Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
18.02.2018
Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)
Урок русского языка проводится в пятом классе после изучения темы "Синонимы и антонимы". Урок разработан по ФГОС. На уроке используются такие методы и формы работы как фронтальная, парная, индивидуальная, работа в группах, коллективная. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии. Основополагающей технологией урока является критическое мышление.разработка урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе ФГОС.docx
15.11.2017 г. Конспект урока русского языка в 5 «В» классе   по ФГОС Тема:  Синонимы и антонимы. Закрепление. Цель урока: Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова,  антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном    значениях, обогащению речи  учащихся; закрепить понятия синонимов и антонимов,  их роли в речи. Задачи: ­ обучающие: закрепить знания учащихся  по теме «Синонимы и антонимы», уметь   пользоваться  понятиями «синоним», «антоним», научить различать синонимы и  антонимы  с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; ­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы и антонимы к данному слову,  использовать синонимы и антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;  провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте  многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль синонимов и антонимов  в речи;  ­ воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. Планируемые результаты: личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ,  навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе,  находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;  определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,  оценивать достигнутые результаты. предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью  практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными  оттенками значения. Тип урока: закрепление изученного материала. Методы и формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, работа в группах,  коллективная Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал. Структура и ход урока УУД УУД: личностные,  коммуникативные. Цель – создание  доброжелательной  атмосферы,  мотивация на учёбу,  создание ситуации  успеха. Регулятивные  (контроль, коррекция  знаний). Деятельност ь ученика Приветствуют учителя,  делают записи в тетрадях Отгадывают  кроссворды,  работают в  группах. Самостоятель но записывают слова, а затем  осуществляют самоанализ и  взаимопровер ку. № Этап  урока 1. Организа ционный  момент Деятельность учителя Приветственное слово учителя: ­ Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. 2 Актуализ ация  знаний,  опрос  учащихся ­ Начнём наш урок (проверка готовности  учащихся к уроку, определение  отсутствующих, организация внимания  учащихся). 1 Чтобы определить тему  сегодняшнего  нашего урока, вам нужно разгадать кроссворд,  который у вас на столе.  Я читаю вам пословицы, вы должны ее  закончить. ­    Кто хочет много знать, тому надо мало ::. (СПАТЬ)     Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)     Правда в огне не горит и в воде не ::. (ТОНЕТ)     Корень учения горек, да плод его ::. (СЛАДОК)     Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)     Нет друга ­ ищи, а нашёл ­ ::.. (БЕРЕГИ)     Родная сторона ­ мать, а чужая ­ ::: (МАЧЕХА)     Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ) ­ Прочитайте, какое слово у вас получилось по  вертикали. (СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ).  Сформулируйте тему нашего урока. ­ Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И с о с е с б о    т б п т л р с к т с е с АНТОНИМЫ­ закрепление" Задание для 1 команды а т ь к е к о а н т г ч к т а о е о л о д д г р и н о н и м ы е т с я о е х а   Задание для 2 команды т е к о а ь т г ч с и н а о е о п к е д д г р а н т о н и м ы л о л р с с я о е х а синонимы? Что такое антонимы? Что  же  такое Дети  составляют  слово из букв, работают в  паре. Один  ученик  подбирает к  слову друг  синонимы,  другой ­   антонимы. УУД: Регулятивные (поиск  и выделение  информации). Предметные (анализ с  целью выделения  общих признаков,  сравнение, построение логического  рассуждения). Познавательные  (умение строить  высказывание,  выражение  собственного мнения). 3. Введение в тему Ребята, на прошлом уроке мы с вами  говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и  написанию и антонимах – словах с  противоположным значением.  Русский  язык необыкновенно богат и разнообразен.  Сегодня мы с вами поговорим о роли  синонимов и  антонимов в нашей речи,  научимся подбирать синонимы и антонимы  к словам, находить их в тексте, правильно  употреблять в речи. (работа с раздаточным материалом в парах) Какое слово у вас получилось? (друг) ­ Что вы можете сказать об этом слове? ­ Какая орфограмма в этом слове? ­ Подберите родственные слова. ­Докажите, что это родственные слова.  ­ (запишите их в тетради)   ­ А как вы понимаете лексическое  значение слова друг? ­Слово друг, произошло не от слова  другой, а от слова дорога. Поэтому друг  или подруга – это человек идущий с  тобой одной дорогой, к общей цели,  мечте... Мобилизация внимания. ­ Подберите к слову друг слова близкие по  значению. ­ Что общего у этих слов? ­ Такие слова называются  …(синонимы.) Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.      