Урок "Прогулка на Бригантине по морю Знаний" (6 класс, математика)

  • Презентации учебные
  • docx
  • 08.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В урок "Прогулка на Бригантине по морю Знаний" включены математические задания, которые дети выполняют на островах «Письмоляндия», «Вычисляндия», «Геометряндия», «Отдыхляндия», «Задачный». Данная деятельность стимулирует мыслительные процессы, активизирует познавательные способности, побуждает к вербальным (речевым) действиям, заинтересовывает во взаимоподдержке, помощи, имеет связь с другими учебными предметами – литература, ОЗМ.
Иконка файла материала Прогулка на Бригантине по морю Знаний.docx
Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» Всероссийский конкурс педагогического мастерства  «ФГОС: Современный урок» Тема – «Прогулка на Бригантине по морю Знаний» Направленность – «Урочная деятельность» Тип урока – закрепление математического материала Номинация – урок с компьютером Форма урока – урок­прогулка Возрастная группа – 6 «А» класс – 8 учеников II слабослышащее отделение, начальное обучение шесть лет  Текстовый редактор MS WORD Автор: Раиса Ивановна Моисеева –  учитель начальных классов высшей квалификационной категории  .  ru  rimoiseeva    @   listТомск­2019 г. Аннотация В   течение   ряда   лет   в   своей   педагогической   практике   применяем нетрадиционные   формы   ведения   уроков,   доказывающие   эффективность   обучения, способствующие повышению уровня усвоения материла младшими школьниками с особенностями в развитии. Именно такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Урок­прогулка   –   это   учебно­игровая   деятельность   младших   школьников   с особенностями в развитии, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Мы отдаём предпочтение виду игр, ставящих целью «преодоление этапов». Урок – прогулку можно отнести именно к такому виду, так как в основном младшие школьники с нарушениями слуха испытывают определённые трудности, когда встаёт необходимость   обобщения   темы.   Включённые   в   такой   урок­прогулку   задания, которые   дети   выполняют   на   островах   «Письмоляндия»,   «Вычисляндия», «Геометряндия»,   стимулируют   мыслительные процессы,   активизируют   познавательные   способности,   побуждают   к   вербальным (речевым) действиям, заинтересовывают во взаимоподдержке, помощи, имеют связь с другими учебными предметами – литература, ОЗМ.   «Отдыхляндия»,   «Задачный», Учебно­методическое обеспечение Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2­х ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. Математика.   5   класс:   учеб.   Для   общеобразовательных   учреждений   /   (Н.Я. Веленкин и др.)  ­ 23­е изд., испр. – М..: Мнемозина. 2008. – 280 с. : ил. Время реализации урока­прогулки – 40 минут Цель урока (прогнозируемый результат)  Предполагается,   что   создание   условий   для   повторения,   обобщения   и закрепления   математических   знаний   будет   способствовать   формированию познавательной активности. Задачи урока 1.  Образовательные:  повторить   и   систематизировать   пройденный   материал, посредством закрепления вычислительных навыков решения выражений, составных задач изученных видов, примеров на деление столбиком.2.  Развивающие:  развивать   умение   слушать   и   слышать,   закреплять   навыки 3.  Воспитательные:  самоконтроля и самооценки, уметь анализировать, обобщать, сравнивать.  воспитывать   интерес   к   предмету,   культуру математической речи, побуждать к взаимопомощи, организованности, мотивации к изучению математики, умению работать в команде. 4.  Коррекционная:  формировать   стремление   к   использованию   в   речи математической терминологии, чётко и правильно проговаривать её, активизировать познавательную деятельность, слухоречевую память. 