Цели урока:
1. Изучить историю древнерусского государства середины X века, дать оценку правления Ольги.
2. Выяснить, как на Руси распространялись идеи христианства.
3. Углубить представления учащихся о русской летописи, как особой литературной форме отражения исторических событий.
4. Закрепить умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.
5. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.
6. Содействовать формированию национального самосознания.
7. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны.
8. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги.
Тема: «Строительница
Древнерусского
государства княгиня Ольга».
Цели урока:
1. Изучить историю древнерусского
государства середины X века, дать оценку
правления Ольги.
2. Выяснить, как на Руси распространялись
идеи христианства.
3. Углубить представления учащихся о русской
летописи, как особой литературной форме
отражения исторических событий.
4. Закрепить умения собирать материал для
характеристики героя, выявлять авторскую
позицию.
5. Воспитывать у учащихся интерес к истории
нашей страны, любовь и уважение к прошлому
нашего народа.
6. Содействовать формированию
национального самосознания.
7. Воспитывать гражданские и духовные черты
личности на примерах жизни и творчества
выдающихся людей России, внесших огромный
вклад в развитие страны.
8. Рассказать о наиболее ярких событиях из
жизни княгини Ольги.
Оборудование:
Карта «Киевская Русь в IX-X веках».
Портрет княгини Ольги.
Презентация.
Карточки.Тесты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос.
1.Работа с карточками и тестами.
2.Фронтальный опрос по датам и
3.Индивидуальный опрос:
4.Дополнительные вопросы:
восточных славян.
Киев?
варягов.
государства?
определениям. /Игра «Поймай рыбку!»/
1) Назовите два государственных центра у
2) Как, по мнению летописца, был основан
3) Расскажите легенду о призвании
4) Какова роль варягов в истории русского
5) Охарактеризуйте княжение Олега.
6) Что вы знаете о правлении Игоря?
7) В чем суть норманнской теории?
1) Что такое летопись?
2) Из какой летописи нам известно о жизни
восточных славян в далеком прошлом?
3) Что такое миниатюра?
4) Сколько союзов восточнославянских
племен называет Нестор в своей «Повести
временных лет?»
восточнославянских племен.
греки».
5) Покажите на карте расселение
6) Проследите по карте путь «из варяг в
7) Что такое полюдье?
8) Чем платили дань киевскому князю?III. Изучение нового материала.
План:/слайды 1-3/
1.
2.
3.
Происхождение княгини Ольги.
Княгиня Ольга во главе государства.
Крещение Ольги.
1 вопрос. Рассказ учителя с
использованием отрывков из летописи
«Повесть временных лет». Демонстрация
слайдов 4-23.
На сегодняшнем уроке будет рассмотрена
жизнь и деятельность великой правительницы
Руси – княгини Ольги, которая превратила
языческую Русь в развитую христианскую
страну, ничем не уступающую передовым
европейским государствам того времени.
Княгиня Ольга – великая женщина, много
сделавшая для Руси,
она – праматерь православия, мудрая
правительница, верная жена, любящая мать.
24 июля русская православная церковь
празднует память равноапостольной княгини
Ольги. Она вошла в историю как великая
созидательница государственной жизни и
культуры Киевской Руси. Княгиня собрала
русские земли воедино, укрепила оборону и
престиж страны. Но церковь прославляет
святую Ольгу прежде всего за проповедь
христианской веры, устроение первых храмов и
подготовку русского народа к принятию
православия. Дело, начатое Ольгой, было
завершено ее внуком, равноапостольнымкнязем Владимиром, который в 988 году
крестил Русь.
Супруга Игоря, Ольга, отличалась красотой,
светлым умом и целомудрием.
