Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
2 кл
11.05.2017
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Цель:– развитие умений отличать предложение от слов, составлять из слов предложения.Упр. 15 – развивается умение находить среди предложений слова и составлять с ними предложения (проводится одновременно и словарно-орфографическая работа).
Вопросы и задания (в дополнение к заданиям учебника).
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно значение слова сноп.)
– Что в этом случае может помочь? (Словарь.)
– Авторы предлагают вам фрагмент из толкового словаря, где объясняется значение слова сноп. Прочитайте.
– Как называется предложение, в котором встречается это слово? (Пословица.)
– Как вы её поняли? (Весной красиво, когда всё цветёт, а осень хорошая, если созрели колосья, собран большой урожай.)Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
РЯ Предложение 7-17 урок.doc
Раздел. Предложение
(8 уроков – 4 часа в неделю,
11 уроков – 5 часов в неделю)
Урок 7.
Примечание: при планировании уроков из расчёта 4 часа в неделю 7й и 8й уроки объединяются.
Тема: Признаки предложения.
Цель:
– развитие умений отличать предложение от слов, составлять из слов предложения.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
– Откройте тетрадь
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Играразминка. 3 3 1
Играразминка «Будь внимателен» (на различение слов и предложений).
Учитель читает упр. 2 из «Дидактического материала» к учебнику, 2й кл. Если
ученик слышит предложение, то дотрагивается до носа, если слова – до уха.
– Как вы определяли, где предложение, а где – слова? (В предложении все слова связаны,
можно понять, о чём говорится. Отдельные слова между собой не связаны, только чтото
называют.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности
объектов;
4) на основе анализа объектов делать
выводы;
5) обобщать и классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в
иллюстрации. Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
– На основе проведённой игры сформулируйте тему урока и задайте вопросы по теме
«Предложение».
Вопросы (можно вывесить на доске):
– Что такое предложение?
– Чем отличается предложение от слова, группы слов?
– Как составить предложение?
– Как правильно записать предложение (оформить на письме)? 1 3
– На основе заданных вопросов составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить, что такое предложение.
2. Учиться составлять предложения.
3. Учиться правильно записывать предложения.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
1. Работа с картинкой в учебнике на с. 17. 3 1
– Рассмотрите центральный кадр плёнки после названия темы.
Расскажите, что вы видите. (Петя Зайцев и Катя Персикова – артисты. Они в роли принца
и принцессы. Принц просит принцессу, чтобы она вышла за него замуж.)
– Когда обращаются с просьбой стать женой, значит, делают предложение.
– Мы с вами тоже искали среди слов предложения. Но делать предложение в жизни и
находить предложение в языке – это совершенно разные вещи.
– Что же такое предложение в языке? На этот вопрос мы будем искать ответ на уроке.
2. Проверка домашнего задания (упр. 11).
– Чему мы учимся на уроках русского языка? Ответьте предложением из упр. 11.
– Сколько всего предложений в этом упражнении? (3.) Как вы это определили? (Знаки в
конце предложений.)
– А что делать, если слово в предложении не помещается на строчке? Найдите пример с
переносом слова на другую строку в упр. 11. Какое здесь правило переноса? (По слогам.)
Проверка задания №3 из «Рабочей тетради».
(Слово язык нельзя перенести на другую строку, так как либо остаётся одна буква
на строке, либо нет слога: язык.)
3. Работа с учебником.
Упр. 12 – развивается умение отличать на письме предложение и слова,
совершенствуются орфографические умения (работа со словарными словами). Вопросы к упражнению.
– По каким признакам нашли предложение? (В предложении слова связаны между собой.)
– Чем отличается предложение от слов? (В предложении чтото сообщается, первое
слово в предложении пишется с большой буквы, в конце – точка.)
4. Словарноорфографическая работа.
Слова Россия и работа.
– Сколько опасных мест в слове Россия? (3.) Обратите внимание на запись внизу
учебника. Как выделены эти опасные места в слове?
Почему здесь три опасных места?
– Что обозначает это слово? (Географическое название, название нашего государства,
страны.)
– Запишите слово Россия в тетрадях, подчеркните опасные места.
– Составьте своё предложение со словом Россия (сначала предложение составляется
устно, затем лучшее записывается всеми детьми под диктовку по слогам).
– Как вы оформите предложение на письме? (Первое предложение пишем с большой
буквы, в конце ставим точку.)
Работа со словом Россия возможна в «Орфографической тетради» на
с. 37. Слово работа рассматривается на с. 34 «Орфографической тетради».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Работа по учебнику. 3 3
1. Упр. 13 – развивается умение находить предложения, разные по цели
высказывания.
Вопросы и задания к упражнению.
– Чем отличаются два предложения, которые вы нашли? (В одном – в конце точка, в
другом – вопрос.)
– Ответьте на предложениевопрос и запишите свой ответ.
2. Упр. 15 – развивается умение находить среди предложений слова и составлять с
ними предложения (проводится одновременно и словарноорфографическая работа).
Вопросы и задания (в дополнение к заданиям учебника).
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно значение слова сноп.)
– Что в этом случае может помочь? (Словарь.)
– Авторы предлагают вам фрагмент из толкового словаря, где объясняется значение
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать
других;
2) строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и слова сноп. Прочитайте.
– Как называется предложение, в котором встречается это слово? (Пословица.)
