Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс
Оценка 5

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Оценка 5
Презентации учебные
docx
окружающий мир +1
4 кл
18.10.2018
Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс
В ходе урока дети познакомимся с притчами, баснями об ответственности, разберём интересные ситуации из жизни, в игровой форме закрепим полученные знания и ответим на поставленные перед нами вопросы. Оценим свои знания. Составленная презентация, видеоролики будут несомненно интересны и поучительны для детей. А также то, что ребята сами подготовят чтение стихов и басен, сценку для урока.
Светская этика 2 урока.docx
Урок по курсу ОРКСЕ.  Модуль « Основы светской этики».   4 класс.   . Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс Автор: Шонхорова НН учитель начальных классов  Форма работы :  классно­урочная , групповая , индивидуальная. Учебник «Основы светской этики»   В   ходе   урока   дети     познакомимся   с   притчами,   баснями   об   ответственности, разберём интересные ситуации из жизни, в игровой форме закрепим полученные знания и ответим на поставленные перед нами вопросы. Оценим свои знания. Составленная   презентация,   видеоролики   будут   несомненно   интересны   и поучительны для детей. А также то, что ребята сами подготовят чтение стихов и басен, сценку для урока. Сценарий урока. Урок по теме « Ответственность». По курсу ОРКСЭ (модуль ОСЭ) Цель: формирование духовно­нравственной культуры личности через изучение темы «Ответственность» Задачи: личностные ­ развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; ­ воспитывать желание быть духовно красивым человеком; ­ развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; ­ формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей. ­продолжить  работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе;     метапредметные ­ развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; ­   формировать   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; ­ развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; предметные ­ создать условия для осознания учащимися основных понятий; ­ уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»; ­   формировать   умение   оценивать   формы   поведения   во взаимоотношениях друзьями, взрослыми. Ожидаемый результат: личностный:   с   одноклассниками, понимание   значения   нравственности,   морально   ответственного   поведения   человека;   воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе; предметный: осознание обучающимися  связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека; метапредметный: навыки смыслового текста , выражение своего понимания прочитанного; Основные   термины   и   понятия   :   свобода,   моральный   выбор,   ответственность,   преднамеренность, ситуация морального выбора. Методы: ­ словесные; ­ частично – поисковые; ­ методы самостоятельной работы. Формы организации познавательной деятельности: ­ коллективная; ­ фронтальная; ­ групповая; ­ парная, ­ словарная работа, ­ самостоятельная работа с источником информации, ­ работа с электронным приложением к учебнику, ­ приём « Закончи предложение», Технологии, применяемые на уроке: ­ игровая, ­ здоровьесберегающая, Оборудование  для детей: ­ учебник «Основы светской этики»  ­  раздаточный материал (тесты, таблица, лучики солнца, тучки, солнышки) ­ фломастеры (четыре цвета) Оборудование для учителя: ­ ноутбук, телевизор ­ презентация ­ толковые  словари  С. Ожегова, Даля. ­ учебник «Основы светской этики»  ­ электронное пособие к учебнику «Основы светской этики» (к уроку № 10)   Основные термины и понятия: свобода   –  это   способность   человека   определять   своё   поведение   с   учётом   законов   природы   и общества; моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к  которым он стремится; ответственность – эта черта характера личности и её действий, которая говорит о том,  что человек отвечает за собственный свободный выбор; преднамеренность – это когда  какой – либо поступок совершается сознательно; внутренняя   обязанность  –   это   способность   задавать   себе   вопросы:     «   К   каким   последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому­ нибудь вред?»; отношения ответственности  – это тот,  кто  несёт ответственность, затем тот,  перед кем  человек несёт ответственность, то, за что человек несёт ответственность. эпиграф к уроку. “ Каждый человек несет ответственность  перед всеми людьми за всех людей и за всё”. М.Ф. Достоевского   Ход урока   I.Организационный момент. Дети входят в класс под песню « Дорогою добра». Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности.  ­ Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера! А теперь    встанем в круг, возьмёмся за руки , улыбнёмся своему соседу, посмотрим ему   в глаза , передавая  капельку тепла и хорошего настроения. Садитесь , ребята. ­ У вас на столе лежат  «солнышко» и «тучка». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас.  Дети разбиваются на группы ,  в зависимости от жетонов, которые выбрали. Это геометрические фигуры разных цветов. Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники. Независимо от цвета, а только от формы, находят своё место в группе. II. Повторение   пройденного на прошлом уроке. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы  с вами изучили тему « Совесть». Давайте немного повторим. 1.Работа с приложением к учебнику « Основы светской этики» ( все вместе). 2.Тест  по теме  «Совесть» (работа в парах). Далее идёт обсуждение ответов. III..Введение в тему урока.  Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока. Беседа. ­ А вы знаете, что такое басня? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, прибегаем к помощи словаря стр.144) ­ Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ. ­ А каких баснописцев вы знаете? (Ответы детей) ­ Сейчас вы прослушаете басню, постарайтесь определить, о каком нравственном качестве идет речь? 1.  Чтение по ролям подготовленными учащимися басни « Об Эзопе» (учебник, стр.61)  ­ Почему Эзоп ответил Ксанфу, что человек в бане только один? ­ Как вы думаете, почему остальных людей Эзоп не посчитал настоящими людьми? ­ Какое нравственное качество проявил один единственный человек в этой басне? Предполагаемые ответы детей: трудолюбие, ответственность и т.д. В качестве эпиграфа к уроку  я взяла слова великого писателя и мыслителя Михаила  Достоевского “ Каждый человек несет ответственность  перед всеми людьми за всех людей и за всё”. ­ Как вы понимаете это высказывание?  ­ Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)   IY.Изучение нового материала Сегодня мы поговорим об ответственности ( название темы появляется на доске). Будем учиться нести ответственность за себя и за тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный   выбор?».   Свобода   проявляется   не   только   в   отстаивании   своего   мнения,   но   и   в возможности уступить. Подумайте, на какие вопросы надо ответить в ходе урока, чтобы  они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.   Что такое?   Кто? За что? Последствия? Какие качества? Примеры?   Итак, каждый из нас несёт ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за их здоровье, жизнь, благополучие.  Первый вопрос, что же такое ответственность. Я предлагаю трем учащихся класса индивидуально поработать с учебником и словарями. ( дети ищут определения). 2 .Пока ребята работают, я хочу рассказать вам притчу, которая называется  «Притча о мудреце и бабочке».            Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава   о   его   мудрости   разнеслась   далеко   вокруг   его   родного   города.   Но   был   в   городе   человек, завидующий  его славе.  И  вот он решил  придумать  такой  вопрос,  чтобы  мудрец  не  смог  на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка   у   меня   в   руках,   о   мудрейший,   ­   живая   или   мертвая?»   И   тогда   мудрец,   который   был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».  ­ Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас автор притчи? Предполагаемые ответы учащихся:  ­ Я считаю, что все в моих руках, потому что я отвечаю за жизнь бабочки. ­ Я думаю, что бабочка – это живое существо, она маленькая и беззащитная, я не имею права лишить её жизни. ­ Я считаю, что у каждого человека есть выбор – что делать и как поступить. Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. ­ Можно ли как­то соотнести это мудрое высказывание с текстом притчи? Предполагаемые ответы: ­ Если бы этот человек убил эту бабочку, это бы означало, что ему ничего  не стоило убить и другое животное, может даже и человека. А сейчас послушаем ребят, которые работали с  определениями в учебнике и словарях. 1)«Ответственность   –   это   черта   характера   личности   и   её   действий,   которая   говорит   о   том,   что человек отвечает за собственный свободный выбор». ( учебник) 2) Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально­правовое  отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением  своего нравственного долга и правовых норм.  ( Толковый словарь Даля)  3 )Необходимость, обязанность отдавать кому­либо отчет в своих действиях, поступках.  (Словарь Ожегова)  Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с  позиции светской этики. Ответственность­это нравственное качество, включающее  готовность и обязанность отвечать за свои поступки и их последствия. Запишем в тетрадь одну мудрую мысль: «Человек по­настоящему становится человеком только в момент принятия решения». (П. Тиллих)  А теперь немного поиграем. Игра “Паровозик”.  Вызывается по одному человеку из каждой группы. “Четвёрка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в четвёрке – “голова” паровозика, остальные должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках”   должны   поменяться   местами:   1­ый   игрок   становится   в   “хвост”   паровозика,   2­ой –“голова”   паровозика.   Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   каждый   участник   из   “четвёрки”   не побывает в роли “головы” паровозика. – Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам. – В какой роли вам было интересно? Почему? – В какой роли было труднее всего? Почему? (В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.) – А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Какие   качества   характера   свойственны   ответственному   человеку?  