Урок. Познание мира 2 класс
Оценка 4.8

Урок. Познание мира 2 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
естествознание
2 кл
13.10.2017
Урок. Познание мира 2 класс
Публикация является частью публикации:
Активные методы.docx
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и  разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе  освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности,  игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности,  разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и  опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в  процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и  рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие  эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них. Метод организации начала урока «Подари подарок другу». Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств,  доброжелательности. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри. Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда  музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!» Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться  локтями.                              Метод: «Поздоровайся локтями» Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс. Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли  свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на  первый­второй­третий и сделать следующее:    Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были  направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были  направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и  выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять  минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом  одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более  серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками. Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на  уроке русского языка) Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к  изучению нового материала. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов,  овощей, игрушек. Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик  подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,  обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик,  правильно задавший вопрос, забирает картинку. Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил  больше картинок). Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью  магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных  в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить  о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с  изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих  уроках по этой теме. Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак  – ребро ­ ладонь” Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного  взаимодействия Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения  рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить  3­5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя  руками вместе. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки  «Тряпичная кукла и солдат» Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное  напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость). Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в  струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь.  Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.  Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните  колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень  подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно  прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Метод закрепления изученного материала «Парный выход»  ( использовался на уроке русского языка) Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: мел. Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем  записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ  находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся  записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность  записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы. Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам  ( предметным картинкам, обозначающим словарные слова). В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно  провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все  варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание. Метод активизации внимания «Найди цифру» Цель: активизировать внимание детей, подготовить к выполнению домашнего задания. Необходимые материалы: учебник, карточки с цифрой 1 и 2, прикрепленные под  сиденьем стула. Проведение: учитель читает задание по учебнику вслух и предлагает детям  приготовить устный ответ. При этом каждый ученик готовит ответ в зависимости от  цифры, прикрепленной к сиденью стула. Оценка результата: оценивается понимание задания, грамотность речи. Примечание: первые номера прикрепляются к сиденьям учащихся 1 группы, 2 к  сиденьям учащихся 2 и 3 групп. Данное разделение позволяет первыми выступить  более сильным учащимся, а более слабым подготовить свое выступление по образцу. Пример Активных методов релаксации Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух,  землю, огонь и воду.  Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают  глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая  губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух  входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых  кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет  живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и  кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару  раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого  возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­другому: вы можете на первой встрече  предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).    Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и  почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно  давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз  подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­ новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и  благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и  уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки  пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто  представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,  свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук,  локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою  индивидуальную комбинацию элементов. Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы  для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее  участвовать в упражнении. Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для  каждого ученика. Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу,  если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает  солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. Использование АМО на  уроке позволяет:       обеспечить положительную мотивацию  обучения; провести урок на высоком эстетическом и  эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации  обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс,  повысить эффективность урока. Применение активных методов обучения в начальной школе. Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с  огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти  рациональное и  неординарное решение… И цель учителя состоит в том, чтобы научить  маленького гражданина не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы , и  систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы,  что заинтересовать их программным материалом практически невозможно… Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10%  того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; И только тогда,  когда мы  говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и  усваивает материал на 90% Вот и встают перед учителем вопросы :Как донести учебный материал до ребенка? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в  эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  обучения… Активные методы обучения­ это система  методов обеспечивающих активность и  разнообразие мыслительной деятельности  учащихся в процессе обучения. Активные методы обучения подразделяются на ­ методы начала урока,         ­методы выяснения целей, ожиданий, опасений, ­методы презентации учебного материала,  ­методы организации самостоятельной работы, ­методы релаксации, ­методы подведения итогов.  Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные  задачи того или иного этапа урока. Начнем сначала. Итак, метод начала урока. Цель его – настроить детей на продуктивную работу. На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Мой цветок»,  «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг  друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам  начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в  классе. Например, 1. ДЕРЕВО ДРУЖБЫ Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся  другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности  появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки  срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на  нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые  листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на  этом месте появлялась новая почка – друзья мирились! Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево  улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о  дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”. За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а  в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться  нашим знаниям. . Далее применяем метод выяснения целей, ожиданий и опасений. Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий»,  «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»  позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей  обучения. Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои  «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам , вы поможете  детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.  Либо  МЕТОД «ПОЛЯНА СНЕЖИНОК» Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему  важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный  руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Этот метод Побуждает учащихся к самооценке ­ У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и  тучки) Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком  поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато , кто  не уверен в себе,поднимает голубую снежинку(тучку) . Следующий метод – презентация учебного материала. Вот здесь – то и требуется  проявление творчества учителя. Чем  ярче, интересней и образней будет презентация  нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо  привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий  метод представления нового материала: Метод «Инфо­ угадайка» или «Белые пятна» Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,  оживление внимания обучающихся. Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На доске или в презентации  таблица .В  центре указано название темы. Остальное пространство листа  разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с  сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он  сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о  чём дальше, возможно, далее пойдет речь в сообщении. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела.  Они вносятся в таблицу по ходу сообщения. Закончив изложение материала по  первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго  раздела темы, и так далее. Например: ЗОНА СТЕПЕЙ Характерный признак зоны степей Сплошной травянистый растительный  Животный мир степи Журавли­красавки, дрофы, пустельги покров Таким образом, наглядно представляется весь новый материал, выделяются его  ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по  данной теме постепенно заполняются. "Белые пятна" стимулируют ­ многие участники начнут обдумывать, какими  будут следующие, пока не обозначенные .темы. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда  нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться,  восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” позволят сделать это, не  выходя из класса. И, наконец, метод самостоятельной работы .  Цель его – закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. АМО «Картина» На уроке русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» Я сделала для ребят самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером  открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой  части написано слово с пропущенной парной согласной             Шу…ка Ска…ка  Ло…ка ­ Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем  детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать  картинку, которая напомнит вам друга­игрушку и правило о правописании парных  согласных. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и  правильно вставили пропущенную букву. Но…ка  Ученик должен положить соответствующую букву на лист изображением  кверху. Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена. КЛЮЧ 3) Ключ.          (элементы игровой технологии) ­ Друзья любят играть вместе. Вот и я предлагаю поиграть в игру «Умники и умницы» Сад, дождь, губки, берёзка, ложка, голубь, чашка, улыбка.(один ученик работает у  доски)          Проверка. ­ В какой части слова встретились парные согласные? ­ Скажите правило проверки парных согласных. ЛОТО Можно применять пи проверке таблицы умножения , при работе над самыми разными  орфограммами по русскому языку. ДОМИНО Также можно проверить таблицу умножения, и разные орфограммы  по русскому языку. Игра «ЛОТО» и «ДОМИНО»­ это настольные игры для моих детей и  на переменах. Метод ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ  А АМО «Снежинки­балеринки» Побуждает учеников к оценке результатов своей работы: Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся,  танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо  потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие  методы, как “Ромашка”, “Мухомор”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”.  Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы  и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока,  мероприятия, записанные на обратной стороне. АМО «Вопрос­ответ» можно обыграть ­ Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Эму», ответьте  на мои вопросы. ­ О какой орфограмме мы сегодня говорили? ­ Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными. ­ Под каким девизом мы сегодня работали? ­ Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?  Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.  Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того,  обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. ­ Кто получил  листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило.             (здоровьесберегающие технологии) Дети прикрепляют листики к дереву под музыку. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не  только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное  их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно  активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в  соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса. ­ И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что  больше всего дети утомляются в бездействии. 3  Активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов Автор:   Корнилова   Людмила   Владимировна,   старший   преподаватель   кафедры начального образования   Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес  к учению, научить  учиться. Без хорошо продуманных   методов   обучения   трудно   организовать   усвоение   программного материала. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются: 1. Нетрадиционное   начало   традиционного   урока – эмоциональный   настрой   на   урок   (эпиграф, костюмированное   появление,   видеофрагмент,   увертюра, ребус,   загадка,   анаграмма),   выяснения   целей,   ожиданий, опасений. 2. Постановка   и   решение   проблемных   вопросов,   создание проблемных   ситуаций. Типы   проблемных   ситуаций, используемых   на   уроках:   ситуация   неожиданности; ситуация   конфликта;   ситуация   несоответствия;   ситуация неопределенности;   ситуация   предположения;   ситуация выбора. 3. Организации релаксации и подведения итогов. 4.  Презентации   учебного   материала ­   использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. 5. Использование   индуктивных   и   дедуктивных   логических схем. 6. Использование   форм   так   называемого   интерактивного обучения   или   их   элементов: «метода   проектов»,   «мозгового штурма»,   «интервьюирования   различных персонажей».   «дебатов», 7. Элементы   —   «изюминки» (обучающий   анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы). 8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально —   дифференцированного подхода   к   учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного   состава,   в   группах   сменного   состава) и самостоятельной работы детей. 9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки­ сказки,   уроки­конференции,   уроки­исследования,   проектная деятельность и др. 10. Игры,   игровые   моменты (ролевые,   имитационные, дидактические).        Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более   серьезными   упражнениями,   способствует   установлению   контакта   между учениками в течение нескольких минут.   Методы    Очень   важным   для   учителя   является   включение   в   урок   активных   методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер   идей» позволяют   учителю   лучше   понять   класс   и   каждого   ученика,   а полученные   материалы   в   дальнейшем   использовать   для   осуществления   личностно­ ориентированного   подхода   к   обучающимся. заключаются   в следующем. Учащимся   раздаются   заранее   вырезанные   из   бумаги   снежинки,   яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются,   записав   и   прикрепив   на   определенную   поляну,   дерево   и   т.д.   После выполнения   систематизируются   сформулированные   цели,   пожелания,   опасения   и подводятся итоги. В   процессе   урока   учителю   регулярно   приходится   сообщать   новый   материал   обучающимся.  Можно   использовать   такие   методы   презентации   учебного   материала, как «Кластер», «Инфо­угадайка»  ­ учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик­мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш).   Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем   вместе.   Сравните   слова   каждого   столбика.   Выберите   из   карточек   №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ., без Ь, с Ь, род. Формулируем тему.  «Мозговой штурм»  ­ на   доске   записана   тема   урока.   Остальное   пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,   но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые   пятна»;   отчетливое   разделение   общего   потока   полученной   информации  способствует   лучшему   восприятию   материала.   После   презентации   возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,   учитель дает ответы на них.   При   организации      самостоятельной   работы   над   новой   темой   важно,   чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» ­ обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии   поднимаются   карточки   согласия­несогласия   по   цвета   светофора),  «На линии   огня»  (каждая   команда   защищает   свой   проект   2­3   предложениями.   