Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"
Оценка 4.8

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
30.01.2017
Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"
Разработка данного урока поможет провести занимательное занятие по литературе в 8 классе по теме А.С.Пушкин "Цыганы" с использованием новых технологий по развитию критического мышления у обучающихся и по совершенствованию читательского интереса. Разные задания помогут увлекательной работе по произведению, дети смогут с разных сторон рассмотреть произведение и сделать свои выводы по предложенному материалу
разработка урока.docx
СКО Тайыншинский район КГУ «Келлеровская средняя школа им.И.М.Бережного» Онлайн­урок   по русской литературе в 8 классе                           Учитель русского языка и литературы Шиленко Е.С. Тема: Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры (по поэме «Цыганы»  А.С.Пушкина)  Цели урока:  ­ образовательные:  расширение   представления   учеников   об   особенностях   жизни   цыгын;   раскрытие своеобразия их быта и взамоотношений ;  показать, какое внимание уделялось писателем изображению противоречий, которые возникают в отношениях  между людьми; развитие умений работы с  текстом. ­ развивающие:  развитие   эмоционального   восприятия   художественного   текста,   образного   и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении произведений; развитие устной и письменной речи. ­ воспитательные:  воспитание внимательного читателя, пробуждение любви к художественному слову, интереса учащихся к богатому творчеству писателя; Задачи урока:  ввести учеников в сложный мир поэзии А.С.Пушкина;   показать место поэта в отечественной  классической литературе;   раскрыть особенности мировосприятия А.С.Пушкина;   подчеркнуть живописность и поэтичность его строк;  дать возможность каждому ученику реализовать себя. Формы работы: классно­урочная. Организация работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы:  словесный,   иллюстративный,   репродуктивный,   исследовательский,   частично   – поисковый, творческий. Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного. Оборудование:  компьютер,   проектор,   интерактивная   доска,   портреты   героев,   автора, слайдовая презентация, иллюстрации учащихся. Используемые технологии: технология развития критического мышления  через чтение и письмо, информационные, интерактивные. изобразительное   искусство, Межпредметные   связи:  художественная культура, музыка Ожидаемые результаты: в результате изучения данной темы учащиеся проявляют  интерес к творчеству А.С.Пушкина,  с увлечением  будут читать произведения русской  классики, овладевают  навыками выразительного чтения и анализа произведений с  привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории  литературы; умением  самостоятельно пользоваться различными информационными  источниками;  созданием устных и письменных высказываний в связи с изученными  произведениями.   история,   мировая Оборудование: портрет писателя презентация из 20 слайдов, звукозапись цыганских  романсов, отрывок из кинофильма «Табор уходит в небо»                                …  Пушкин имел полное основание сказать о себе,  . Нагляд ности Перья цветные и по цвету перьев черниль ницы                                что он пробуждал «добрые чувства….                                                            М.Е. Салтыков – Щедрин. ХОД УРОКА 3  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Психологический  настрой. Разминка Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха. Для создания  психологической атмосферы проводится игра  «Книга мудрости», а также делятся на группы с  помощью пера и чернильницы. ­ Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг  друга. Улыбнитесь соседу,подарите сердечный  привет всем вокруг.  А я желаю вам удачи.В добрый путь! ­ Тема нашего урока: « Конфликты и  противоречия в душе Алеко и Земфиры (по  поэме «Цыганы» А.С.Пушкина) Слайд 1 Звучит  сказочная музыка. Слайд 2 ­Перед вами Книга Мудрости. У вас на столе лежат  перья. Прочитайте, что написано на них. (дети читают) . С хорошим товарищем веселее при  удаче, легче в беде.  Чужая душа — загадка . Душевные муки хуже телесных. Береги честь  смолоду. Душа душу греет. Жили душа в душу. Кому что по душе, а цыгану воля да песня. А теперь посмотрите на доску.  Слайд 3 ­Все эти мудрые слова говорят о душе человека,о его переживаниях и внутреннем мире. Недаром  мы их занесли в книгу Мудрости Звучит тихая музыка цыганского романса Прием «Ассоциативный ряд » ­Голубое небо, степной простор, костер, песни и  танцы….. Работа в группах ­ Перед вами карточки со словами. Выберите те,  которые ассоциируются с поэмой «Цыганы» . На  пустых листах напишите свои слова, продолжив  ассоциативные цепочки .  