Образ главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Оценка 4.8

Образ главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
21.04.2017
Образ главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Цели урока : 1) дать характеристику Мцыри , проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя 2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения ХОД УРОКА I. Опрос учащихся. - Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил». Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: -Что значит для Мцыри жить? - В чем смысл жизни для Мцыри? •Как жил Мцыри в монастыре? •Характер и мечты юноши-послушника.Цели урока : 1) дать характеристику Мцыри , проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя 2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения ХОД УРОКА I. Опрос учащихся. - Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил». Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: -Что значит для Мцыри жить? - В чем смысл жизни для Мцыри? •Как жил Мцыри в монастыре? •Характер и мечты юноши-послушника.
МЦЫРИ.docx

                                                         Урока литературы в 8 классе по теме:
                             «Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическое произведение.

                                                  Своеобразие поэмы. Образ главного героя».

Цели урока :
1) дать характеристику Мцыри , проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя
2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

                                                                       ХОД УРОКА 

I.  Опрос учащихся.

     - Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

        Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: 

-Что значит для Мцыри жить?

- В чем смысл жизни для Мцыри?
·Как жил Мцыри в монастыре?
·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

         Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри . Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
        Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А)  Давным-давно задумал  я                     В) Я мало жил, и жил в плену,
     Взглянуть на дальние поля,                      Таких две жизни за одну,
    Узнать, прекрасна ли земля,                     Но только полную тревог,
    Узнать, для воли иль тюрьмы                 Я променял бы, если б мог.
    На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь                              Г)    …Я цель одну
    Прижать с тоской к груди другой,             Пройти в родимую страну
   Хоть не знакомой, но родной.                        Имел в душе.


Делаем вывод:
      Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…

       В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II .      Работа над образом Мцыри .

1. Слово учителя. 
     Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри .

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.

 

- Кому в поэме непонятен и чужд Мцыри? (монахам).

- О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам.

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам 2.3 и 26, 20 главы. 

Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. (Устно).

 

Наслаждение

Радость

Счастье борьбы

Восторг победы

Сладкая тоска

_______________________________________________ЖИЗНЬ___________________________________________

 

На экране таблица: (предварительно открыты только заголовки).

Вся таблица появляется на слайде после ответов учащихся. 


Монахи (думают) 


Мцыри (думает) 

·        
«После к плену он привык» 

·        
«Хотел во цвете лет изречь монашеский обет» 

·        
«В стенах хранительных спасен» 

·        
«Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу». 

·        

·         Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. 

·        
«Я жил в плену» 

·        
«Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». 

·        
«Мечты звала от келий душных и молитв…» 

·        
Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь. 

·        
Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ». 


Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями.

               Однако они   вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем. 

- Почему же все – таки они не стали спасителями?   (Ответы, размышления учащихся). 

Обобщение учителя.

         Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.


         Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

 2.     Работа с текстом.

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
(Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11).

Делаем вывод:

       Личность Мцыри , характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

         Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
         В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

-  Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

          На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса. 

-  Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы:      О, я, как брат, 
                          Обняться с бурей был бы рад !
                          Глазами тучи я следил,
                          Рукою молнии ловил…

Метафоры:    Я эту страсть во тьме ночной
                         Вскормил слезами и тоской,
                         Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения:      Я сам, как зверь, был чужд людей,
                         Полз и прятался, как змей.
     (Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком).

Эпитеты:        Но юность вольная сильна
                           И смерть казалась не страшна.

III.   Особенности Мцыри как романтической поэмы.

- Где происходит действие поэмы?
а Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре).

         Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

         Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

          Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой ,искатель свободы ,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

-  Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

    Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. 

- Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

        Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри , необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри . Таким образом , читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её  

    изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.
2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и

    отрицание рабства и смирения.
3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.
4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.
5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Тест.

1 Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри » взят из:
      А) былин           Б) древнерусских летописей      В) Библии            Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?
    А) восстание против судьбы, против Бога
    Б) раскаяние, бесконечное смирение
    В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.
      А) баллада         Б) поэма-исповедь              В) элегия            Г) притча

4 Какие рифмы использовал автор в поэме « Мцыри »?
      А) женские рифмы              Б) мужские              В) те и другие

5 К какому литературному направлению можно отнести поэму?
      А) сентиментализм             Б) романтизм             В) реализм                 Г) классицизм

6 Что можно назвать символом свободы в поэме?
      А) степь             Б) барса            В) Кавказ             Г) девушку-грузинку

7 Выделите черты реализма в поэме.


      А) бурная, неистовая природа
      Б) гибель героя
В) герой одинок, не понят миром
Г) введение сна героя в сюжет поэмы


      Д) мотив борьбы, мятежа



8 Какова роль описаний природы в поэме « Мцыри »?
            А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
            Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
            В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
            Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9 Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
       А) анапест                  Б) амфибрахий                      В) дактиль                  Г) ямб

10 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
       А) побег из монастыря           Б) бой с барсом           В) встреча с грузинкой             Г) гибель Мцыри 

11 В исповеди Мцыри звучит:
       А) гнев, негодование                                      Г) утверждение своей правоты
       Б) смирение, покаяние                                   Д) призыв отказаться от бесполезной борьбы
       В) грусть, размышления

12 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
       А) проявляется любовь автора к Кавказу
        Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
        В) связь с историей России
        Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?
        А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
        Б) тоска по воле
        В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
        Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока , домашнее задание.
Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».


 

Урока литературы в 8 классе по теме: «Поэма «

Урока литературы в 8 классе по теме: «Поэма «

II . Работа над образом

II . Работа над образом

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11)

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11)

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей,…

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей,…

IV. Тест. 1 Эпиграф к поэме

IV. Тест. 1 Эпиграф к поэме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017