Далеко мой стук     Слышится вокруг.     Червякам я враг,      А деревьям друг.    ­  Что общего у этих слов? ­ Такие слова называются …( антонимы.) 4. Закрепле ние  знания 1.Игра «Наоборот» И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Выполняют  задание  (коллективная работа, по  желанию –  Познавательные  (общеучебные  действия) Регулятивные (контроль) самостоятель но с  последующей  самопроверко й). Скажу я слово «хорошо», А ты ответишь: «плохо». Скажу я слово «великан», А ты ответишь: «кроха». Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: «пол». Скажу я слово «потерял». И скажешь ты: «нашёл». ­ Назовите антонимы (хорошо – плохо,  великан – кроха, потолок – пол, потерял  нашёл). 2. Решение грамматических задач. 1.Запишем пословицу. Сколько в ней  антонимичных пар? (ученье – неученье;  свет­тьма) 2. Вставьте нужные антонимы: Любишь брать, люби … . (отдавать). Сытый … не разумеет. (голодного) Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад) Корень учения горек, да плод его … (сладок) ­ Чему служат антонимы в этих  пословицах? (Противопоставлению  положительного отрицательному.) ­ Какие части речи могут выступать в роли  антонимов? (Почти все!) 3. Подберите к прилагательному несколько антонимов и синонимов. Надёжный друг ­ …. (Неверный, коварный, ненадёжный,  вероломный.) ­ Как называется группа этих слов?  (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов?  (Синонимы – близкие по значению слова. А  антонимы – противоположные по смыслу слова.) 5. Физкульт ­минутка Мы с Винни Пухом в чаще жили Головой своей крутили Коммуникативные Повторяют  движения за  учителем Вот так, вот так, (круговые движения  головой) Головой своей крутили Винни Пуху мед искали Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) Вот так, вот так, Дружно дерево качали А потом, друзья, ходили (ходьба по­ медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили (наклоны туловища  вперед) А потом они плясали, лапы выше  поднимали (прыжки, хлопая руками  вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали! 1. Работа в группах А теперь мы поработаем с вами в группах.  (Ребята садятся по группам) Каждая  группа получает задание. Выполняются  задания в тетрадях. Работа с заданиями по презентации. 1 группа Подберите антонимы к прилагательным и  существительным в словосочетаниях: Добрый друг ­ …………. (злой враг) Теплый день ­ …………. (холодная ночь) Хорошее начало ­ ………. (плохой конец) Полезный труд ­ …………. (вредное  6. Закрепле ние  знаний  (продолж ение) Разбиваются  на группы,  выполняют  задание, один  из группы  отвечает Коммуникативные  (умение высказывать  и отстаивать свою  точку зрения) Познавательные  (поиск информации) Регулятивные (анализ  текстов) безделье) Утренний уход ­ …………. (вечерний  приход) Последнее поражение ­ ………… (первая  победа) 2 группа К словам левой колонки подберите  антонимы из правой. близкий честь редкий правдивый узкий известный говорить активный старый горячий добрый 3 группа Злой холодный незнакомый Новый Молчать Дальний Ложный Густой Бесчестье Широкий пассивный Запишите пословицы, в которых попарно  встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Свет – тьма. Летом – зимой. Дело – потеха. Легко – трудно. Больше – меньше. Работают со  словами,  делают  выводы.  Участвуют в  игре Проводят  самоанализ и  взаимопровер ку. Коммуникативные  (постановка вопроса) Познавательные  (анализируют,  выделяя нужные  слова) Регулятивные  (выделяют и осознают то, что уже усвоено,  вносят коррективы) Регулятивные (контро ль, коррекция,  оценка) Дополни тельные  задания к уроку 1.Устно подберите синонимы и   антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный,  ветхий, высокий. ­ С каким словом возникли сложности? ­ Почему? (Со словом «высокий», потому что оно  многозначное). Высокая душа – приземлённая  (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая. Что нужно учитывать при подборе  антонима? Многозначность слова! 2. Подберите антонимы к разным  значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный). 3. Исправьте лексические недочёты,  взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая 4. Игра “Отгадай, что я”. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени  густой И в бутылке лимонада, А зовут  меня … (прохлада). Я антоним шума, стука, Без меня вам  ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в  школе я нужна, Называюсь… (тишина). 7. Итог  урока Подводит итог урока, выставляет оценки,  комментирует работу учащихся на уроке. 8. Рефлекси я Дети на стикерах рисуют смайлики.  Понравился урок, не понравился, не очень  понравился. Воспринимаю т  информацию.  Оценивают  свою работу  на уроке. Рефлексирую т. Выражают  личное  отношение к  процессу и  результатам  урока. 9. Домашн Повторить параграфы 24, 25. Упр. 197 (А2) ее  задание Записывают  домашнее  задание Личностные  (самоопределение,  нравственно­  эстетическое  оценивание) Познавательные(ре флексия  деятельности) Регулятивные  (контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности) Личностные  (самоопределение,  самооценка) Коммуникативные (выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и  точностью) Личностные  (адекватное  понимание причин  успехе/неуспеха в  учебной  деятельности) Личностные

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Синонимы и антонимы. Закрепление" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018