Урока литературы в 8 классе по теме:
«Поэма « Мцыри »
М.Ю. Лермонтова как романтическое произведение.
Своеобразие поэмы. Образ главного героя».
Цели урока :
1) дать характеристику Мцыри , проникнуть в
замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя
2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри
» как романтического произведения
ХОД
УРОКА
I. Опрос учащихся.
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная задача нашего урока – ответить на вопрос:
-Что значит для Мцыри жить?
- В чем
смысл жизни для Мцыри?
·Как жил Мцыри в монастыре?
·Характер и мечты юноши-послушника.
Комментарий учителя.
Лермонтов не даёт подробного описания
монастырской жизни Мцыри . Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от
людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу»,
выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие
жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда
отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи,
тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре
означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на
вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает
характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую
слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность
пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился –
даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что
видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы
недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения
мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе,
унаследованном от отцов.
·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть
свободным? Найдите ответы в тексте.
А) Давным-давно
задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,
Взглянуть на дальние поля,
Таких две жизни за одну,
Узнать, прекрасна ли земля,
Но только полную тревог,
Узнать, для воли иль тюрьмы Я
променял бы, если б мог.
На этот свет мы
рождены.
Б) Мою пылающую грудь Г)
…Я цель одну
Прижать с тоской к груди другой, Пройти
в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.
Делаем вывод:
Представление о свободе связано у Мцыри с
мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из
монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в
монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:
Про милых близких и
родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…
В душе его постоянно жил образ
неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
II . Работа
над образом Мцыри .
1. Слово учителя.
Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих
его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту
мысль строчками из исповеди Мцыри .
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную
страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.
- Кому в поэме непонятен и чужд Мцыри? (монахам).
- О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам.
Докажите это,
работая с текстом. Для работы я предлагаю вам 2.3 и 26, 20 главы.
Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы.
(Устно).
Наслаждение |
Радость |
Счастье борьбы |
Восторг победы |
Сладкая тоска |
_______________________________________________ЖИЗНЬ___________________________________________
На экране таблица: (предварительно открыты только заголовки).
Вся таблица появляется на слайде после ответов учащихся.
|
|
·
·
·
·
·
· Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. |
·
·
·
·
·
|
Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не
могут казаться ему спасителями.
Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.
- Почему же все – таки они не стали спасителями? (Ответы,
размышления учащихся).
Обобщение учителя.
Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.
Главная страсть героя – стремление жить
полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.
2. Работа с текстом.
- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во
время своих скитаний?
(Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11).
Делаем вывод:
Личность Мцыри , характер его отражаются
в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает
богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской
обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается
его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
В романтических произведениях исключительный
герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6
главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов
«В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
Этот пейзаж, конечно, можно назвать
романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные
хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока –
«груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
В начале урока говорилось о Мцыри –
пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша,
одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно
заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только
настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
- Что же узнал Мцыри о
себе, очутившись на свободе?
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая
слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь
томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и
укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри
узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная
любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.
«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и
твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания
голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую
страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри
предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим
жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах
и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
- Какие художественные средства использует поэт, рисуя
своего героя? Приведите примеры.
Гиперболы: О, я, как брат,
Обняться с бурей
был бы рад !
Глазами тучи я
следил,
Рукою молнии ловил…
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и
тоской,
Я грыз сырую грудь
земли…
Сравнения:
Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как
змей.
(Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и
тепличным цветком).
Эпитеты:
Но юность вольная сильна
И смерть казалась
не страшна.
III. Особенности Мцыри как романтической
поэмы.
- Где происходит действие поэмы?
(На Кавказе, среди вольной и
мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре).
Очень важны в поэме картины пейзажа,
упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в
произведениях?
Они родственны герою, и зов свободы
оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как
брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив,
природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной,
ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали
не земле».
Сюжет поэмы кажется привычным
романтизмом – герой ,искатель свободы ,бежит из мира неволи. Мы встретимся с
такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме
Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник
и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический
мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно
навязанного ему мира в мир родной, естественный.
- Почему поэт, по-вашему,
изменяет традиционную ситуацию?
Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту
героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем
«постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина»
означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо
поэта.
- Почему Лермонтов избрал
форму исповеди?
Она помогает поэту психологически
правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний.
Чтобы понять характер Мцыри , необходимо всё пережить вместе с ним:
монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от
того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к
своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы
(она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому
персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала
отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения
автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции.
Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри . Таким образом ,
читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует
характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является
важным сюжетообразующим элементом.
Выводы:
1.Лермонтовский
романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал
жажду её
изменения и являлся выражением передовых
идеалов времени.
2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было
утверждение необходимости свободы для человека и
отрицание рабства и смирения.
3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный
индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.
4.Поэт воспевает не столько самого героя,
сколько его идеалы.
5.И характер героя, и обстановка действия
являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.
IV. Тест.
1 Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри » взят
из:
А) былин Б) древнерусских
летописей В) Библии Г)
стихотворения Горация
2 В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога
Б) раскаяние, бесконечное смирение
В) защита прав человека на свободу
3 Определите жанр произведения.
А) баллада Б) поэма-исповедь
В) элегия Г) притча
4 Какие рифмы использовал автор в поэме « Мцыри
»?
А) женские рифмы Б) мужские В)
те и другие
5 К какому литературному направлению можно
отнести поэму?
А) сентиментализм Б) романтизм
В) реализм Г) классицизм
6 Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь Б) барса
В) Кавказ Г) девушку-грузинку
7 Выделите черты реализма в поэме.
А) бурная, неистовая природа
Б) гибель героя
В) герой одинок, не понят миром
Г) введение сна героя в сюжет поэмы
Д) мотив борьбы, мятежа
8 Какова роль описаний природы в поэме « Мцыри
»?
А) природа противопоставлена
монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою,
вступает с ним в борьбу
В) природа обманывает героя, вновь
направляя его к монастырю
Г) природа многопланова:
противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
9 Определите стихотворный размер, использованный
Лермонтовым в поэме.
А) анапест Б) амфибрахий
В) дактиль Г) ямб
10 Какой момент в сюжете поэмы является
центральным?
А) побег из монастыря Б) бой с
барсом В) встреча с грузинкой Г)
гибель Мцыри
11 В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование Г)
утверждение своей правоты
Б) смирение, покаяние Д)
призыв отказаться от бесполезной борьбы
В) грусть, размышления
12 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре
главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической
направленности поэмы
13 В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали
аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам
перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением
деспотизма
V Итог урока , домашнее задание.
Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю.
Лермонтова « Мцыри ».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.