Тема: Древнеримские драматурги.
Урок 14.
Цель: познакомить учащихся с римскими драматургами Плавтом, Теренцием,
Титинием.
Ход урока
I. Древнеримские драматурги
В число самых известных авторов римской комедии и трагедии можно
включить Плавта, Теренция, а также создателей комедийтогата Титиния,
Афрания и Атта.
Тит Макций Плавт (ок. 254—184 годы до н. э.) считался продолжателем
дела Невия, т. е. он тоже был комедиографом. Ходили слухи, что в
молодости Плавт был актером ателланы, на что якобы указывает его имя
Макций (от Макка).
Плавт создавал свои произведения в те времена, когда Рим из
сельскохозяйственной общины стал поначалу самым сильным на Апеннинском
полуострове, а потом и во всем Средиземноморском бассейне. В результате
успешных военных походов в Рим стекалось огромное количество рабов и
драгоценностей, максимальную пользу приносили завоеванные земли. В связи
с интенсивным развитием товарноденежных отношений возникло
ростовщичество.
Современники Плавта были единодушны в оценке его творчества. Они
считали, что он был самым блестящим представителем паллиаты.
Излюбленным персонажем Плавта был хитрый и пронырливый раб, который
помогал своему хозяину уладить любовные дела.
Плавт, как и все драматурги Рима, хоть и брал сюжеты из греческой
комедии, но привносил в них элементы римской жизни. В его пьесах можно
встретить упоминания о различных римских учреждениях и должностных
лицах, римских праздниках, многих сторонах римского быта, также и
театрального.
Плавт сочувствовал плебейским слоям рабовладельческого общества и
презирал людей, которые стремились к нечестному добыванию денег. В своих
комедиях он высмеивает ростовщиков, сводников и торговцев.
1 Из произведений, написанных Плавтом, до наших дней дошло 20
комедий в полном объеме и одна – в виде отрывков. В пьесах рассказывается
о том, как молодой влюбленный при помощи хитрого и ловкого раба уводит
от сводника свою избранницу, которая обычно бывает свободнорожденной
гражданкой, потерянной в детстве своими родителями. Вторым значительным
персонажем в комедиях является парасит (с греч. нахлебник). Он свободный
человек, но нищий и голодный. Драматургом были написаны и такие пьесы,
которые выходят за рамки общепринятых («Близнецы», «Клад»).
Сюжет комедии «Близнецы» такой. В Сиракузах жил человек по имени
Менехм. Однажды он отправился на поиски своего пропавшего в раннем
детстве братаблизнеца. С собой Менехм взял раба Месеннона. Вскоре они
приходят в греческий город Эпидамн, где вскоре находят потерянного брата,
которого также зовут Менехм. Поскольку братья были похожи, как две капли
воды, с ними произошло много забавных случаев.
Менехм из Эпидамна крадет у своей жены дорогой плащ и дарит его
своей любовнице, чтобы та пригласила на обед его и друга. Но на обед
попадает Менехм из Сиракуз, только что прибывший в город. Разозленная
изменой мужа и пропажей плаща жена обругала его брата. Но чашу ее
терпения переполнило то, что сиракузский Менехм вполне искренне говорит,
что он видит ее в первый раз и совсем не знает. Матрона привела своего отца,
который решил побоями вправить мозги непутевому мнимому зятю. Чтобы
избавиться от назойливого старика и его вредной дочери, Менехм из Сиракуз
прикидывается сумасшедшим. Тесть приводит лекаря, но в руки к нему
попадает настоящий муж матроны. После целого ряда недоразумений
близнецы наконецто встречаются, и пьеса заканчивается сценой узнавания.
Комедия «Близнецы» стала основой для пьесы Шекспира «Комедия
ошибок». Но Шекспир создал более сложный сюжет, введя в состав
действующих лиц, кроме господблизнецов, еще и слугблизнецов.
Драматург Теренций (ок. 195—159 годы до н. э.) относился к более
позднему поколению, чем Плавт. Родился Теренций в Африке. В раннем
детстве он попал в плен, был привезен в Рим и стал рабом римского сенатора.
Патриций заметил, что мальчик обладает выдающимися способностями, и дал
ему хорошее образование, а потом отпустил на волю.
В те времена в Риме жил просвещенный патриций Сципион Младший,
который организовал кружок приверженцев греческой культуры и
2 образования. Теренций также входил в их число. Благодаря посещениям
кружка он имел много друзей среди знатных римлян.
Поскольку Рим завоевывал в те годы Восточное Средиземноморье,
влияние греческой культуры на римскую значительно возросло. Римляне
получили возможность познакомиться с греческим искусством
непосредственно в Греции, так как в 146 году до н. э. они присоединили это
государство к Римской республике.
Всего Теренцием было создано 6 пьес, и все они в полном объеме
сохранились до наших дней. Почти все сюжеты драматург почерпнул у
Менандра, сознательно подчеркнув их греческий колорит. Темой практически
всех его комедий становятся бытовые и семейные конфликты. Теренций, в
отличие от Плавта, не использует в своих произведениях приемы ателланы и
театральные средства, но зато он более точно и подробно дает
психологические характеристики своих героев.
