урок презентация по истории в 11 классе на тему : Итоги правления И.В.Сталина

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 12.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщающий урок.Урок характеризует итоги правления Сталина И.В. в различных направлениях в послевоенное время: в экономике,внешней политике,в сфере культуры и внутренней политике.Урок проблемный: Сталин-тиран или великий вождь?Отвечая на этот вопрос ученики вырабатывают собственную оценку деятельности И.В.Сталина.Присутствуют элементы развивающегося обучения в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация урока по истории в 11 классе на тему: "Итоги правления И.В.Сталина"
Иконка файла материала Итоги правления Сталина ИВ.ppt
«Без прошлого нет настоящего,  без настоящего невозможно будущее. Уроки прошлого нужно помнить,  чтобы защитить будущее».
Последние годы правления И. В. Сталина (1945-1953)
Тема урока :  «Последние годы правления И. В. Сталина»
Ниже приведены 2 точки зрения на деятельность И.В. Сталина  после окончания Великой отечественной войны: LOGO •1. И.В. Сталин ­ великий вождь и учитель, под его  руководством в послевоенный период СССР  превратился в мировую державу, он создал и  возглавил соц. Лагерь, добился выдающихся успехов  страны после окончания войны. •2. В послевоенный период тоталитарный  сталинский режим достиг своего апогея, в стране  был установлен тотальный контроль над всеми  сферами жизни общества. •­ Какая из данных Т.З. для вас более  предпочтительна? Приведите не менее 3­х фактов,  положений, аргументирующих, выбранную вами Т.З
И.В.Сталин LOGO Великий вождь и  учитель, «отец  2 народов» 4 Тиран и диктатор
Итоги Второй мировой воины  LOGO Разгром фашизма Возрос международный авторитет СССР (основная часть войск германского блока находилась на советско-немецком фронте, войска СССР уничтожили 507 немецких дивизий, 100 дивизий их союзников, разгромил Квантунскую армию) 20.11. 1945 - 01.10.1946г – суд над фашистами и фашизмом в г. Нюрнберг СССР вернул Юж. Сахалин, Курильские о-ва, присоединил территоррии Закарпатья и Калининградской области. Разработаны нормы международного права и мирного сосуществования на основе деятельности ООН и Совета Безопасности. Развитие военно-технической мысли. Появление ядерного оружия. Какие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн можете назвать вы?
Каковы последствия Второй мировой войны и  Великой Отечественной войны для СССР? LOGO 1.Огромные людские потери – 27 млн. человек.                         2.Значительные материальные потери:                                                       ­ более 1710 городов и  поселков;                                     ­25 млн. человек  лишилось крова;                                              ­выведено  из строя около 32 тыс. промышленных предприятий;              ­ посевные площади сократились на 36,8 млн.га;                                                 ­сожжено и разрушено более  70 тыс. сел;                                                               ­разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890  МТС;                                                              ­общий экономический ущерб превышал  национальный доход за 1940 г. в 20 раз.                                        3.Экономика  страны была полностью  ориентирована на потребности войны.
Каковы были задачи в послевоенное время? LOGO
Какие задачи предстояло решить? LOGO • Восстановить и увеличить довоенный  уровень экономики • Первоочередное развитие тяжёлой  промышленности • Развитие НТП • Повышение обороноспособности • Поднять жизненный уровень  населения
Пути восстановления экономики LOGO Жданов и Вознесенский (рук.  Госплана) Восстановление с опорой на  опыт НЭПа Введение элементов рыночной  экономики, развитие с/х Маленков, Берия, Сталин Восстановление за счёт  возвращения к плановой  экономике Контроль государства Пятилетние планы IV пятилетка –  1946­1950гг
Что было сделано в промышленности? LOGO Восстановлено более 6 тыс.  предприятий К 1950 году промышленность  превзошла довоенный уровень на 73%
Послевоенное состояние сельского хозяйства LOGO -1946 год-ужасная засуха, как следствие – голод -Нехватка людей и техники -Сокращение посевных площадей -Низкая оплата труда -Недовольство населения -Негативное отношение к общественному труду
Что было сделано в сельском хозяйстве? LOGO  Ужесточение контроля за крестьянством;  Повышение сборов и налогов с доходов от продаж на свободном рынке;  Возрастание обязательных с/х поставок государству. Однако закупочные цены оставались очень низкими;  Отмена самостоятельности колхозных звеньев;  Укрупнение колхозов (уменьшение индивидуальных наделов крестьян);  Реорганизация внутриколхозной производственной структуры.  С/х достигло довоенный уровень к 1950 году
В чем состояла социальная политика?? LOGO  В 1947 г – отменены карточки  1947 г – денежная реформа (10:1)  Восстановлены отпуска и 8­часовой рабочий день  Повышение уровня образования (открытие новых  школ и ВУЗов)  Открытие новых больниц  Жилищное строительство
Какие были трудности? LOGO • 1946 г. – голод (гибель ок. 1 млн. людей) • За годы войны – потеря значительной части  трудоспособного населения • Отставание лёгкой промышленности и с/х • Жилищная проблема • Сокращение расходов на социальную сферу • Большие расходы на экономическую поддержку  стран Восточной Европы • Гонка вооружений • Нехватка товаров народного потребления • Низкий уровень населения
Источники восстановления LOGO ­Трудовой энтузиазм советского народа; ­Централизация экономики; ­Репарации с Германии; ­Перераспределение средств из аграрного сектора   в промышленный;  ­Сокращение расходов на социальную сферу;  ­Использование труда узников ГУЛАГа и  военнопленных;  ­Денежная реформа 1947 г.
