Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
03.09.2017
Урок русского языка по теме "Родственные слова" проводится во 2 классе по программе "Школа России",но может быть использован при изучении данной темы по другим программам.Имеет цель расширить знания о лексическом значении слов,дать понятие "родственные "слова, учить находить родственные слова по определённым признакам среди других слов русского языка.Урок русского языка по теме "Родственные слова" проводится во 2 классе по программе "Школа России",но может быть использован при изучении данной темы по другим программам.Имеет цель расширить знания о лексическом значении слов,дать понятие "родственные "слова, учить находить родственные слова по определённым признакам среди других слов русского языка.
УРОК РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.docx
1. Мотивирование к учебной деятельности (орг.момент)
12 мин.
Здравствуйте, садитесь!
Расскажите ,друзья мои, кто из вас пришёл на урок с хорошим
настроением.
А к работе готовы?
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь покажите мне все
красивые глазки и подарите свою улыбку.
Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы
будем под девизом:
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
в пробном учебном действии(создание проблемной ситуации)
45 минут а)Актуализация знаний.
Вспомните, ребята, какую большую тему мы изучаем на уроках
русского языка?
А что мы уже знаем о словах?(Ответы детей)
Молодцы!
Сегодня мы откроем новый секрет о словах русского языка. Вы
готовы узнать этот секрет? Тогда, за дело. б) Создание учителем прблемной ситуации
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. = Зима =
Ребята прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
На какую тему все эти слова?
И это не случайно, ведь красавицазима уже не за горами. Совсем
скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту.
Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным
сном. Много у зимы помощников и родственников.
А теперь внимание, задание: (Проблемная ситуация)
Откройте тетради и запишите число:
17 октября
Классная работа
Выпишите из этой группы слов только те, которые являются
родственными.
Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие
слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в
парах)
Пишем с большой буквы, через запятую.( Дети делают запись ).
– Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик
читает слова). А вот некоторые ребята выписали все слова ( или
можно было выписать все слова ? ) .
3.Постановка учебной задачи. 45 минут
Как могло получиться, что у всех разные ответы? Почему?
(Мы не знаем, какие слова называются родственными)
_Может быть вы догодались,какая тема нашего урока?
(на доске)
Какие задачи мы поставим перед собой?
УЗНАТЬ:Какие слова называются родственными?
_учиться их распознавать(отличатьот других слов)
(на доске) 4. Открытие нового знания (совместный поиск путей
решения проблемы) 78минут
а) Беседа о родственниках.
А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи.
Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют
родственниками.
б) А есть ли родственники у слов?
– Оказывается, ребята, и у слов есть родственники.
Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Какое лексическое
значение этих слов?
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить гденибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день)
Близки ли эти слова? Чем они близки?
Какие слова можно назвать родственными? Почему?
(близки по смыслу.)
. (НА ДОСКЕ СХЕМА Появляются слова в схеме )
Но ведь мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по
смыслу? (да – нет). Появляются слова в схеме в) – Тогда должно еще какоето условие, при котором слова
будут называться родственными.
Давайте посмотрим еще раз внимательно на эти слова
Что интересного заметили в их написании? (в некоторых словах
есть общая часть)
Назовите эту общую часть. (зим ).
Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске дети в тетрадях
карандашом). Так что ещё нужно, чтобы слова были родственными?
(Чтобы у них была общая ,одинаковая часть слова)
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)
Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать
,какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют
общую часть. Открем учебник на стр 58 и проверим ,правильно ли и мы думали.
(Правило стр 58)
г) Алгоритм
Ребята, а что мы должны сделать шаги, чтобы среди множества слов найти
родственные.
Составим алгоритм: как будем действовать, если надо найти родственные
слова.
1. Читаем слова.
2. Выясняем значение слов.
3. Находим общую главную часть. НА ДОСКЕ
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1мин
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я
назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете
головой. Будьте внимательны!
лес – лесник
река – плот
сад – садовый
поле – полюшко
дом – дым
соль – солонка
стена – гвоздь
кот – котик
обед – стол
гриб – грибной
дом – домашний
ученик – учиться
Молодцы! А теперь похлопайте себе за то, что были
внимательными .
6.Первичное закрепление 45 мин а) Упражнения в распознавании однокоренных слов .
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».СЛАЙД
Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас это
родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они
заселились .Работать будем по рядам.
1 ряд лис
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд мор
Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
Обсудите в парах это заселение, может ктото из
«родственников» перепутал домики , Запишите в строчку, через
запятую только родственные слова и выделите в этих словах их
общую(одинаковую)часть..(Работа учащихся) Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике?
Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
Ребята согласны? Назовите общую часть ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .ОЦЕНИВАНИЕ
СВОЕЙ РАБОТЫ
2)стр59,упр.80 (проверка по образцу) оценка Докажите , что это слова родственные.
Какие же слова мы называем родственными?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
45 мин
Перед каждым из вас лежат карточки с заданием
Самостоятельная работа
____________________
1вариант
Зачеркни лишнее слово, которое не является родственным.
1. Медведь, медленно, медвежата, медвежий.
2. Песок, песочек, пёс, песчаный. Самостоятельная работа
____________________
2 вариант
Зачеркни лишнее слово, которое не является родственным.
1. Еж, ежиха, ежевика, ежовый.
2. Гора, горка, горевать, гористый.
Проверка по эталону. оценивание своей работы
Домашнее задание. Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( стр.
60,упр.№ 82) определить ,какие слова будут являться
родственными и выделить у них общую часть. Я уверена , что с этим
заданием дома вы справитесь легко.
7.Рефлексия учебной деятельности. 23 минуты
Ну, что же ,друзья мои,
наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, какие задачи
мы перед собой ставили.
Какие слова называются родственными?
_Как их распознавать(отличать от других слов)
Удалось ли нам на все эти вопросы ответить?
Как этого достигли?
И так, мы сегодня : ОЦЕНИВАНИЕ учителем РАБОТЫ НА УРОКЕ
Оцените свою работу на этом уроке.
Встаньте и подойдите ко мне , кто усвоил тему, может объяснить товарищу,
маме.
Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.
Останьтесь сидеть на месте те из вас, у кого остались вопросы и сомнения.
Ребят на следующем уроке мы продолжим работу над родственными
словами. У вас всё обязательно получится.
Спасибо всем за работу Тема: Родственные слова
Тип урока: открытие нового знания
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод
свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и
самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная. Технологии: развивающего, здоровьесберегающего,
дифференцированного обучения
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной
познавательной деятельности по определению родственных слов.
Задачи:
обучающие:
актуализировать знания о лексическом значении слов
родственники, родословная, о словах синонимах;
организовать деятельность по выбору родственных слов.
развивающие:
формировать умения анализировать звучащую речь;
развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и
письменную речь;
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоциональноценностного отношения к учебной
проблеме.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталонном
Метапредметные
Познавательные:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
умение прогнозировать предстоящую работу;
умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
Предметные:
знание о лексическом значении
умение находить родственные слова.
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.