– Как вы её поняли? (Весной красиво, когда всё цветёт, а осень хорошая, если созрели
колосья, собран большой урожай.)
– Какое из записанных слов – словарное? (Погода.)
– Где его уже видели? (На с. 17 внизу учебника.)
– Составьте со словом погода предложение.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Назовите ключевые слова урока (предложение, слова).
– Чем отличаются слова от предложений? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
– Выучить написание словарных слов.
Н. Упр. 14.
П. Найти и записать 1–2 пословицы, определить, что они обозначают.
Деятельность учеников:
– оформлять свои мысли (строить предложения), взаимодействовать друг с другом.
целенаправленной познавательной
деятельности.
ТООУ Урок 8.
Примечание: при планировании уроков из расчёта 4 часа в неделю 7й и 8й уроки объединяются.
Тема: Составление предложений по схемам.
Цель:
– развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам;
– развитие умения составлять из слов предложения.
Символы:
Н
П
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова. 3 3 1
После дождя засветило … (солнце).
На небе появилась … (радуга).
Какая хорошая … (погода)!
Вопросы и задания:
– Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)
– Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с
большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные
УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов;
2) представлять
информацию в виде
схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа II.Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
2. Словарная работа.
– Подчеркните словарное слово в последнем предложении.
Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.
3. Проверка домашнего задания.
– Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)
– Как называются такие предложения? (Это пословицы.)
– Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)
П. – Выписал ли ктото самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?
Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.
П. – Какие ещё пословицы вы нашли?
– Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа.)
– Запишите его и подчеркните опасное место.
На доске изображены схемы:
.
– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)
– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме
предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)
– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них
четыре слова.)
– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На
улице идёт дождь.)
– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить
много.)
– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)
– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений;
составлять предложения по схемам.) 1 3
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Учиться составлять предложения по схемам.
3. Учиться правильно записывать предложение.
объектов делать
выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
1. Работа по учебнику. 1 3 3 2
Упр. 16 – развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений, составлять на основе схем
предложения с опорой на рисунки.
Упр. 17 – развиваются умения читать схемы предложений (определять количество слов в них) и
самостоятельно составлять по схемам предложения. Упражнения можно выполнять по вариантам,
рядам, группам с взаимопроверкой. Предварительно учитель может задать вопрос: чем отличаются
схемы предложений? Это настроит детей на работу и последующую проверку.
Вопросы после выполнения задания.
Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему выполненное задание (начало формирования алгоритма
самооценки).
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложение?
– Ты составил интересное предложение?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.
Упр. 18 – развиваются речевые и коммуникативные умения (соотносить рисунки, изобразительную
информацию со словами и предложениями, аргументировать свою позицию, составлять предложения из
слов). Учитель может предложить отобрать слова, которые подходят к картинке, и составить из них
2–3 предложения или небольшой текст. Например: Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и
принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк.
2. Слуховой диктант.
Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.
Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на экскурсию? Экскурсия была замечательная!
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему учились?
– Кто с ней справлялся легко?
Коммуникативные
УУД:
1) развиваем умение
слушать и понимать
других;
2) строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
3) оформлять свои
мысли в устной форме;
4) умение работать в
паре.
ТОУУ
Личностные
результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки
в соответствии с
определённой
ситуацией;
3) формируем – Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
– Прочитайте пункты плана урока. 4 4
– Какие пункты плана вы выполнили хорошо, какие вызвали у вас затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Можно на выбор учителя или по уровням.
– Для всех: подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.
П. Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения,
которые составили в классе) и составить к ним схемы.
Н. «Дидактический материал», 2й кл., упр. 6.
мотивацию к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности.
ТОУУ
ТООУ
Деятельность учеников:
– составлять схемы предложений и предложения по схемам;
– списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
Урок 9 (8).
В скобках указаны уроки по планированию 4 часа в неделю.
Тема: Признаки предложения. Оформление предложений на письме.
Цель:
– развитие умения выделять признаки предложений;
– развитие умения оформлять предложения на письме.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Проверка домашнего задания. 3 3 1
а) Два ученика выходят к доске, они будут рисовать схемы предложений.
Ученики с места читают предложения, которые записали дома (упр. 18 или
«Дидактический материал», упр. 6), а те, кто у доски, рисуют схемы
предложений. Проверять может читающий предложение с помощью класса.
б) Словарный диктант по упр. 19 с усложняющим компонентом: дать схему
первого слова диктанта Россия.
1. – Посмотрите на доску. На доске записано предложение: ¡Какой хороший
день! 4
– Что вас удивило в записи? (Впереди стоит какойто непонятный знак.)
– На что он похож? (На восклицательный знак в перевёрнутом виде.)
– Оказывается, у некоторых народов такое возможно. Испанцы восклицательный и
вопросительный знак ставят не только в конце предложений, но и в начале, в
перевёрнутом виде.
– А как бы испанцы записали предложение: Какой будет день?
Учитель может предложить детям записать это предложение на доске:
¿Какой будет день?
– Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят точку с
запятой? Учитель может изобразить знак на доске.
– А как у русских нужно записывать предложения? (Знаки ставятся в конце
предложения, первое слово пишется с большой буквы.) Догадайтесь, какая будет
тема урока. («Оформление предложения на письме».) 1 3
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить схемы слов, предложений. 2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
2. Выполнение заданий в «Рабочей тетради», 2й кл., тема 2, №1, 2, 3 как
подготовка к чтению правила на с. 20. 4 3 2
Проверка с комментарием (без опоры на ключи).