Источники восстановления LOGO ВОЙНА –  ХОЛОДНАЯ  мировая  конфронтация  между  двумя  военно­ политическими блоками во главе с СССР  и  США,  не  дошедшая  до  открытого  военного столкновения между ними.
СССР          и          США Рыночная  Командно­ экономика административная  экономика Тоталитарный  режим Коммунизм Демократический  режим Капитализм Противоречия
Причины  «холодной войны»: • Борьба за сферы влияния; • Борьба за ресурсы и рынки сбыта; • Борьба между капиталистической и  социалистической общественно­ политическими системами.
СССР                  США ­Победа  коммунистических  режимов в странах  Восточной Европы и  Азии ­1949 г. – создание  Совета Экономической  Взаимопомощи (СЭВ) ­14 мая 1955 г. –  Организация  Варшавского договора  (ОВД) ­6 марта 1946 г. речь У.  Черчилля в Фултоне –  начало «холодной  войны». ­1947 г. – «доктрина   Трумэна» ­Июнь 1947 г. – «план  Маршалла» ­1948 г. – создание  Западноевропейского  Союза  ­4 апреля 1949 г. –  Организация  Североатлантического  договора (НАТО)
Последствия «холодной войны»? LOGO ­Раскол мира на биполярный мир; ­Локальные и региональные конфликты: Корейская война 1950­1953 гг. Раздел  Германии в 1949 г. на ФРГ и ГДР; ­Гонка вооружений.
«Демократический импульс» войны? LOGO • Победа народа в войне породила множество  надежд и ожиданий.  • Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов,  • интеллигенция ­ на ослабление политического  диктата,  • население союзных и автономных республик ­  на изменение национальной политики. Эти  настроения излагались в письмах партийному и  государственному руководству, донесениях  органов госбезопасности. • Война пробила брешь в "железном занавесе",  которым СССР был изолирован от других стран  с 30­х годов.
Внешняя демократизация LOGO ­Упразднен ГКО ­Ликвидация специальных судов военного  времени ­СНК преобразован в Совет Министров ­Проведены прямые тайные выборы народных  судей ­Перевыборы Советов всех уровней ­Возобновились съезды общественных и  политических организаций ­1952г. ВКП(б) переименован в КПСС ­Вернули отпуска и 8 часовой рабочий день
Укрепление политического режима LOGO ­Репрессии против военнопленных и репатриантов ­Репрессии против «чуждых элементов» ­Репрессии против военных ­1948г­ «ленинградское дело» ­борьба с космополитами­АЕК ­1953г.­ «дело врачей»
Укрепление политического режима LOGO В чем  заключался  апогей  сталинизма?
Тоталитарная система LOGO ­Однопартийная система ­Массовые репрессии ­Единая идеология ­Унификация общественной жизни ­Сращивание партийно­государственного аппарата ­Культ личности
Политика в отношении культуры LOGO Усиление контроля над духовной жизнью общества ­14.08.1946 г. постановление ЦК ВКП(б) о журналах  «Звезда» и «Ленинград». Запрет на публикацию  произведений А. Ахматовой и М. Зощенко; ­04.09.1946 г. Запрет на кинофильмы «Большая  жизнь»(Л. Луков) и 2 ч. «Иван Грозный»(С.  Эйзенштейн); ­10.02.1949 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об  упаднических явлениях в советской музыке».  Критика композиторов С. Прокофьева,  Д.Шостаковича и др.
СССР Командно­ административная  экономика Модернизация и  государственное  регулирование Курс на  коммунистическое  строительство Идеологическое  вмешательство в сферу  культуры Тоталитарно­  бюрократическая  система власти Централизация власти и  репрессии Международное  противостояние с  Западом и создание  социалистического  лагеря
5 марта 1953 года… LOGO
И.В.Сталин LOGO Великий вождь и  учитель, «отец  2 народов» 4 Тиран и диктатор
Выбор 1 точки зрения LOGO  В послевоенный период значительно вырос  авторитет Сталина в стране и мире  Под руководством Сталина в кратчайшие сроки  было восстановлено народное хозяйство СССР,  пострадавшее в годы ВОВ, намечены грандиозные  планы развития  В стране были восстановлены отпуска и 8­часовой  рабочий день  Несмотря на трудности периода, значительные  средства выделялись на развитие науки и  образования  СССР практически не уступал США в ракетно­ ядерном потенциале
Выбор 2 точки зрения LOGO  Несмотря на «демократический импульс войны»,  сталинский режим был ужесточён  Установлен контроль над деятельностью учёных  (шарашки), представителей культуры  Возобновление репрессий (военнопленные,  некоторые народы, государственные деятели) –  «ленинградское дело», «дело врачей»  Критика и гонения на творчество писателей,  композиторов, кинематографистов  Идеологические кампании: «борьба с  космополитизмом»  Система ГУЛАГа достигла максимального  развития
Рефлексия • Как Вы думаете, в современном мире  актуальны вопросы, которые мы  рассмотрели?
Дом. задание: 1)повторить главу ; 2) Написать сочинение­эссе  на тему:  Сталин И.В.­ тиран, деспот или великий  вождь и учитель?
«Без прошлого нет настоящего,  без настоящего невозможно будущее. Уроки прошлого нужно помнить,  чтобы защитить будущее».
История  учит  даже  тех,  кто  у  нее  не  учится;  она  их  проучивает  за  невежество и пренебрежение. В.О. Ключевский