Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
03.09.2017
Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Урок русского языка по теме "Родственные слова" проводится во 2 классе по программе "Школа России",но может быть использован при изучении данной темы по другим программам.Имеет цель расширить знания о лексическом значении слов,дать понятие "родственные "слова, учить находить родственные слова по определённым признакам среди других слов русского языка.Урок русского языка по теме "Родственные слова" проводится во 2 классе по программе "Школа России",но может быть использован при изучении данной темы по другим программам.Имеет цель расширить знания о лексическом значении слов,дать понятие "родственные "слова, учить находить родственные слова по определённым признакам среди других слов русского языка.
УРОК РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.docx
1.      Мотивирование к учебной деятельности (орг.момент)                                      1­2 мин. Здравствуйте, садитесь! Расскажите ,друзья мои, кто из вас  пришёл на урок с хорошим  настроением. А к работе готовы?  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь покажите мне все   красивые глазки и подарите  свою улыбку.  Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы  будем под девизом:   2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии(создание проблемной ситуации)       4­5 минут а)Актуализация знаний. Вспомните, ребята, какую большую тему мы изучаем на уроках  русского языка? А что мы уже знаем о  словах?(Ответы детей)  Молодцы! Сегодня мы откроем новый секрет о словах русского языка. Вы  готовы узнать этот секрет? Тогда, за дело. б) Создание учителем прблемной ситуации Загадка: Запорошила дорожки,                 Разукрасила окошки.                  Радость детям подарила                  И на санках прокатила.   = Зима =­                                 ­ Ребята прочитайте слова, которые здесь записаны. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь. ­ На какую тему все эти слова? ­ И это не случайно, ведь красавица­зима уже не за горами. Совсем  скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту.  Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным  сном. Много у зимы помощников и родственников.   ­ А теперь внимание, задание:    (Проблемная ситуация) Откройте тетради и запишите число:                                                        17 октября                                          Классная работа Выпишите  из этой группы слов только те, которые являются  родственными.  ­ Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие  слова, по вашему мнению, будут родственными.  (Обсуждение в  парах)  Пишем с большой  буквы, через запятую.( Дети делают запись ).  – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). ­ А вот некоторые ребята выписали все слова ( или  можно было выписать все слова ? ) . 3.Постановка учебной задачи.      4­5 минут Как могло получиться, что у всех разные ответы? Почему? (Мы не знаем, какие слова называются родственными) _­Может быть вы догодались,какая тема нашего урока?                                          (на доске)    Какие задачи мы поставим перед собой? УЗНАТЬ:Какие слова называются  родственными? _учиться  их распознавать(отличатьот других слов)                                                           (на доске) 4. Открытие нового знания (совместный поиск путей  решения проблемы)  7­8минут а) Беседа о родственниках. ­ А кому знакомо слово родственники, кто они такие? ­ Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) ­ Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи.  Очень часто они бывают  похожими между собой. Их называют  родственниками. б)  А есть ли родственники у слов? – Оказывается, ребята, и у слов есть родственники. ­ Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Какое лексическое значение этих слов?   Зимушка – так ласково называют зиму. Зимовать – значит проводить где­нибудь зиму. Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день) ­  Близки ли эти слова? Чем они близки? ­Какие слова можно назвать родственными? Почему? (близки по смыслу.) .  (НА ДОСКЕ СХЕМА Появляются слова в схеме ) ­ Но ведь мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. ­ Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по  смыслу? (да – нет). Появляются слова в схеме в) – Тогда должно еще какое­то условие, при котором слова  будут называться родственными. ­ Давайте посмотрим еще раз внимательно на эти слова  ­ Что интересного заметили в их написании? (в некоторых словах  есть общая  часть) ­ Назовите эту общую часть. (зим­ ). ­ Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске ­дети в тетрадях  карандашом). Так что ещё нужно, чтобы слова были родственными? (Чтобы у них была общая ,одинаковая часть слова)                                    (ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТОЧКА НА ДОСКЕ) ­ Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать  ,какие слова называются родственными.(ответы детей) Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют  общую часть. Открем учебник на стр 58 и проверим ,правильно  ли и мы думали. (Правило стр 58) г) Алгоритм Ребята, а что мы должны сделать шаги, чтобы среди множества слов найти  родственные.  Составим алгоритм: как будем действовать, если надо найти родственные  слова. 1. Читаем слова. 