Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Оценка 4.8

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
2 кл
11.05.2017
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык». Цель: – познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним.Беседа по вопросам: 1 – Как называется учебник? – Кто авторы учебника? – Что изображено на обложке? Кто эти герои? (Петя Зайцев, Вова Колесников, Катюша Персикова – герои учебника по литературному чтению «Капельки солнца».) – Почему они здесь? (Они тоже будут заниматься вместе с нами русским языком.) – Проверьте ваши предположения. Чтение первой статьи учебника – обращения к ребятам, в котором говорится о необходимости изучать русский язык, а также о названных героях.Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».
РЯ Слово 1-6 урок.doc
Урок 1 Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык». Цель: – познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним. Этапы урока Раздел Слово Ход урока Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) Ι . Актуализация знаний. Повторение.  I. Рассматривание обложки учебника. Беседа по вопросам:   1   – Как называется учебник? – Кто авторы учебника? – Что изображено на обложке? Кто эти герои? (Петя Зайцев, Вова Колесников, Катюша Персикова –  герои учебника по литературному чтению «Капельки солнца».) – Почему они здесь? (Они тоже будут заниматься вместе с нами русским языком.) – Проверьте ваши предположения. Чтение первой статьи учебника – обращения к ребятам, в котором говорится о необходимости  изучать русский язык, а также о названных героях. – Обратите внимание: на обложке изображён объектив фотоаппарата и фотографии наших героев. – Откройте начало первого раздела, потом второго, потом третьего и т.д. Это всё фотографии с одной фотоплёнки. – Почему же так оформлен учебник? (Версии детей.) После предположений детей учитель может сказать: фотография запечатлевает определённый момент в жизни человека. Можно взять свою старую фотографию и увидеть, каким ты был год, два или пять лет назад. Так и в языке. В словах языка – история народа, его прошлое и настоящее. В книгах, которые написаны по­русски, можно прочитать о прошлом, узнать, как жили люди, о чём они думали и т.д. И по тому, что и как писал и пишет любой человек, можно много о нём узнать. Например, ваше письмо другу, записка родителям – это ваша «фотография». II. Рассматривание рисунков.  1    Обращается   внимание   детей   на   то,   что   рисунки   будут   помогать,   подсказывать   содержание разделов и упражнений. Можно поработать с рисунками перед разделами: дети предполагают, о чём в них будет идти речь. Можно выборочно пролистать учебник и найти рисунки к упражнениям, предположить, о чём будет упражнение. III. Ознакомительно­выборочное чтение статьи «Как работать с учебником» с опорой на цветовые обозначения.   3   2 –  Прочитайте заголовки,  выделенные красным  цветом.  Почему они выделены красным? (Это самое главное, самое важное.) – Как вы думаете, зачем русским людям и вам тоже надо изучать родной язык? (Ответы учеников.) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте  учебника; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять познавательную и – Проверьте, правильно ли вы думали, прочитав текст после заголовка «Зачем мы будем учиться?». – Ответьте на вопрос словами из учебника (можно выбрать отдельные фразы или предложения). Для успешного общения нужно знать язык. Иллюстрацией к мыслям в учебнике могут послужить примеры из детских   книг.   Отрывок   из   книги   Л.   Гераскиной   «В   Стране   невыученных   уроков»   (см.   учебник «Литературное чтение» «В одном счастливом детстве» – эпизод с запятой в предложении «Казнить нельзя помиловать» или история о том, как одно неправильно написанное слово может разрушить все планы: один мальчик написал другу записку «Встретимся в 3 часа у магазина «Оптика» и ждал друга у магазина «Оптика», а друг его – у аптеки). – Что нужно  научиться делать  на уроках  русского  языка?  Ответить  на этот  вопрос тоже поможет учебник.  Чтение   фрагмента   статьи   учебника   об   универсальных   учебных   умениях   (учитель   может прочитать этот фрагмент сам). – Эти умения нужны только на уроках или вообще могут пригодиться в жизни? (Прежде всего, в жизни, чтобы решать разные вопросы, быть успешным в делах.) – Каким цветом обозначены кружки к заданиям, которые пригодятся в жизни, помогут быть успешными в разных делах, общении?   Дети называют цвета. –   А   каким   цветом   обозначены   кружки   к   заданиям   на   изученный   материал   по   русскому   языку (посмотрите на другой странице)? (Серый цвет.) – Найдите и прочитайте задания, отмеченные зелёным и серым  цветом.  В чём разница между  ними?  (Зелёный  цвет  показывает,  что  нужно что­то  обсудить, рассказать, сделать вместе, а серый – задания к конкретному упражнению на изученный материал.) IV. Как работать по учебнику (знакомство с технологией проблемного диалога – рубриками внутри  параграфа).  