Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"
Оценка 4.8

Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русская литература
6 кл
16.11.2018
Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"
Публикация является частью публикации:
конспект урока по рассказу В.П. Астафьева Белогрудка.docx

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по произведению Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка»

 

 

Тема урока: Берегите родную природу и живите в согласии с ней!

 

Цель урока: определить, что общего у высказывания Роберта Рождественского и рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка»

 Задачи:  продолжить знакомство учащихся с творчеством В.П.Астафьева;

формировать умение анализировать эпическое произведение;

развивать умение работать в паре и группе;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оформление:

1.     Выставка книг В.П.Астафьева

2.     На каждой парте текст рассказа.

3.     Компьютер, проектор, экран

4.     Презентация к уроку

5.     Видеоролик рассказа В. Афанасьева «Не убей»

 

 

Используемая литература:

1.     infourok.rukonspekt-urokachteniya-nabelogrudka

2.      

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята. С каким настроением вы пришли на урок?

Я думаю, что нам вместе удастся сохранить позитивное настроение. Я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы и в мир дикой природы.

(1 слайд)

 

 

 

Отвечают

Слушают, настраиваются на работу

2.     Объявление темы урока.

 Тему нашего урока я определила так: Берегите родную природу и живите в согласии с ней!

(2 слайд)

 

В качестве эпиграфа- слова Роберта Рождественского:

 

Люди-исполины, люди-великаны,  

                                              Есть у вас винтовки, сети и капканы,

                                               Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

                                               И должно быть сердце, сердце человечье…

 

(3 слайд)

Цель нашего урока: определить, что общего у высказывания Роберта Рождественского и рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка»

(4 слайд)

 

 

3.     Знакомство с автором произведения.

 Имя автора вам уже знакомо.

Какие произведения Астафьева вами уже прочитаны?

 (5 слайд)

Рассказ подготовленного ученика о Астафьеве.

(6-7 слайд)

 

Большинство произведений Астафьева о родине Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным.

В.П. Астафьев- писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать её человеку тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,- отношение современного человека к  природе.

(слайд 8-9)

 

 

 

«Васюткино озеро», «Капалуха», «Зачем я убил коростеля?» и др.

 

Подготовленный ученик рассказывает о В.П. Астафьеве.

4.     Первичное восприятие рассказа.

Дома вы прочитали рассказ «Белогрудка» (слайд 10)

- Где происходят события рассказа?

- Кто являются героями рассказа?

 

-Кого автор называет Белогрудкой?

 

 

Не совсем обычный герой рассказа.

Что вы знаете о кунице?

 

                                                            (11 слайд)

5. Сравнение повадок героя рассказа и лесной куницы.

-Какие повадки героя рассказа показывают, что перед нами самая настоящая куница? Докажите текстом.

( Прочитайте описание косогора, на которомпоселилась Белогрудка.  Подтвердите текстом, что это была осторожная и скрытная зверушка.)

 

 

 

 

 

 

сибирская деревушка Вереино

белогрудка, детёныши, мальчишки и  люди

 

белогрудая куница

 

 

Высказывания ребят.

Рассказ подготовленного ученика о кунице

 

 

(«Глухо на косогоре, сыро и сумрачно…»)

(«…поселилась в чащобе, изредка появлялась на опушке, пулей вонзалась в лесную глухомань.»)

(была незаметной, никому не мешала)

 

6.     Работа в группах

1 группа    «Белогрудка –старательная мать.»

- Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят?

-– Какими были котята? С чем сравнивает их

Автор?

 – Как справлялась  Белогрудка с материнскими обязанностями? – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку? Наносила ли она вред человеку?

2 группа   «Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки.»

– Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным?       

– Где была Белогрудка, когда похитили котят?

– Мальчишки умышленно совершили зло?

– Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?

– В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? 

– Что еще она делала. Быстроту действия автор передает при помощи глаголов , назовите их.

3 группа    «Месть Белогрудки.»

- Только ли мальчишки во всем виноваты?

 

 

– Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки?

- Найдем в тексте рассказа, как Белогрудка мстит людям?

 

 

- Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»?

