Урок по теме Смута. Василий Шуйский
Оценка 4.6

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
история
7 кл
04.04.2017
Урок по теме Смута. Василий Шуйский
Урок по теме Смута. Василий Шуйский изучается на уроке истории России в 7 классе. ОК формируются посредством организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся, организации диалогового обсуждения и организации групповой работы. В ходе урока используется презентация о Василии Шуйском, кадры из фильма "Иллюстрированная история Российского государства"
Урок по теме Смута. Ваилий Шуйский.docx
Урок  в 7 классе по теме «Смута. Деятельность Василия Шуйского» Выбран   тип   урока:   урок   формирования   новых   знаний,   в   структуре которого логично сочетаются  три этапа учебного процесса: 1. организационно­мотивационный, этап изучения  нового материала, 2. контрольно ­ проверочный этап по проверке степени усвоения материалов 3.  рефлексия итогов урока. На данном уроке формируются  основные (ключевые)  компетенции   1.   Организовывать   собственную   деятельность   исходя   из   цели   и способов ее достижения  2. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения задач, 3. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться        с одноклассниками   Данные ОК формируются посредством организации самостоятельной поисковой  деятельности   учащихся,  организации   диалогового  обсуждения  и организации групповой работы. ­   Самоорганизаторская   компетентность,   формируется   через   реализацию учебно­познавательной цели урока. Учащиеся формулируют проблему, ставят цель,   учатся   пояснить   свою   цель;   организуют   свою   деятельность   по   ее достижению, организуют планирование; проводят самооценку своей учебно­ познавательной  деятельности; представляют  устно  и  письменно результаты своей работы ­   Информационная   компетентность,   формируется   через   организацию самостоятельной   поисковой   деятельности   учащихся   с   письменными информационными   источниками;   учащиеся   делают   выводы   по   тексту; оформляют письменную работу­таблицу;   ­   Коммуникативная   компетенция   формируется   посредством   организации социального   взаимодействия   в   групповой   деятельности   и   диалогового общения. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы; выражают свои мысли;   читают   и   обобщают   информацию;   устанавливают   и   поддерживают контакты друг с другом. Для   успешного   проведения   урока   его   необходимо   правильно спроектировать.   Подготовка   к   уроку   начинается   с   продумывания   целей   и задач урока. Без цели нет управления, без цели нет результата.   Цель   урока   состоит   из   трех   взаимосвязанных   аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Тема   урока   истории «Деятельность   Василия   Шуйского"   является частью общей темы «Смута» Для изучения этой темы были выбраны следующие цели и задачи урока: Обучающая  цель: сформировать   представление   об   эпохе   Смутного периода  Задачи: 1. формирование знаний основных событий, хронологии Смуты; 2. формирование знаний о причинах Смуты, характерных чертах  Смуты; 3. формирование знаний исторических личностей периода Смуты; 4. формирование умения анализировать историческую информацию Развивающая   цель: продолжить   развитие   информационной,   коммуникативной   учебно­познавательной   и самоорганизаторской, компетенций обучающихся. Задачи: 1. Развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации) 2.   Развивать   навыки   устной   коммуникации   (развивать   умения   работы   с различными   видами   информации,   развивать   опыт   публичных   выступлений, развивать   умения   давать   собственную   оценку   историческим   явлениям   и процессам, объяснять их) Воспитательная   цель:   воспитывать   внимательность,   толерантность, критически оценивать роль личности в истории Задачи: 1.Воспитывать   позитивное   отношение     к   предмету   и   изучаемому материалу. 2.Воспитывать чувство патриотизма к своей стране. Организационные задачи урока: 1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала. 2. Организовать   самостоятельную   познавательную   деятельность обучающихся. 