Урок по предмету Беседы об истории русской культуры. тема: Петр I и его внешняя, внутренняя политика.

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 32 Беседы о культуре.doc
Урок 32. Тема: Петр I и его внешняя, внутренняя политика. Цель: повторить с учащимися данный период истории. Ход урока I. Правление Петра I.  В   первый   период   правления   Петра   I   произошли   три   события, решительно повлиявшие на становление царя­реформатора.  Первым из них была поездка молодого царя в Архангельск в 1693­1694 гг., где море и корабли покорили его навсегда.  Вторым — Азовские походы против турок с целью поиска выхода к Черному   морю.   Взятие   турецкой   крепости   Азова   стало   первой   победой русских войск и созданного в России флота, началом превращения страны в морскую державу. С другой стороны, эти походы показали необходимость перемен в русской армии.  Третьим событием явилась поездка русской дипломатической миссии в Европу, в которой участвовал сам царь. Посольство не достигло прямой цели (России   пришлось   отказаться   от   борьбы   с   Турцией),   но   оно   изучило международную обстановку, подготовило почву для борьбы за Прибалтику и за выход в Балтийское море.                    В 1700 г. началась тяжелая Северная война со шведами, которая растянулась на 21 год. Эта война во многом обусловила темпы и характер проводимых в России преобразований. Северная война велась за возвращение захваченных шведами земель и за выход России в Балтийское море. В первый период войны (1700­1706 гг.) после поражения русских войск под Нарвой Петр I смог не только собрать новую армию, но и перестроить на военный лад промышленность   страны.   Овладев   ключевыми   пунктами   в   Прибалтике   и основав в 1703 г. город Петербург, русские войска закрепились на побережье Финского залива.           Во второй период войны (1707­1709 гг.) шведы через Украину вторглись в   пределы   России,   но,   потерпев   поражение   у   деревни   Лесной,   были окончательно разгромлены в Полтавском сражении в 1709 г.   Третий   период   войны   приходится   на   1710­1718   гг.,   когда   русские войска   овладели   многими   городами   Прибалтики,   вытеснили   шведов   из Финляндии,   совместно   с   поляками   оттеснили   противника   в   Померанию. Русский   флот   одержал   блестящую   победу   при   Гангуте   в   1714   г. 1В ходе четвертого периода Северной войны, несмотря на происки Англии, заключившей мир со Швецией, Россия утвердилась на берегах Балтийского моря. Северная война завершилась в 1721 г. подписанием Ништадтского мира. Швеция   признавала   присоединение   к   России   Лифляндии,   Эстляндии, Ижорской земли, части Карелии и ряда островов Балтийского моря. Россия обязалась   уплатить   Швеции   денежную   компенсацию   за   отходящие   к   ней территории и возвратить Финляндию. Русское государство, вернув себе ранее захваченные Швецией земли, закрепило за собой выход в Балтийское море.              На фоне бурных событий первой четверти XVIII века происходила перестройка всех отраслей жизни страны, а также осуществлялись реформы системы   государственного   управления   и   политической   системы   —   власть царя   приобретала   неограниченный,   абсолютный   характер.   В   1721   г.   царь принял   титул   императора   Всероссийского.   Таким   образом,   Россия становилась империей, а ее правитель — императором огромного и могучего государства,   ставшего   в   один   ряд   с   великими   мировыми   державами   того времени.           Создание новых властных структур началось с изменения образа самого монарха и основ его власти и авторитета. В 1702 г. на смену Боярской думе пришла «Консилия министров», а с 1711 г. верховным учреждением в стране стал   Сенат.   Создание   этого   органа   власти   породило   и   сложную бюрократическую структуру с канцеляриями, отделами и многочисленными штатами сотрудников. Именно со времен Петра I в России сформировался своеобразный   культ   бюрократических   учреждений   и   административных инстанций.                  В 1717­1718 гг. вместо примитивной и давно уже изжившей себя системы приказов были созданы коллегии — прообраз будущих министерств, а в 1721 г. учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью поставило церковь в зависимость и на службу государству. Тем самым отныне институт отменен.                  Венцом оформления бюрократической структуры абсолютистского государства стала «Табель о рангах», принятая в 1722 г. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на четырнадцать рангов — ступеней.   Общество   не   просто   упорядочивалось,   но   и   оказывалось   под контролем   императора   и   высшей   аристократии.   