Ни дата рождения Ольги, ни ее родословная
неизвестны. Да и остальные сведения о ней
отрывочны и значительно легендированы, так
что отделить вымысел от правды уже
невозможно. В этом и нет необходимости, так
как легенды и предания об ее жизни отражают
большую любовь и уважение народа к своей
правительнице. Пусть история жизни Ольги и
остается такой, какой ее создали в народе и
записали в летописях.
/Следует отметить ордена, названные в честь
княгини Ольги:
1.Знак отличия Святой равноапостольной
княгини Ольги – учрежден императором
Николаем I в 1915 году.
2.Орден Святой равноапостольной великой
княгини Ольги – награда Русской
Православной Церкви.
Кроме того, сняты кинофильмы о судьбе
Ольги:
1.«Легенда о княгине Ольге» /1983 г./
2.«Сага древних булгар. Сказание Ольги
Святой» /2005 г./
Судьба Великой княгини послужила основой
для большого числа литературных
произведений./
Родилась Ольга в селе Выбуты в 12 километрах
от Пскова /самого Пскова тогда еще не было/.
В те времена славяне-язычники, особенно
богатые, имели по нескольку жен, а Ольга былаединственной женой Игоря. Некоторые
историки полагают, что сам князь был
христианином, но скрывал это и в своей
семейной жизни руководствовался правилами
христианской морали.
Летопись рассказывает, что князь Игорь
встретил Ольгу на Охоте и влюбился в
прекрасную молодую перевозчицу,
перевозившую его через реку и поразившую
князя весьма умными речами, скромностью и
красотой. После этого он и слышать не хотел о
других невестах и женился на Ольге.
В 945 году князь Игорь отправился в полюдье.
Путь его поначалу лежал в земли древлян. С
древлянами у Игоря были старые счеты.
Именно они восстали и попытались отделиться
от Киева, едва Игорь вступил на престол.
Именно древлян он обложил данью более
тяжелой, чем это сделал Олег.
Собрав дань, Игорь отправил основную часть
дружины и обоз в Киев, а сам, оставшись с
малой дружиной, решил еще побродить по
древлянским землям в поисках добычи.
Древляне отправили к Игорю своих послов:
«Князь! Мы все заплатили тебе; для чего же ты
опять идешь к нам?» Ослепленный
корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда
древляне вместе с князем своим Малом
решили: «Если повадится волк к овцам, то
вынесет все стадо, пока не убьют его». Вышли
они тогда из Искоростеня и убили князя со всею
его дружиною и погребли недалеко оттуда.
Византийский историк повествует, что
древляне казнили Игоря «лютой смертью»: егопривязали к двум склоненным деревьям, а
затем отпустили их.
В Киеве осталась жена Игоря с малолетним
сыном Святославом. Едва сложившееся
государство находилось в критическом
состоянии. Однако киевляне не только
признали права Ольги на престол в связи с
малолетством наследника, но и безоговорочно
поддержали ее.
Запись в тетрадь:
945-962 годы – правление Ольги при
малолетнем сыне Святославе.
Горько плакала княгиня, узнав о смерти
мужа: «Увы мне, великий самодержец, великий
государь русский! Увы мне, свет мой! Куда ты
скрылся от очей моих? Лучше бы мне прежде
тебя умереть!» И так плакала она и никто не
мог ее утешить. И все люди плакали вместе с
нею. А как кончилось оплакивание, собралась
Ольга с силами, оставив женскую слабость,
мужским умом вооружилась и решила, как
отомстить за смерть мужа своего, как покарать
убийц.
В это время древлянский князь Мал прислал к
Ольге своих сватов. Если бы сватовство
увенчалось успехом, он бы распространил свою
власть над полянами, а древляне стали бы
господствующим среди восточных славян
племенем. Но этим планам не суждено было
сбыться. Летопись рисует впечатляющую
картину мести киевской княгини за убитого
мужа.И сказала Ольга древлянским послом, к ней
пришедшим: «Хорошо, что пришли, о, мужи.
Говорите же, зачем пришли?»
