Учитель: Тимченко М.А.
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Ресурсы: Русский язык,9 класс. – Алматы: Атамүра, 2013 год, карточки с заданием, интерактивная доска.
Конспект урока в технологии проблемного диалога по теме: «Что такое бессоюзное сложное предложение»
Цели:
1) Выяснить, что такое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.
2) Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.
3) Формировать умение работать в парах и группах.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Пусть станет невозможное
возможным!
Пусть станет ближе всё, что далеко!
И пусть всё то, что кажется, так
сложно,
Решается красиво и легко!
Пост из Интернета
Этапы
Время
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Приветствие. Психологический настрой
3 минуты
Здравствуйте, уважаемые гости!! Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас всех на нашем уроке! Садитесь. Предлагаю
настроиться на продуктивную работу, перед вами незаконченное четверостишье (Слайд 1), прочитайте, подумайте, какими словами можно
закончить каждую строку?
Что у вас получилось? (Слайд 2) Правильно! Пусть эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. А теперь выделите ключевые слова. Все решается легко!
А какие качества в человеке должны быть, для того, чтобы он достиг цели, чтобы все решалось легко: трудолюбие, настойчивость,
целеустремленность, ответственность. А теперь повернитесь лицом друг к другу и, учитывая смысл того что вы сказали ранее, пожелайте друг
другу успеха в изучении новой темы!
Приветствует гостей и учащихся. Обращает внимание на эпиграф, просит объяснить значение пословицы, проводит тренинг.
Учся приветствуют учителя, разъясняют значение пословицы, настраиваются на работу.
2.Подготовка к определению темы урока
2 минуты
А тема нашего урока зашифрована в анаграмме. (Слайд 3)
1.Приставка в слове беспокойный (бес)
2.Корень часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
3.Суффикс как в слове сонный (Н)
4.Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
Б
Е
С
С
О Ю З
Н
О
Е
Предлагает разгадать анаграмму.
Угадывают слово.
3.Целеполагание
3 минуты
Итак, какова же тема сегодняшнего урока? (Слайд 4)
Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Выяснить, что такое бессоюзное сложное предложение, его отличительные признаки.
Запишите число и тему урока в тетрадь.
Двадцать третье января
Классная работа
Бессоюзное сложное предложение
Корректирует ответы учащихся.
Определяют цели и задачи урока. Записывают тему в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение».
4.Мотивация (создание проблемной ситуации)
10 минут
Запись нескольких предложений для наблюдения. Сравнительный анализ предложений.
А. На вершине горы лежал снег. Пп
Б. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка. ССП
В. Но мы, приглядевшись, могли различать дорогу, которая все ещё шла в гору. СПП
Г. Мне показалось: дорога вела на небо. СБП
Вопросы учителя:
1. Определите виды предложений по наличию грамматических основ? (Слайд 5) Постройте схемы предложений.
2) Как связаны простые предложения в составе СБП? По смыслу и интонационно.
Давайте обратимся к учебнику и дополним свои знания о СБП. §17, стр. 172, 176
Как вы думаете, знаки препинания будут зависеть от смысловых отношений частей СБП?
Какая новая задача встает перед нами? (Слайд 6) Какие знаки препинания возможны между частями СБП. В каких случаях ставится
тот или иной знак препинания.
Предлагает материал для сравнительного анализа, уточняет цели урока.
Записывают предложения в тетради.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Выдвигают предположение, что записанные предложения сложные.
5.Исследование
6 минут
Чтобы решить эти вопросы вам предстоит подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда в них ставится
запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Итак, работаем в группах по 4 человека. Распределите роли: организатор, секретарь, активный
участник и наблюдатель.
1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая.
2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой. 3 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие
4 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире
Организует работу в группах, раздает задания, помогает в случае затруднения.
Работают в группах(4), анализируют предложенный материал, отыскивают факты для обоснования или опровержения гипотезы.
6.Обмен информацией
6 минут
(Слайд 7)
Организует работу, помогает сделать
обобщает материал.
Излагают результаты исследования,
(форма произвольная)
Обобщают наблюдения каждой группы,
о БСП?»
7.Применение
7 минут
(Слайд 8)
Укажите номера бессоюзных сложных
предложений: (1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2) Колосья тихо
бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5)
Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И.С.Тургенев)
Прокомментируйте знаки препинания в СБП.
Знаки
Запятая
Точка с запятой
Двоеточие
Смысловые значения
Перечисление
Перечисление,
если одна из частей уже
распространена
Пояснение, изъяснение
(дополнение), причина
Тире
Противопоставление, быстрая смена
выводы, приглашает учащегося, который
записывая свои выводы в виде таблицы
отвечают на вопрос «Что узнали нового
событий, время, условие,
вывод /следствие Организует работу с данным материалом.
Работают с карточками. Указывают № БСП. Переписывают, расставляют знаки препинания
8.Рефлексия
3 минуты
(Слайд 9)
БСП это…
Простые предложения в составе БСП связываются при помощи интонации
Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.
Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться запятая или точка с запятой; двоеточие; тире.
Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.
Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП
Что вас удивило и заинтересовало на уроке?
Отвечают на вопросы.
9.Домашнее
задание
2
минута
Выписать из художественного текста или из СМИ 10 БСП с разными значениями, объяснить постановку знаков препинания. (Слайд 10)
Объявляет домашнее задание
Записывают домашнее задание.
10.Подведение итогов
3
минуты
В начале урока мы сделали установку: Все решается легко! Мы справились? А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах)
Кто получил 5? Почему? 4. Почему?
Выставляет отметки. Благодарит за урок.
Отвечают на вопрос. Обмен мнениями.
Выставляют отметки в дневники.
Приложение №1.
1 группа. Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится запятая.
Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом, молодой зеленый лес покрывал их сверху донизу.
Прозрачно синело над ними южное небо, солнце с вершины играло лучами внизу, полузакрытые травою, болтали
проворные ручьи.
2 группа. Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится точка с
запятой.
Утро было славное, свежее; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная,
темная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари.
3 группа. Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определите, когда же в них ставится
двоеточие
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля была полна народа.
Я не знал куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. 4 группа. Подумайте над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире
Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Подули осенние ветры – конец ветру.
Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.
Раздался громкий топот – всё смолкло.
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения", 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.