Затем вопросы   других   групп,   а   они   ­   защищаются). Для   представления   материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо­карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».  Метод «Творческая   мастерская» с   большим   успехом   применяется   мною   на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25  минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой   проект.   В   ходе   практической   деятельности   учеников   учебный   кабинет превращается   в   настоящую   творческую   мастерскую.   В   конце   урока   появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать   в   группах,   прислушиваться   к   мнению   товарищей,   коллективно   создавать замечательные   работы   (картины,   газеты,   книги)   из   собранных   вместе   материалов   ­ главная цель этого урока. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких  минут  достаточно, чтобы  встряхнуться, весело  и  активно  расслабиться, восстановить   энергию.  Активные   методы   ­   «физминутки»  «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом      упражнении, помимо пользы для себя,   он   поможет   также   и   неуверенным   и   стеснительным   ученикам   активнее участвовать в упражнении.                 Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».          «Ромашка» ­   1.   Дети   отрывают   лепестки   ромашки,   по   кругу   передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия,   записанные   на   обратной   стороне.   2.   Берет   чистый   лепесток.   Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. «Мудрый совет» ­ Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:  еще   не   совсем   поняли   тему   урока   или   не   изучали   тему   (младшим).   Совет анализируется группой­соседкой.  «Итоговый круг» ­ Учитель дает минуту! Подготовленные     представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).          Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо   обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.   коммуникативных Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.   Активные   методы   обучения   помогают   ­ развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к   предмету,   позволяют   активизировать   процесс   развития   у учащихся учебно­   информационных и учебно­организационных умений.                ­Уроки   с   использованием   активных   методов   обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому ­ не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне   допустимый   рабочий   шум   при   обсуждении   проблем; методы   лучше   вводить   постепенно,   воспитывая   у   учащихся  культуру   дискуссии   и   сотрудничества;   применять   данные методики не обязательно все и на каждом уроке.   навыков, Таким образом, использование активных методов обучения позволяет      обеспечить   эффективную   организацию   учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.    4. Активные методы обучения     АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную  деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем  свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о.  характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных  методов обучения в смысле активизации учебной и учебно­производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего  метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным  делает тот, кто его применяет (http://www.edu.ru/index.php? op=word&page_id=50&wid=11).  Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов  различны не только в смысле «активизации учебной и учебно­производственной  деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов  тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая  многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного  процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его  применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования  АМО необходима соответствующая подготовка учителя.  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и  разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе  освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности,  игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных  коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся,  групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,  деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО  определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной  психологической и методологической базе.  К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри  образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока  используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные  задачи этапа.  АМ начала образовательного мероприятия      Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями»,  «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам  начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.  Пример АМ начала образовательного мероприятия  Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.  Метод «Поздоровайся локтями»  Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс.  Время – 10 минут  Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли  свободно ходить по помещению.  Проведение:  Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на  первый­второй­третий и сделать следующее:  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были  направлены в разные стороны;  • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были  направлены вправо и влево;  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет  локти в стороны.  Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять  минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом  одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.  Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались  соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг  друга внутри своей группы.  Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более  серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений      Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на  приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести  выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.  Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений  Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно  использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:  Метод «Фруктовый сад»  Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят  лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный  руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков  (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного подхода к  обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими  образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги  могли их знать и учитывать в образовательном процессе.  Численность – весь класс.  Время – 20 минут  Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов,  фломастеры, плакат, скотч.  Проведение:  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.  Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся  раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко  определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.  Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся  формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе,  отношение учителей и одноклассников и т.д.  Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.  Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча  прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к  деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно  организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и  опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и  опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и  опасений.  Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет,  почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель  (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. АМ презентации учебного материала      В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал  обучающимся. Такие методы, как «Инфо­угадайка», «Стриптиз», «Кластер»,  «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им  основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым  материалом.  Пример АМ презентации учебного материала  Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:  Метод «Инфо­угадайка»  Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,  оживление внимания обучающихся.  Группы: все участники.  Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.  Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.  Проведение:  Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или  блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа  разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет  говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах  темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в  сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно  записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на  плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы,  учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.  Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь  новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.  В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все  ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких­то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии  вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.  Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией  учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое  разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые  пятна" стимулируют ­ многие участники начнут обдумывать, какими бу

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс

Урок. Познание мира 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.