Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Учимся писать письма"
Оценка 5

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Учимся писать письма"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
24.03.2017
Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Учимся писать письма"
В наше время писать письма стало не модно, ведь появилось много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта. Но мы не должны забывать о древнейшем способе общения – письмо. «Письма бывают разные…» - от родных, от детей, от любимых, деловые письма. Каждое письмо несет в себе эмоциональный заряд. Я думаю, что в письмах человек лучше раскрывается как личность, потому что он не имеет иной возможности выразить себя. Выражение эмоций – игра глаз, жестов, интонация – прерогатива живого общения. В письмах отправитель лишен этого и пытается все выразить словами. В письмах люди такие, какие они есть. И если они притворяются – фальшь все равно сразу почувствуется. Бумага не терпит лжи. Но когда человек искренне пишет сердцем, - письмо получается наиболее убедительным, правдивым, откровенным. Вот почему мы должны научить детей писать обычные письма.
Учимся писать письма урок русского языка в 3 классе.docx

МКОУ «Большетурышская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе

Тема «Учимся писать письма»

 

 

 

 

 

 

Автор Баталова Екатерина Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ «Большетурышская СОШ»

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

      В наше время писать письма стало не модно, ведь появилось  много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта.

     Но мы не должны забывать о древнейшем способе общения – письмо. «Письма бывают разные…» - от родных, от детей, от любимых, деловые письма. Каждое письмо несет в себе эмоциональный заряд.

     Я думаю, что в письмах человек лучше раскрывается как личность, потому что он не имеет иной возможности выразить себя. Выражение эмоций – игра глаз, жестов, интонация – прерогатива живого общения. В письмах отправитель лишен этого и пытается все выразить словами. В письмах люди такие, какие они есть. И если они притворяются – фальшь все равно сразу почувствуется. Бумага не терпит лжи. Но когда человек искренне пишет сердцем, - письмо получается наиболее убедительным, правдивым, откровенным. Вот почему мы должны научить детей писать обычные письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Учимся писать письма»

 

Цели:  показать значение переписки в жизни людей; показать, что письмо разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности; познакомить с правилами и вежливыми формами переписки; обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления; обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

 

Оборудование: таблица с темой урока «Учимся писать письма»; письмо от Деда Мороза; конверты, карточки «Проверь себя»; составляющие таблицы (карточки со словами) «Структура письма»,  составляющие модели (картинки) «Как путешествует письмо».

 

Ход занятия

1.Организационный момент

 

Стук в дверь.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он. Это он. Кто? (Почтальон)   С.Я. Маршак

Входит почтальон (учащийся в синей фуражке и с сумкой почтальона на плече)

- Здравствуйте, дети!

Я веселый почтальон!

Детям я давно знаком.

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

Разноцветные конверты,

И открытки, и пакеты,

И посылки, телеграммы

Доставляю все их вам я!   М.Лаписова

Почтальон вручает учащимся письмо. Приложение 1

- До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще много писем, которые нужно доставить. Почтальон уходит.

- Как почтальон узнал, кому это письмо предназначено? (на конверте написан адрес).

- Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? (тот, кому оно адресовано).

Правило № 1: Полученное письмо может распечатать и прочитать только тот, кому оно адресовано т.е. адресату. Нельзя читать чужие письма!

- Это письмо адресовано ученикам 3 класса, значит, мы его можем прочесть все вместе. Учащиеся распечатывают письмо и читают.

 

Текс письма.

Здравствуй, дорогие ребята!

 Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Старый год прошел очень быстро, и вы сильно выросли за это время, стали еще взрослее, умнее и сильнее. Об этом мне рассказали мои помощники — птицы, которые прилетели в мой сказочный дворец. Хотите, я открою вам секрет, чем занимается Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого? Думаете, просто бездельничаю тут в Великом Устюге в ожидании зимы? Как бы ни так! Я наблюдаю за вами. Радуюсь вашим радостям и переживаю ваши трудности. Ребята, могу сказать, что в прошедший год вы особенно порадовал своими успехами не только твоих родных, но и меня, старого! Я очень рад за вас и горжусь вами!

 У меня давно все готово для новогоднего путешествия по миру! Вчера я починил свои волшебные сани, чтобы они могли выдержать такой долгий путь, и еще раз проверил, все ли подарки на месте. А для вас в этом году я приготовил кое-что интересное!

Желаю, чтобы в новом году вы оставались таким же добрыми, хорошими, дружными и веселыми ребятами! Слушайтесь своих родителей и радуйте их, ведь они вас очень сильно любят!

Ваш  Дедушка Мороз.

 

2.Сообщение цели урока

 

- Будем ли мы отвечать на полученное письмо? (да).

Правило № 2: Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее трех-пяти дней после получения и в вежливой форме.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма.

 

3.Актуализация знаний

 

- Кто уже получал письма?

- От кого?

-  О чем узнавали из писем?

-  С какой целью люди пишут письма?

- Кому из вас приходилось писать ответ?

- Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе?

Правило № 3: Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Письма пишутся от руки шариковой ручкой, аккуратным почерком без ошибок и исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Написанное письмо складывают пополам и вкладывают в конверт.

 

4.Знакомство со структурой письма

 

- Какие чувства вы испытывали, когда читали письмо? (ответы детей).

- Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких и друзей. Интересно узнать о том, как у них дела. Пишут письма только в хорошем настроении. Оно у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие, теплые ответы на полученное письмо.

По ходу работы заполняется таблица. Приложение 2

- С чего же начать письмо? (с приветствия).

- Как обратиться к адресату, на «вы» или «ты»? От чего это зависит? (от того, к кому обращаешься в письме).