3 Этапы проблемного диалога, отражённые в структуре учебника (читать весь материал детям  необязательно). – Как мы будем учиться? – Прочитайте заглавия, выделенные чёрным шрифтом (определяем основной вопрос урока, вспоминаем  то, что знаем, и т.д.) – Какие рисунки даны к этим заголовкам? Как вы думаете, почему? (Поднятая рука – это важно, приложенная к голове – я думаю, поднятый палец руки – я догадался,  нашёл решение, разведённые руки – сравнение, лучики – применение, распространение знаний.) V. Знакомство с условными обозначениями.   3 Работа с фрагментами вступительной статьи «Что нужно запомнить» и «Другие условные  обозначения». Дети сначала находят условные обозначения для запоминания и ищут примеры в учебнике: как  даны правила, слова, написание которых нужно запомнить (словарные), дополнительные сведения,  подсказки. Затем обращаются к другим условным знакам: какие есть разборы и как они обозначены (находят примеры в учебнике), какие задания нужно выполнять в паре, какие письменно и т.д. При  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное развитие и  воспитание: 1) воспитание нравственного чувства,  этического сознания и готовности  совершать позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое  воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к  познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. наличии времени тоже можно найти примеры в учебнике. VI. Работа над содержанием учебника.   1 Анализ   схем:   что   мы   будем   изучать   и   чему   учиться   в   этом   году?   Обращается   внимание   на информацию в рамках под цифрами 1, 2, 3, 4. – Что уже известно, а что является новым?  – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? Урок 2. Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) Цель: – формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы); – формировать умение узнавать слово по его лексическому значению; – формировать умение подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.                    Этапы урока Ход урока Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) Ι . Актуализация знаний. II. Формулирование  проблемы,  – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – Как вы думаете, какие секреты есть у русского языка? (Как предметы получают названия, как  пишутся разные слова, как правильно сказать и почему так будет правильно, как правильно обратиться  или спросить о чём­то и т.д.) – Что значит беречь свой родной язык? (Говорить правильно, не употреблять грубых слов, выбирать  самое точное, нужное слово в речи и т.п.) Словарная работа.  5 – Как вы думаете, что главное в языке? (Это слова.) В них заключены наши представления об  окружающем мире. Посмотрите на эти слова (на доске записаны слова или на слайде №2 презентации):  лимон, яблоко, ромашка, василёк, слива. Задания: 1. Разделите эти слова на группы (слайд №3). Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. планирование  деятельности. 2. Назовите признак, по которому разделили слова. 3. Запишите в тетрадях только названия фруктов. 4. Поставьте ударения, подчеркните буквы безударных гласных. 5. Представьте эти фрукты и расскажите, чем они отличаются. 6. Попробуйте продолжить определения: Лимон – плод … (продолговатый, жёлтого цвета, кислый на вкус). Яблоко – плод… (круглый, красного, жёлтого или зелёного цвета кисло­сладкий). Слива – плод … (синего цвета, с нежной мякотью). – А теперь я записываю на доске слово влура. – К какой группе слов его можно отнести? Почему? (Слайд №4.) – Что должно быть у слова, чтобы мы его поняли? (Смысл, значение.) – Сравните записанные слова: лимон, яблоко, ромашка, василёк, слива, влура. – Предположите, какой будет тема урока. (Слова, имеющие значение, смысл.) Запись на доске темы урока: «Значение слова». (Слайд №4.) – Задайте вопросы по теме урока. – Что такое значение? – Какие слова имеют значение? – Сколько у слова может быть значений? (Учитель вопросы записывает на доске.) – Составим план урока. План (примерный). 1. Что такое значение слова? 2. Толкование слов. 3. Предугадывание слов.     – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и группах. ΙΙI. Развитие умений –  применение знания. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. Духовно­нравственное развитие и  воспитание: 1) воспитание нравственного чувства,  этического сознания и готовности  совершать позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое  воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к  познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 1. Беседа на основе изученного в 1­м классе. – Что такое значение слова? (То, что обозначает слово, его смысл.) – Если не знаешь, что обозначает слово, как об этом узнать? (Спросить у товарища, родителей, учителя,  обратиться к словарю – самой умной книге, которая всё знает.) – Какие слова имеют значение? Вспомните, почему не могли ничего сказать о слове влура? (Значение  имеют слова, которые мы понимаем, знаем, что они называют в окружающем нас мире.) (Слайд №5.) – Когда я произношу слово слива, все ли подумали об одном и том же – вкусном, сочном плоде?  