Урок по поэзии А.С.Пушкина
Оценка 4.7

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Оценка 4.7
Книги +4
docx
русская литература
4 кл—7 кл
11.04.2018
Урок по поэзии А.С.Пушкина
Публикация является частью публикации:
Мастер-класс по поэзии.docx
Департамент образования города Москвы Департамент культура города Москвы Конспект  мастер­класса Учеников 7А класса  для учеников 3­4 классов Подготовила учитель  русского языка  и литературы  Адашева Элеонора Александровна ГБУСОШДО г. Москвы «Класс­центр» 21 марта 2018 год Москва Конспект мастер­класса Задачи  урока: ­ изучение  творчества  поэта  на примере времён года , обучение  анализу  лирического  стихотворения (нахождение метафор,  эпитетов, олицетворений); активизация  воображения, эмоций , мышления  учащихся, направленная  на    восприятия  поэтического  текста и  повышение  уровня  литературного  развития  школьника; развитие  активно – деятельностных  форм  обучения; ­ электронное  сопровождение  урока  в  виде  презентации. Всемирный день поэзии И пробуждается поэзия во мне:  Душа стесняется лирическим волненьем,  Трепещет и звучит, и ищет, как во сне  Излиться, наконец, свободным проявленьем.  И тут ко мне идет незримый рой гостей,  Знакомцы давние, плоды мечты моей . И мысли в голове волнуются в отваге,  И рифмы легкие навстречу им бегут,  И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.  Минута ­ и стихи свободно потекут. А.С.Пушкин . Отрывок из стихотворения «Осень» 1. Организация внимания учащихся Ход урока ­ Здравствуйте! Сегодня Всемирный день поэзии. Мы –ученики 7 класса. Давайте поговорим с Вами о поэзии. А что такое поэзия? Слушаем ответы… Делаем вывод: Поэзия( от греческого: творчество,сотворение) ­Особый способ организации речи; ­Язык души; ­ Это искусство, в котором каждое слово волнует; ­ Это музыка из слов; ­  это речь, которую надо уметь слушать и видеть. ­ Ребята, а как Вы думаете, кто является самым известным и узнаваемым  поэтом? П.о. Пушкин Но слушаем, не пытаемся переубедить.  Помогаем: ­А кто же дал нам язык, на котором мы говорим?  Это Александр Сергеевич Пушкин! Мы решили показать разнообразие поэзии на творчестве великого русского писателя.  Эпиграфом этого занятия мы взяли слова из стихотворения «Осень» :  « …И пробуждается поэзия во мне…» Чтец (можно со слайда): И забываю мир­ и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне:  Душа стесняется лирическим волненьем,  Трепещет и звучит, и ищет, как во сне  Излиться, наконец, свободным проявленьем.  И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.  И мысли в голове волнуются в отваге,  И рифмы легкие навстречу им бегут,  И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута ­ и стихи свободно потекут. 2. Микроитог ­Ребята, а давайте поищем в этом отрывке выразительные  средства, которые использовал Александр Сергеевич , для того  чтобы оживить описываемую картину  3.Работа со стихотворениями А.С.Пушкина. А.)­Времена года вдохновляли не только поэтов, но и музыкантов. Лето (картинка «Лето», музыка Вивальди) Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом. Б)Звучит музыка Шопена «Ноктюрн» ­Да, лето Пушкин не любил, как мы услышали в строках этого  стихотворения. Но зато он ОЧЕНЬ любил осень. Именно осень  является самым плодотворным временем года у поэта, а в период  ссылки, в болдинскую осень, он пишет большую часть своих  произведений. Чтение стих­я Уж небо осенью дышало Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. В.) Унылая пора! Очей очарованье    !  Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Г.) Зима(слайд «Зима»,музыка Вивальди) ­  А вот как поэт писал о зиме : Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. В домах всё темно. У ворот Затворы с тяжкими замками. Везде покоится народ; Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит. Д.)Весна (слайд «Весна», музыка Ф.Шопена) Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И все, что радует, живит, Все, что ликует и блестит Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно И все ей кажется темно. Е.)­ Весна… Время любви … Время вдохновений…Также вдохновляла поэта и женская красота . Пушкин был влюбчивой натурой . До  встречи со своей женой Натальей Гончаровой насчитывается более ста посвящений.  Я вас любил…(Одно из таких посвящений. Слайд: «Я вас любил» —  посвящение Анне Алексеевне Андро­Олениной (11.08.1808 — 18.12.1888),  графине де Ланженрон, возлюбленной Пушкина в 1828­29 гг. К ней также  обращены его стихотворения «Ты и вы» , «Её глаза» , «Не пой, красавица,  при мне» , многих строф «Онегина» и др. ) Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. 1829 г. К *** (Я помню чудное мгновенье Обращено к А. П. Керн, племяннице П. А. Осиновой; А. С. Пушкин  познакомился с ней в Петербурге в 1819 г.; летом 1825 г. она гостила в  Тригорском Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. 1825 4.Поэтическая мастерская ­ Ребята, а какие стихотворения А. С. Пушкина Готовы прочесть Вы? (слушаем учеников) ­ А теперь давайте поиграем в буриме. Буриме, как вы уже знаете, это  рифмованные концы; литературная игра, заключающаяся в сочинении  стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную  тему. Примеры рифм:      1. Кресло­тесто                                     Творог­пирог. Ответ примерный: Отодвинула я кресло, Замесила наспех тесто, Начинила внутрь творог: Вкусный должен быть пирог. Прослушать полученные стихотворения. Дать им оценку. 5. Рефлексия ­ Ребята, наш урок подошел к концу. Мы очень благодарны Вам за Вашу  активную работу. Скажите, Что нового для себя Вы узнали?(п.о.) ­Спасибо всем! До свидания! Осень Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. II Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! III Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными. IV Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом. V Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной. VI Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет. VII Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. VIII И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). IX Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю. X И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. XII Плывет. Куда ж нам плыть? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ___________ Год: 1833 II Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина

Урок по поэзии А.С.Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018