Проверка. Чтение «цепочек». ­Что можно поставить в конце ? Объясните свой  выбор? ­Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить  на уроке? (о жизни  главных героев Алеко и  Земфире, о цыганах) Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру «Книга  мудрости». Называют  хорошие качества своих одноклассников. С  помощью разноцветных  перьев и чернильниц   делятся на группы. Работа с классом  ( 1мин) Ответы детей Музыка М.Круг «Сколько лет»  (отр.начало)  (Например: Голубое  небо, простор,вольный ветер,костер, песни и  танцы, табор,  кибитка, кони,  цыганка,  цыган,гадание, табор  уходит в даль и звучит тихая песня цыган) ­Что означает «вольная душа? ( свобода превыше  всего вольная жизнь, не подчиняясь никому,  непокорность властям или кому­либо) Слайд 4­8 Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого  народа, вместе с ними пройдёмся по степям  Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем  цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить,  почему именно в этой поэме Пушкин поднимает  тему человеческой свободы.  Свободолюбивый и гордый характер сложился из  образа жизни цыган. С малых лет цыган приучали  ценить и любить вольную  и независимую жизнь,  уважать законы табора, своего народа, почитать  волю старших, уважать свободу выбора любимого  человека. II. Проверка пройденного материала.  ­ Где происходят события? (в цыганском  таборе) 10  мин. ­ Как вы думаете, почему Пушкин выбрал  именно эту нацию? (она была для него  необыкновенной,загадочной)  Вы сейчас слышали прекрасную музыку   Е.Дога «Дорога» из кинофильма  «Табор уходит в  небо»,рассказывающий о жизни цыган  ­Конечно,какой цыган без верного коня. Демонстрируют свои  знания. Картины Демонстрируют свои  знания Оценка работы групп Перед вами карточки с изображением лошади  и наездника (жокея). Соедините пункты плана  содержания поэмы и цитаты из текста С помощью этого приема­ проверим насколько внимательно вы прочитали поэму и знаете ее  содержание С помощью приема «Жокей и лошадь»  осуществляется проверка знаний учащихся  содержания поэмы Проверка  по слайду Слайд 9 15  мин III. Актуализация знаний. Стадия «вызов» Чтение   наизусть   учеником   начала   поэмы   под музыку Е. Доги «Дорога»  Беседа по вопросам учителя. ­Какие   картины   возникли   в   вашем воображении? ­В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не   держит   на   одном   месте.   Они   в   постоянном Соотносят: На картине «лошадь»  пункт плана, а на  картине «жокей»  цитата. Зашита работ Проверка Демонстрируют знания, умения.  .  (Цыганы кочуют  по степям Бессарабии,   они ночуют в  изодранных шатрах под  звездами, несмотря на  это их сон  мирный,  Постеры Маркеры Цветные бумаги Учебник движении. Их жизнь полна романтики.) ­Кто   из   героев   поэмы   олицетворяет вольную   жизнь?   Является   символом вольности? (Земфира)  ­И все­таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко)   ­Давайте   вспомним,   а   что   значит жизнь в таборе идет  своим чередом. Они  привыкли к воле, их не  смущают бескрайние  степи, вечное движение, непогод романтический герой?   (Это   необычный   человек   в   необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно   сильными   чувствами,   отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то   любит   до   беспамятства.   Если   ненавидит,   то ненависть не имеет границ.) IV. «Осмысление» ­Перед вами следующее задание…   изученного.  Применение   Стадия ? Иллюст рации к поэме Прием «Портрет» . Работа в группе 1 группа ­Расскажите   о   Земфире   (записи   можно сделать на обратной стороне портрета) (Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных   сил   девушка.   Она   –   дитя   природы, свободная   птица,   живет   сердцем,   чувствами,   она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль.) 2 группа ­Чем   Алеко   похож   на   романтического героя? ( он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как   говорит   старый   цыган.   Он   с   презрением отвергает   общество,   где   люди   стыдятся   любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей   и   пороков   просвещенного   общества,   от корыстолюбия и тщеславия.) Защита работ Слайд 10 Прием «Шаг за шагом»  ­Скажите, как Алеко попал в цыганский табор? (Именно   Земфира   приводит   его   в   табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой) ­А как отец реагирует на это?  