Представьте, что мы оказались в плодовом саду… – Какое ещё значение может иметь слово слива? (Слива – это дерево, на котором растут плоды –  сливы.) – Сколько же значений может быть у слова? (Одно или два.) 2. Работа по учебнику.   4   6 а) Упр. 1 – развитие умения толковать значения слов школа, ученики, класс. (Слайд №6.) б) Упр. 2 (на развитие механизма антиципации) – развитие умения определять (предугадывать)  разные значения у одного и того же слова – язык. (Слайд №7.) – Как вы думаете, почему авторы предлагают нам подумать именно над словом язык, а не над каким­то  другим? (Мы говорим на русском языке, изучаем такой предмет на уроках.) Работа над словом язык в «Орфографической тетради» (с. 52). * Чтение текстов «Что на свете может быть лучше языка?» и «Что на свете может быть хуже языка?» из  учебника «Детская риторика», 2­й класс, часть 2. – О каком языке говорит Эзоп? (О языке общения.) в) Упр. 3 – развивается умение разграничивать разные значения слова язык. – В каких предложениях говорится о языке как средстве общения, выражения мыслей и понимания  между людьми? (1­е и 5­е предложение, упр. 3.) – В каких предложениях говорится о языке в тех же значениях, которые есть у слова язык в басне  Эзопа?                                                                                                     3. Выполнение задания «Рабочей тетради», 2­й класс, тема 1, №8 (соотнеси пословицу со словом  язык и определи её значение). (Слайд № 8, 9.) 4. Дополнительный материал к уроку.   5 Развивается умение разграничивать разные значения слов и фразеологических сочетаний (пословиц и поговорок). Не нахожу слов – не в состоянии ничего сказать от волнения, возмущения. Слова не добиться – трудно вызвать на разговор. Двух слов не свяжет – не может понятно излагать свои мысли. Не давши слова крепись, а давши – держись – нужно сдерживать свои обещания. Работа в группах.  4 Пословицы и их значения разделены и перемешаны, задание даётся либо на группу, либо одним  группам – пословица, а другим – толкование значений. Подбирается к толкованию пословица или к  пословице нужное толкование (можно попеременно). Задание классу. – О словах и их значениях существует много пословиц и поговорок. Перед вами пословицы о словах и их значения. Вам нужно соединить их правильно. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙV. Итог урока. V. Домашнее задание. – Ответьте на вопросы, которые записаны на доске. – Что такое значение? – Какие слова имеют значение? – Сколько у слова может быть значений? – А сколько значений у слова язык?   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Н.* Записать одну пословицу со словом язык. П. Записать два предложения со словом язык в разных значениях. ТООУ Урок 3. Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.) Цель: – развитие умений подбирать к слову однокоренные слова, разграничивать разные значения одного и того же слова; – расширение активного и потенциального словарного запаса на основе работы с однокоренными словами, разными значениями многозначного слова. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) Ι . Актуализация знаний. Повторение.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности. – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Чистописание.  3 – С чего начнём урок? (С чистописания.) Запись под диктовку за учителем:  Берегите наш прекрасный русский язык. – О каком языке говорится в предложении? (О русском, родном языке, на котором говорят с детства.) – Вспомните, что значит «беречь язык»? (Не засорять грубыми словами, не обзываться, правильно  писать и говорить.) – В каком значении употреблено слово язык в этом предложении? (Язык как общение, хорошее, чистое слово, выражение.) 2. Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания).  4   2 На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед. Вопросы и задания к ним: – Запишите эти слова в тетрадях. – Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.) – Укажите значение каждого слова. – Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.) – Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из домашней работы. – В каком значении употреблено слово язык в вашем примере? – Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо владеющий словом, говорящий  бойко, метко, точно, смело.) –   – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова языковой? (Через слово язык:  связанный с языком – языковые умения, языковое чутье, языковые группы и др.) – А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только говорит и общается с помощью языка.)     – Выделите корень у записанных слов. – Чему учились? – Как назывался этот этап урока?  3. Формулирование темы и цели урока. 3 – Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Однокоренные слова. Значение слова.) – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте  учебника; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; – Составим план урока. План (примерный). 1. Наблюдение над однокоренными словами. 2. Наблюдение над многозначными словами. 