Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)
Оценка 4.7

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл
21.03.2017
Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)
Добродушный смех в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» Цели: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, - характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления детей о категориях комического; - учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора.
В театр....docx
Добродушный смех в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» Цели: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, - характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления детей о категориях комического; - учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Тема сегодняшнего урока:”Добродушный смех в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» На уроке мы попытаемся раскрыть природу смешного в рассказе Чехова. Открываем тетради записываем число и тему урока. Читаем эпиграф Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов -- Принадлежат они Антону Павловичу Чехову. (слайд 1) Он напоминал в своё время , да и теперь напоминает ,что жить скучно, безынтересно нельзя ,что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли. Надеюсь, что сегодняшний урок даст вам возможность мысленно представить Чехова , заглянуть в его внутренний мир.Произведения Чехова по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров многих стран , его книги изучают почти на всех языках мира. Эпоха ,в которую жил и писал Чехов, была мрачной. Это было тяжелое время в истории России. Люди боялись откровенно говорить и высказывать свои взгляды, боялись доносов. В стране преследовали не только революционеров ,но и всякое свободомыслие. В эти годы жили, работали ,писали такие замечательные люди, как Лев Николаевич Толстой, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Антон Павлович Чехов. Взгляните на портрет. Искренний , смелый взгляд, бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем ,что видел. а)Сообщение ученицы о Чехове. (слайд 2) Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель конца XIX- начала XX века. Родился он 17(29) января 1860 года на берегу Азовского моря в городе Таганроге на улице Полицейской (ныне улица Чехова).Антон Павлович Чехов родился в семье мелкого торговца. У Антоши ,как звали в его семье, было четверо братьев и сестра. Жизнь семьи была трудной . Его дед-крепостной, откупившийся на волю. (слайд 3) Отец-мещанин , владевший бакалейной лавкой. «Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства ,о котором было бы приятно вспомнить ,пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя не так удачно ,что он не имел возможности ни побегать ,ни порезвится ,ни пошалить. На это не хватало времени ,потому что всё свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того ,на всем лежал отцовский запрет; бегать нельзя было потому, что «сапоги побьёшь» ;шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки», играть с товарищами –пустая и вредная забава ;“Товарищи бог знает чему научат…” - вспоминал брат писателя Александр Павлович Чехов.Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился ,принужден был объявить себя банкротом ,вскоре переехал в Москву. А.П.Чехову ,учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь ,зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки ,пьесы. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета ,который закончил в 1884 году. Он готовится стать врачом и продолжает писать. Больше всего смешных рассказов Антон Павлович написал в студенческие годы. «Пока я учился,- вспоминает Чехов позже ,я успел написать сотни рассказов под псевдонимом Антоша Чехотне, который как видите, очень похож на мою фамилию я. --Что такое псевдоним? (ответ учеников) (слайд 4) (Псевдоним- это подпись который автор заменяет свою настоящую фамилию) -- Антон Чехотне - псевдоним писателя. Вот как он появился: преподаватель закона божьего Таганрогской гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников. Подпись «Антоша Чехотне» стояла в течение многих лет под юморесками. Помощники: 1.Антоша Чехотне… Каким же должны быть рассказы ,подписанные таким псевдонимом.? 2.Наверно, не совсем обычными. 1.Наверно. А вот названия журналов, в которых печатались эти рассказы: «Стрекоза», « Будильник «Осколки». 2.Я догадалась! Это весёлые рассказы, смешные. 1.