Урок по теме: "Стили речи".
Оценка 4.8

Урок по теме: "Стили речи".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.08.2018
Урок по теме: "Стили речи".
Конспект по теме: «Стили речи» 9 класс, повторение. Данный урок помогает: 1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей. 2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности. 3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Урок по теме стили речи 9 кл.docx
1. 2. 3. 4. 5. 1.  Урок по теме: «Стили речи» 9 класс, повторение. Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков    учащихся. Цели урока: Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе  выявления общих признаков каждого из стилей. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах  речевой экспрессивности. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных  операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Ход урока. Вводно­мотивационный этап. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы  урока. Актуальность этой темы: Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены  в формате ГИА, где  будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные  на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через  2 урока. Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском  языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме. Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание  на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.              2. Фронтальный опрос. Учитель: ­Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль­совокупность приёмов использования языковых средств для  выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой  практики) ­Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) ­Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на  схему.                                                                                          Разговорный                                          Научный  Стили речи                                        Официально­деловой                                           Публицистический                                          Художественный 3. Проверка д/з: (Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.) Учитель: У вас на столах таблицы:  цель, сфера применения, особенности  стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту  графу. ­Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: 2. С кем? Где? Зачем?                                           Говорим На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы  будем пользоваться для определения стиля. Таблица:   Разговорный Публицистический Научный Художественный Цель (зачем?) Сфера  применения (где?) Обмен мыслями,  впечатлениями,  общение Беседа в  неофициальной  обстановке;  дружеские  письма и  послания Сообщение,  передача  научной  информации Официальная  обстановка;  уроки, лекции;  научно­ популярные  книги Официально­ деловой Точная  передача  деловой информации Официальная  обстановка;  деловые  бумаги Воздействие на  мысли и чувства Художественная  литература Сообщение,  воздействие на  слушателей или  читателей Официальная  обстановка; средства  массовой  информации, в  выступлениях Особен­ ности Преобладание  разговорной и  просторе­чной  лексики;  интонация,  мимика, жесты Однозначные  слова; термины;  отсутствие  образных  средств Термины,  речевые  штампы,  канцеляризмы;  конкретность, официальность Торжественная  лексика,  эмоциональность;  соединение  стандартизированных  слов и средств  выразительности Широкое  использование  изобра­зительно­ выразительных  средств;  использование  средств других  стилей Доклады учащихся:  Разговорный стиль Основная функция разговорного стиля­ общение. Разговорный  стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в  письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и  др. Разговорная речь­это речь непринуждённая, без предварительного отбора  языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных  средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут  пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование  интонации, ударения, паузы... К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в  других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В  толковых словарях русского языка лексика, характерная для  разговорного стиля, имеет помету «разг.»В разговорном стиле может  встретиться нелитературная, неправильная речь­просторечие. Например,  вместо нейтрального слова столькоможет использоваться  просторечное столечко, вместо слова столовая­ столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи  большую выразительность(например, «бить баклуши»­ничего не делать) и  слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий,  малюсенький...                                                                                                                                                                         3. Научный стиль      Научный стиль­разновидность книжных стилей литературного языка.  Он применяется в устной и письменной речи. Основная  функция научного стиля­ доказательное изложение научной информации.  Научная речь­это монологическая речь. Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при  написании словарей, учебников,        научно­популярных книг. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода,  жизнь; книжная:демонстрировать, преобладать, и  специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном  стиле также употребляются словосочетания фразеологического  типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой  угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных  текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные  существительные. Часто используются существительные в форме  единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в  начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут  употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце,  морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой  логичностью, чёткостью изложения. Деловой стиль.       Основная функция делового стиля­ точная передача деловой  информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг;  заявлений, докладных записок, протоколов и др. Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения,  использованием штампов:согласно приказу, на основании  вышеизложенного, в соответствии с постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления  (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально­окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении Публицистический стиль.  Публицистический стиль используется в газетах, журналах(то есть в  средствах массовой информации),выступлениях перед  общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля­  функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом  тексте не только содержится сообщение о чём­либо, но и выражено  отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью  изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с  научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем  художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов:  книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик,  шумиха;  термины: .атмосфера,  деликатничать... Часто используются иноязычные слова: шоу­ спектакль, консенсус­ соглашение; фразеологизмы:  работать не покладая рук, загребать  жар чужими руками;  различные изобразительно­выразительные  средства языка.                                                                                                                                                                                                      