5. Здоровьесберегающие:  обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной   деятельности   учащихся,   снятию   умственного   и   физического напряжения посредством игр­упражнений. Задачи для обучающихся Применять знания в изменённой ситуации. Производить само и взаимооценку. Преодолевать трудности, слушать и слышать. Планируемые результаты Личностные – формирование положительного отношения к учебному предмету математике, стимулирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. Метапредметные Регулятивные (УУД) –  организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание,   планирование;   контроль   и   самоконтроль   процесса   и   результатов учебной деятельности, различать способ и результат действия. Познавательные УУД – формирование умение анализировать, делать выводы, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос: Что делать, если тучи закрыли Бригантину? Коммуникативные   УУД  –   умение   слушать   и   грамматически   правильно отвечать   на   вопросы,   осуществлять   самоконтроль,   оказывать   посильную   помощь товарищу при затруднении в процессе ответа. Формы организации познавательной деятельности учащихся Фронтальная, групповая (индивидуально­коллективная). Методы обучения Проблемно­диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.Результативность Обучающиеся в течение шести лет, в соответствии  с программой, усваивают математический материал четырёхлетней начальной школы. В учебно­игровой форме закрепляют полученные ранее знания, умения и навыки, представляют результаты деятельности, самоанализа, взаимопроверки.  Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку (программа Adobe Flash Player), пилотки, галстуки, стикеры, фонетический экран, цифровые   индивидуальные   аппараты,   речевые   карточки,   простые   карандаши, тетради, линейки, ручки. Ход урока I  Организационный   момент   (Слайд   №1)   Звучит   песня   «Бригантина» https://mp3cc.biz/m/1067543­brigantina/16211953­brigantina/ Учитель: Есть у нас минутка к сроку. Все готовы вы к уроку? А девиз у нас какой? Дети: Никогда не будет тины на борту у Бригантины! Учитель: Какое у вас настроение? Дети: Отличное, замечательное, классное, хорошее, прекрасное, радостное. Учитель:  Улыбнитесь   друг   другу,   подарите   свои   улыбки.   Я   желаю,   что   бы хорошее настроение сохранилось у всех нас до конца урока.  Сегодня необычный урок, сегодня мы отправляемся на морскую прогулку на Бригантине по морю Знаний. Прогулка будет интересной, увлекательной, конечно с препятствиями, а куда без них?   Мы   побываем   на   пяти   островах,   запомните   эту   цифру   –   пять.   На   каждом острове   вы   будете   преодолевать   препятствия.   Уверена,   со   всеми   заданиями   вы справитесь без труда, а помогут вам ваши математические знания, умения и навыки. Какими вы сегодня будете? Дети: Внимательными, активными, старательными, общительными. Учитель: Что вы делаете на уроке математике? Дети: Слушаем, думаем, решаем, считаем, пишем, вычитаем, говорим. Учитель: Дружно скажем девиз урока математики. Дети:  Будем   слушать,   размышлять,   думать,   правильно   считать   и   задачи   все решать! (Работа   за   фонетическим   экраном.   Математические   термины   дети воспринимают на слуховой основе, повторяют за учителем) Учитель:  Математика,   сложение,   вычитание,   произведение,   сумма,   разность, площадь   треугольника,   периметр   квадрата,   площадь   геометрической   фигуры, бортовой журнал.(Слайд №2) Учитель:  Вот   и   наша   Бригантина.  Для   того   чтобы   плавание   было   удачным, необходимо соблюдать условия. Какие это условия? Дети:  Быть внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно, помогать друг другу, поддерживать товарищей по классу.  Учитель: На каких островах мы сегодня побываем?  Дети:  (Считывают   с   экрана,   соблюдают   ударение).  «Письмоляндия», «Вычисляндия», «Геометряндия», «Отдыхляндия», остров «Задачный».  Учитель: Сколько всего островов? Какой будет третий остров? А последний? А первый? II Минутка чистописания. Остров «Письмоляндия» (Слайд №3) Учитель:  Первый остров «Письмоляндия». Тут и цифры, и задачи, игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи. Что ж, ребята, в добрый час!  Откройте   бортовые   журналы   (тетради),   запишите   дату   нашей   прогулки.   (25 сентября, командная – классная работа). Учитель: Запишите цифрами число и сравните с результатами на слайде: двадцать восемь, двести сорок, шестьсот двадцать семь тысяч триста, четыреста миллионов семьдесят тысяч двести двадцать шесть. «Остров Вычисляндия» (Cлайд №4)  Учитель:  Запишите пять раз подряд цифру 6, проговорите, какое получилось число?  Дети: Шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть 66666. Учитель: Запишите пять раз подряд цифру 80, проговорите, какое получилось число? Дети:  Восемь   миллиардов   восемьдесят   миллионов   восемьсот   восемь   тысяч восемьдесят 8080808080 III Закрепление. Устный счёт. Остров «Вычисляндия». (Слайд №5) Учитель: Вычислите устно и запишите в бортовой журнал (тетрадь): 16 + 9 =       19 + 5 = 12 – 7 =       11 – 3 =   9 × 8 =         6 × 8 = 49 : 7 =        45 : 9 = IV Гимнастика для глаз (Слайд №6)V Закрепление материала (Слайд №7) Какое число стоит в конце стрелки? VI Cлуховая работа (Слайд №8) Остров «Геометряндия» Учитель:  Мы   прибыли   к   острову   «Геометряндия».   На   этом   острове   живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки (Загадки дети воспринимают через фонетический экран на слух). Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны одинаковой длины Вам его представить рад, как зовут его? (Квадрат) Нет углов у меня и похож на блюдце я, На медаль, на блинок, на осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня (Круг) Три вершины, три угла,  Три сторонки – кто же я? (Треугольник) Вы подумайте, скажите ... Только помнить вы должны:  Стороны фигуры этой противоположные равны. (Прямоугольник)  Если   взял   бы   я   окружность,   С   двух   сторон   немного   сжал,   Отвечайте   дети дружно – Получился бы… (Овал) VII Закрепление материала. Актуализация опорных знаний (Слайд №9) Учитель: Какие точки лежат на прямой АВ, а какие точки на ней не лежат?  Работа в бортовом журнале (Слайд №10) Учитель: В бортовом журнале начертите углы и подпишите. А теперь сравните, назовите их, верно ли выполнили задание? (Слайд №11) Учитель: Как называется точка М? Работа в бортовом журнале (Слайд №12) Учитель:  Периметр   квадрата   равен   16   см.   Найдите   сторону   квадрата   и начертите его. Работайте в бортовом журнале. (Слайд №13) Остров «Отдыхляндия». Дидактическая игра «Разгони тучи», физминутка «Море» (Закрепление табличных случаев сложения, умножения) Учитель: Ребята, мы прибыли с вами на остров Отдыхляндия. Но где же наша Бригантина? Как вы думаете?  (Побуждение детей к свободному высказыванию). Посмотрите, кругом тучи, они закрыли нашу Бригантину. Что мы должны сделать? Дети: Разогнать тучи. Учитель:  Давайте   освободим   нашу   Бригантину,   разгоним   тучи.  Прочитайте выражения по­разному, используя слова: умножить и сложить. 1­й множитель, 2­й множитель, произведение; 1­ое слагаемое, 2­ое слагаемое, сумма. Найдите их значение.Учитель: А теперь сложите все результаты, какое число получилось. Число 100 – это трёхзначное число. Сколько здесь сотен? Сколько десятков? Сколько единиц? Дети: Одна. Десять. Сто. Учитель: Здорово! Молодцы! С заданием справились! Бригантину освободили, тучи разогнали, двигаемся дальше. Подумайте, в какой пословице спрятано число сто? Дети: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Учитель:  Запишите   в   бортовом   журнале   выражение   100  ×  100.   Сколько получилось?   Правильно   10   000.   А   теперь   все   на   палубу.   Капитан,   провести физминутку! (Семён выходит к доске, озвучивает текст, все повторяют за ним слова и движения). Море очень широко, (Широко развести руки в сторону) Море очень глубоко, (Присесть, коснувшись руками пола) Рыбки там живут, друзья,  (Выполнить движение «Рыбка», бег   по классу за ведущим) А вот воду пить – нельзя! (Развести руки в сторону, приподняв плечи) VIII  Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (Слайд №14) Устное выполнение. Поиск ошибки. (Слайд №15) IX  Работа   над   пройденным   материалом.   Устное   решение   задач.   (Слайд №16) Остров «Задачный» Познавательные задачи Учитель:  Рыба­меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. Вопрос: На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба­меч? (Устное   сообщение   Валерии,   подготовившей   сведения   из   дополнительных источников. Связь с окружающим миром) Меч­рыба  – плавает очень быстро – 130 километров в час. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 5 м, весит   500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи.  (Устное   сообщение   Семёна,   подготовившего   сведения   из   дополнительных источников. Связь с окружающим миром) Дельфин – это морское млекопитающее, развивает скорость до 50 километров в час и выпрыгивает из воды на высоту до 5 метров. Дельфины живут в стаях, издают свист. Дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись. (Слайд №17) Остров «Задачный» Познавательные задачи Учитель: Кит имеет длину тела 33 метра, а акула на 25 метров меньше, чем кит. Вопрос: Какая длина тела у акулы? (Устное сообщение Екатерины, подготовившей сведения из дополнительных источников. Связь с окружающим миром)Для китов, мировой океан – это дом. Они совершают сезонные миграции: весной и летом – в холодные воды для нагула жира, осенью и зимой – в умеренные и тёплые воды для размножения.  Во время миграций ничего не едят и не страдают от этого. Максимальный  вес кита – 190 тонн. (Устное   сообщение   Артёма,   подготовившего   сведения   из   дополнительных источников. Связь с окружающим миром) Белая акула является не только самой крупной акулой, но и самой кровожадной из всех представителей этого рода. Взрослая особь вырастает до 8 метров. Многие называют её «белой смертью» потому, что эти хищники очень часто нападают на людей, которые купаются. Учитель: Спасибо. X Итог урока (Слайд №18) Учитель:  Наша прогулка закончилась. Нам пора возвращаться домой. Как вы думаете, у нас дружная работа была? (Произвольные ответы). Благодаря дружной и слаженной работе мы преодолели все преграды, справились со всеми заданиями, и вот снова на родной земле.  ­ Что мы делали во время прогулки? ­ Сколько островов мы посетили? ­ На каких островах вы сегодня побывали? ­ На каком острове вам понравилось больше всего? Почему? ­ На каком острове мы видели акулу? ­ А каких морских животных мы ещё видели на острове «Задачный»? ­ На каком острове мы разгоняли тучи? Почему мы их разгоняли? ­ На каком острове вам было трудно выполнять задания? (Произвольные ответы, при затруднении считывают со слайда глаголы) XI Рефлексия (Слайд №19) Учитель:  Оцените свою работу. На слайде вы видите предложения, выберите, то,   которое   больше   подходит   вам,   отвечает   вашему   внутреннему   состоянию,   с которым вы согласны. Урок полезен, всё понятно.  Лишь кое­что чуть­чуть неясно. Ещё придётся потрудиться.  Да, трудно всё­таки учиться! (По желанию озвучивают выбор того или иного высказывания) Позвольте вручить вам на память сувениры­стикеры. Кто сегодня больше всех старался? Кто показал хорошие знания? Кто был смелым? Кто усердно работал? (Оценка работы товарищей, выражают согласие, либо нет, получают сувениры) XII Домашнее задание (Слайд №20)  С. 74, задача № 3, № 2.Для работы в паре. Придумайте для товарища познавательную задачу – устный счёт на морскую тему. Составьте   выражения   с   трёхзначными   числами   на   сложение,   вычитание, умножение и деление. Проведите взаимопроверку. (Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по   уровням   развития,   с   целью   обеспечения   взаимодействия   детей   в   процессе обучения). Урок окончен. Всем спасибо! Литература 1. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике, 1­3 класс: /Пособие для начальной школы. ­ Киров: ГИППВ, 2005. Интернет­источники  .  ru   /  product  /  sea   /  swordfish    wikiwhat.ru  haritonoff.livejournal.com/249404.html  ­  kovaleva    ­  anatolevna    .  ru   /  blogs  /  elena          .  calorizator    ://   www  1. http  2. http:// 3. https:// 4. http  figurah   5. http   ­  pappy   6. https://urok.1sept.ru/   ://   ped   .  html  ://   mammy  ­  kopilka      /  zagadki    ­  o  ­  geometricheskih  ­    /318­  zagadki    .  ru   /  zagadki    ­  o  ­  geometricheskih  ­  figurah    .  html     Сувениры­стикеры Приложение 1