«Прислала нас Древлянская земля. Твой князь
обложил нас данью, и все ему было мало. Из-за
этого он убит. А наши князья добрые. Выходи
за нашего князя Мала».
И сказала Ольга: «По душе мне ваши речи.
Мужа моего не воскресить. И я не могу
восстановить над вами господство моего мужа,
которого вы убили. Идите теперь в ваши ладьи.
Завтра я пришлю за вами. А вы скажите
посланным: «Пешком не пойдем, на конях не
поедем, несите нас в лодках!»
Назавтра послала Ольга за ними. Древляне,
гордясь, сидели в своих лодках, говорили, как
учила их Ольга: «Несите нас на головах своих
вместе с ладьями!» Киевские люди смеялись
над их глупостью и, как бы повинуясь, сказали:
«Князя у нас нет, а княгиню вы берете за
своего князя, и теперь нет нашей воли». И
понесли их на теремный двор. А Ольга
смотрела из терема. И бросили сватов в
заготовленную там яму, говоря: «Люба ли вам
честь такая?» Они же из глубокой ямы вопили:
«Горе нам! Наша участь хуже Игоревой». И
засыпали их живыми. Это была первая месть
Ольги.
Затем послала Ольга своих послов в
Древлянскую землю. «Если хотите взять меня в
жены вашему князю, пришлите ко мне лучших
людей, пойду к вам с великими почестями!»
По приглашению Ольги от древлян прибыло
второе посольство из лучших мужейДревлянской земли. Княгиня велела
приготовить им сначала баню. А как только
послы оказались в бане, их заперли, а баню
зажгли, и все они сгорели.Это была вторая
месть древлянам.
И снова послала Ольга к древлянам: «Иду к
вам. Приготовьте много меда у того города, где
убили моего мужа. Я хочу поплакать над его
могилой и совершить тризну»./Тризна – это
поминальная трапеза язычников на могилах-
курганах умерших./И пришла Ольга с войском в
Древлянскую землю.
Пришла на могилу Игоря и плакала над ним
плачем великим. Велела же насыпать курган
над Игорем и тризны творить, как это принято у
язычников. И древляне сели пить. Ольга велела
своим людям служить им, но самим не
упиваться. А когда древляне напились, тогда
воины ее зарубили пять тысяч древлян. Это
была третья месть Ольги.
Возвратилась княгиня в Киев. А на
следующий год собрала большое войско, взяла
с собой малолетнего сына Святослава и
двинулась в поход на древлян, уже наказанных
хитростью, но еще не покоренных силой.
Многочисленное войско Ольги встретилось с
древлянами.
Маленький Святослав начал сражение. Копье,
брошенное в неприятеля детской рукой, упало
к ногам его коня, но полководцы Асмуд и
Свенельд ободрили воинов примером юного
князя с восклицанием: «Друзья! Встанем же за
князя!» И они устремились в битву. Древлянебыли разбиты. Бежавшие с поля боя спрятались
за стенами своих городов.
Чувствуя себя более других виноватыми,
жители Искоростеня целое лето оборонялись с
отчаянием. Тут Ольга прибегла к новой
выдумке. «Для чего вы упорствуете? – велела
она сказать
древлянам – все иные города ваши сдались
мне, и жители их мирно обрабатывают нивы
свои; а вы хотите умереть с голоду! Не бойтесь
мщения: оно уже совершилось в Киеве и на
могиле супруга моего». Древляне предложили
ей в дань мед и кожи зверей, но княгиня, будто
бы из великодушия, отказалась от этой дани и
пожелала иметь единственно с каждого двора
по три воробья и голубя. Древляне
обрадовались и послали просимое с поклоном..
Ольга же приказала выпустить птиц на волю,
привязав к ним зажженные кусочки серы.
Голуби полетели в свои голубятники, воробьи –
под кровли, и город внезапно заполыхал. «И не
было двора, иде же не горяша», – пишет
летописец.