Самой известной и популярной из всех комедий Теренция является
пьеса «Братья», в которой автор поднимает вопрос о воспитании молодого
поколения. Персонажами являются два братастарика – городской житель
Микион и деревенский житель Демея. У Демеи имеется два сына – Эсхин и
Ктесифон. Старшего из них, Эсхина, Демея отдал на воспитание Микиону.
Между стариками постоянно происходят споры и ссоры по вопросу
воспитания юношей. Микион считает, что молодежь нельзя постоянно
держать под надзором, вечно опекать и все запрещать. Он думает, что юноши
в их возрасте должны увлекаться гуляньями и девушками. Только в этом
случае они будут любить и уважать родителей и говорить им правду. Демея,
напротив, считает, что молодых людей следует держать в ежовых рукавицах,
заставлять их трудиться и ни на минуту не спускать с них глаз.
Теренция вполне заслуженно можно назвать основоположником новой
европейской драмы. Влияние принципов, которые были высказаны им в
комедии «Братья», очень заметно в пьесе Мольера «Школа мужей».
театров.
После того как Теренций ушел из жизни, его комедии еще несколько
десятков лет ставились на многих сценах. Но позднее их не было в
репертуарах
комедиипаллиаты
(паллиата – комедия с греческим сюжетом, ее герои носят греческую одежду),
уже исчерпали все свои образцы персонажей. Поэтому они были забыты, а
вместо них возник новый жанр римской комедии, имевший национальное
содержание.
Эти произведения,
Комедиятогата
3 Тогата представляет собой комедию, в которой персонажи носили
тогу. Ее появление связывают с реформами в общественнополитической
жизни Рима. К середине II века до н. э. римляне в результате завоеваний
объединили все Средиземноморье.
Рим превратился в огромное
рабовладельческое государство. Это дало импульс для роста общественного
сознания граждан Рима. Возникла потребность в такой комедии, которая
поменяла бы греческий плащ на римскую тогу.
Действующие лица тогаты – так называемые маленькие люди города и
деревни, т. е. крестьяне и ремесленники. В этих пьесах героини представляют
собой не рабынь и гетер, а жен, дочерей и сестер.
Самыми знаменитыми представителями тогаты являются Титиний,
Афраний и Атта, которые создавали свои комедии в конце II – начале I века
до н. э. Из числа всех написанных ими пьес до нашего времени дошли
примерно 600 строк различных отрывков. Тем не менее из исторических
документов известно, что комедии этих драматургов пользовались
заслуженной популярностью не только при их жизни, но и много позднее.
Действие во многих тогатах происходило обычно в какомнибудь
италийском городке. У героев пьес были латинские имена или их называли по
тем ремеслам, которыми они занимались. Ни в одной из таких комедий не
ставились общественные и политические вопросы. Повидимому, авторов
тогаты они не занимали.
С давних пор в Риме был известен и мим. Но наибольшее
распространение он получил в конце периода республики. В этих
представлениях актеры играли на сцене без масок, поэтому открывался
широкий простор для мимической игры. В связи с тем что отсутствовали
маски, для исполнения женских ролей пришлось набрать женщинактрис. В
мимах актеры играли босиком или привязывали к ногам тонкие подошвы,
которых было практически не видно. Поэтому исполнителей мимов еще
называли «босоногие».
Сюжеты мимов были в основном на темы жизни и быта римских
плебеев. В пьесах высмеивались плутовство, судебное крючкотворство, но
чаще всего супружеская неверность.
Практически всегда на сцене показывались в мимах всякого рода брань
и побои. Важную роль в постановке играли танцы под аккомпанемент флейты.
По свидетельству современников, границы дозволенного и пристойного в
мимах нарушались намного чаще, чем в других комедиях. Встречались и
сцены критики властей, которые с одобрением встречала публика.
4 Вплоть до середины I века до н. э. мим существовал как импровизация.
Только к концу века, во времена Цезаря, мим был литературно обработан.
Проверочная работа по теме: Древнеримский театр
1. Рим был аристократической республикой. Его жители делились на
«нобили» и «плебеи».
Нобили – это…
Плебеи – это…
2.На народных гуляниях пели непристойные песни фесциннины, их
исполняли…
3. Еще одна форма представлений называлась…
4. Народная драма и мим пришли в Рим из…
5. Главное отличие римского театра от греческого – это…
6. Чем отличался трагик Эзоп от остальных актеров?
7. Первый драматург Рима – Гней……………………….. Он придумал
комедию паллиату, т.к. её персонажи носили древнегреческий плащ,
называемый…………………………………...
Проверочная работа по теме: Древнеримский театр
1. Рим был аристократической республикой. Его жители делились на
«нобили» и «плебеи».
Нобили – это…
Плебеи – это…
2.На народных гуляниях пели непристойные песни фесциннины, их
исполняли…
5 3. Еще одна форма представлений называлась…
4. Народная драма и мим пришли в Рим из…
5. Главное отличие римского театра от греческого – это…
6. Чем отличался трагик Эзоп от остальных актеров?
7. Первый драматург Рима – Гней……………………….. Он придумал
комедию паллиату, т.к. её персонажи носили древнегреческий плащ,
называемый…………………………………...
6
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримские драматурги.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.