1) – Выполните задание №1 и сделайте вывод (слова в предложении должны быть
связаны по смыслу).
2) – Выполните задание №2 и сделайте вывод (в предложении должна быть
законченная мысль).
3) – Выполните задание №3 и сделайте вывод (предложение должно быть
правильно оформлено на письме: первое слово пишется с большой буквы, в конце
– точка (знак препинания).
– Какие ещё признаки предложения мы не назвали?
Если затрудняются ответить, поможет правило в рамке.
3. Работа с правилом на с. 20.
Вопросы и задания после чтения правила в рамке.
– Уточните признаки предложений, которые мы не назвали. (Предложения состоят
из слов, в конце могут стоять разные знаки препинания.)
– Сколько всего частей в правиле? (4)
– А какой из отмеченных нами признаков здесь не назван? (Слова в предложении
должны быть связаны по смыслу.)
– Прочитайте 3й пункт (часть) правила и отразите его в виде схемы.
В схеме подчеркните нужный компонент. 1
|____ _____ _____ . (Подчёркивают вертикальную линию, обозначающую
большую букву.)
– Какие из данных схем правильные?
|_____ _____ _____,
|_____ _____ _____!
|_____ _____ _____ …
– Прочитайте часть правила, на которую вы опирались при выборе правильного
ответа (пункт 4).
– Какой схемы здесь не хватает? (В конце вопросительный знак и точка.)
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять
план);
4) осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности. ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
Работа по учебнику. 1 3 3 2
«Дидактический материл», упр. 7.
Задания:
– Выпишите предложения так, чтобы знак в конце не повторялся.
– Выполните звукобуквенный анализ слова реку ([р'эку], 2 сл., 4 б., 4 зв.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звукобуквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Уточните тему урока, опираясь на правило на с. 20.
(«Признаки предложения».)
– Исправьте ошибки в предложении (его можно записать на доске):
Я читал квадратную собаку
(Например: Я читал интересную книгу.)
– Докажите, что прежнюю запись нельзя назвать предложением. (Слова не связаны
по смыслу, нет знака в конце предложения.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Правило на с. 20.
2. «Дидактический материал», упр. 8.
ТОУУ
ТООУ
Деятельность учеников:
– ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Урок 10 (9).
Тема: Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.
Цель:
– развитие умений списывать и оформлять предложения на письме;
– развитие чувства языка.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов; – Напишите слова «Классная работа».
3 3 1 Словарноорфографическая работа.
На доске записаны непонятные слова: ялкооб, фнрьао, мрзоо.
– Догадайтесь, что записано на доске.
Дети на основе звуковых ассоциаций могут назвать «настоящие» слова: яблоко, фонарь,
мороз.
– Кто может угадать и назвать принцип, правило, на основе которого эти слова можно
восстановить? (Берутся последовательно буквы: первая и последняя, вторая и предпоследняя,
третья от начала и конца.)
– Запишите эти слова в тетрадях, подчеркните опасные места (яблоко, фонарь, мороз).
– Докажите, что здесь есть опасные места. (Гласные звуки без ударения, мягкий согласный на
конце слова фонарь и парный звонкий на конце слова мороз.)
– Покажите, что в этих местах есть выбор букв из нескольких вариантов. Дети произносят
так, чтобы можно было услышать на месте безударных гласных – [а], а в конце слова
мороз – [с]: яблака, фанарь, марос, соответственно, есть и выбор букв о/а, з/с.
Работа со словом мороз в «Орфографической тетради» на с. 20.
– Что обозначает слово мороз? Как вы его понимаете? (Холод, холодная зимняя погода.)
– Запишите звуки этого слова ([марос]). Сравните с написанием. Что вы заметили? (Написание
расходится с произношением, есть опасное место.)
– Подчеркните опасные места в этом слове, проговорите их так, как нужно писать.
(Проговаривают хором.)
– Подберите и запишите однокоренные слова. (Морозец, морозко, заморозить,
морозильник.)
– Запишите выражение: Мороз идёт по коже.
– Когда так говорят? (Если очень холодно или страшно.)
Учитель приводит варианты этого выражения:
Мороз по коже подирает (продирает).
– Как понимаете эти слова? (Дерёт, щиплет.)
– Давайте откроем учебники и найдём упр. 20. 1 3
– Посмотрите на страничку и определите тему нашего урока. (Умение списывать и оформлять
предложения на письме).
– Вам знакома эта тема?
– Составим план урока.
План (примерный).
2) представлять информацию в виде
схемы;
3) выявлять сущность, особенности
объектов;
4) на основе анализа объектов делать
выводы;
5) обобщать и классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на развороте
учебника;
7) находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и
понимать других;
2) строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами;
II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск 3) оформлять свои мысли в устной
форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
ΙV. Итог урока.
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
1. Проверка домашнего задания. 1 3 3 2
«Дидактический материал», упр. 8. Один ученик читает выписанное предложение, другой
объясняет, почему выписано это предложение, затем пары меняются.
2. Составление и запись предложений из слов.
На доске слова: белка, красный, бежать, прыгать, пушистый, ветка.
