Урок в 5-м классе по программе Б.Неменского по теме "Петриковская роспись" с применением информационных технологий
Пименова Елена Валентиновна, учитель ИЗО.
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока:
Оборудование урока:
Для учителя.
Для учащихся.
План урока.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок рисования в вашем классе проведу я. Меня зовут Елена Валентиновна. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У всех есть альбомы, простые карандаши, фломастеры. Краски, влажные салфетки, вода? Замечательно. Тогда начнем урок. Отгадайте пожалуйста загадку:
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она- (дети отвечают)
Золотая Хохлома. (появляется слайд с хохломской росписью)
А скажите-ка, мне еще, о каком промысле идет речь?
Чудо с синими
цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
(дети отвечают)(появляется слайд с гжельской росписью)
Молодцы! А сейчас подумайте, как называется эта роспись?
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет,
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
(дети отвечают)(появляется слайд с жостовской росписью)
Совершенно верно! А теперь последняя загадка
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
Правильно. А роспись называется городецкая. Вы показали себя великими знатоками народных промыслов России.
Посмотрите. Пожалуйста на этот слайд. Кто-нибудь знает что это за роспись?
Читаю стихотворение
Восход
солнца - хлынули лучи...
Роспись Петриковская, пред нами.
Озаряет душу нам в ночи,
Ярко-самобытными цветами.
Словно птица сказочная здесь,
Перья подарила нам на память,
Чтобы знали все, что она, есть.
Символ жизни - чистота и пламя.
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Петриковская роспись
Ребята, скажите пожалуйста, что объединяет эти росписи и в то же время у всех она разная?
(если не отвечают, показываю слайд с шаблонами росписей)
(техника росписи, основные элементы)
Вопрос: «Достаточно ли вам знаний, чтоб выполнить эту роспись»? Почему, что мы еще должны узнать?
Какие задачи у нас будут на уроке?
Тогда давайте сначала познакомимся и историей Петриковской росписи и узнаем как и чем создавали мастера такую красоту.
Рассказ сопровождается показом слайдов.
Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи. Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области. В настоящее время эта роспись не только визитная карточка Украины, но и определена организацией ЮНЕСКО как культурное наследие человечества, достойное сохранения и развития. А в центре села Петриковка, на родине этого промысла, создана самая большая в мире Петриковская орнаментальная роспись ручной работы. Это яркий цветочно-калиновый фриз длиной 120 метров и шириной 80 см.
Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А позже стали украшать бытовые предметы и посуду.
Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала. И ни одна не считала себя мастером, просто расписывала, чтоб было красиво в доме и во дворе.
О самых удачных росписях говорили: красиво, как в
церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться,
как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им
навыки росписи передавались из поколения в поколение. У
истоков Петриковской росписи стояли такие мастерицы, как Татьяна Пата, Надежда
Белоконь, Анна Исаева.
Особенностью этой росписи является тот факт, что все росписи делаются без предварительного рисунка карандашом, сразу кистью.
Виртуозное письмо выполняли тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточкой.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Основными
элементами Петриковского орнамента являются цветы, которые растут в данной
местности, листья, ягоды,
в
которой органично вписываются фантастические птицы, насекомые.
Акварель и гуашь — основные красочные материалы.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. Для традиционной росписи характерно контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски.
(попутно спрашиваю какие цвета основные, какие дополнительные)
Основные традиционные композиционные сюжеты Петриковской росписи:
- «декоративное панно», напоминающее мануфактурные ковры XIX столетия;
- «вазон»;
- «букет»: характерной особенностью композиции является расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветовое решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции;
- «отдельная «веточка»;
- «фриз»; ((фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели. Представляет собой орнамент или узорчатое изображение
- композиции с птицами;
- тематические сюжетные композиции.
Давайте посмотрим видеофрагмент с картинами Петриковской росписи (2.18 мин)
В наше время Петриковской росписью украшают самые различные предметы быта – чашки, тарелки, горшочки; предметы интерьера – шкатулки, комодики, зеркала, двери, фото рамки. Мотивы росписи используют в упаковке подарков, создании открыток.
Петриковскую роспись хорошо использовать при создании интерьера кухни или столовой с помощью рисунка на стене или картины.
Вариантов использования этого уникального мастерства огромное множество!
Скажите, пожалуйста, понравилась вам эта роспись? (ответы детей)
А запомнили чем пользуются мастера для росписи изделий? (Молодцы!)
Ребята, определите, какие элементы росписи можно нарисовать пальчиками? (ответы детей)
Давайте посмотрим, как же выполняется поэтапно изображение калинки (Видео 4.39 мин)
А теперь я покажу вам как пальчиком можно нарисовать листочки. (Показываю на планшете и объясняю)
Практическая работа.
Сейчас мы с вами научимся изображать эти элементы Петриковской росписи так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности.
Чтобы начать работу нам необходимо зарядиться волшебной энергией творчества.
Динамическая пауза.
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
В. Как называется ученик мастера?
О. Подмастерья!
Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Первый элемент- калинка.
Набрав краску на кончик пальца, сделайте оттиск на бумаге. Сделав несколько ягодок, разместите их в форме корзинки или грозди (ягодки размещают одна над одной, постепенно уменьшая их размер), потом соедините ягодки тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая, таким образом, новые интересные элементы.
Пальцем можно рисовать не только ягодки, а и цветы и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый, выполняя каждый мазок, набирают на кончик пальца краску. Макаем пальчик в краску, делаем отпечаток и протягиваем его на себя – получается форма капли.
Этот прием можно
использовать для изображения листочков и лепесточков цветка.
А теперь, когда мы с вами научились выполнять элементы росписи, выполните самостоятельно роспись одного из предложенных изделий, используя таблицу с шаблонами.
III. Самостоятельная работа
Дети работают под музыку.
Учитель, пока дети выполняют работы, вешает на доску рисунок домика или рисует его мелом на доске.
На доске.
П р и м е ч а н и е. Звездочкой обозначены места для детских работ.
IV. Анализ детских работ
Ответы на вопросы:
«Удалось нам решить учебную задачу»?
«Как вам удалось этого достичь?»
«Скажите, а зачем мы учились выполнять Петриковскую роспись?»
«Что было трудно на уроке?»
А ну-ка подмастерья внимательно посмотрите на работы все ли изображения похожи на петриковские. Есть ли ошибки в изображении, цвете. (Отмечаем ошибки и успехи).
«Какие работы наиболее получились?»
Учитель. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас
Вы действительно настоящие мастера.
Расскажите, что интересного вы узнали о Петриковской росписи?
1. Расскажите о происхождении названия росписи?
2. Перечислите, какие изделия украшали Петриковской росписью?
3. Назовите главную особенность техники исполнения Петриковской росписи?
4. Какие кисти традиционно использовали для выполнения Петриковской росписи?
5. Перечислите основные элементы Петриковской росписи?
6. Перечислите основные композиционные сюжеты Петриковской росписи?
Расскажите вкратце о своих впечатлениях урока с помощью наводящих фраз.
Кто почувствовали вдохновение?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
Теперь вы в свои альбомы вклейте листок с вашей работой. Эта страничка будет посвящена Петриковской росписи.
V. Домашнее задание
Учитель. Сейчас я раздам листочки с кроссвордом, который вы должны заполнить дома. Когда разгадаете кроссворд, тоже вклейте этот листочек в альбом.
Спасибо за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.