великий самодержец, великий государь русский! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих? Лучше бы мне прежде тебя умереть!» И так плакала она и никто не мог ее утешить. И все люди плакали вместе с нею. А как кончилось оплакивание, собралась Ольга с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за смерть мужа своего, как покарать убийц. В это время древлянский князь Мал прислал к Ольге своих сватов. Если бы сватовство увенчалось успехом, он бы распространил свою власть над полянами, а древляне стали бы господствующим среди восточных славян племенем. Но этим планам не суждено было сбыться. Летопись рисует впечатляющую картину мести киевской княгини за убитого мужа. И сказала Ольга древлянским послом, к ней пришедшим: «Хорошо, что пришли, о, мужи. Говорите же, зачем пришли?» «Прислала нас Древлянская земля. Твой князь обложил нас данью, и все ему было мало. Из-за этого он убит. А наши князья добрые. Выходи за нашего князя Мала». И сказала Ольга: «По душе мне ваши речи. Мужа моего не воскресить. И я не могу восстановить над вами господство моего мужа, которого вы убили. Идите теперь в ваши ладьи. Завтра я пришлю за вами. А вы скажите посланным: «Пешком не пойдем, на конях не поедем, несите нас в лодках!» Назавтра послала Ольга за ними. Древляне, гордясь, сидели в своих лодках, говорили, как учила их Ольга: «Несите нас на головах своих вместе с ладьями!» Киевские люди смеялись над их глупостью и, как бы повинуясь, сказали: «Князя у нас нет, а княгиню вы берете за своего князя, и теперь нет нашей воли». И понесли их на теремный двор. А Ольга смотрела из терема. И бросили сватов в заготовленную там яму, говоря: «Люба ли вам честь такая?» Они же из глубокой ямы вопили: «Горе нам! Наша участь хуже Игоревой». И засыпали их живыми. Это была первая месть Ольги. Затем послала Ольга своих послов в Древлянскую землю. «Если хотите взять меня в жены вашему князю, пришлите ко мне лучших людей, пойду к вам с великими почестями!» По приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей Древлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели.Это была вторая месть древлянам. И снова послала Ольга к древлянам: «Иду к вам. Приготовьте много меда у того города, где убили моего мужа. Я хочу поплакать над его могилой и совершить тризну»./Тризна – это поминальная трапеза язычников на могилах- курганах умерших./И пришла Ольга с войском в Древлянскую землю. Пришла на могилу Игоря и плакала над ним плачем великим. Велела же насыпать курган над Игорем и тризны творить, как это принято у язычников. И древляне сели пить. Ольга велела своим людям служить им, но самим не упиваться. А когда древляне напились, тогда воины ее зарубили пять тысяч древлян. Это была третья месть Ольги. Возвратилась княгиня в Киев. А на следующий год собрала большое войско, взяла с собой малолетнего сына Святослава и двинулась в поход на древлян, уже наказанных хитростью, но еще не покоренных силой. Многочисленное войско Ольги встретилось с древлянами. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного князя с восклицанием: «Друзья! Встанем же за князя!» И они устремились в битву. Древляне были разбиты. Бежавшие с поля боя спрятались за стенами своих городов. Чувствуя себя более других виноватыми, жители Искоростеня целое лето оборонялись с отчаянием. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. «Для чего вы упорствуете? – велела она сказать древлянам – все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои; а вы хотите умереть с голоду! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего». Древляне предложили ей в дань мед и кожи зверей, но княгиня, будто бы из великодушия, отказалась от этой дани и пожелала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя. Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном.. Ольга же приказала выпустить птиц на волю, привязав к ним зажженные кусочки серы. Голуби полетели в свои голубятники, воробьи – под кровли, и город внезапно заполыхал. «И не было двора, иде же не горяша», – пишет летописец. Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить тяжелую дань. Конечно, рассказ об Ольгиной мести явно легендарен. Едва ли он отражает в подробностях действительные события, хотя осада Искоростеня, несомненно, реальна. Автор сказания явно сочувствует проявленными Ольгой жестокости и коварству, даже восхищается ею. Возможно, он хотел подчеркнуть могущество Киева, устрашить всех, кто дерзнет выступить против его господства. Но, по-видимому, воспевание беспощадной расправы объясняется не только этим. Летописный рассказ позволяет понять, каковы были присущие славянам того времени представления о справедливости. Обычай рассматривал месть за убитого родича, как священную обязанность, как подвиг. Кровная месть заменяла еще собою правосудие. Так думали и в XII веке, когда создавалась «Повесть временных лет». 