– Выберите нужные слова и составьте с ними предложения.
– Почему вы не выбрали другие слова?
– Проверьте свои записи, опираясь на правило.
3. Работа по учебнику.
Упр. 20 – развивается умение различать на письме предложения с разными знаками на
конце, правильно списывать их, думать над смыслом написанного, совершенствуются
умения деления на слоги и для переноса.
– Есть ли здесь загадки о морозе, о зиме? Прочитайте их и запишите.
– Чем отличаются от них остальные загадки? Как оформлены эти предложения? (На конце –
знак вопроса.) Спишите их и напишите отгадки.
Методическая рекомендация по делению на слоги и переносу слова. В случае соседства
нескольких согласных звуков важно определить характер первого звука. Если в группе
согласных на первом месте находится звонкий непарный (сонорный) звук ([л], [м], [н], [р],
[й']), то слогораздел проходит после него: кон|троль|на|я, о|кон|ча|ние, если любой другой
звонкий или глухой, то все звуки отходят к последующему слогу: те|тра|дка, при|ста|вка.
Поэтому деление на слоги слова покрыла будет таким: по|кры|ла. Перенос на другую
строку опирается на состав слова покрыла: по (приставка) – крыла и совпадает с
переносом.
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
1. – Запишите только знаки, которые поставите в конце предложений.
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Я не бил большую вазу! 2. – Продиктуйте друг другу (в паре) предложения, чтобы на конце стояли такие же знаки,
которые вы записали в тетрадях. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее
задание.
– Подобрать дома две загадки, чтобы на конце стояли точка и вопросительный знак.
Деятельность учеников:
– ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Урок 11 (9).
Тема: Развитие умений правильно списывать предложения и соотносить их со схемами.
Цель:– развитие умений письменной речи – составлять и записывать предложения.
Символы: Н П М Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарноорфографическая работа с проверкой домашнего задания.
3 3 1
1. Словарная разминка.
– Закончите подходящим по смыслу словом (учитель читает ряд слов) и запишите его в тетрадях.
Крепчает, трещит, ударил, щиплет нос… (мороз).
Сочная, вкусная, квашеная, белокочанная… (капуста).
Чёрная, серая, крикливая, старая, умная… (ворона).
Великий, могучий, талантливый, терпеливый, русский… (народ).
Учитель открывает это слово или записывает вместе с детьми.
– Как называются все записанные в тетрадях слова? (Словарные.)
– Какое слово является для вас новым? (Народ.)
2. Работа над новым словарным словом.
– Поставьте ударение в слове народ, обозначьте опасные места в нём.
Дети подчёркивают буквы А и Д.
– Как вы понимаете, что обозначает слово народ? (Люди, жители какойто страны, нация.)
– Подберите однокоренные слова к этому слову. (Народный, международный.) Составьте с ними
сочетания. (Народный танец, власть
народа, международные соревнования.)
– Запишите предложение (одновременно с записью на доске).
В песнях живёт душа народа.
– Подчеркните опасные места.
– Составьте схему этого предложения.
– Сколько слов должно быть в схеме? (5.)
– Все ли они одинаковые? (Нет, первое слово короче остальных.)
– Как называется такое слово? (Это предлог.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию. II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
Работа со словом народ в «Орфографической тетради» (с. 22).
3. Проверка домашнего задания – в виде игры. Ученики с 1го ряда читают загадку, в конце
которой стоит точка, ученики 2го ряда отгадывают, а третьего следят за правильностью
загадок и отгадок, затем ученики 2го ряда читают свои загадки, в конце которых стоит
вопросительный знак, 3й ряд отгадывает, а 1й следит за правильностью загадоквопросов и
отгадок. Возможны и другие комбинации на выбор учителя.
1 3
Учитель называет ключевые слова урока: предложение, схема.
Слова записываются на доске. Над ними появляется слово соотносить.
Ученики формулируют тему урока на основе ключевых слов.
Мы будем учиться:
– Соотносить схемы и предложения.
– Составим план урока.
План (примерный):
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
1. Выполнение заданий в «Рабочих тетрадях», 2й класс, тема 2, №4, 5.
1 3 3 1
После выполнения задания 4 происходит взаимопроверка.
– Обменяйтесь тетрадями, сравните результаты, в случае расхождения сверьте с ключами в конце
тетради.
– Сделайте 1й вывод: какие условия должны быть соблюдены, чтобы схема была правильной?
(Первое слово пишется с большой буквы, количество слов в схеме и предложении должно быть
одинаковым, в конце должен стоять знак препинания.)
После выполнения задания 5 и самопроверки (сверьте с ключами) ученики должны сделать 2й
вывод: для установления соответствия схемы и предложения должно совпадать количество
слов и знак в конце предложения.
2. Работа по учебнику. 1 3
Упр. 21 – развивается умение соотносить предложения и их схемы, правильно списывать
предложения, а также проводить разные виды анализа слов: звукобуквенный, подбор
однокоренных слов и по составу.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ТОУУ – Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звукобуквенный анализ, разобрать слово по составу?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Сделайте вывод: как правильно соотнести предложение и схему? (Подсчитать количество слов в
предложении и схеме и проверить, совпадают ли знаки в конце предложения.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее
задание.
«Рабочая тетрадь», 2й кл., тема 2, №8.
Деятельность учеников:
– Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией. Урок 12 (10).