3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала. 4. Организовать и провести рефлексивную деятельность учащихся. Необходимо   выбрать   эффективные   методы   и   приёмы   обучения   для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели.            На уроке применялись следующие методы и приёмы обучения: а) по источникам знаний ­ словесные, наглядно­иллюстративные б) по степени взаимодействия преподавателя и учащихся: самостоятельная работа обучающихся с текстом, диалог, рефлексия; в)   в   зависимости   от   конкретных   дидактических   задач:   подготовка   к восприятию материала и его изучению; г)   по   характеру   познавательной   деятельности   учащихся   и   участие преподавателя в учебном процессе:  частично­поисковый, проблемный, метод сравнения, демонстрация электронной презентации  д) по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический; е) по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. Для активизации работы студентов  используются  следующие приемы:  совместное   с   учащимися   целеполагание,   актуализация   ранее   полученных знаний в виде оформления таблицы (знаю, хочу узнать, узнал) и просмотра начала   учебного   фильма из   цикла   «Иллюстрированная   история Российского государства», чем достигается высокая мотивация обучающихся к изучению нового материала. Эффективность урока зависит и от форм организации познавательной деятельности учащихся. На уроке применялись:   Групповая   форма   организации   познавательной   деятельности, 1). формирующая   коммуникативные   компетенции.   Учащиеся   выявляют проблему, обсуждая в группе способы решения. Групповая форма порождает взаимную   ответственность,   внимательность,   формирует   интерес   к   работе товарища. Развиваются отношения сотрудничества, взаимообучения. 2).   Фронтальная   форма   познавательной   деятельности   ­   при   проверке выполненного задания, при закреплении нового материала. 3). Индивидуальная форма познавательной деятельности ­ самостоятельная работа с текстом. Важно   продумать   методическое   обеспечение   урока.   При   проведении урока   можно   использовать:   карту   «Российское   государство   в   первой половине 18 века»,   электронную презентация к уроку,   учебный фильм из цикла «Иллюстрированная история Российского государства», высказывания писателей, историков о Василии Шуйском, задания для групповой работы. Рассмотрим структуру данного урока:            1 этап урока  ­ организационный момент.            Он  имеет следующую структуру: а) приветствие обучающихся; б) проверка явки учащихся на урок; в) оценка готовности обучающихся к уроку; г) информирование о предстоящей деятельности.                Организационный момент дисциплинирует обучающихся, настраивает их на деловой лад. Его необходимо проводить четко и быстро, организованно. Рекомендуемое время на его проведение 1­2 минуты.           2 этап­ этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.       На   этом   этапе   сообщается   тема   урока,   формулируются   вместе   с учащимися   цели   и   задачи   урока,   осуществляется   показ   практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению, постановка учащимися учебной проблемы и предлагают пути её решения. На данном уроке совместно с учащимися формулируется следующая цель урока:  сформировать представление об эпохе Смутного периода. Для достижения цели учащимся необходимо решить следующие задачи:  1. Вспомнить причины Смуты 2. Дать характеристику деятельности Бориса Годунова В   начале   урока   следует   предложить   учащимся   быть   активными   на уроке, так как работа каждого в итоге будет оценена.        При переходе к усвоению нового материала необходимо определить предварительный     уровень знаний обучающихся. Может быть, они уже все знают по данной теме? Поэтому учащимся предлагается провести рефлексию своих знаний, заполнить таблицу. Что вы знаете об этой эпохе? Знаю Хочу узнать Для   подготовки   учащихся   к   усвоению   новой   темы   используется проблемно­диалогический   метод.   знакомятся   с высказываниями писателей, ученых, находят в них противоречивую оценку и формулируют  проблемный  вопрос, а  затем  предлагают  пути  решения  этой проблемы. (См. Приложение).   