2 вопрос. Объяснение учителя. Демонстрация слайдов 24-29. Завершив отмщение, Ольга приступила к устроению Русской земли. При Ольге начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. В те времена четко зафиксированных норм при сборе полюдья не существовало, размеры его закреплял лишь обычай, что и позволило князю увеличивать поборы до тех пор, пока данники не возмутились. Сохранять такое положение и впредь было опасно. Ввиду этого Ольга установила определенные размеры дани – «уроки», поставила по всей земле свои становища и погосты. Становищем, по- видимому, называлось место, где останавливались князья при поездках на полюдье. Под погостами следует понимать скорее укрепленные дворы княжеских приказчиков, куда свозило дань окрестное население. Постепенно они превращались в опорные пункты власти в удаленных местностях. Запись в тетрадь: Уроки – определенные размеры дани. Погосты – места сбора дани. Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси. Много заботилась Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами, валами, частоколами. Сама княгиня жила в Вышгороде. Основанный, возможно, Олегом, и данный Ольге, как невесте или супруге князя, этот город находился в семи верстах /1 верста равна 1 км 80 м/ от Киева, на высоком берегу Днепра. Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов она была страшна, своим же народом была любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий. Она внушала злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков. При этом Ольга, милосердная от души, была щедра к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца быстро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. 3 вопрос.Сообщение учителя с использованием отрывков из летописи «Повесть временных лет». Демонстрация слайдов 30-45. В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М.Н. Тихомиров, «Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». Объехав все русские земли из конца в конец, и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение. В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!» Запись в тетрадь: 957 год – посольство княгини Ольга в Константинополь. Принятие Оль гой христианства. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом, Ольга возвратилась в Киев. Вернувшись домой, княгиня Ольга, прежде всего, старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если же ты крестишься, то и все сделают так же», – говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями. Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце желание обратиться к Богу, что даровал и мне». В своих владениях Ольга ставила кресты и строила храмы, готовя тем самым Русскую землю к принятию христианской веры. Великий князь Святослав мечтал о создании Русской державы от Дуная до Волги, а столицей страны хотел видеть город Переяславец на Дунае. Святая княгиня Ольга предостерегала своего сына, но он не слушал этих предостережений и потому погиб в одном из военных походов в 972 году. А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов. «И плакали над ней плачем великим ее сын и внуки ее, и все люди, – говорит летописец. – Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом». Через 20 лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги. Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была мудрейшая из людей». Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою. Отомстив древлянам, она сумела соблюсти тишину в стране своей и мир с другими странами до совершеннолетия Святослава, с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она – правила государством. При Ольге Руст стала известною и в самых отдаленных странах Европы. IV. Закрепление: Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях? Почему же церковь назвала Ольгу святою? Почему Нестор называл Ольгу мудрой? В чем Ольга была хитрой? V. Рефлексия. Пока тихо звучит музыка, подумаем, чему же научил нас этот урок, над чем заставил задуматься? /История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших. В том, что это ошибочно, говорит имя великой княгини Ольги/. VI. Составить синквейн. Ольга мудрая, хитрая мстила, правила, любила «Сияла, как луна в ночи» Святая. Д/з – написать мини-сочинение на тему «Великая княгиня Ольга».

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019