Улучшилось функционирование   государственных   учреждений,   каждое   из   которых получило деятельности.          Испытывая острую потребность в деньгах, правительство Петра I ввело 2 патриаршества определенное направление   был       в   Россиичастные     предприятия подушную подать, заменившую подворное налогообложение. В связи с этим для   учета   мужского   населения   в   стране,   ставшего   новым   объектом налогообложения,  была   проведена   его   перепись  —  т.н.  ревизия.  В 1723  г. увидел свет указ о престолонаследии, по которому монарх сам получил право назначать своих преемников, невзирая на родственные связи и первородство. В   период   правления   Петра   I   возникло   большое   количество   мануфактур   и горных предприятий, было положено начало освоению новых железнорудных месторождений.   Содействуя   развитию   промышленности,   Петр   I   учредил центральные   органы,   ведавшие   торговлей   и   промышленностью,   передавал казенные руки. в Покровительственный   тариф   1724   г.   ограждал   новые   отрасли промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз в страну сырья и   продуктов,   производство   которых   не   обеспечивало   потребностей внутреннего рынка, в чем проявилась политика меркантилизма.   II. Итоги деятельности Петра I                Благодаря энергичной деятельности Петра I в экономике, уровне и формах   развития   производительных   сил,   в   политическом   строе   России,   в структуре и функциях органов власти, в организации армии, в классовой и сословной   структуре   населения,   в   быту   и   культуре   народов   произошли огромные   изменения.   Средневековая   московская   Русь   превратилась   в Российскую империю. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных                        Сложность и противоречивость  развития России в этот период определили   и   противоречивость   деятельности   Петра   I   в   осуществлении реформ.   С   одной   стороны,   эти   реформы   имели   огромный   исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям страны,   способствовали   ее   прогрессивному   развитию,   будучи   нацелены   на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны — реформы осуществлялись теми   же   крепостническими   методами   и   способствовали   тем   самым укреплению господствакрепостников.           Прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли   в   себе   консервативные   черты,   которые   в   ходе   развития   страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию ее отсталости в полной   мере.   Объективно   эти   реформы   носили   буржуазный   характер, субъективно   же   —   их   реализация   привела   к   усилению   крепостничества, укреплению феодализма. Другими они быть не могли — капиталистический 3 делах.уклад   в   России   этого   времени   был   еще   очень   слаб.              Следует отметить и те культурные перемены в российском обществе, которые   произошли   в   петровские   времена:   возникновение   школ   первой ступени, училищ по специальностям, Российской Академии наук. В стране возникла   сеть   типографий   для   печатания   отечественных   и   переводных изданий.   Начала   выходить   первая   в   стране   газета,   возник   первый   музей. Значительные изменения произошли в быту. III. Гениальные Матери Планеты В истории России потерялась роль Матери. Если бы матери не рожали и не   растили   детей,   не   было   бы   российского   народа.   Если   бы   Гениальные Матери   не   воспитывали   великих   людей,   то   не   было   бы   и   самой   истории российского   народа.   В   Интернете   история   материнства   и   образ   матери   в истории   России   представлены   исключительно   образами   Божией   Матери   и историей суррогатного материнства.  Мать была первой святыней на Руси: Мать­Россия, Родина­Мать, Мать­ Земля, Матушка­Русь, ­ так издревле называли Россию. Материнский символ страны является значимым элементом российской действительности, важным компонентом национальной идентичности. Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I, была одной из самых просвещенных женщин своего времени. Это по ее просьбе муж – царь Алексей Михайлович   построил   первый   театр   в   России.   Это   она   воспитала   дочь, которая   стала   достойной   продолжательницей   дела   своей   матери.   Царевна Наталья   Алексеевна   открыла   первый   общественный   бесплатный   театр   в городе   Санкт­Петербурге,   куда   «дозволялось   приходить   всякому».   