Тема: Конструирование предложений.
Цель:– развитие умений составлять предложения, заканчивать предложения по заданному началу, правильно оформлять их на письме.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарноорфографическая работа с проверкой домашнего задания. 3 3 1
1. Словарная разминка. Игра «Данет».
Учитель читает слова, а ученики должны выбрать только те, в которых без ударения пишется
буква О:
Народ, погода, работа, Россия, мороз, капуста, воробей.
Запись выбранных слов.
Конструирование предложения, которое бы соответствовало схеме:
|_____ __ России _____ _____ морозы! (Зимой в России бывают сильные морозы!)
2. Проверка домашнего задания по Рабочей тетради, тема 2, №8.
– Что вам помогало установить соответствие схем и предложений? (Знаки препинания в
конце и количество слов в каждом предложении.)
– Что ещё интересного заметили в схемах в Рабочей тетради? (Внутри предложений есть
запятые.)
– Почему они ставятся, вы узнаете при дальнейшем изучении русского языка.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
II. Формулирование
проблемы, планирова
ние деятельности.
Поиск решения
(открытие нового
знания), форму
лирование правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений –
применение знания.
1 3 2 3
– Однажды Петя Зайцев начал читать сказку. Запишем её начало:
В лесу жил глупый волк. Один раз он погнался за …
Дети оставляют на строчке места для последующей записи слова.
– Попробуйте закончить это предложение. (За зайцем, бабочкой, вороной, пушинкой,
тенью…)
– Почему многие слова подходят? (Волк был глупый, мог погнаться за кем угодно.)
– А можно ли предложение закончить вообще любым словом, например, дом, книга, вокзал,
корабль? (Нет, слово должно подходить по смыслу.)
– А теперь посмотрите на рассыпанное предложение.
знал, ёжика, о, колючках, Волк, не
– Соберите его. (Волк не знал о колючках ёжика.)
– Есть ли другие варианты? (Слова можно поменять местами, слово волк можно поместить в
середину, тогда оно пишется с маленькой буквы.)
– Можно теперь узнать, за кем гнался глупый волк в сказке?
– Допишите нужное слово. Рядом запишите составленное вами предложение (на выбор детей
и учителя). Подчеркните опасные места в словах.
– Мы будем учиться:
– составлять предложения;
– составим план урока.
План (примерный)
1. Составление предложений
1. Оформление предложений на письме.
3. Работа с омонимами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Работа по учебнику. 1 3 3 2
Упр. 22 – развивается языковая догадка на основе рифмовок слов, совершенствуются
речевые умения (чтение скороговорок), а также языковые и правописные (составление и
оформление предложений на письме).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложения? ТОУУ
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения важно обратить
внимание на выделенные в упр. 22 слова коси и коса, которые являются однокоренными,
но имеющими омонимичный (сходный только по звучанию, написанию, а не значению)
корень со словом коса – «волосы». Учитель уточняет значение слова косить – «срезать
косой».
Упр. 23 – развиваются коммуникативноречевые умения (составление предложений со
словом коса, имеющим совершенно разные значения).
Работа может проходить так.
После рассматривания рисунков в упр. 23 учитель может напомнить, что дети уже
встречались с этим словом раньше на уроке.
По дороге наша Машенька идёт,
За верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
– Очень длинная у девочки … (коса).
– В каком значении здесь употреблено слово коса? (Волосы, причёска.)
– Какие однокоренные слова к нему подбирали? (Косичка, косонька.)
Учитель уже отмечал, что эти слова особые, они похожи на слова, у которых есть
несколько значений (например, язычок), но всё же отличаются от них.
– Можно ли установить сходство между значениями слов язычок?
(Да, похожи по форме, способности двигаться, можно открыть рисунки упр. 4, вспомнить
сочетания упр. 5 – язычок ботинка, язычок колокола, язычок ребёнка.)
– Можно ли установить сходство между значениями слова коса – «сельскохозяйственное
орудие» и коса – «волосы, причёска». (Нет, у них и однокоренные слова разные.)
П. Учитель может сообщить, что такие слова называются омонимами (особыми
словами, совершенно разными по значению, просто совпадающими по звучанию,
написанию).
Для развития и закрепления этого нового умения предлагается ученикам
самостоятельно составить предложения с разными значениями слова коса.
М.* Составить предложения с разными значениями слова лук.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки): ΙV. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Минитест.
– Указать в тетрадях правильные варианты значком «+» около цифры задания. Все в столбик
записывают номера 1, 2, 3, 4, 5.
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Предложение состоит из звуков и букв.
3. Слова в предложении могут меняться местами.
4. Предложение можно закончить любым словом.
5. Значения слов коса («причёска») и коса («сельскохозяйственное орудие») похожи.
Затем несколько учеников называют номера, где поставлены «+», учитель просит
поднять руки тех учеников, у кого ответы сходны.
После этого учитель читает ещё раз все варианты, а дети проверяют вместе, сверяя со
своими записями и внося исправления, если нужно.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее задание. Н. «Дидактический материал», упр. 9.
П. Закончить сказку о глупом волке и записать два предложения.
Деятельность учеников:
– Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Урок 13 (11).
Тема: Знаки препинания в конце предложения.
Цель – развитие умения различать на слух разные виды предложений (сообщение/ответ, вопрос, выражение особого чувства);
– развитие умения ставить знаки в конце предложений.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов) Ι
. Актуализация
знаний.
