Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Оценка 4.6
Домашняя работа +2
doc
русский язык
5 кл
04.06.2017
Урок русского языка, 5 класс. Изучение темы "О-Ё после шипящих в суффиксах имен существительных". Дает возможность индивидуальной и коллективной работе на уроке, изучение, повторение и обобщения материала. В файле имеется домашнее задание. Готовый урок, который можно применить для повседневной работы или как показательный урок.
урок о-ё после шипящих.doc
Дата: 23.01.2017 г.
Урок Буквы
ОЕ
после шипящих в суффиксах существительных.
Цели:
1. образовательная – ознакомление с условиями выбора букв О и Е после шипящих в
суффиксах существительных; отработка навыка выбора гласных о и е после
шипящих в суффиксах существительных; отработка навыка выделения суффикса и
постановки ударения, умения определять значение суффиксов;
2. развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, зрительной,
слуховой и моторной памяти;
3. воспитательная – выработка навыка взаимодействия в паре.
Тип урока урок исследование (формирование лингвистической компетенции)
Методы обучения: практический( упражнения), наглядный (наблюдения);
исследовательский.
Дидактическая задача: приобретение знаний, формирование умений и навыков
применения знаний, промежуточный контроль.
Оборудование: карточки с текстом, карточки для индивидуальной работы, таблица
«Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова», карточки с изображением
детенышей животных.
Формы реализации:
1) самостоятельная работа с учебной информацией;
2) составление таблицы;
3) внутригрупповая (парная) организация;
4) способы усвоения знаний ( через понятие к практике);
5) техника «скорой помощи» учителя, совместное обсуждение, опоры – подсказки
( кластер), консультации учащихся.
1 I.
Организационный момент.
Ход урока.
Ребята записывают число, « Классная работа» (тема урока не записывается на данном
этапе)
II.
Повторение пройденного материала.
1. Коллективная работа с текстом.
Родина.
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие
на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых
машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге.
Это мой отец машинист и твой отец чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы
делаем доброго, прибавляет сил ему.
( По В. Пескову)
Выразительно прочитайте текст.
Определите основную мысль.
Назовите собственные существительные.
Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими
примерами ( 23)
( ор: конструктор,….архитектор, директор, инспектор;
чик/ щик: бакенщик,…сварщик, разведчик, каменщик;
ист; машинист,…пианист, гитарист, тракторист)
Какие орфограммы, изученные в разделе , нам не встречались?
2. Карточки для индивидуальной работы.
Спишите, вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:
Карточка №1
2 Быть храбрец…м, упрямц….м, мудрец…м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м.
Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м,
ландыш..м.
Карточка №2
Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное +
существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите
род.
Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня,
фамилия.
Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.
Карточка №3
1. Недоброе слово больней огня жжет.
2.
Ласковым словом растопишь и камень
III
. Стадия вызова. Парная мозговая атака.
1. Запись темы урока в тетрадь.
2. Актуализация структуры знания: вместе с учителем ребята решают задачи
« Четвертое лишнее»:
свеч..й за туч…й
теч…т мяч…м
груш…й собач..нка
рощ..й ш…рох
Какое слово во 2 столбике у вас вызвало « дискомфорт», т.к. вы не
знаете, как писать? ( собачонка)
Как вы пытались решить эту проблему?
3. – А сейчас в паре с товарищем по парте составьте список того, что вы знаете и
умеете делать по теме « Буквы о и е после шипящих…»
III.
1. Стадия осмысления. Ребята читают свои записи, дополняя их по мере
выступления большинства пар учащихся, записывают в таблицу:
Знаю, умею
Хочу знать
Узнал(а)
3 1. Знаю, какие буквы называются шипящими ( ш, ч, ж, щ ).
2. Умею выделять в слове значимые части слов ( корень, суффикс), в корнях писать
О или Е
3. Умею выбирать буквы О и Е после шипящих в корне слова.
4. Умею выбирать буквы О и Е после шипящих в окончаниях существительных и
прилагательных.
5. Умею ставить ударение.
Вернемся к задаче « Четвертое лишнее». В каком порядке нужно строить
рассуждение о правописании гласных о е ? Поставите цель: что хотите узнать?
Запишите в таблицу ( когда пишется о, когда е?)
2.Освоение нового учебного материала. Ребята самостоятельно читают
материал учебника – орфограмму № 35 на стр. 101.
3. Осознание приращения к знанию (ликвидация незнания)
Запишите в 3й столбик таблицы. Что узнали? ( Под ударением пишется о,
без ударения – е)
А сейчас составим кластер – графическую схему – того, что вы «знали» и «узнали»
сущ. и прил. без удар. глагол
'
[ о ]
ё
'
о е
ё
4. Применение нового учебного материала
1) Выполнение упр. 253 ( обозначить условия выбора орфограммы №35)
I вариант – 1 –ая строчка
II вариант – 2 ая строчка
Взаимопроверка.
2) « Веселый диктант» . Учитель демонстрирует карточку с изображением
детенышей животных ( 1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют
изученную орфограмму
( нр: зайчонок); читает загадки ( 2 часть диктанта) :
4 Не солнце, не огонь, а светит.
( Светлячок)
В лавке пятак
Не вынешь никак.
( Сучок)
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
( Гребешок)
Маленький мужичок
Девятью кушаками подпоясан.
(Бочонок)
Морфемы ( значимые части слова) – мельчайшие частицы смысла. В слове грачонок две
морфемы: грач – и –онок. Нарисуйте гнездо, в гнезде грач и грачонок. Рассмотрите вашу
картинку. То , чем похожи друг на друга грач и грачонок, обозначается морфемой грач.
То, чем птенец отличается от взрослой птицы, передается морфемой – онок. И морфема
грач , и морфема –онок – имеют смысл.
3)
Учитель организует обсуждение
Зачем мы изучаем данное правило? ( Чтобы грамотно написать письмо,
чтобы помочь тем ребятам, которые еще не знают, как правильно писать)
Давайте поможем гипотетическому Васе Ошибкину, который не всегда
знает, как правильно писать слова, исправить ошибки.
(Можно пользоваться кластером)
Желудь, сучок, скворченок, подстережот, камешек, врачем, пушок, пятачек,
овражек, утюжек, орешек, смешок, внучок, девченка, червячок, мячем, шорох, шопот.
IV. Стадия рефлексии (обратная связь)
Какие ошибки было легко исправлять? А какие тяжело? Отметьте трудные слова
красным цветом, а легкие – зеленым.
Какие вопросы возникли у вас?
5 Что показалось интересным?
Домашнее задание: Выучить ор. №35, запомнить кластер. Составить словарный диктант
«Буквы О и Е после шипящих в разных частях слова» или упр.255
ЧИК
ЩИК
ОК
ЕК
ИК
ОНОК
6
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Урок русского языка "О Ё после шипящих в суффиксах существительных" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.