На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. Поработайте в группах и решите. честность,   мужество,   малодушие,   неискренность,   общительность   и   замкнутость,   доброта   и недоброжелательность,   внимательность   и   равнодушие,   трудолюбие   и   лень,   боязнь   трудностей, активность.   Работа в группах ( карточки)           Каждый несет ответственность за что­то или кого­то. Ответьте, какую ответственность несет:  ­ мама, папа ( родители) ­люди ­ врачи ­ учителя ­ строители ­ ученики ­ Определите отношения  ответственности и заполните таблицу  дополни высказывания: Родители несут ответственность за _________________________. Люди  несут ответственность за _____________________________. Учителя несут ответственность за __________________________. Ученики несут ответственность за__________________________. Врачи несут ответственность за ____________________________. Строители  несут ответственность за______________________. Предполагаемые ответы детей. Родители несут ответственность за детей, а дети за  порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они  учатся.      Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за  природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы. Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»      Отношения ответственности Кто несет ответственность?                                                За что  человек несет ответственность? (Родители, дети, учителя, люди)                                                           (за поступки и действия) Перед кем человек несет ответственность? (Перед природой, обществом, друг перед другом)         Может ли человек нести ответственность за то, что не совершал? Предполагаемый ответ: нет. Сейчас проверим ваши предположения. –   Для   размышления   вам   предлагается     ситуация.   Прочитайте   и   подумайте,   кто   должен   нести ответственность?  Игра « Проголосуй ногами»:  Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому­то вред… Те,   кто   считают,   что   ответственность   несет   тот,!!!  кого  толкнули,     встаёт   с   мест   и располагаются   около   стульев,   кто   считает,   что     !!!кто толкнул – у доски, !!!затрудняюсь с ответом – сидят на своих местах. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе    ответственность   несёт   тот, (он  не  несёт  ответственности,  ответственность   несёт  тот,  кто  толкнул,   так  как  он  мог   не толкать) . Вывод: отвечать за причиненный вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать. Итак, он толкнул нарочно, обдуманно, осознанно – значит преднамеренно.         Прежде чем сделать что­то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому­то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека.  Человек должен отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий. Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления  вы   многому  учитесь,   и  окружающие   считают,  что  вы   будете  заботиться  о  себе   сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.   ­Ответственность  с годами растет и является как бы пропуском во взрослую  жизнь. Разбор других подобных ситуаций на слайдах. Y. Закрепление изученного материала на уроке. Просмотр клипа об ответственности. ­ Любой поступок влечёт за собой какие­либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться. Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.   1­я ситуация.  Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку. Последствия поступка: ­ для Кости и Дениса ­ для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу ­ для отношений ребят с родителями 2­я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка: ­ как ты думаешь, на кого это могло повлиять? ­как это могло повлиять на отношения Светы с родителями? 3­я ситуация.  Витя   пропустил   тренировку   перед   ответственным   матчем,   пошел   в   кино  с другом. Шел очень интересный фильм. Последствия поступка: ­ для команды, с которой он играл ­ для отношений Вити с ребятами ­ для отношений Вити с тренером 4­я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Последствия поступка: ­ для мальчиков ­  на кого и как мог повлиять данный поступок Вывод. ­ Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.  ­  Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?  Предполагаемые ответы детей : безответственно. .     Поиграем в игру «Ответственно или безответственно».           ­ Я буду приводить примеры поступков. Если ответственно ­ хлопаем, если безответственно ­ топаем.           Вы съели целый пакет любимых конфет. Вы не выучили стихотворение. Вы едите достаточно овощей и фруктов. Вы выгуливаете собаку. Вы плохо продежурили в кабинете. В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол. Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.           православия, церкви.             ВИДЕРОЛИК­   Слово   священнику­  что   такое   ответственность   с   позиции  Послушайте стихотворение  «Уехали» А.Л.Барто Читают подготовленные дети. Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком —  Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз.  Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нём — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. ­Почему щенок не пустил ребят? ­Как они поступили по отношению к щенку? ­Как должны были поступить?    