Устрашенные жители хотели спастись
бегством, но все они попали в руки воинов
Ольги. Некоторых старейшин она осудила на
смерть, других забрала в рабство, остальные
должны были платить тяжелую дань.
Конечно, рассказ об Ольгиной мести явно
легендарен. Едва ли он отражает в
подробностях действительные события, хотя
осада Искоростеня, несомненно, реальна. Автор
сказания явно сочувствует проявленными
Ольгой жестокости и коварству, дажевосхищается ею. Возможно, он хотел
подчеркнуть могущество Киева, устрашить
всех, кто дерзнет выступить против его
господства. Но, по-видимому, воспевание
беспощадной расправы объясняется не только
этим. Летописный рассказ позволяет понять,
каковы были присущие славянам того времени
представления о справедливости. Обычай
рассматривал месть за убитого родича, как
священную обязанность, как подвиг. Кровная
месть заменяла еще собою правосудие. Так
думали и в XII веке, когда создавалась «Повесть
временных лет».
2 вопрос. Объяснение учителя.
Демонстрация слайдов 24-29.
Завершив отмщение, Ольга приступила к
устроению Русской земли.
При Ольге начинается внутреннее
укрепление Древнерусского государства.
Летописи полны сведений о ее неустанных
«хождениях» по Русской земле с целью
благоустройства жизни всех подданных.
В те времена четко зафиксированных норм
при сборе полюдья не существовало, размеры
его закреплял лишь обычай, что и позволило
князю увеличивать поборы до тех пор, пока
данники не возмутились. Сохранять такое
положение и впредь было опасно. Ввиду этого
Ольга установила определенные размеры дани
– «уроки», поставила по всей земле свои
становища и погосты. Становищем, по-
видимому, называлось место, где
останавливались князья при поездках наполюдье. Под погостами следует понимать
скорее укрепленные дворы княжеских
приказчиков, куда свозило дань окрестное
население. Постепенно они превращались в
опорные пункты власти в удаленных
местностях.
Запись в тетрадь:
Уроки – определенные размеры дани.
Погосты – места сбора дани.
Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали
гражданскому и хозяйственному
благоустройству страны. Позднее, когда Ольга
стала христианкой, по погостам стали
возводиться первые храмы на Руси.
Много заботилась Ольга об укреплении
обороны русских городов. Города
застраивались, обрастали каменными и
дубовыми стенами, валами, частоколами.
Сама княгиня жила в Вышгороде.
Основанный, возможно, Олегом, и данный
Ольге, как невесте или супруге князя, этот
город находился в семи верстах /1 верста
равна 1 км 80 м/ от Киева, на высоком берегу
Днепра.
Во всех делах управления великая княгиня
Ольга обнаруживала дальновидность и
мудрость. Для врагов она была страшна, своим
же народом была любима, как правительница
милостивая и благочестивая, как судья
праведный и никого не обидящий.
Она внушала злым страх, воздавая каждому
соразмерно достоинству его поступков. При
этом Ольга, милосердная от души, была щедра
к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердцабыстро доходили справедливые просьбы, и она
быстро их исполняла.
3 вопрос.Сообщение учителя с
использованием отрывков из летописи
«Повесть временных лет». Демонстрация
слайдов 30-45.
В глазах русских людей Ольгу прославило не
хозяйственное обустройство страны. Как пишет
академик М.Н. Тихомиров, «Величайшим ее
делом было насаждение на Руси христианства,
вместе с которым для русского народа
открылась дорога к просвещению».
Объехав все русские земли из конца в конец, и
увидев разницу в жизни и нравах язычников и
христиан, княгиня Ольга сама решается
принять христианскую веру. Уже готовая
принять святое крещение, она получает
приглашение из Константинополя от
византийского императора и направляется в
столицу Византии.
