Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Оценка 4.9

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
искусство +2
Взрослым
23.02.2017
Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Урок 32 Беседы о театре 4 класс.doc
Тема: Карусельный дед­зазывала. Урок 32. Цель: познакомить учащихся с ролью деда­зазывалы на русской ярмарке. Ход урока. I. Откуда же он взялся, этот крикливый ярмарочный балагур? Считается, что уже в первой четверти XIX века наши русские балаганные «паясы» вовсю смешили   народ,  привлекая,   зазывая   его   на   театральные   представления.  До этого   в   XVIII   веке   балаганные   представления,   которые   шли   за   плату, «рекламировали»   иностранные   артисты,   собственно   они   же   сами   и   давали представления.   Привлечение   зрителей   было   ответственной   задачей,   порой этим   занимались   артисты­владельцы   трупп,   так,   например,   в   1766   году «гимнастическое   общество»   Брамбиллы   и   Наморры   рекламировал   сам Брамбилла   в   роли   паяца.  Иноземные   артисты,   не   знавшие   русского   языка, привлекали   публику   немым   выступлением,   демонстрируя   фокусы, пантомиму, играли на музыкальных инструментах и пр. Французский владелец театральных трупп Леман перед началом представлений в своих балаганах выпускал   на   балкон   мима­паяца.   Он   был   в   костюме   Пьеро   –   широкий бесформенный балахон с крупными разноцветными пуговицами. Как видите, с этим персонажем наш зритель знаком давно. И здесь можно добавить, что первые русские зазывалы выступали на балконах балаганов тоже в костюме Пьеро.   Набеленного   в   белом   балахоне   Пьеро   в   народе   запросто   называли «Мельник» или «Замазка». Слайд 2 Паяцы на балконе балагана. Смена иностранцев на наших зазывал происходит в 1820­х годах. Это дает   определенный   положительный   эффект.   Поскольку   помимо   бурной жестикуляции   и   в   некоторой   степени  «актерства»   –  пантомима,  клоунада, 1 фокусы – добавляется словесная реклама. Иностранцы активно привлекают русских   зазывал,   которые   своими   выкриками   типа:   «Честные   господа, пожалуйте   сюда!   Здесь   вы   увидите   вещи   невиданные,   услышите   речи неслыханные, чудо чудное, диво дивное. Заморские комедии! Скорее, скорее, почти все места заняты». Главной задачей ярмарочных паяцев было созвать в балаган как можно больше народа, а качество и содержание представления их не заботило. Часто то, что обещалось зазывалами, резко отличалось от того, что представало перед публикой в балагане.  Большинство первых русских паяцев при иностранных балаганах было из отставных солдат – солдаты­балагуры, которые прошли большую школу жизни. Среди этого типа зазывал были настолько яркие самородки­артисты, что   многие   из   них   пользовались   неизменным   успехом   и   даже   нередко попадали на страницы печати: «…достоин замечания паяццо, солдат, родом, кажется,  малороссиянин,  самая  комическая   физиономия,  забавник,  остряк, импровизатор». «Мельникам», т.е. зазывалам наряженным в костюм Пьеро, через   некоторое   время   на   смену   приходит   балаганный   дед,   внешний   вид которого очень напоминал традиционного старика святочного ряжения. На мой взгляд, эта довольно скорая трансформация заимствованного «чужого» персонажа – паяццо – в понятного, узнаваемого «своего», являет собой яркий пример крепкой, устойчивой народной традиции, где «своя рубаха ближе к телу».  И такой «дед», с  детства  встречаемый  людом на  праздниках  среди ряженых,   а   теперь   перебравшийся   на   балкон   балагана,   вызывает   больше симпатии и доверия, он – старый знакомец. Слайд 3 Белый клоун. Дед­зазывала. Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами. 2 В конце XIX века внешний вид «деда» почти не изменился – «серый кафтан­ полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, в шляпе­коломенке или гречневике, украшенной такими же яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах». В   арсенал   навыков   артиста   непременно   должно   входить   умение обыгрывать   различные   предметы,   манипулировать.   «Деды»   обладали определенным набором предметов. В зависимости от праздника, времени года, настроения самого выступающего – лучшие карусельные деды и ярмарочные зазывалы   обладали   ярким   талантом   импровизаторов.   Основу   этого «комплекта»   составляли:   обязательный   полуштоф   под   мышкой   (вместе   с красным носом создавалось впечатление старика навеселе), «деды» всячески поддерживали   образ   подгулявшего,   разудалого   старика.   Издавна   повелось, «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», а у пьяного шута еще больше свободы выражать свои мысли, порой такие балаганные, карусельные старики выражали хлесткое мудрое и свободное слово, выражение чувств, мыслей в такой форме было под запретом, но что с пьяного возьмешь? Другой, часто используемый «предмет» – примитивное изображение женского портрета – «патрет». Исследователи утверждают, что «женская» тема – самая главная в репертуаре «дедов». Каждый «дед», за редким исключением, имел «крупно нарисованный   карикатурный   портрет   уродливой   бабы»,   который   он обыгрывал,   показывая   публике   и   выкрикивая   шутки   подобные,   например, этой: «У меня жена красавица.<…> Зовут ее Софья, которая три года на печке   сохла.   С   печки­то   я   ее   снял,   она   мне   поклонилась,   натрое развалилась. Что мне делать? Я взял мочалу, сшил да еще три года с нею жил.<…>Пошел на Сенную, купил за грош жену другую <…>» На   шее   «деда»   могли   висеть   большие   оловянные   часы   –   предмет, который тоже обыгрывался: «У вас, господа, есть часы? У меня часы есть. 3 Два   вершка   пятнадцатого<…>»  Или   же,   «дед»   мог   держать   в   руке исписанный каракулями листок: «Это у бар зовется «меню», Так и я это прозвище не переменю. Первое: суп­санте На холодной воде, Крупинка за крупинкой Гоняются с дубинкой <…>» Предметы могли быть самыми разными – лотерейный билет, банный веник и др. Нередко карусельный «дед» выступал в паре с размалеванной девицей, тогда публика могла услышать такую прибаутку: «А вот, робята, это – Параша, Только моя, а не ваша. Хотел было я на ней жениться, Да вспомнил: при живой жене это не годится. Всем Параша хороша, да больно щеки натирает, То­то в Питере кирпичу не хватает». Вместо   девицы   мог   быть   кто­то   другой,   тогда   и   выкрикивалась  соответствующая ситуации прибаутка или на ходу импровизировалась. Определенные требования были к голосу – он должен был быть очень громким,   чтобы   в   шумной   толпе   слышалось   каждое   слово   балаганного, карусельного зазывалы, немного сиплым вместе с полуштофом под мышкой это усиливало образ разгульного пьяницы­старика. Великие люди, те, кто видел выступления зазывал, в своих мемуарах вспоминали,   какое   сильное   впечатление   те   производили   на   публику.   У   у Гиляровского   прекрасный   рассказ­миниатюра   «Юшка­комедиант», Шаляпина «Яшка­паяц», Федор Иванович пишет: «Не решусь сказать вполне 4 уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но, может быть, именно этому   человеку,   отдавшему   себя   на   забаву   толпы,   я   обязан   рано проснувшимся   во   мне   интересом   к   театру,   к   «представлению»,   так   не похожему на действительность». Есть еще ряд произведений, которые как раз посвящены нашему герою. С 1840­х гг. балаганный, карусельный «дед» – одна из самых приметных фигур на ярмарке. Если анализировать его поведение и костюм, то несложно установить   связь   между   разными   бытующими   сейчас   жанрами   в   эстраде, цирке   и   рекламе.   Карусельный   дед,   несомненно,   играет   главную   роль   в   Его   образ   интересен народном   театре   ярмарочных   увеселений. исследователям культуры. Полагаю, что эта тема будет развиваться  в теории искусства и культуры, а также на практике – в театре, антрепризах, кино… 5

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.

Урок по предмету Беседы о театральном искусстве, темаТема: Карусельный дед-зазывала. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2017