Обучающиеся Преподаватель: Существуют   различные   оценки   деятельности Василия   Шуйского.   Прочитайте   и   проанализируйте   высказывания писателей,   ученых.  Как   они   оценивают   Василия   Шуйского?   Дайте аргументированный ответ. После   обсуждения   с   обучающимися   делается   вывод:   историки, политики, писатели почти все дают отрицательную характеристику  Василию Шуйскому. Преподаватель: Какой   у   вас   возникает   вопрос   на   основании   этих высказываний? //Что нам сегодня предстоит выяснить?// Презентация «Василий Шуйский» Преподаватель: «Спустя четырнадцать лет после трагедии в Угличе, когда московский трон уже занимал мнимый Дмитрий, Василий Шуйский, в 1591 году возглавлявший следственную комиссию и, как никто, знавший истинные обстоятельства дела, в сердцах бросил: «Черт это, а не настоящий царевич; вы сами знаете, что настоящего царевича Борис Годунов приказал убить». И, вероятно, не так уж неправы те историки, которые считают, что следственное дело «об убиении царевича Дмитрия» не может иметь значение достоверного источника, поскольку производивший следствие князь Василий Иванович Шуйский, ставший впоследствии царем Василием IV, дважды отрекался от тех выводов, которые сделало следствие под его руководством, и дважды обличал самого себя в неправильном производстве этого следствия». (А.Ю.Низовский, «Самозванцы на Руси»)   деятельности Василия Шуйского?  Преподаватель: Почему? Какое   противоречие   моно   увидеть   в   Учащиеся  самостоятельно формулируют проблемный вопрос: ­Почему   «производивший следствие князь Василий Иванович Шуйский, ставший впоследствии царем Василием IV, дважды отрекался от тех выводов, которые сделало следствие под его руководством, и дважды обличал самого себя в неправильном производстве этого следствия»? Преподаватель:   Вам   необходимо   высказать   свою   точку   зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно сделать? Какие у вас есть  предложения,  версии  решения  этой проблемы? //Что  нужно  узнать, чтобы найти решение проблемы?// Учащиеся предлагают пути решения проблемы 1. Он   боялся,   что   его   казнят,   потому   что   он   точно   знал   о   смерти царевича Дмитрия 2. Он хитростью хотел втереться в доверие к новому царю, а потом, пользуясь случаем, сам хотел сесть на трон. Преподаватель: давайте проверим ваши версии Для   формирования   коммуникативных,   самоорганизаторских,   учебно­ познавательных   компетенций   организуется   групповая   работа.   Получив задание, учащиеся знакомятся с материалом в учебнике, работая в командах. (Учебник   «История   России»   Л.Косулина   и   Данилов).   Обучающиеся обмениваются мнениями, обобщают, вырабатывают решение проблемы. Затем организуется   диалог   –   обсуждение:   каждая   группа   поочередно   озвучивает свои   ответы,   дополняет   друг   друга   при   необходимости   и   задаёт   вопросы. Преподаватель комментирует ответы учащихся и делает обобщение. На этапе формирования знаний проводится физкультминутка с целью снятия нагрузки обучающихся. Преподаватель: Василий Шуйский добился своего, его признали царём. «Василий был суеверен, но не боялся лгать именем Бога и употреблять святыню для своих целей. Мелочной, скупой до скряжничества, завистливый и подозрительный, постоянно лживый и постоянно делавший промахи, он менее чем кто- нибудь способен был приобресть любовь подвластных, находясь в сане государя. Его стало только на составление заговора, до крайности грязного, но вместе с тем вовсе не искусного, заговора, который можно было разрушить при малейшей предосторожности с противной стороны. Знатность рода помогла ему овладеть престолом, главным образом оттого, что другие надеялись править его именем». с (Н.И.Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей») Преподаватель: Почему известный русский историк Костомаров так яростно критикует Василия Шуйского? Ответ на этот вопрос попробуйте найти в учебнике. Составим хронологическую таблицу по внутренней и внешней политике Внутренняя политика 1 июня — венчание на царство, крестоцеловальная запись. 2 декабря — битва под Москвой у деревни Котлы, победа правительственной армии над «болотниковцами». 1607, февраль — земский собор, «разрешивший» народ от клятв самозваному царю Дмитрию Ивановичу. 