Ну конечно. Первый рассказы Чехова- Чехотне- весёлые, смешные, забавные, остроумные… Много слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Это рассказы юмористические. Ты знаешь ,что такое юмор? я --Что такое юмор? (вопрос классу) 2.Вот я и говорю. Юмор-это когда смешно. Что тут непонятного? Когда читаешь и смеешься или улыбаешься -это и есть юмор. (слайд 5) Обратите внимание на доску: отличие юмора от сарказма Записываем в тетрадь ­ Юмор - это смех весёлый и доброжелательный Помощники: 1.А в чем секрет юмора? 2.А разве и у юмора есть секреты? 1.Да и главный секрет- откуда берется юмор? Как рождается смешное? (слайд 6) Обратите внимание на доску-- По условиям юмористических журналов рассказ должен был быть небольшой. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. "Краткость - сестра таланта"- это была одна из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень емкими. Юмор- это изображение смешного в жизни людей и общества. Мишенью молодого юмориста становится нравственное уродство. Он высмеивает мир тунеядцев , лицемеров, подхалимов. Не случайно эпиграфом урока стали такие слова: Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему каков он есть. Наша встреча с Чеховым- писателем открывается рассказом «Лошадиная фамилия». (слайд 7) Слушаем и читаем рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». В ИСПОЛНЕНИИ АКТЕРА ­­ В рассказе нам встретились устаревшие слова                                                                           ­­ Подумайте и найдите им современные соответствия.  (слайд 8) - уезд ­ (в соврем. яз.) район; - шарлатанство­ обман;- акцизный ­ служащий  учреждения по сбору налогов;- коляска, бричка ­ упряжная повозка на летнем и  зимнем ходу;- депеша ­ письмо с просьбой о чем­либо; - хина ­ лекарственный  препарат с горьковатым вкусом а) Что необычного в названии рассказ ? (ответ уч-ся) (Необычное в название рассказа - что фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям.) б) Можем ли мы назвать рассказ «Лошадиная фамилия» юмористическим ? Разве смешно ? Разболелись зубы у человек, он мучается, потом ему зуб вырывают. (ответ учеников) (Смешно ?) в) Укажите моменты, которые делают рассказ смешным.(ответы учеников) Ответы: 1. Решения генерала обратиться к человеку, который «заговаривает» боль по телеграфу. 2. Приглашение приказчика к генералу по поводу фамилии акцизного. 3. Забывание приказчиком фамилии бывшего акцизного. 4. Мучительные усилия приказчика, вспоминающего забытую фамилию. 5. Установления фамилии. 6. Неожиданная реакция генерала. (слайд 9) ­ Кто герои рассказа? Мы должны выбрать из предложенных характеристик ту, которая подходит герою ( я читаю) Бывший военный. Зажиточный помещик, живущий с семьёй в собственном имении. Боится врачей и всего, что касается лечения. (Характеристика генерал-майора Булдеева) Он подхалим , ищет лёгкие пути для проживания. Выслуживается перед своим начальником. Предлагает «волшебные» способы лечения. (Характеристика приказчика Ивана Евсеича) (слайд 9) - Обратимся к речи героев. Какие слова делают рассказ смешным ? Это, прежде всего, относится к речи приказчика (читают дети):«пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «В Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится». "сила ему такая дадена", "Жеребцов нешто?" - Смешные также предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий - Назовите предлагаемые «лошадиные» фамилии _ (ответы детей) (Кобылин, Кобылицин… Кобылятников… Кобелев… Жеребчиков ,Жеребцов , … Лошадинин… Лошаков… Жеребкин Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…и т.д.) . -- Смешны сами "лошадиные фамилии", а их в рассказе около пятидесяти. ­­У вас на партах находятся карточки с фамилиями: В левую сторону     выберите слова­ синонимы к слову «лошадь»  Вправую сторону    конское снаряжение (сбруя)  (слайд 10) Кто прочитает получившийся список фамилий? Пристяжкин Уздечкин Чересседельников Засупонин Кобылин Жеребчиков Лошадкин Меринов (слайд 10) - Источником смешного в сюжете является как сама исходная ситуация , (генерал соглашается «Заговорить зубы по телеграфу») так и развитие этой ситуации, и разрешение ее. Особенно неожиданным является финал, когда герой вспоминает, наконец, фамилию, совсем не «лошадиную». Рассказ небольшой по объему. Краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Обратим внимание на начало рассказа: (читают дети) « У отставного генерала – майора Булдеева разболелись зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось. Столь же стремительно оно (действие) заканчивается: в какой момент (когда заканчивается действие) … (читают дети) «Приехал доктор и вырвал больной зуб». Обратите внимание на краткость предложений, простоту, отсутствие подробностей. В финале рассказ (когда приказчик встречается с доктором, разговор приказчика с генералом) в авторской речи можно найти элемент оценки … (читают дети) ( «тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и другие). Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добродушным, уничтожающим снисходительным ? (ответы детей) (Смех добродушный над мелкими слабостями людей.) Этот смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно. Помощники. А ведь мы раскрыли главный секрет юмора. Да ну ? А я и не заметила Да – да. Ты обратила внимание, что самое смешное в этом рассказе строится на несоответствиях. Все вспоминают «лошадиные» фамилии, а оказалось – Овсов! Несоответствие. Генерал, а показывает кукиш, как мальчика. Тоже несоответствие. Вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает. Опять Несоответствие! Вот тебе и секрет смешного. Юмора строится на… Несоответствие! И как лекарь по телеграфу зубы заговаривает – несоответствие. Правда ? Заговаривать по телеграфу – все равно, что обедать по телефону. (слайд 11) --Читаем на слайде о несоответствии. Записываем в тетрадь -- Вот мы и раскрыли секрет юмора, а заодно и познакомились с новым жанром – жанром юмористического рассказа. (слайд 12 - 13) -- Рассмотрите иллюстрацию. - Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся). (слайд 13) (слайд 14) ( ответы уча-ся) (слайд 14) ФИЗМИНУТКа А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. - -Этот рассказ хорошо читается по ролям, его легко разыграть как сценку. Почему ? Мы ответим на этот вопрос после сценки, которую разыграют по прочитанному рассказу Чехова « Толстый и тонкий» -- Встречаются друзья детства Сценка. - Порфирий! Ты ли это ? Голубчик мой! Сколько зим Сколько лет! -Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! -Ну как живёшь друг? Служишь где? Дослужился? -Служу милый мой! Ну а ты как? Небось уже статский? А? -Нет милый мой поднимай повышение. Я уже до такого дослужился… Две звезды имею. -Я ваше превосходство… Очень приятно-с -Ну полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства- и к чему это чинопочитание! -Помилуйте… Что вы-с… Милостливое внимание вашего превосходительства…вроде как живительной влаги.  --Назовите слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого? - а) бесчинство б) чинопочитание (показан смех над самоунижением и чинопочитанием) -Вернёмся к вопросу: -- Почему рассказ хорошо читается по ролям и легко разыграть как сценку? (ответы детей) -Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа. Действие должно идти быстро, а пейзаж замедляет его ,т.е. присутствует только диалог. Помощники. 2.А у Чехова все рассказы смешные,юмористические? 1.Нет, не все. Потом Чехов напишет много совсем несмешных рассказов и повестей. А в молодые годы он действительно сочинял юмористические произведения. 2.А почему? 1. Потому что это очень увлекательное занятие, подмечать смешное. Это не каждый может. И про человека ,который умеет заметить и показать смешное, мы говорили ,что у него есть чувство юмора. 2.А можно проверить,есть ли чувство юмора или нет? 1.Обычно это и без проверки видно. Просто не каждый ,у кого есть чувство юмора становится писателем-юмористом. Одно дело - подметить смешное, другое показать смешное, создать ситуацию, героев, сочинить их поступки и слова, которые вызывали бы смех. (слайд 15) Можно попробовать: Д/З. Попробуйте придумать и написать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное на тему :»Смешной случай». Кстати ,не забывайте; что самый здоровый смех- это смех над самим собой. А самый не хороший смех-смех над физическими недостатками: хромотой заиканием, полнотой. Этот смех к юмору никакого отношения не имеет. В заключении можно сделать вывод, что юмористические рассказы А.П.Чехова доставляют нам художественное наслаждения и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен. Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд. (слайд 16) - сравниваем с готовым решением на слайде (слайд 17)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)

Урок по литературе на тему "В театр с Антошей Чехонте" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017