Греческий император Константин
Багрянородный в своем сочинении «О
церемониях византийского двора» оставил
подробное описание пребывания княгини Ольги
в Константинополе. Он рассказывает о
торжественном приеме в знаменитой палате
Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание
медных львов, куда княгиня Ольга явилась с
огромной свитой. Многие из сопровождавших
княгиню также приняли крещение.
В «Повести временных лет» сохранились
слова, сказанные патриархом княгине Ольге
после крещения: «Благословенна ты в женахрусских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет.
Благословят тебя русские люди во всех
грядущих поколениях, от внуков и правнуков
до отдаленнейших потомков твоих!»
Запись в тетрадь:
957 год – посольство княгини Ольга в
Константинополь. Принятие Оль гой
христианства.
Наставленная в святых правилах
христианства самим патриархом, Ольга
возвратилась в Киев.
Вернувшись домой, княгиня Ольга, прежде
всего, старалась обратить в христианство
своего сына Святослава. «Если же ты
крестишься, то и все сделают так же», –
говорила она сыну. Но воинственный Святослав
боялся насмешек со стороны дружины и не
хотел расставаться с языческими обычаями.
Тогда, как повествует летописец, княгиня
Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если
захочет Бог помиловать род мой и землю
Русскую, то вложит им в сердце желание
обратиться к Богу, что даровал и мне».
В своих владениях Ольга ставила кресты и
строила храмы, готовя тем самым Русскую
землю к принятию христианской веры.
Великий князь Святослав мечтал о создании
Русской державы от Дуная до Волги, а столицей
страны хотел видеть город Переяславец на
Дунае. Святая княгиня Ольга предостерегала
своего сына, но он не слушал этих
предостережений и потому погиб в одном из
военных походов в 972 году.А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще
раньше этого неудачного похода Святослава.
Перед смертью она завещала похоронить ее по
православному обычаю и не делать над ее
могилой языческих погребальных обрядов. «И
плакали над ней плачем великим ее сын и
внуки ее, и все люди, – говорит летописец. –
Была она предвозвестницей христианской
земле, как заря перед светом».
Через 20 лет, когда обсуждался вопрос о
крещении Руси, перед русскими был пример
святой княгини Ольги. Советники ее внука,
великого князя Владимира, говорили ему: «Если
бы плох был закон греческий (то есть вера
православных греков), разве приняла бы его
твоя бабка Ольга, ведь она была мудрейшая из
людей».
Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь –
Святою, история – Мудрою. Отомстив
древлянам, она сумела соблюсти тишину в
стране своей и мир с другими странами до
совершеннолетия Святослава, с деятельностью
великого мужа учреждала порядок в
государстве обширном. Великие князья до
времен Ольгиных воевали, она – правила
государством. При Ольге Руст стала известною
и в самых отдаленных странах Европы.
IV. Закрепление:
Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь
Святою, история Мудрою.
Кто же она, эта княгиня, выдающийся
государственный деятель, первая русская
святая, единственная женщина, которой такмного места уделено в древнерусских
летописях?
Почему же церковь назвала Ольгу святою?
Почему Нестор называл Ольгу мудрой?
В чем Ольга была хитрой?
V. Рефлексия.
Пока тихо звучит музыка, подумаем, чему же
научил нас этот урок, над чем заставил
задуматься?
/История России богата именами выдающихся
правителей, полководцев, дипломатов,
просветителей, деятелей культуры. Среди них
немало женщин. Однако женские имена в
нашей истории долгое время незаслуженно
отодвигались на второй план. Причиной тому
было представление о русских женщинах как
об униженных, подчиненных мужу домашних
«рабынях», якобы ничего для блага Отечества
не сотворивших. В том, что это ошибочно,
говорит имя великой княгини Ольги/.
VI. Составить синквейн.
Ольга
мудрая, хитрая
мстила, правила, любила
«Сияла, как луна в ночи»
Святая.
Д/з – написать мини-сочинение на тему
«Великая княгиня
Ольга».