7–9 марта — указ о добровольных холопах и уложение о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. 21 мая — выступление в поход для осады Тулы. Разгром Ивана Болотникова Май — начало похода рати боярина Михаила Скопина- Шуйского с нанятым в Швеции войском. Внешняя политика 15 июля — заключение перемирия Речью Посполитой, отпуск Марины Мнишек с отцом, сандомирским воеводой Юрием Мнишком, на родину 1609, весна — возвращение замосковных городов на сторону царя Василия Шуйского. Договор с Швецией о введении шведских войск Вторжение польских войск во главе Сигизмунтом Итоги правления Василия Шуйского 1. Реформа армии 2. Обострение Смуты 3. Польская и шведская интервенции 4. Угроэа потери независимости страны Преподаватель: Исходя   из   того,   что   мы   узнали,   какой   ответ   на основной   вопрос   урока   мы   можем   дать?   Почему   историки,   политики правление критически оценивают деятельность Василия Шуйского? Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Преподаватель:  предлагаю   посмотреть   кадры   из   фильма «Иллюстрированная история Российского государства» Преподаватель:  Это была драма не одного человека, не сумевшего справиться с властью, а поражение всех русских людей, не понявших, что наступила   новая   эпоха.   Спасаться,   надеясь   только   на   царя   и   бояр, оказалось   уже   невозможно.   И   тогда   каждый   стал   сам   себе   царем   и боярином.   В   царствование   Василия   Ивановича   впервые   проявилась огромная частная и общественная активность людей, от которых раньше никто   не   мог   ожидать,   что   они   будут   выбирать   себе   царей, организовывать   ополчения   и   создавать   городовые   советы   из представителей разных чинов, вести переписку друг с другом, а не только с московскими приказами На   этом   этапе   происходит   формирование   информационной,   учебно­ познавательной   и   коммуникативной   компетенции   учащихся.   Важно обеспечить научность, доступность и систематичность учебного материала, соответствие его требованиям рабочей программы.             4 этап ­ закрепления и применения новых знаний. Закрепление и применение знаний по новой теме проводится в форме проверочной работы (Приложение №1)            Преподаватель: Обращаясь к учащимся,  просит поменяться листочками с заданиями и проверить вместе с учителем. Заполнение третьей колонки в таблице: Знаю Хочу узнать Узнал             Рекомендуемое время для данного этапа урока­ 5­7 минут. 5  этап – заключительная часть урока. Преподаватель подводит итоги урока, объективно оценивает результаты труда   учащихся,   демонстрирует   их   успехи,   организует   рефлексию деятельности, выдает домашнее задание. Вопросы для рефлексии: ­ Какую оценку поставите себе за урок? ­ Что у меня сегодня лучше всего получилось? ­ Что для меня было трудным? ­ Что зададим себе на дом? Дается творческое домашнее задание, носящее опережающий характер обучения:   подготовить   по   материалам   сети   Интернет   сообщение   и презентацию о Михаиле Романове.           Рекомендуемое время для заключительной части урока 5­7 минут Заключение Технология проблемно­диалогического обучения выступает важнейшим направлением   реализации   парадигмы   развивающего   образования.   Анализ собственного   опыта   работы   по   данной   технологии     позволяют   сделать следующие выводы.  Результативность   технологии   проблемно­диалогического   обучения технологии заключается в: ­повышении   интереса   обучающихся   к   изучению   истории   и обществознания ­ обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения  ­ развитии личности ребёнка, его творческих способностей; ­ создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; ­ развитии речи, логического мышления; ­ достижении высокого уровня обученности.  Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для   каждого   ребёнка   адекватную   нагрузку,   что   обеспечивает   снятие стрессовых   факторов   во   взаимодействии   между   учениками   и   учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Благодаря   проблемно­диалогическому   обучению   у   обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:         ­ способность к исследованию;   взаимодействия;               ­   способность   к   эффективным   коммуникациям   и   организации ­ способность принимать решения;         ­ способность осуществлять принятое решение;         ­ способность постоянно осваивать новые виды деятельности.    Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то   есть   реализуется   на   любом   предметном   содержании   и   любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Данная   технология   развивает   не   только   ученика,   но   и   учителя.   Учитель вырастает  как   творческая   личность,  коммуникативный   лидер,  способный  в современных   условиях   успешно   решать   сложные   педагогические   задачи. Однако   сегодня   значительная   часть   учителей   использует   преимущественно традиционные   методы   обучения,   так   как   подготовка   проблемного   урока представляет собой трудоёмкий процесс.  В   своей   дальнейшей   педагогической   деятельности   я   намереваюсь продолжить   работу   по  внедрению   технологии   проблемно­диалогического обучения в классах, обучающихся по традиционной программе. Уроки,   на   которых   дети   сами   определяют   тему   урока,   выявляют трудности,   обозначают   проблемы,   самостоятельно   делают   выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Таким   образом,   складывается   сотрудничество.   Мы   вместе   идём   по одному   пути.   В   результате   дети   открывают   и   осваивают   новое   знание. Благодаря   проблемному   диалогу   на   уроке   нет   пассивных,   все   думают   и выражают свои мысли. Решение одной и той же задачи разными группами детей   позволяет   сопоставлять   и   критически   оценивать   работу,   рождает взаимный   интерес   к   работе   друг   друга.   Технология   проблемно­ диалогического   обучения   становится   сегодня   приоритетным   принципом образовательного процесса. Использованная литература: 1.  httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно­ диалогического обучения. 2. file:///D:/c%20диска%20С/Documents/Василий%20Шуйский.html  В. Н. Козляков  Василий Шуйский 3. http://biofile.ru/his/26213.html Приложение   Историк   В.   О.   Ключевский:   «После   царя­самозванца   на   престол   вступил князь В. И. Шуйский, царь­заговорщик. Это был пожилой 54­летний боярин, небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и заинтриговавшийся, прошедший огонь и воду, видевший и плаху и не попробовавший ее только по милости самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов». «Спустя четырнадцать лет после трагедии в Угличе, когда московский трон уже занимал мнимый Дмитрий, Василий Шуйский, в 1591 году возглавлявший следственную комиссию и, как никто, знавший истинные обстоятельства дела, в сердцах бросил: «Черт это, а не настоящий царевич; вы сами знаете, что настоящего царевича Борис Годунов приказал убить». И, вероятно, не так уж неправы те историки, которые считают, что следственное дело «об убиении царевича Дмитрия» не может иметь значение достоверного источника, поскольку производивший следствие князь Василий Иванович Шуйский, ставший впоследствии царем Василием IV, дважды отрекался от тех выводов, которые сделало следствие под его руководством, и дважды обличал самого себя в неправильном производстве этого следствия». А.Ю.Низовский, «Самозванцы на Руси» Всеми уважаемый как первостепенный муж государственный и потомок Рюриков, Василий Шуйский был тогда идолом народа, прославив себя неустрашимою твердостию в обличении Самозванца: пытки и плаха дали ему, в глазах Россиян, блистательный венец Героя-мученика, и никто из Бояр не мог, в случае народного движения, иметь столько власти над умами, как сей Князь, равно честолюбивый, лукавый и смелый». Н.М.Карамзин, «История Государства Российского» «Этот приземистый, «Василий был суеверен, но не боялся лгать именем Бога и употреблять святыню для своих целей. Мелочной, скупой до скряжничества, завистливый и подозрительный, постоянно лживый и постоянно делавший промахи, он менее чем кто- нибудь способен был приобресть любовь подвластных, находясь в сане государя. Его стало только на составление заговора, до крайности грязного, но вместе с тем вовсе не искусного, заговора, который можно было разрушить при малейшей предосторожности с противной стороны. Знатность рода помогла ему овладеть престолом, главным образом оттого, что другие надеялись править его именем». Н.