II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Беседа. 3 3 1
– Я захожу в класс, и первые слова, с которыми я обращаюсь к вам, звучат так… (Дети
могут продолжить фразу.)
– Здравствуйте, ребята!
– Если я вас попрошу записать эту фразу, какой знак вы поставите в конце?
(Восклицательный.) Почему? (Это особые слова – приветствие.)
– В каких ещё жизненных ситуациях мы произносим фразы с такой особой интонацией?
(При прощании, если пишем письмо, чемуто очень рады, чемто восхищены.)
– А что происходит у нас в классе после приветствия? Какие фразы я произношу? (Кто
сегодня отсутствует? Кто дежурный? Все ли готовы к уроку?)
– Какой знак мы должны поставить в конце этих предложений? (Вопросительный.)
1 3
– А теперь ответьте на любой из этих вопросов. Запишите ответ на последний вопрос.
(Сегодня все готовы к уроку.) Какой знак вы поставили в конце предложения?
– Назовите тему сегодняшнего урока.
«Знаки препинания в конце предложения».
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Словарная работа.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
1. Словарноорфографическая работа. 1 3 3 1
На доске записано предложение.
Русский народ создал русский язык. (Лев Толстой.)
– Прочитайте.
– Какое слово повторяется дважды?
– Как вы понимаете, что значит русский народ? (Нация, население России.) А русский язык?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
(Созданный русскими, на котором говорят русские люди.)
– Через какое слово мы могли бы его объяснить? (Россия, Русь.)
– Какие «подсказки» для понимания и запоминания они дают? (Русь и русский – одинаковая
буква у в корне, Россия и русский – две буквы СС.)
– Подчеркните опасное место в этом слове.
– Какие ещё словарные слова есть в этом предложении?
– Спишите предложение, подчеркните опасные места.
Работа над словом «русский» в «Орфографической тетради» (с. 37).
2. Проверка домашних заданий (упр. 9, «Дидактический материал»).
Развитие речевых умений – правильного и быстрого произнесения скороговорок. Учителю
необходимо последовательно и чётко проводить эту работу (начинать следует со
среднего темпа, главное – следить за правильностью, а затем темп можно
убыстрять). Можно внести соревновательный момент: кто лучше?
Затем проверяется 2е задание: разные варианты предложений в продолжении сказки о
глупом волке.
– Какой вариант показался наиболее удачным?
– Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?
3. Работа по учебнику. 1 3
Упр. 24 – совершенствуется умение дополнять предложение по имеющимся словам и
определять его смысловую нагрузку для правильной постановки знаков препинания
(актуализируются признаки предложения на основе выявления ошибки).
: учителю нужно обратить внимание на слова, которые
Методическая рекомендация
определяют знак в конце предложения – эмоционально окрашенные (хороший, чудесный,
замечательный), а также словавопросы: когда? что? кто? где?
4. Игра «Немое письмо».
Учитель читает небольшой отрывок из сказки «38 попугаев»
Г. Остера, глава «Будем знакомы», а ученики должны расставить только знаки
препинания (одиндва ученика работают на закрывающихся крыльях доски). Знаки
ставятся только в конце реплик героев. Авторские слова учителю следует читать
быстрее, не останавливая на них внимание, в конце же слов героев делать небольшие
паузы.
– Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. (сказала мартышка)
– Но ведь мы уже знакомы! (сказал попугай)
– Друзья! (сказал удав и взмахнул хвостом) А почему бы нам не познакомиться ещё раз? Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.
– Ой! (заволновался слонёнок) А вдруг мы случайно не встретимся?
– Если мы не встретимся случайно, то потом встретимся нарочно. (сказал попугай)
После чтения у детей можно спросить, откуда этот отрывок.
Проверка результатов. Сверка с доской.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно расставить знаки препинания в конце предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты поставил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Какие знаки никогда не бывают в конце предложения? (Запятая.)
– От чего зависит выбор знака в конце предложения?
Поставьте в виде знака себе оценку за урок. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Какую отметку вы себе поставили?
– За что?
ТООУ
ΙV. Итог урока.
1. «Дидактический материал», упр. 10.
2. Рабочая тетрадь, тема 2, №6, 7.
V. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
Урок 14 (11). Тема: Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
Цель: – развитие эмоциональной сферы личности ученика, внимания к интонации, тону собственной речи и речи собеседника;
– развитие устной и письменной речи – осознание интонационномелодических особенностей высказываний и развитие
умения в выборе знаков препинания;
– развитие чувства языка.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Беседа. 4 3
Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе знаков препинания»:
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За
несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать
всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства.
К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
– Как вы думаете, чем заканчивается сказка?
Версии детей.
– Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!»
– Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела, до плохого конца.)
– Сколько значений у слова точка? (2.) Что же обыгрывается автором в тексте? (Разные
значения слова точка.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации. II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
Повторение.
Совершенствование
речевых и
правописных умений.
1 3 1
– В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может употребляться слово точка?
(Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с мёртвой точки, попасть в самую точку и др.)
– Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки
препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает нас быть внимательным к
знакам препинания, показывает их важность, говорит об этом с особым чувством.)
– О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к ним.)
– Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Зачем нужны знаки препинания?» или «Роль знаков препинания» (принимаются все
варианты, если в них названы знаки препинания).