4.                                Стиль художественной литературы.  Стиль художественной литературы (или художественный  стиль) используется в художественных произведениях: рассказах,  повестях, романах, пьесах и   Основная функция художественного стиля­ воздействовать на читателя, а  также информировать его о чём­либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью,  эмоциональностью.  Используя изобразительно­выразительные средства  языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью  народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В  художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной  окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие  слова: Восстань, пророк, и виждъ , и внемли, Исполнись волею моей,  И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание  особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы  разговорного стиля.     т.д.                Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка Фронтальный опрос: Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно  вы слушали докладчиков. Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей. ­Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный) ­Передача научной информации, термины (научный) ­Передача деловой информации, деловые бумаги (официально­деловой) ­Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический) ­Художественная литература (художественный) 4. Лексическая игра Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены  особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных  стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная  лексика, но во всех стилях используется нейтральная или  общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3  человека у доски будут заполнять 3 графы(распределять слова по  колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет  работать со словарём и проверять правильность работы. Общеупотребительная Книжная Разговорная Верх Препятствие Бояться прогнать волноваться лицо Вершина Преграда Опасаться Изгнать Тревожиться лик Макушка помеха трусить выставить психовать морда(просторечное)     Инструктаж перед с/р.: ­Итак, правильно заполнены графы (к редактору)? ­Проверяем все (самопроверка) Оцениваем (критерии оценки: 1­2 ошибки­4,3­4­ «3»)                                                                                                                                                       5. 5. Самостоятельная работа ( в группах)   Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили  таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам  нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к  стилю. ­На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во­первых,   определите цель, затем сферу  применения, особенности. Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют. Время выполнения работы 5 мин. Задание для группы № 1: «Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников  архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с  ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно  отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В  общем, классно у нас в городе, приезжай ­ увидишь». Задание для группы № 2: Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть  Подмосковья. В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За  последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась  детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане  деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния  граждан. Задание для группы № 3: Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным  сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы. Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим  здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около  кладбища». Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет  «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село  Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений  римского папы Вонифатия 8. Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный  центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся. Задание для группы № 4: Коломна ­  город, основанный в 1177 году. Летописные сведения  свидетельствуют о детерминации финно – угорской группы языков в  названии этого города. Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными –  языковедами, подтверждает эту гипотезу. Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку  самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья. Анализ географического положения города позволяет предположить, что  в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и  климат подходит для стабильного овощеводства. Задание для группы № 5: Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна.  Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере  насладиться красотами этого хранилища традиций древности. Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают  монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни,  кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской. Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный  Ледовый Дворец спорта.                                                                                                                                                         6. Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль. Вопрос к другой группе: ­Вы согласны? 6. Подведение итогов. Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке. Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по  памяти. Самопроверка (открывается доска со словами).                              7. Домашнее задание:                 данный   материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или  отредактировать текст   Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите (упр.180,ч.2);инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу,  придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили  на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при  подготовке к экзамену. 8. Редактирование текста. Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли­ в роли редакторов.  Перед вами­ текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст. Самопроверка. Оценки. Отредактируйте текст. Текст № 1: К какому стилю относится данный текст? Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте.  Исправьте. Киев...основан в 6­7 веках как центр племени полян. В русских летописях  известен с 860 года. В 9­нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году  разрушен вредными монголо­татарами. В 1362 году сразу захвачен  Литвой,в 1569 году­Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а  теперича он столица Украины. (из тетради по истории ученика 6 класса). Текст №2.  Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги. Начальнику отделения связи                                                                Соколова А.П., живущего по адресу: г.Москвы №В­485 М.И.Прохоровой                                   ул.Волгина, д.5,кв.44, Заявление. Уважаемая, Мария Ивановна! Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и  моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас  в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя,  оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам                                                                          А.Соколов. 10 июля  2010г.

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".

Урок по теме: "Стили речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018