Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
25.02.2018
Урок предназначен для учащихся 3 классов, программа "Школа России". Соответствует ФГОС.
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.
Задачи урока:
• развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
• знать особенности именительного падежа;
• формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
• формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
• развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
• воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
otkrytyy_urok_3_kl_imenpadezhsushch-h.docx
Открытый урок по русскому языку в 3 «В» классе на тему:
«Именительный падеж имен существительных».
Учитель: И.В. Кутепова
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.
Задачи урока:
развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным
словам;
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к
различным частям речи;
формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков, принимать решения;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь,
способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического
письма;
воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность,
доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3
класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский
язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен
существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки),
индивидуальные словарики у детей, проигрыватель. Открытый урок по русскому языку в 3 «В» классе на тему:
«Именительный падеж имен существительных».
I.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок. Настроились на урок, мысленно пожелали
успеха товарищам, поприветствовали гостей и произнести вместе волшебную фразу: «Я
хочу много знать!»
II.
Повторение пройденного материала (слайд №1).
Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя
существительное».
1. Игра «Договори правило»
Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак).
Приведи примеры таких слов;
Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или
изменением по падежам);
Перечисли падежи и падежные вопросы. (У детей на столах таблицы склонения
имен существительных);
Проверьте ответы по таблице (слайд №2);
Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд №3) Первый шаг … (найди слово,
с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него
падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени
существительного)
III. Минута чистописания.
1. Прописываем в соединении буквы «Мм». (Перед началом работы учитель
показывает и объясняет на доске, и дети прописывают в воздухе).
2. Продолжаем каллиграфическую минутку, закрепим написание «м».
Прочитай пословицу (слайд №4);
Мой дом моя крепость
Запиши в тетрадь;
Объясни смысл пословицы. (Мой дом – это то место, где я могу и должен
чувствовать себя в полной безопасности).
3. Задание: Найди существительные в пословице, укажи род, проверь товарища (проверка в
парах).
Но сначала мы все вместе вспомним и проговорим веселое правило:
У существительных род мужской,
Если поставить … (Он или Мой).
К женскому роду весна и земля
Можно поставить … (Она и Моя).
У среднего рода копье и окно
Проверка словами … (Моё и Оно).
Назови существительные, укажи род (Учитель вписывает на доске).
IV.
Словарная работа.
Приготовились к словарной работе, можно открыть словарики при затруднении. Во
всех словарных словах сегодня должна быть буква «м».
Назови словарные слова, которые являются именем существительным, в нем
обязательно есть буква «м». Это имя существительное неодушевленное и
нарицательное. (Выслушивается 34 ответа и эти слова записываются с
выделением ударения и непроверяемой орфограммы: малина, машина, метро).
Допишите еще существительное с буквой «м» неодушевленное, собственное
(Москва)
V.
Самоопределение к деятельности.
Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.
Наступила весна.
Солнце светит.
Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные
предложения)
Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в
именительном падеже).
Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются
подлежащими).
Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
VI.
Работа по теме урока.
1. Выступление ребенка с докладом «Почему именительный падеж так
называется?»
Почему же именительный падеж так называется?
История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти
слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя». На
русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует,
называет начальную форму существительного. Преимуществом
именительного падежа является и то, что в предложении именно он
является одним из главных членов.
2. Работа по учебнику
Упр. 74, стр. 42
А) Работа в парах. В парах читаем текст, объясняем орфограммы (Учитель контролирует).
Прочитаем и разберем задания к данному упражнению.
Первое предложение запишем в тетрадь, вставив пропущенные буквы
(Учащиеся комментируют с места)
Проверим это предложение (слайд №5).
Самостоятельно допишем текст.
Проверим вписанные орфограммы (слайд №5).
Ребята, у кого все правильно, похвалите себя, погладьте по голове и
произнесите: «Я молодец!»
Б) Перечисли имена существительные, которые стоят в именительном падеже.
Каким членом предложения они являются? (Учащиеся сначала в 1м
предложении указывают падеж и подчеркивают, как подлежащее).
Проверим 1е предложение (слайд №5).
Далее дети работают самостоятельно, но после каждого предложения
следует проверка (слайд №5)
Прочитайте вывод на экране (Читает ученик) (слайд №5)
В) Назовите синонимы (буран, вьюга; ветер, вихрь)
3. Физминутка под музыку.
4. Знакомство с правилом в учебнике.
Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.
Расскажите по очереди это правило соседу по парте.
Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном
падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не
употребляются с предлогами)
Прочитаем это правило в стихах (Чтение хором).
5.
Я Именительный падеж,
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем ни спутает никто.
VII.
Закрепление нового материала.
Работа с раздаточным материалом (на столах индивидуальные карточки).
1. Карточка №1.
Найди и укажи существительные в именительном падеже.
Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.
Упало мыло в суп с лапшой.
В котле возник пузырь большой.
У норы добычи ждёт,
Притаившись серый кот. Самостоятельно прочитайте задание и выполните его в карточке (Один учащийся
письменно выполняет это задание за доской).
Проверим себя и товарища.
2. Карточка №2.
Возьмите карточку с номером 2 и прочитайте задание.
Дополни предложения:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в именительном падеже является в предложении……………
У именительного падежа нет …………………………………………
Допишите предложения.
Зачитайте свои ответы.
VIII. Рефлексия.
Работа с оценочным листом.
Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале
по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
Оценочный лист учащегося 3 «В»: _____________________________________________
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице.
Закрасьте нужный вариант.
Материал усвоен
Моя активность на уроке
Мое настроение на уроке
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
IX.
Подведение итогов урока (слайд №7).
Что узнали на уроке?
Чему вы научились?
Что понравилось? X.
Домашнее задание.
Учить правило на стр. 42, упражнение 75.
Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок
закончен.
XI.
Резерв.
Закрепление изученного материала.
1. Учитель предлагает просклонять слово ученик и выделить окончания.
В тетрадь записываем: название падежей; вопросы; далее склоняем слово ученик, с
выделением падежных окончаний (слайд №9)
2.По КИМу можно выполнить стр. 34.
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Урок русского языка "Именительный падеж имён существительных" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.