Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией
Оценка 4.7

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
31.05.2017
Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией
презентация к уроку "Нравственные идеалы"
открытый урок 4 класс.docx
Тема урока: «Нравственные идеалы. Богатыри земли русской» Цель урока: формирование знаний о нравственных идеалах на примере  исторических персонажей и современных людей. Задачи урока:  1. Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; 2. Формировать такое качество личности как нравственность; 3. Формировать уважительное отношение обучающихся к Родине и её  историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о  нравственном смысле поступков, принятых решениях; 4. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к русскому  народу, к русской земле; 5. Формировать умение вести диалог, умение работать в группах. 6. создать условия для формирования УУД: ­ личностных: мотивация учения, нравственно­эстетическое оценивание,  обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём  приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры,  показать важность развития в себе благородных черт характера; забота о  слабых, уступчивость, опрятность, благородство; ­ познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение  нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как  выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации  объектов, установление причинно­следственных связей; ­коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и обмене  информацией, оценка действий одноклассников, умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в  группах, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в  коммуникации;  ­ регулятивные: целеполагание, планирование работы, контроль за  выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, развитие  интереса к выдвигаемым проблемам; ­ метапредметные: формирование информационной культуры личности,  навыков творческой деятельности; развитие умений давать  аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; ­ предметные: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях,  дать представление о нравственном идеале на примере богатырского образа. Виды деятельности:  ­работа в группах ­беседа ­чтение и анализ учебного текста ­работа с иллюстративным материалом ­творческая работа с текстом. Оборудование: ­проектор ­карточки с заданиями для работы в группах ­ презентация 1. Организационный момент (приветствие, настрой класса на работу). Содержание урока ­ Встали правильно, посмотрели друг на друга, улыбнулись, садитесь! Поговорим? О чём? О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень… Чего­то знаешь ты, а что­то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно. ­ Мне хочется, чтобы на этом уроке было интересно всем: Мне ­ общаться с вами; Вам ­ узнавать новое; А нашим гостям ­ наблюдать за происходящим. Итак, вперёд! 2. Постановка цели и задач урока. ­ Определение какого качества записано на доске?  «Чувство нравственной ответственности за своё поведение, за свои поступки  перед самим собой и перед окружающими людьми, обществом» ­ совесть. ­ Нужна ли людям совесть в наше время? ­ Может быть легче без неё? Ответы учащихся ­ Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их  оценивать, быть совестливым и высоконравственным человеком. ­ Пофантазируем: представьте себе, что произнесённое нами слово «совесть»  превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие  слова. Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство  человеческой души. Как вы думаете, какие слова притянет слово «совесть»?  Объясните свой ответ. Хитрость справедливость Жестокость доброта Искренность воля благородство Честность лживость Скромность достоинство ­ Как вы думаете, каждый ли человек может обладать такими качествами?  Как можно назвать человека, обладающего всеми этими качествами?  (идеальный) ­ В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» есть такие строки: Ответы учащихся Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! ­ Что вы о них знаете?  ­ Для кого и в чём они служили примером? Ответы учащихся ­ Какова связь между нравственностью и русскими богатырями? ­ О чём пойдёт речь на уроке?  ­ Какие задачи мы для себя поставим на уроке? 3. Актуализация знаний. (гуслиный наигрыш, на фоне – рассказ учителя) ­ Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём,  стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях  могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и  наши предки – славяне. Много времени славяне проводили в сражениях, ведь  в те далёкие годы война – обычное дело, приходилось отстаивать свои земли  от врагов. И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава,  ковыль, серые валуны, молоденькие ёлочки впереди и до самого горизонта  тёмные холмы. А над всем этим – осеннее тревожное небо. ­ Обратим внимание на репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри».  Над этой картиной Виктор Михайлович работал около 25 лет.  ­ Как зовут богатырей на картине? ­ Чем они заняты в данный момент? ­ Какими качествами обладает каждый из богатырей? Ответить на этот вопрос вам поможет текст, который есть у каждой группы.  1 группа. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский  сын. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всём его  облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит  под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен,  только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружён: с правой руки свисает  булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и  длинное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко  всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой  богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь  Родину и честно служит ей. 2 группа. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый  народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он  богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд – то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит,  ноздри раздувает, видно, врага чует. 3 группа. Третий богатырь Алёша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берёт ловкостью, быстротой,  находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.  Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые.  Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать  травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь  глаза косит да тугой лук держит наготове. ­ Какими качествами обладают богатыри?  На доске создаётся схема. Учащиеся делают вывод: 1 группа: на картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем  их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов  хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о  них, любили землю, где родились. 2 группа: такую картину мог создать человек, который очень любил свой  народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать  самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину. 3 группа: Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской  всегда готовы стать за честь Родину против недруга. ­ Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло? Ответы учащихся. ­ Оказывается от слова – «Богатый», «ходит под Богом», «Богом данный  дар».  У Ильи Муромца – это сила, у Добрыни Никитича – ум, у Алёши  Поповича – доброта. ­ Всё вместе делает человека поистине богатым.  4. Первичное усвоение новых знаний. ­ Пришло время вновь поработать в группах. Пользуясь помощью учебника, в  течение 2 минут подготовьте ответы на вопросы, которые записаны на  карточке. 1 группа:­ 1) Какие поступки совершали богатыри? 4) Какие качества богатырей помогали им совершать нравственные поступки? 2 группа:­ 2) Ради чего или кого совершали они эти поступки? 5) Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди 3 группа: ­ 3) Можно ли эти поступки назвать нравственными? живут? ­ Проанализировав всё услышанное, попробуйте сформулировать  нравственный образ богатыря. Заполните карточку так, чтобы у вас  получилось описание богатыря. Богатырь обладает невиданной ………………….. (силой). Умело владеющий ……………. (мечом), …………….. (копьём), ………………….. (луком). Богатырь ………….. (сильный), …………………. (смелый), человек, преданный  ………………. (друг, воин), служащий ……………….. (Родине)! ­ Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей  не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое  влияние на современные нравственные представления о воинах. огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в  применении силы, провозгласила правила честного поединка. ­ Как вы думаете, что это были за правила? Попробуйте их сформулировать. ­ Проверим наши предположения. (правила на слайде) ­ Для чего нужно соблюдать правила честного поединка? (соблюдение этих  правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов). ­ Как вы думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри? ­ Кого бы вы отнесли к богатырям Земли русской? Почему? ответы учащихся  5. Первичная проверка понимания. ­ Ребята, как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово  «богатырь»? ­ Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого  роста и крепкого телосложения, очень сильный. Но мы с вами сегодня выяснили,  что богатырь – это в первую очередь носитель высоких  нравственных качеств. ­ Выберите пословицу, которая больше всех соответствует теме нашего урока. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На вид богатырь, а сердце как у птенца. Богатырь умрёт – имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнётся. Не родом богатырь славен, а подвигом. Головой думай, а силой борись. ­ Русский поэт Иван Никитин в своём стихотворении сказал так: Уж  и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! ­ А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть ещё на Руси, кому  постоять за землю Русскую?» Обоснуйте свой ответ. ­ А может ли каждый из нас стать современным богатырём? Что для этого  нужно? На эти вопросы вы попытаетесь ответить дома, а на следующем уроке  обсудим. 6. Рефлексия. ­ Сегодня на уроке мне было интересно общаться с вами! ­ Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас подвёл итог собственной работе на  уроке, опираясь на слова – помощники. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я научился… У  меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы" 4 класс с презентацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017