Она переводила трагедии античных авторов и сама писала пьесы. Это о царевне Наталье,   дочери   Натальи   Кирилловны,   а   не   о   царевне   Софье   писал   К. Валишевский: «С сестрой Петра Великого Натальей Алексеевной появляется новый тип — тип артистки, писательницы, правовестницы, женщины­доктора будущего». Это Гениальная Мать Петра Великого создала первое в России детско­ юношеское военное учебное заведение – предтечу кадетских корпусов под названием «потешные войска». Современник царицы Натальи Нарышкиной, сын ее воспитателя Андрей Матвеев   писал:   «В   1684   году   его   царское   величество   повелел   набрать   из разных чинов людей молодых и учить их пехотного и конного упражнения во всём   строю...   Оных   молодых   солдат,   не   по   летам   своим,   всему   воинству 4строго обученных, повелел мундиром тёмно­зелёного цвета убрать... и назвать их в то время потешным, к которым были тогда приставлены штаб и обер­ офицеры и унтер­офицеры из фамилий изящных (аристократов)». Слова «его царское величество повелел» объясняются просто: мать Петра I с момента избрания ее сына царем издавала повеления от имени Петра. Вначале, потому что Петр был еще ребенком, а после свержения царевны Софьи, – потому что юный царь еще не был готов заниматься государственными делами. Поэтому «царское величество оставил свое правление матери своей…» Наталья   Кирилловна   Нарышкина   была   воспитана   в   доме   Артамона Матвеева на гуманистических идеях Просвещения. Тонкий и дальновидный стратег, даже оставшись одна после трагических событий 1682 года, она вновь сумела собрать и сплотить вокруг себя самых передовых людей государства. Эти   люди   были   настолько   преданы   идеям   Просвещения   России   и   матери Петра   I,   что   даже   после   ее   смерти   еще   долгое   время   сохраняли   царский престол для ее сына, пока он воевал и ездил заграницу. А ведь в это время царевна   Софья   очень   хотела   вырваться   из   монастыря   и   вернуть   себе российскую корону. Во времена правления царицы Натальи Нарышкиной появились светская музыка   и   живопись.   В   архитектуре   возник   новый   стиль   ­   «Нарышкинское барокко»,   который   стал   посредником   между   старыми   и   новыми художественными   идеями,   началом   романтического   периода   в   русском искусстве. Мать   Петра   Великого   положила   начало   распространению   в   России педагогических   трудов   Я.   А.   Коменского   и   других   европейских просветителей. Все это повлекло за собой начало образовательных реформ в стране. По ее указанию и под ее руководством был создан и напечатан первый лицевой Букварь с картинками, по недоразумению вошедший в историю как Букварь монаха Истомина. Натальи   Кирилловна   Нарышкина   –   первый   человек   в   России, воплотивший в реальность идеи великого педагога­просветителя. Фактически она создала первое в России светское учебное заведение («потешные войска»), целью   которой   было,   как   писал   Я.   А.   Коменский,   «стать   мастерский   для выработки из детей подлинных людей». Причем обучение детей начиналось с группы дошкольников по системе «учителя народов» в игровой обстановке.  Вначале   Петр   I   и   «робятки»   потешались,   стреляли   из   деревянных пушечек   пареной   репкой,   а   через   несколько   лет   «потешные»   под 5руководством педагогов и офицеров превращались в образованных людей и профессиональных военных.  «Потешные войска» имели:  1) службу безопасности,  2) большой штат наставников и учителей,  3) большой штат обслуживающего персонала,  4) бюджет,  5) штаб.  Запись в «потешные» велась строго через канцелярию. Целью создания этого учебного заведения было:  1) обеспечить круглосуточную охрану юному царю Петру,  2)   дать   ему   более   обширное,   систематизированное   и   военно­техническое образование вместе с другими детьми (до правления Натальи Кирилловны в России не было никаких светских учебных заведений),  3) вырастить из этих детей команду единомышленников, государственных и военных деятелей для России и царя Петра.  Первоначальное   название   «потешные   войска»   сохранялось   в   целях маскировки   до   самого   свержения   Софьи.   Благодаря   этому   названию   ни царевна,   ни   ее   приближенные   даже   не   догадывались,   какая   силища зарождалась   у   них   «под   самым   носом».   Только   наличие   значительной   и обученной силы могло обеспечить Петру I и его сторонникам окончательную победу.   Зато   после   свержения   Софьи,   в   1691   году,   когда   количество «потешных» достигло 3 тысяч, их разделили на два полка: Семеновский и Преображенский, и дали им правильное название: Гвардейцы. Это Гениальная Мать Петра Великого сделала первый шаг к созданию регулярной русской армии.  Все те, кого А. С. Пушкин в поэме «Полтава» назвал «птенцами гнезда Петрова», на самом деле являлись птенцами гнезда матери Петра, так как некоторые «птенчики» были в два раза старше самого царя. 6

Посмотрите также