Раздаются портреты  героев Дают характеристику  внутреннего мира  героев На листа А3  изображены шаги (след  человека) на которых  есть вопрос и рядом  пустой след для ответа, а в конце «пути»  вершина­ конфликт  героев  в виде  пирамиды Сценка диалога Алеко и Земфиры По ответу мы видим, что цыган рад гостю. Он приглашает   Алеко   остаться   под   «сенью   шалаша», пробыть   в   нем   столько,   сколько   он   сам   захочет. Старик   не   противится   мгновенному   увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко.   Они   вправе   сделать   выбор   своего жизненного пути. И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года. ­ Почему несчастлив Алеко? (Нет, он видит, что все складывается не так, как он хотел бы. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги.)  (Его разлюбила Земфира.) Он стал   злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко,   и,   увидев,   что   в   душе   Алеко   происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты. ­Что   говорит   Алеко,   выслушав   рассказ старика о своей несчатной любви (Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не   простит   измены.   Алеко   не   умеет   и   не     хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь убьет  ­Какую   жестокость   совершает   Алеко, когда   видит   Земфиру   с   ее   новым возлюбленным?   (Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру) ­Об этом песня Земфиры. Давайте прочитаем  по  ролям Итак,   мы   видим,   что   герои   попадают   в сходные   ситуации,   но   как   по­разному   решается сходный   конфликт.  Сопоставляя   героев,   автор показывает   два   разных   понимания   свободы эгоиста Алеко  и Старика. Перед вами  1. Вершина: ЛЮБОВЬ.ВОЛЯ.  НЕПОКОРНОСТЬ  Истинная любовь гуманна и бескорыстна Не мстить, а желать добра  любимому человеку ­  в этом  Смысл слов старого цыгана. 2.   Вершина.ЭГОИЗМ.   МЕСТЬ.СМЕРТЬ КАК НАКАЗАНИЕ Хочешь быть свободным и счастливым – не будь эгоистом, уважай и цени свободу других людей­   вот   что   пытался     внушить   отец Земфиры Алеко.   Защита работ. Проверка. Оценивание. Прием «Жетон» Прием «Луч» ­Напишите на лучах : ­Так   как   же   понимают   свободу   главные герои? 1 группа ­ Алеко  (у  Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему. 2 группа ­ Земфира Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая   ни   к   чему   не   обязывает.   Она   ничего   не требует   и   хочет,   чтобы   и   от   нее   ничего     не требовали. 3 группа ­ Старик Для   Старика   свобода   –   это   покой,   это   жизнь   в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.) Проверка работ. Вывод: Какова вершина конфликта двух героев? (Смерть Земфиры) ­Как   вы   думаете,   в   чем   состояло   душевное противоречие героев? (они любовь воспринимали по –разному и понятию свобода и воля относились тоже по­разному) Авторская позиция по отношению к своим героям. (учитель) Он   любит   своих   героев,   он   соглашается   со стариком,   он   с   сожалением   расстается   с   Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает,   что   цивилизованному   человеку   нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме. А.   С.   Пушкин   не   дает   прямого   ответа   на вопросы: что значит быть свободным? Может   ли   человек   быть   свободным?   Он предоставляет право решить это самому  читателю. Демонстрируют свои  знания С помощью  разноцветного жетона  стикера оценивают  работу группы 10  мин. IV. Закрепление.  С помощью метода «Хорошо­плохо» (этап Демонстрируют свои  знания.  карточки обобщения и систематизации) Прием «Совет» Дайте совет каждому герою и  напишите его на иллюстрации. Прием «Фантастическая добавка» Придумайте  другой конец истории  поэмы «Цыганы» 5  мин ?.  2  мин. V. Обратная связь. Итог урока Цель этапа: самооценка учащимися результатов  своей учебной деятельности. Проводит рефлексию. Оценки за урок. На  диаграмме поставьте себе оценку за урок. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале  урока? Рефлексия. Нотный стан. Отражают с помощью нотки,как поработали на  уроке VI. Домашняя работа. На выбор: 1.Составить «тонкие и толстые» вопросы по поэме 2. Написать эссе «Я ношу шерсть, но я не овечка»  или  «Свободная песня вольной души Земфиры» Объясняет особенности выполнения домашней  работы учитель) Карточки Смайлик и  На стикерах  записывают свое мнение по поводу урока.  Оценивают работу  своих одноклассников.  С помощью смайликов  изображают свое  настроение. Ученики записывают в  дневниках. Дневник

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"

Урок по литературе в 8 классе на тему:" Кофликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры по поэме "Цыганы" А.С.Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017