– Жители деревни считали куницу виноватой?

 

 

4 группа «История с куницей -  урок  для жителей деревень.»

– Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки?

– А как бы вы хотели, чтоб закончился рассказ?

– К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа?

-Можно ли назвать финал рассказа трагическим?

-Какой урок извлекли жители деревни из истории с куницей?

 

 

 

 

 

 

(«…грела их своим телом, облизывала каждого до блеска, вдосталь снабжала едой котят» )

(« вся трепетала, прильнув к котятам и ни на что не могла обращать внимания»)

 

 

(Кража котят)

 

(неумышленно, они их взяли не для того, чтобы мучить, не думая о последствиях, а ради любопытства, поиграть )

 

(«выронила из зубов добычу, метнулась по ели»)

(“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”)

 (“До рассвета металась возле дома, часами сидела…”)

«…Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки»

( В большей степени виноваты взрослые. Именно они должны были ознакомить детей с повадками зверей, рассказывать об охране природы, о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, трогать руками их яйца и детенышей?

(«…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…»)

Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы, ведь наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом.

Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.«Она не виновата. Её обидели, осиротили»

 

 

«…помнят Белогрудку. Строго наказывают

ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц»

Нет, Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

 - Люди все - таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.

 

 7. Вывод по рассказу «Белогрудка»

- Как вы думаете,  какие два  мира изображены в рассказе?

-Кем же представлен мир человека?

Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку. Назовите их.

-Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

 

 

      В чём вы видите актуальность данного рассказа?

      В чём причины жестокого поступка мальчишек?

      Человек - хозяин природы или...?

                                         Что

 

 

 

мир людей, мир животных

Мальчишки и их родители

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью, а, потеряв их, не дорожит собой

 

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир. Значит, причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

 

8.Чтение рассказа «Не убей»

Жители деревни получили урок. Но этот урок был усвоен путём жертвы. Я предлагаю прослушать ещё 1 рассказ В. Афанасьева «Не убей»

Что общего у этих двух рассказов?

 

 

Рассказы эти о природе, о бережном отношении к лесам, к животным, к птицам, к воде, к земле и воздуху, бережном отношении к планете. Человек должен быть мудрым хозяином природы и жить в согласии с природой.

 

9.Вывод урока

Какие уроки извлекли из урока?

Что общего в рассказах и в высказывании Р. Рождественского.

 

 

 

Человек должен быть мудрым хозяином природы и жить в согласии с природой.

 

10. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1 группа    «Белогрудка –старательная мать.»

- Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят?

-– Какими были котята? С чем сравнивает их автор? Почему именно такое сравнение использует автор?

 – Как справлялась  Белогрудка с материнскими обязанностями?

– Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку?

-Наносила ли она вред человеку?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа   «Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки.»

– Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным?       

– Где была Белогрудка, когда похитили котят?

– Мальчишки умышленно совершили зло?

– Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?

– В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? 

– Что еще она делала? Быстроту действия автор передает при помощи глаголов. Наазовите их.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа    «Месть Белогрудки.»

- Только ли мальчишки во всем виноваты?

– Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки?

- Как Белогрудка мстит людям? Найдите в тексте.

- Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»?

– Жители деревни считали куницу виноватой?

 

 

4 группа «История с куницей -  урок  для жителей деревень.»

– Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки?

– К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа?

-Можно ли назвать финал рассказа трагическим?

-Какой урок извлекли жители деревни из истории с куницей?

 

 

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по произведению

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по произведению

Деятельность учителя Деятельность учащихся 1

Деятельность учителя Деятельность учащихся 1

Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным

Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным

Работа в группах 1 группа «Белогрудка –старательная мать

Работа в группах 1 группа «Белогрудка –старательная мать

Белогрудки? - Найдем в тексте рассказа, как

Белогрудки? - Найдем в тексте рассказа, как

Вывод по рассказу «Белогрудка» -

Вывод по рассказу «Белогрудка» -

Белогрудка –старательная мать.» -

Белогрудка –старательная мать.» -

Белогрудка –старательная мать.» -

Белогрудка –старательная мать.» -