Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по произведению Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка»
Тема урока: Берегите родную природу и живите в согласии с ней!
Цель урока: определить, что общего у высказывания Роберта Рождественского и рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка»
Задачи: продолжить знакомство учащихся с творчеством В.П.Астафьева;
формировать умение анализировать эпическое произведение;
развивать умение работать в паре и группе;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оформление:
1. Выставка книг В.П.Астафьева
2. На каждой парте текст рассказа.
3. Компьютер, проектор, экран
4. Презентация к уроку
5. Видеоролик рассказа В. Афанасьева «Не убей»
Используемая литература:
1. infourok.ru›konspekt-uroka…chteniya-na…belogrudka…
2.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Приветствие. Добрый день, дорогие ребята. С каким настроением вы пришли на урок? Я думаю, что нам вместе удастся сохранить позитивное настроение. Я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы и в мир дикой природы. (1 слайд)
|
Отвечают Слушают, настраиваются на работу |
2. Объявление темы урока. Тему нашего урока я определила так: Берегите родную природу и живите в согласии с ней! (2 слайд)
В качестве эпиграфа- слова Роберта Рождественского:
Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце, сердце человечье…
(3 слайд) Цель нашего урока: определить, что общего у высказывания Роберта Рождественского и рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» (4 слайд)
|
|
3. Знакомство с автором произведения. Имя автора вам уже знакомо. Какие произведения Астафьева вами уже прочитаны? (5 слайд) Рассказ подготовленного ученика о Астафьеве. (6-7 слайд)
Большинство произведений Астафьева о родине Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным. В.П. Астафьев- писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать её человеку тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,- отношение современного человека к природе. (слайд 8-9)
|
«Васюткино озеро», «Капалуха», «Зачем я убил коростеля?» и др.
Подготовленный ученик рассказывает о В.П. Астафьеве. |
4. Первичное восприятие рассказа. Дома вы прочитали рассказ «Белогрудка» (слайд 10) - Где происходят события рассказа? - Кто являются героями рассказа?
-Кого автор называет Белогрудкой?
Не совсем обычный герой рассказа. Что вы знаете о кунице?
(11 слайд) 5. Сравнение повадок героя рассказа и лесной куницы. -Какие повадки героя рассказа показывают, что перед нами самая настоящая куница? Докажите текстом. ( Прочитайте описание косогора, на которомпоселилась Белогрудка. Подтвердите текстом, что это была осторожная и скрытная зверушка.)
|
сибирская деревушка Вереино белогрудка, детёныши, мальчишки и люди
белогрудая куница
Высказывания ребят. Рассказ подготовленного ученика о кунице
(«Глухо на косогоре, сыро и сумрачно…») («…поселилась в чащобе, изредка появлялась на опушке, пулей вонзалась в лесную глухомань.») (была незаметной, никому не мешала)
|
6. Работа в группах 1 группа «Белогрудка –старательная мать.» - Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят? -– Какими были котята? С чем сравнивает их Автор? – Как справлялась Белогрудка с материнскими обязанностями? – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку? Наносила ли она вред человеку? 2 группа «Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки.» – Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? – Где была Белогрудка, когда похитили котят? – Мальчишки умышленно совершили зло? – Какова первая реакция куницы на пустое гнездо? – В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? – Что еще она делала. Быстроту действия автор передает при помощи глаголов , назовите их. 3 группа «Месть Белогрудки.» - Только ли мальчишки во всем виноваты?
– Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки? - Найдем в тексте рассказа, как Белогрудка мстит людям?
- Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»? – Жители деревни считали куницу виноватой?
4 группа «История с куницей - урок для жителей деревень.» – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки? – А как бы вы хотели, чтоб закончился рассказ? – К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа? -Можно ли назвать финал рассказа трагическим? -Какой урок извлекли жители деревни из истории с куницей?
|
(«…грела их своим телом, облизывала каждого до блеска, вдосталь снабжала едой котят» ) (« вся трепетала, прильнув к котятам и ни на что не могла обращать внимания»)
(Кража котят)
(неумышленно, они их взяли не для того, чтобы мучить, не думая о последствиях, а ради любопытства, поиграть )
(«выронила из зубов добычу, метнулась по ели») (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”) (“До рассвета металась возле дома, часами сидела…”) «…Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки» ( В большей степени виноваты взрослые. Именно они должны были ознакомить детей с повадками зверей, рассказывать об охране природы, о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, трогать руками их яйца и детенышей? («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…») Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы, ведь наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом. Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.«Она не виновата. Её обидели, осиротили»
«…помнят Белогрудку. Строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц» Нет, Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя. - Люди все - таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.
|
7. Вывод по рассказу «Белогрудка» - Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе? -Кем же представлен мир человека? Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку. Назовите их. -Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?
• В чём вы видите актуальность данного рассказа? • В чём причины жестокого поступка мальчишек? • Человек - хозяин природы или...? • Что
|
мир людей, мир животных Мальчишки и их родители Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью, а, потеряв их, не дорожит собой
Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир. Значит, причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
|
8.Чтение рассказа «Не убей» Жители деревни получили урок. Но этот урок был усвоен путём жертвы. Я предлагаю прослушать ещё 1 рассказ В. Афанасьева «Не убей» Что общего у этих двух рассказов?
|
Рассказы эти о природе, о бережном отношении к лесам, к животным, к птицам, к воде, к земле и воздуху, бережном отношении к планете. Человек должен быть мудрым хозяином природы и жить в согласии с природой.
|
9.Вывод урока Какие уроки извлекли из урока? Что общего в рассказах и в высказывании Р. Рождественского.
|
Человек должен быть мудрым хозяином природы и жить в согласии с природой.
|
10. Рефлексия
|
|
-1 группа «Белогрудка –старательная мать.» - Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят? -– Какими были котята? С чем сравнивает их автор? Почему именно такое сравнение использует автор? – Как справлялась Белогрудка с материнскими обязанностями? – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку? -Наносила ли она вред человеку? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 2 группа «Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки.» – Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? – Где была Белогрудка, когда похитили котят? – Мальчишки умышленно совершили зло? – Какова первая реакция куницы на пустое гнездо? – В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? – Что еще она делала? Быстроту действия автор передает при помощи глаголов. Наазовите их. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3 группа «Месть Белогрудки.» - Только ли мальчишки во всем виноваты? – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки? - Как Белогрудка мстит людям? Найдите в тексте. - Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»? – Жители деревни считали куницу виноватой?
4 группа «История с куницей - урок для жителей деревень.» – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки? – К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа? -Можно ли назвать финал рассказа трагическим? -Какой урок извлекли жители деревни из истории с куницей?
|
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.