Рефлексия.  ­ Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.   ­ Вам понравился урок? ­   Я предлагаю вам весомые,  ответственные  высказывания  о сегодняшнем уроке,  которые надо закончить: Сегодня я узнал…       Было трудно…       Я понял, что…       Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Закончите высказывание Я сорвал розу, и она завяла, Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони. И тогда я понял... (все живое требует ответственного отношения). Я верю: в каждом навсегда Добро поселится и радость. Взойдет любовь, отступит старость, Найдутся новые друзья. И если вы осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать,  ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу  планету, понять ее, украсить и подарить своим детям. Помните, что Родина – это твоя колыбель, твой  дом, очаг твоего счастья. Сделайте так, чтобы вместо зла в твоем сердце было добро. Домашнее задание. Прочитай сказку Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы. Почему Маленький принц остался на планете? Чему нас научил Маленький принц? Согласен ли ты с ним? Ребята, если вам понравился наш урок, то прикрепите к нашему солнышку на доске жёлтый лучик, а если­ нет, то оранжевый. Группы по очереди выходят к доске. Если останется время на уроке, то можно провести тест. Тест « Какой я» 1.Если кто­то поскользнулся и упал...  а)Я засмеюсь.  Б)Я помогу подняться.  в)* Молча пройду мимо.  2.Когда кто­то просит меня о помощи...  А)Я постараюсь помочь.  б) * А какая мне от этого будет польза?  в)Вот ещё! Своих дел полно.  3.Если весь класс кого­то дразнит ни за что, я...  а)Буду дразнить вместе со всеми.  Б)Заступлюсь.  в) * Ничего не сделаю. Пусть сами разбираются.  4.Если кто­то не понял задания...  А)Я попробую ему объяснить.  б)* Пусть сам думает.  в)Посмеюсь над его глупостью.  5.Если мой друг попал в неловкую ситуацию...  А)Я об этом забуду и не буду напоминать.  б)Буду подшучивать над ним.  в) * Не знаю. 6.Если меня попросили подтянуть однаклассника по математике...  А)С удовольствием помогу.  б)* Ну, надо так надо.  в)И не подумаю!  За большую букву ( например не просто "а", а "А")поставь 0 баллов, за букву после которой стоит *  поставь 1 балл, а за обычную букву 2 балла. Сколько у тебя получилось? от 0 до 3:  Ты стараешься помогать людям.Не смеёшься над их недостатками..Молодец!  от 4 до 8:  Иногда ты можешь кому­нибудь помочь, но обычно требуешь за это плату.Это не хорошо.Дружба не  строится на отношениях"Ты ­ мне ­ я тебе"!  от 9 до 12:  Ну, ты как старуха Шапокляк!"Кто людям помогает, тот тратит время зря"?Не боишься, что  придёт момент, когда тебе понадобится помощь, а все от тебя отвернутся?  Свои результаты дети вслух не озвучивают.  Не переживайте те ребята, у кого не очень  положительные результаты получились. У вас ещё вся жизнь  впереди. Старайтесь и вы вырастите  хорошими людьми.                       За кого?  Кто?  Родители  Учителя  Строители. Ученики  Врачи. Люди Ход урока   I.Организационный момент. Дети входят в класс под песню « Дорогою добра». Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности.  ­ Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера! А теперь    встанем в круг, возьмёмся за руки , улыбнёмся своему соседу, посмотрим ему   в глаза , передавая  капельку тепла и хорошего настроения. Садитесь , ребята. ­ У вас на столе лежат  «солнышко» и «тучка». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас.  Дети разбиваются на группы ,  в зависимости от жетонов, которые выбрали. Это геометрические фигуры разных цветов. Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники. Независимо от цвета, а только от формы, находят своё место в группе. II. Повторение   пройденного на прошлом уроке. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы  с вами изучили тему « Совесть». Давайте немного повторим. 1.Работа с приложением к учебнику « Основы светской этики» ( все вместе). 2.Тест  по теме  «Совесть» (работа в парах). Далее идёт обсуждение ответов. III..Введение в тему урока.  Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока.  Беседа. ­ А вы знаете, что такое басня? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, прибегаем к помощи словаря стр.144) ­ Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ. ­ А каких баснописцев вы знаете? (Ответы детей) ­ Сейчас вы прослушаете басню, постарайтесь определить, о каком нравственном качестве идет речь? 2.  Чтение по ролям подготовленными учащимися басни « Об Эзопе» (учебник, стр.61)  ­ Почему Эзоп ответил Ксанфу, что человек в бане только один? ­ Как вы думаете, почему остальных людей Эзоп не посчитал настоящими людьми? ­ Какое нравственное качество проявил один единственный человек в этой басне? Предполагаемые ответы детей: трудолюбие, ответственность и т.д. В качестве эпиграфа к уроку  я взяла слова великого писателя и мыслителя Михаила  Достоевского “ Каждый человек несет ответственность  перед всеми людьми за всех людей и за всё”. ­ Как вы понимаете это высказывание?  ­ Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)   IY.Изучение нового материала Сегодня мы поговорим об ответственности ( название темы появляется на доске). Будем учиться нести ответственность за себя и за тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный   выбор?».   