- Какие вежливые слова приветствия можно использовать в письмах? (здравствуйте (й), привет).

- Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься – это обращение. Обращение всегда выделяется запятыми. Например: Здравствуйте,  бабушка и дедушка! Привет, Лена!

- В начале письма описывается причина написания письма: Получила от тебя письмо… Я очень скучаю… Мне необходим твой совет…

- О чем можно рассказать в основной части письма? (ответы детей).

- Подумайте, как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано: учителю, родителям, бабушке,  инопланетянину.

 

5. Физкультминутка

 

 Учитель называет слова-предметы. Если этот предмет нужен, чтобы написать письмо, то дети хлопают в ладоши. Если этот предмет не нужен, то дети прыгают на месте.

 

Слова: ручка, молоко, книга, лист бумаги, будильник, мячик, хорошее настроение, бревно, фотоаппарат, конверт.

 

6. Написание письма

    Учащиеся самостоятельно пишут письма.

 

7. Оформление конверта

 

- В рассказе А.П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? (нет). Почему? (не указан точный адрес).

- Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Учащиеся рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

 

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но я в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.  С.Я. Маршак

 

По ходу беседы составляется модель «Как письма путешествуют» Приложение 3

- Из почтового ящика письмо отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогает не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Другие три – почтовое отделение.  Например: 623307. 623 – Свердловская область, Красноуфимск, 307 – номер Большетурышского почтового отделения.

-Укажите индекс на конверте. Обратите внимание, как правильно пишутся цифры.

Показ цифр Приложение 4

 

- Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку (учитель показывает марки Приложение 5). Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Как только письмо добралось до нужного города или деревни, их снова привозят на почту и ставят штамп. Затем почтальон разносит их по домам и квартирам.

 

8. Рефлексия

 -  Какие правила составления писем вы узнали на уроке? (ответы детей)

- Заполните карточку «Проверь себя» Приложение 6

 

9. Подведение итогов

- На сегодняшнем занятии мы познакомились с правилами написания писем. В прошлом письма писали друг другу часто, а теперь их вытеснили интернет и сотовые телефоны. Но не следует забывать об этом способе общения людей.

 

 

После занятия учащиеся относят свои письма в почтовое отделение и опускают в почтовый ящик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 2004

2.      Ладыженская Т.А. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов. Москва, 2004

3.      Журнал «Начальная школа», 2010  № 10

4.      Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, 2001

5.      Турчанинова Н.И. Занимательная грамматика. Тамбов, 2008

6.      Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Вертикальный свиток: Здравствуй, дорогие ребята!
 Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Старый год прошел очень быстро, и вы сильно выросли за это время, стали еще взрослее, умнее и сильнее. Об этом мне рассказали мои помощники — птицы, которые прилетели в мой сказочный дворец. Хотите, я открою вам секрет, чем занимается Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого? Думаете, просто бездельничаю тут в Великом Устюге в ожидании зимы? Как бы ни так! Я наблюдаю за вами. Радуюсь вашим радостям и переживаю ваши трудности. Ребята, могу сказать, что в прошедший год вы особенно порадовал своими успехами не только твоих родных, но и меня, старого! Я очень рад за вас и горжусь вами!
 У меня давно все готово для новогоднего путешествия по миру! Вчера я починил свои волшебные сани, чтобы они могли выдержать такой долгий путь, и еще раз проверил, все ли подарки на месте. А для вас в этом году я приготовил кое-что интересное!
Желаю, чтобы в новом году вы оставались таким же добрыми, хорошими, дружными и веселыми ребятами! Слушайтесь своих родителей и радуйте их, ведь они вас очень сильно любят!
Ваш  Дедушка Мороз.

     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

Приветствие.

Здравствуй

Привет

Начальная фраза

Получила от тебя письмо…

Я очень скучаю…

Мне необходим твой совет…

Основное содержание письма, сообщение о новостях

………………………………………………………………

………………………………………………………………

 

Вопросы адресату

Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Благодарность.

Просьбы.

Приветы.

Спасибо за то, что …………

Я прошу вас …………

Передайте большой привет………..

Прощание, подпись, дата

До свидания.

Любящая вас Катя. 1 декабря 2013 года.

 

Приложение 3

 Картинка 90 из 142709        Картинка 66 из 14577         Картинка 9 из 721                     

Картинка 53 из 560Картинка 169 из 105221Картинка 13 из 135809                 Картинка 9 из 721                  Картинка 46 из 1097942

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

623307 – индекс села Большой Турыш

Приложение 5

Марки

       

 

     

 

 

      

 

 

Приложение 6

 

1.      Для  письма используй ___________________  лист бумаги.

2.      Письмо – это текст. Назови его части.

1.      _______________________________________________

2.      _______________________________________________

3.      _______________________________________________

4.      _______________________________________________

5.      _______________________________________________

6.      _______________________________________________

3.      Отвечать на письмо нужно в течении ___________  дней.

4.      На конверте нужно указать __________________ адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МКОУ «Большетурышская СОШ»

МКОУ «Большетурышская СОШ»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тема: «Учимся писать письма»

Тема: «Учимся писать письма»

Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого?

Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого?

Физкультминутка Учитель называет слова-предметы

Физкультминутка Учитель называет слова-предметы

Затем почтальон разносит их по домам и квартирам

Затем почтальон разносит их по домам и квартирам

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Приветствие

Приложение 2 Приветствие

Приложение 4 623307 – индекс села

Приложение 4 623307 – индекс села

Приложение 6 1. Для письма используй ___________________ лист бумаги

Приложение 6 1. Для письма используй ___________________ лист бумаги

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Учимся писать письма"

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Учимся писать письма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017