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
I. Беседа. 1 3 3 1
1. Проверка домашнего задания.
1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в конце которых вы
поставили:
а) точку;
б) вопросительный знак;
в) восклицательный знак.
Задание можно проверить по рядам или вариантам.
2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в конце которого вы
поставили вопросительный знак.
– Чем это предложение отличается от всех остальных? (В остальных вариантах ответов
содержится просьба, а не вопрос.)
– По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак) в задании №7 из
Рабочей тетради? (Содержится приглашение, которое произносится с особым чувством.)
2. Словарноорфографическая работа.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности. – Отгадайте загадки и запишите отгадки (последнее слово учитель записывает на доске
вместе с детьми).
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Я румяную матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.)
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)
– Что общего у записанных слов?
– Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове?
– Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления?
– Составьте со словом ящерица три разных предложения: с точкой, вопросительным и
восклицательным знаком на конце.
II. Работа по учебнику. 1 3
1. Упр. 25 – совершенствуются языковые, интонационные и пунктуационные умения
(различать разные виды предложений, читать их с нужной интонацией и оформлять на
письме).
Рекомендуется провести взаимопроверку деления на слоги и для переноса слова русский,
так как коллективно в процессе словарной работы актуализировались эти умения. Слова
му|дры|е, бы|стре|е (му–дрые, бы–стрее) желательно проверить на доске. Учитель
может обратить внимание на возможность вариантного переноса слов му–дрые и муд–
рые, а также бы–стрее и быст–рее, т.е. не только по слогам.
Упр. 26 – развиваются орфоэпические умения (умение интонировать предложение в
соответствии с характером пунктуационного знака).
2. Чтение правила в рамке по учебнику.
– От чего зависит разная интонация при чтении предложений? (От содержания и чувства, с
которым оно произносится.)
П: – Особая интонация в предложениях называется восклицательной. Если же говорящий
особого чувства не вкладывает, то говорят о невосклицательной интонации. Об этом вы более
подробно узнаете при дальнейшем изучении русского языка в 3м и 4м классах.
3. Дополнительный материал к уроку.
Упр. 13 («Дидактический материал»).
– Запишите предложение с вопросительным знаком в конце.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): ΙV. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выписать предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты выписал всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– На адрес нашего класса пришло письмо. Догадайтесь, кто его отправитель, кто прислал это
письмо.
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны!
(А. Тетевкин.)
– Запишите ответ в виде знака. (!)
– Как называется особое выражение в предложениях с таким знаком на конце? (Интонация,
восклицательная интонация.)
– Какая именно это будет интонация, что она будет выражать?
(Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.)
– Какая интонация должна быть в предложениях с точкой или вопросом на конце? (Нет
особого чувства, а просто рассказывают или спрашивают о чёмто.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТОУУ
ТООУ V. Домашнее
задание.
Н. «Дидактический материал», упр. 11.
П. Рабочая тетрадь, тема 2, №9.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
Урок 15 (12).
Тема: Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)
Цель: – развитие умений построения и оформления предложений;
– развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка – предложении. Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Актуализация
Ι
.
знаний.
– Откройте тетрадь. 4 3
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Послушайте стихотворение А. Шибаева. Поставьте нужный знак после прочтения каждого
отрывка.
1. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка.)
2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак.)
3. Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какимито далёкими
Туманными намёками… (Многоточие.)
4. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца! (Восклицательный знак.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации. II. Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности. Поиск
решения (открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие умений
– применение знания.
Повторение.
Совершенствование
речевых и
правописных умений.
1 3 1
– Кроме знаков на конце, у предложения есть ещё ряд признаков.
Вспомните их (куда нужно заглянуть, если забыли?) и задайте вопросы для определения темы
урока.
– Как устроено предложение (из чего состоит)?
– Как связаны в нём слова?
– Как оформляется предложение на письме?
– Как правильно произносить предложение в устной речи?
– Все ли вопросы мы рассматривали на уроках?
– Как думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?
Тема урока как цель:
«Обобщить всё, что узнали о предложении и чему научились».
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Из чего состоит предложение?
1. Связь слов в предложении.
2. Оформление предложения на письме.
3. Знаки препинания в конце предложения.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
I. Блицопрос по теме. 1 3 3 1
1. Задание 1 из раздела учебника «Это ты знаешь и умеешь».
Работа по рядам: ученик с 1го ряда читает начало – заканчивает ученик со 2го ряда.
Затем ученик со 2го ряда читает – заканчивает ученик с 3го, ученик с 3го читает – с 1го
отвечает, с 1го читает – со 2го отвечает и т.д.
2. Проверка упр. 11 («Дидактический материал»).
Один ученик из класса читает предложение, другой на доске записывает нужный знак
препинания в конце предложения.
П. Проверка задания №9 из Рабочей тетради.
Аналогичная работа: один ученик читает по предложениям текст о Калуше, другой
записывает нужный знак препинания в конце каждого предложения.
3. Задание №2 из раздела учебника «Это ты знаешь и умеешь».
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности. Ученики по цепочке читают предложения. Затем работа по вариантам:
I вариант записывает в тетрадях первое предложение из учебника,
II вариант – последнее. Проверяют, обменявшись тетрадями.