2. Выясняем значение слов. 3. Находим общую  главную часть. НА ДОСКЕ 5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА          1мин Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я  назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете  головой. Будьте внимательны! лес – лесник река – плот сад – садовый поле – полюшко дом – дым соль – солонка стена – гвоздь кот – котик обед – стол гриб – грибной дом – домашний ученик – учиться  ­ Молодцы! А теперь похлопайте себе за то, что были  внимательными . 6.Первичное закрепление  4­5 мин а) Упражнения в распознавании однокоренных слов .  Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики».СЛАЙД ­ Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас ­ это  родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам. 1 ряд ­  ­ лис­ Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд ­  ­ мор­ Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд ­  ­ вод – Вода, водичка, водный, водитель. ­ Обсудите в парах это заселение, может кто­то из  «родственников» перепутал домики , Запишите в строчку, через  запятую только родственные слова и выделите в этих словах их  общую(одинаковую)часть..(Работа учащихся) ­ Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике?  Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. ­Ребята согласны? Назовите общую часть  ваших родственных слов. ( проверяем работу 2 и 3 рядов ) ­Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .ОЦЕНИВАНИЕ  СВОЕЙ РАБОТЫ 2)стр59,упр.80 (проверка по образцу)  оценка Докажите , что это слова родственные. Какие же  слова мы называем родственными? 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.                                   4­5 мин ­Перед каждым из вас лежат карточки с заданием                                Самостоятельная работа                                                                             ____________________                                  1вариант Зачеркни  лишнее слово, которое не является родственным.  1. Медведь, медленно, медвежата, медвежий.  2. Песок, песочек, пёс, песчаный. Самостоятельная работа                                                                            ____________________                                  2 вариант Зачеркни  лишнее слово, которое не является родственным.  1. Еж, ежиха, ежевика, ежовый. 2. Гора, горка, горевать, гористый.                                                                                                                                              Проверка по эталону. оценивание своей работы ­Домашнее задание. ­Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( стр.  60,упр.№  82) ­определить ,какие слова будут являться  родственными и выделить у них общую часть. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. 7.Рефлексия учебной деятельности. 2­3 минуты ­Ну, что же ,друзья мои, наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, какие задачи  мы перед собой ставили. ­Какие слова называются  родственными? _Как их распознавать(отличать от других слов)  ­Удалось ли нам  на все эти вопросы ответить?  ­Как этого достигли? ­И так, мы сегодня : ОЦЕНИВАНИЕ учителем РАБОТЫ  НА УРОКЕ Оцените свою работу на этом уроке. Встаньте и подойдите ко мне , кто усвоил тему, может объяснить товарищу,  маме. Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить. Останьтесь сидеть на месте те из вас, у кого остались вопросы и сомнения.    Ребят на  следующем уроке мы продолжим работу над родственными  словами. У вас всё обязательно получится. Спасибо всем за работу Тема: Родственные слова                          Тип урока: открытие нового знания Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод  свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и  самоконтроля. Приемы: рассуждение Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная. Технологии: развивающего, здоровьесберегающего,  дифференцированного обучения Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной  познавательной деятельности по определению  родственных слов.   Задачи: обучающие:  ­ актуализировать знания о  лексическом значении слов  родственники, родословная, о словах синонимах;  ­организовать деятельность по выбору  родственных слов. развивающие:   ­ формировать умения анализировать звучащую речь;   ­ развивать воображение, мышление, речь  учащихся; воспитательные:  ­воспитывать потребность совершенствовать свою устную и  письменную речь;  ­воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.  ­  Планируемые результаты: Личностные:  ­ проявление творческого отношения к процессу обучения; ­ проявление эмоционально­ценностного отношения к учебной  проблеме. ­ Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа  действия и его результата с заданным эталонном Метапредметные Познавательные:  ­ умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов;  ­ находить ответы на вопросы, используя свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные:  ­ умение прогнозировать предстоящую работу;  ­ умение оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей;  ­ умение осуществлять познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные:  ­ умение слушать и понимать других;  ­ умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами; ­ умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и  аргументации своей позиции. Предметные:   ­ знание о лексическом значении   ­ умение находить родственные слова.

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017