И.Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» сгорбленный, подслеповатый старик, с большим ртом и реденькой бородкой, отличался алчностью, бессердечием, страстью к шпионству и наушничеству; он был невежествен, занимался волхвованием и ненавидел всё иноземное. Он проявлял мужество и крайнее упорство только в отстаивании своей короны, за которую уцепился с лихорадочностью скряги». А.С.Трачевский, «Русская история» Именно   этот   человек   несет   личную   ответственность   за   Смуту (опуская,   разумеется,   ответственность   Ивана   Грозного,   чье правление,   в   общем,   и   заложило   эту   мину   по   самому   большому счету).   Претендуя   на   высшую   власть   в   стране,   захватив   ее насильственным образом, царь Василий НЕ СОВЛАДАЛ: во время его правления власть распалась и, в общем­то, распалась страна Лев Усыскин, историк измождённый, Трудно найти лицо, в котором до такой степени олицетворялись бы черты старого русского быта, пропитанного азиатским застоем. В нем мы видим отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага и в то же время терпение и стойкость ­ качества, которыми всегда   русские   приводили   в   изумление   иноземцев.   Он   гнул   шею перед   силою,   покорно   служил   власти,   пока   она   была   могуча,   но изменял   ей,   когда   она   слабела,   и   топтал   то,   перед   чем   прежде поклонялся. Он бодро стоял перед бедою, когда не было исхода, но не умел предотвращать беды. Он был не способен давать почин, избирать   пути,   вести   других   за   собою.   Ряд   поступков   его, запечатленных  коварством   и  хитростью, показывает  вместе с тем тяжеловатость и тупость ума. Василий был суеверен, но не боялся лгать именем Бога. Его стало только на составление заговора, до крайности   грязного,   но   когда   он   стал   царем,   природная неспособность   сделала   его   самым   жалким   лицом,   когда­либо сидевшим на московском престоле Николай Костомаров http://www.bbc.com/russian/russia/2012/09/120911_tsar_shuyskiy "Царь  Васька": отец русской Смуты Приложение № 1. Рабочий лист. Смута ­ выбор пути 1. Пронумеруйте   в   хронологической   последовательности   события Смутного времени  создание первого ополчения  поражение восстания под предводительством Болотникова  смерть Фёдора Борисовича воцарение Василия Шуйского  действие русских войск под командованием Скопина ­Шуйского  начало царствования Лжедмитрия I объявление Речью Посполитой войны России  указ В.Шуйского о 15 ­ летнем сроке розыска беглых крестьян 2. Подчеркните синим цветом причины Смутного времени, другим цветом — его характерные черты 1) пресечение законной московской династии 2) Ослабление государственной власти. Неподчинение окраин центру 3) самозванчество 4) хозяйственная разруха, голод 5)ужесточение политики закрепощения крестьян 6) гражданская война 7) разобщение высших сословий русского общества 8) интервенция 9) падение нравственных норм и моральных ценностей   законы,     опустошать сокровищницы   3 Назовите имена исторических деятелей 1) Он был и монах, и царь. Пытался заигрывать с народом. Лично выслушивал жалобы   и  просьбы,  начал   борьбу   с  поборами   и  взятками,  но   не   выполнил главного   обещания   ­дать   полную   свободу   крестьянам.   О   его   правлении историки писали, что поляки стали вмешиваться в православную религию, нарушать государства. _____________________________________________ 2) Вступая на трон, он впервые присягнул своим подданным. Торжественно целовал   крест   и   дал   соответствующую   «запись»   в   том,   что   он   никого   не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» __________________________________________________________ 4) Сын князя, дальний родственник царя, проявил полководческий талант, совместно со шведскими войсками разгромив войска Лжедмитрия II в северо­ восточной Руси, опирался на силы народных ополчений. Скоропостижно умер. Ходили слухи, что он был отравлен вином.

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский

Урок по теме Смута. Василий Шуйский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017