4. Вспомнить и прочитать скороговорку. Учитель может предложить скороговорки сам
по группам:
У осы не усы, не усищи, а усики.
Шакал шагал, шакал скакал.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
II. Работа по учебнику. 1 3 4
1. Упр. 27 – развивается умение конструировать предложения (реплики диалога) с опорой
на картинки и схемы и интонационно выразительно их читать. Дети работают в парах,
затем разыгрывают придуманные ими диалоги.
2. Упр. 28 – развивается умение составлять предложение из слов, связывать слова по
смыслу. Записывать предложения не надо, так как в них встречаются знаки препинания,
ещё не знакомые детям.
Комментарий учителя здесь будет лишним.
Словарноорфографическая работа.
Запись слов сказ, сказка, рассказ в тетрадях.
– Что общего у этих слов? (Один корень, близкое значение – «чтото сказывается,
рассказывается».) Выделите корень.
– В чём разница между ними? (Сказ – повествование, ведущееся от лица рассказчика, сказка –
повествование (рассказ) о вымышленных героях и событиях, часто с волшебством; рассказ –
повествовательное произведение небольшого размера, художественное изложение событий.)
– Подчеркните опасные места в слове рассказ.
– Объясните с опорой на состав слова рассказ написание в нём 2 букв С.
Запишите в квадратных скобках звуковой состав слов сказ и сказки – [скас], [скаск,и].
Один или два ученика выполняют на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно написать звуковой состав?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Дополнительный материал к уроку: упр. 15, «Дидактический материал».
ТОУУ – Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
Выполнение задания №10 в Рабочей тетради: ученики дописывают нужные слова и
предложения. Данное упражнение развивает умение применять теоретические знания о
предложении в конкретной языковой ситуации. Это упражнение на этапе подведения
итогов может быть выполнено устно, ученики могут проверить ответ по ключу в
приложении. 4 4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали
затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Н. Упр. 2 из раздела «Это ты знаешь и умеешь» – написать все предложения, кроме
первого и последнего.
П. Дополнительно к 1му заданию: подобрать по одной загадке и пословице и записать в
тетрадь.
ТОУУ
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
Урок 16 (13).
Тема: Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1.
Цель: – проверка умений и навыков в анализе, построении и оформлении предложений.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний. Повторение.
Совершенствование
речевых и
правописных умений.
1. Проверка домашнего задания. 4 3
Упр. 2 из раздела «Это ты знаешь и умеешь».
– Сколько предложений вы записали? (3, первое и последнее предложение было записано в
классе на предыдущем уроке.)
– Как вы определили границы предложений? (В каждом предложении есть законченная мысль,
слова тесно связаны по смыслу между собой.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы. – Какие знаки препинания поставили в конце предложений? (Точку.) Почему? (Здесь просто
сообщается о богатстве и разнообразии русского языка.)
– Прочитайте предложение о загадках. О каких качествах создателей загадок в нём говорится?
(О наблюдательности русского народа.)
– Приведите примеры загадок. Что в них подметил народ?
– А какое качество народа отражено в поговорках? Докажите, опираясь на текст.
Приведите примеры пословиц (если были желающие их найти).
2. Проверочная работа №1 (время 30–35 мин.). 2 4
Выполняется по вариантам в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому
языку», 2й кл.
Рекомендации по проведению работ представлены в самих тетрадях в комментарии для
учителя. В тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для
каждого задания указано проверяемое умение. За каждое задание ставится отдельная
отметка.
Учитель спрашивает несколько учеников.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить все задания?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙΙ
. Итог урока.
– Что вам нужно было показать при выполнении этой работы? Какие знания и какие умения?
– Знание признаков предложения.
– Умение составлять предложения.
– Умение находить границы (начало и конец) предложения и ставить знаки в конце
предложений.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции. . Домашнее
ΙΙΙ
задание.
Подготовиться к словарному диктанту: упр. 3 из раздела «Это ты знаешь и умеешь».
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
Урок 17 (14).
Тема: «Пишу правильно».
Цель: – развитие умений нахождения и исправления ошибок в построении и оформлении предложений.
Символы: Н П М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».3 3 1
1. Словарный диктант.
Учитель диктует слова из упр. 3 из раздела «Это ты знаешь и умеешь». После диктовки
учителя ученики могут обменяться тетрадями (в парах) для проверки. Затем учитель
просит проверенные работы сверить с учебником и поднять руки тех, у кого не
оказалось ошибок. Эти ребята могут взять солнышко или поставить себе «!». Затем –
тех, у кого была одна ошибка. Они ставят себе «+», если две и больше ошибок, то пока
никаких отметок у них в тетрадях не будет.
2. Коллективная работа по исправлению типичных ошибок.
Коллективное выполнение упр. 16, «Дидактический материал».
3. Индивидуальная работа над ошибками. (Проверочная работа №1.) Работа по
карточкам на основе «Дидактического материала»
(упр. 15). С ним работают те ученики, которые в «Проверочной работе №1» не
допустили ошибок.
. Развитие умений –
ΙΙ
применение знания.
Выполнение тех заданий и упражнений, которые остались
невыполненными на предыдущих уроках.
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
ТООУ
ΙΙI. Итог урока.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Какую отметку вы себе поставили?
– За что?
VΙ . Домашнее
задание.
По выбору учителя.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
– Правильно записывать слова под диктовку.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Признаки предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.