Свобода   проявляется   не   только   в   отстаивании   своего   мнения,   но   и   в возможности уступить. Подумайте, на какие вопросы надо ответить в ходе урока, чтобы  они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.   Что такое?   Кто? За что? Последствия? Какие качества? Примеры?   Итак, каждый из нас несёт ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за их здоровье, жизнь, благополучие.  Первый вопрос, что же такое ответственность. Я предлагаю трем учащихся класса индивидуально поработать с учебником и словарями. ( дети ищут определения). 3 .Пока ребята работают, я хочу рассказать вам притчу, которая называется  «Притча о мудреце и бабочке».            Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава   о   его   мудрости   разнеслась   далеко   вокруг   его   родного   города.   Но   был   в   городе   человек, завидующий  его славе.  И  вот он решил  придумать  такой  вопрос,  чтобы  мудрец  не  смог  на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка   у   меня   в   руках,   о   мудрейший,   ­   живая   или   мертвая?»   И   тогда   мудрец,   который   был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».  ­ Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас автор притчи? Предполагаемые ответы учащихся:  ­ Я считаю, что все в моих руках, потому что я отвечаю за жизнь бабочки. ­ Я думаю, что бабочка – это живое существо, она маленькая и беззащитная, я не имею права лишить её жизни. ­ Я считаю, что у каждого человека есть выбор – что делать и как поступить. Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. ­ Можно ли как­то соотнести это мудрое высказывание с текстом притчи? Предполагаемые ответы: ­ Если бы этот человек убил эту бабочку, это бы означало, что ему ничего  не стоило убить и другое животное, может даже и человека. А сейчас послушаем ребят, которые работали с  определениями в учебнике и словарях. 1)«Ответственность   –   это   черта   характера   личности   и   её   действий,   которая   говорит   о   том,   что человек отвечает за собственный свободный выбор». ( учебник) 2) Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально­правовое  отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением  своего нравственного долга и правовых норм.  ( Толковый словарь Даля)  3 )Необходимость, обязанность отдавать кому­либо отчет в своих действиях, поступках.  (Словарь Ожегова)  Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с  позиции светской этики. Ответственность­это нравственное качество, включающее  готовность и обязанность отвечать за свои поступки и их последствия. Запишем в тетрадь одну мудрую мысль: «Человек по­настоящему становится человеком только в момент принятия решения». (П. Тиллих)  А теперь немного поиграем. Игра “Паровозик”.  Вызывается по одному человеку из каждой группы. “Четвёрка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в четвёрке – “голова” паровозика, остальные должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках”   должны   поменяться   местами:   1­ый   игрок   становится   в   “хвост”   паровозика,   2­ой –“голова”   паровозика.   Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   каждый   участник   из   “четвёрки”   не побывает в роли “головы” паровозика. – Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам. – В какой роли вам было интересно? Почему? – В какой роли было труднее всего? Почему? (В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.) – А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Какие   качества   характера   свойственны   ответственному   человеку?  На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. Поработайте в группах и решите. честность,   мужество,   малодушие,   неискренность,   общительность   и   замкнутость,   доброта   и недоброжелательность,   внимательность   и   равнодушие,   трудолюбие   и   лень,   боязнь   трудностей, активность.   Работа в группах ( карточки)           Каждый несет ответственность за что­то или кого­то. Ответьте, какую ответственность несет:  ­ мама, папа ( родители) ­люди ­ врачи ­ учителя ­ строители ­ ученики ­ Определите отношения  ответственности и заполните таблицу  дополни высказывания: Родители несут ответственность за _________________________. Люди  несут ответственность за _____________________________. Учителя несут ответственность за __________________________. Ученики несут ответственность за__________________________. Врачи несут ответственность за ____________________________. Строители  несут ответственность за______________________. Предполагаемые ответы детей. Родители несут ответственность за детей, а дети за  порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они  учатся. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за  природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы. Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»      Отношения ответственности Кто несет ответственность?                                                