Тема: Карусельный дедзазывала.
Урок 32.
Цель: познакомить учащихся с ролью дедазазывалы на русской ярмарке.
Ход урока.
I. Откуда же он взялся, этот крикливый ярмарочный балагур? Считается, что
уже в первой четверти XIX века наши русские балаганные «паясы» вовсю
смешили народ, привлекая, зазывая его на театральные представления. До
этого в XVIII веке балаганные представления, которые шли за плату,
«рекламировали» иностранные артисты, собственно они же сами и давали
представления. Привлечение зрителей было ответственной задачей, порой
этим занимались артистывладельцы трупп, так, например, в 1766 году
«гимнастическое общество» Брамбиллы и Наморры рекламировал сам
Брамбилла в роли паяца. Иноземные артисты, не знавшие русского языка,
привлекали публику немым выступлением,
демонстрируя фокусы,
пантомиму, играли на музыкальных инструментах и пр. Французский владелец
театральных трупп Леман перед началом представлений в своих балаганах
выпускал на балкон мимапаяца. Он был в костюме Пьеро – широкий
бесформенный балахон с крупными разноцветными пуговицами. Как видите, с
этим персонажем наш зритель знаком давно. И здесь можно добавить, что
первые русские зазывалы выступали на балконах балаганов тоже в костюме
Пьеро. Набеленного в белом балахоне Пьеро в народе запросто называли
«Мельник» или «Замазка».
Слайд 2
Паяцы на балконе балагана.
Смена иностранцев на наших зазывал происходит в 1820х годах. Это
дает определенный положительный эффект. Поскольку помимо бурной
жестикуляции и в некоторой степени «актерства» – пантомима, клоунада,
1 фокусы – добавляется словесная реклама. Иностранцы активно привлекают
русских зазывал, которые своими выкриками типа: «Честные господа,
пожалуйте сюда! Здесь вы увидите вещи невиданные, услышите речи
неслыханные, чудо чудное, диво дивное. Заморские комедии! Скорее, скорее,
почти все места заняты». Главной задачей ярмарочных паяцев было созвать в
балаган как можно больше народа, а качество и содержание представления их
не заботило. Часто то, что обещалось зазывалами, резко отличалось от того,
что представало перед публикой в балагане.
Большинство первых русских паяцев при иностранных балаганах было
из отставных солдат – солдатыбалагуры, которые прошли большую школу
жизни. Среди этого типа зазывал были настолько яркие самородкиартисты,
что многие из них пользовались неизменным успехом и даже нередко
попадали на страницы печати: «…достоин замечания паяццо, солдат, родом,
кажется, малороссиянин, самая комическая физиономия, забавник, остряк,
импровизатор». «Мельникам», т.е. зазывалам наряженным в костюм Пьеро,
через некоторое время на смену приходит балаганный дед, внешний вид
которого очень напоминал традиционного старика святочного ряжения. На
мой взгляд, эта довольно скорая трансформация заимствованного «чужого»
персонажа – паяццо – в понятного, узнаваемого «своего», являет собой яркий
пример крепкой, устойчивой народной традиции, где «своя рубаха ближе к
телу». И такой «дед», с детства встречаемый людом на праздниках среди
ряженых, а теперь перебравшийся на балкон балагана, вызывает больше
симпатии и доверия, он – старый знакомец.
Слайд 3
Белый клоун. Дедзазывала.
Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая
борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами.
2 В конце XIX века внешний вид «деда» почти не изменился – «серый кафтан
полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок
на плечах, в шляпеколоменке или гречневике, украшенной такими же яркими
тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах».
В арсенал навыков артиста непременно должно входить умение
обыгрывать различные предметы, манипулировать. «Деды» обладали
определенным набором предметов. В зависимости от праздника, времени года,
настроения самого выступающего – лучшие карусельные деды и ярмарочные
зазывалы обладали ярким талантом импровизаторов. Основу этого
«комплекта» составляли: обязательный полуштоф под мышкой (вместе с
красным носом создавалось впечатление старика навеселе), «деды» всячески
поддерживали образ подгулявшего, разудалого старика. Издавна повелось,
«что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», а у пьяного шута еще больше
свободы выражать свои мысли, порой такие балаганные, карусельные старики
выражали хлесткое мудрое и свободное слово, выражение чувств, мыслей в
такой форме было под запретом, но что с пьяного возьмешь? Другой, часто
используемый «предмет» – примитивное изображение женского портрета –
«патрет». Исследователи утверждают, что «женская» тема – самая главная в
репертуаре «дедов». Каждый «дед», за редким исключением, имел «крупно
нарисованный карикатурный портрет уродливой бабы», который он
обыгрывал, показывая публике и выкрикивая шутки подобные, например,
этой: «У меня жена красавица.<…> Зовут ее Софья, которая три года на
печке сохла. С печкито я ее снял, она мне поклонилась, натрое
развалилась. Что мне делать? Я взял мочалу, сшил да еще три года с нею
жил.<…>Пошел на Сенную, купил за грош жену другую <…>»
На шее «деда» могли висеть большие оловянные часы – предмет,
который тоже обыгрывался: «У вас, господа, есть часы? У меня часы есть.
3 Два вершка пятнадцатого<…>» Или же, «дед» мог держать в руке
исписанный каракулями листок:
«Это у бар зовется «меню»,
Так и я это прозвище не переменю.
Первое: супсанте
На холодной воде,
Крупинка за крупинкой
Гоняются с дубинкой <…>»
Предметы могли быть самыми разными – лотерейный билет, банный веник и
др. Нередко карусельный «дед» выступал в паре с размалеванной девицей,
тогда публика могла услышать такую прибаутку:
«А вот, робята, это – Параша,
Только моя, а не ваша.
Хотел было я на ней жениться,
Да вспомнил: при живой жене это не годится.
Всем Параша хороша, да больно щеки натирает,
Тото в Питере кирпичу не хватает».
Вместо девицы мог быть ктото другой, тогда и выкрикивалась
соответствующая ситуации прибаутка или на ходу импровизировалась.
Определенные требования были к голосу – он должен был быть очень
громким, чтобы в шумной толпе слышалось каждое слово балаганного,
карусельного зазывалы, немного сиплым вместе с полуштофом под мышкой
это усиливало образ разгульного пьяницыстарика.
Великие люди, те, кто видел выступления зазывал, в своих мемуарах
вспоминали, какое сильное впечатление те производили на публику. У
у
Гиляровского прекрасный рассказминиатюра «Юшкакомедиант»,
Шаляпина «Яшкапаяц», Федор Иванович пишет: «Не решусь сказать вполне
4 уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня
пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но, может быть, именно
этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано
проснувшимся во мне интересом к театру, к «представлению», так не
похожему на действительность». Есть еще ряд произведений, которые как раз
посвящены нашему герою.
С 1840х гг. балаганный, карусельный «дед» – одна из самых приметных
фигур на ярмарке. Если анализировать его поведение и костюм, то несложно
установить связь между разными бытующими сейчас жанрами в эстраде,
цирке и рекламе. Карусельный дед, несомненно, играет главную роль в
Его образ интересен
народном театре ярмарочных увеселений.
исследователям культуры. Полагаю, что эта тема будет развиваться в теории
искусства и культуры, а также на практике – в театре, антрепризах, кино…
5
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.