За что  человек несет ответственность? (Родители, дети, учителя, люди)                                                           (за поступки и действия) Перед кем человек несет ответственность? (Перед природой, обществом, друг перед другом)         Может ли человек нести ответственность за то, что не совершал? Предполагаемый ответ: нет. Сейчас проверим ваши предположения. –   Для   размышления   вам   предлагается     ситуация.   Прочитайте   и   подумайте,   кто   должен   нести ответственность?  Игра « Проголосуй ногами»:  Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому­то вред… Те,   кто   считают,   что   ответственность   несет   тот,!!!  кого  толкнули,     встаёт   с   мест   и располагаются   около   стульев,   кто   считает,   что     !!!кто толкнул – у доски, !!!затрудняюсь с ответом – сидят на своих местах. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе    ответственность   несёт   тот, (он  не  несёт  ответственности,  ответственность   несёт  тот,  кто  толкнул,   так  как  он  мог   не толкать) . Вывод: отвечать за причиненный вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать. Итак, он толкнул нарочно, обдуманно, осознанно – значит преднамеренно.         Прежде чем сделать что­то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому­то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека.  Человек должен отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий. Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления  вы   многому  учитесь,   и  окружающие   считают,  что  вы   будете  заботиться  о  себе   сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.   ­Ответственность  с годами растет и является как бы пропуском во взрослую  жизнь. Разбор других подобных ситуаций на слайдах. Y. Закрепление изученного материала на уроке. Просмотр клипа об ответственности. ­ Любой поступок влечёт за собой какие­либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться. Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.   1­я ситуация.  Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку. Последствия поступка: ­ для Кости и Дениса ­ для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу ­ для отношений ребят с родителями 2­я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка: ­ как ты думаешь, на кого это могло повлиять? ­как это могло повлиять на отношения Светы с родителями? 3­я ситуация.  Витя   пропустил   тренировку   перед   ответственным   матчем,   пошел   в   кино  с другом. Шел очень интересный фильм. Последствия поступка: ­ для команды, с которой он играл ­ для отношений Вити с ребятами ­ для отношений Вити с тренером 4­я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Последствия поступка: ­ для мальчиков ­  на кого и как мог повлиять данный поступок Вывод. ­ Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.  ­  Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?  Предполагаемые ответы детей : безответственно. .     Поиграем в игру «Ответственно или безответственно».           ­ Я буду приводить примеры поступков. Если ответственно ­ хлопаем, если безответственно ­ топаем.           Вы съели целый пакет любимых конфет. Вы не выучили стихотворение. Вы едите достаточно овощей и фруктов. Вы выгуливаете собаку. Вы плохо продежурили в кабинете. В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол. Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.             ВИДЕРОЛИК­   Слово   священнику­  что   такое   ответственность   с   позиции       православия, церкви.      Послушайте стихотворение  «Уехали» А.Л.Барто Читают подготовленные дети. Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком —  Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз.  Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нём — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. ­Почему щенок не пустил ребят? ­Как они поступили по отношению к щенку? ­Как должны были поступить? Рефлексия.  ­ Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.   ­ Вам понравился урок? ­   Я предлагаю вам весомые,  ответственные  высказывания  о сегодняшнем уроке,  которые надо закончить: Сегодня я узнал…       Было трудно…       Я понял, что…       Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Закончите высказывание Я сорвал розу, и она завяла, Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони. И тогда я понял... (все живое требует ответственного отношения). Я верю: в каждом навсегда Добро поселится и радость. Взойдет любовь, отступит старость, Найдутся новые друзья. И если вы осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать,  ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу  планету, понять ее, украсить и подарить своим детям. Помните, что Родина – это твоя колыбель, твой  дом, очаг твоего счастья. Сделайте так, чтобы вместо зла в твоем сердце было добро. Домашнее задание. Прочитай сказку Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы. Почему Маленький принц остался на планете? Чему нас научил Маленький принц? Согласен ли ты с ним? Ребята, если вам понравился наш урок, то прикрепите к нашему солнышку на доске жёлтый лучик, а если­ нет, то оранжевый. Группы по очереди выходят к доске. . ­

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль « Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ». Тема « Ответственность ». 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018