3. Подбор многозначных слов. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? 4) умение работать в паре. . Развитие умений –  ΙΙ применение знания. Работа по учебнику.  3   3   5 Упр. 4 – развивается умение детей устанавливать границу своего знания, работать с информацией. – Почему слово язык выделено в упражнении три раза? (Имеет разные значения.) – В каких значениях употреблено слово язык? – Назовите другие слова, однокоренные со словом язык. Как вы их обнаружили? (Выделены жирным  шрифтом, связаны по смыслу со словом язык.) – Сколько значений у слова языкознание? (1.) – А сколько – у слова язычок? (3.) – Можно ли понять, в каком значении употреблено слово язычок, если не добавлять к нему других слов – у малыша, у колокольчика, у ботинка? – Что обозначает слово язычок в каждом из названных сочетаний? (Орган во рту, металлический  стержень внутри колокольчика, верхняя отгибаемая часть ботинка.) Упр. 5 – развивается умение анализировать значения слов и обнаруживать сходство у разных  значений одного слова. При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на два плана содержания  стихотворения – конкретно­предметный (ботинок) и образный (котёнок), которые  поддерживаются тематическим рядом слов: ботинок, язычок, чёрный, с одной стороны, и  лакает, язычок, молочко – с другой. – Чем похожи язычок ребёнка или котёнка и язычок ботинка? (Вытянутой формой и возможностью  двигаться, перемещаться.) П. – Запишите слово груша. Придумайте сочетания, в которых слово груша имело бы разные значения.  (Вкусная, спелая груша, боксёрская груша, резиновая груша.) На этом уровне учитель может ввести понятие многозначные слова – слова, имеющие несколько  Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. значений. М. – Самостоятельно подберите слово, которое имеет разные значения. (Лисий хвост, хвост поезда, за  ним хвост – идут следом.) – Что мы сейчас делали? 4   4 – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙΙI. Итог урока. – Запишите ключевые (самые важные) слова урока. (Однокоренные слова, разные значения слова)/(П.  многозначные слова.) – Приведите примеры к этим ключевым словам. 4   4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? ТООУ IV. Домашнее задание. Н. Упр. 6. П. Составить три предложения со словом язычок в разных значениях. Урок 4. Тема: Как устроен наш язык? Цель: – развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи).                     Этапы урока Ход урока Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) Ι . Актуализация знаний. Повторение.  – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Разминка «Угадай слово»  3   4   2 (с элементами проверки домашнего задания) –  совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям. 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются – … (иголки). – Запишите это слово в тетрадях. 2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю... (Линейка.) – Запишите это слово в тетрадях. 3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;         – свет от светящихся приборов;         – стрельба (огонь). – Запишите слово огонь в тетрадях. 2. Вопросы и задания к разминке.  – Поставьте ударение в словах. – Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный  2­й слог.) – Сколько безударных слогов в каждом слове? – В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы: – Сколько значений у слова  иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения. (Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.) – Сколько значений у слова  линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.) 3.   – А теперь задайте сами вопрос к слову  огонь. (Сколько значений у слова  огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами; огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.) –   Вспомните   и   назовите   слова   из   домашнего   упражнения,   которые   имеют   несколько   значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения. – Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров. – Что мы сейчас делали? – Чему учились? – Как назывался этот этап урока?  Формулирование темы урока.    3    3 – С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова? – Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?») – Назовите тему урока. – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? – Составим план урока. План (примерный). 1. Значение слова. 2. Количество слогов, звуков и букв в слове. 3. Части слова. 4. Употребление в предложении. 5. Написание. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. 1. Работа по учебнику.   2   3   4   3 Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании. После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом? (Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.) 2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке. Вопросы и задания. – Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным? – Из чего состоит слово? А предложение, текст? II. Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности. ΙΙI. Развитие умений –  применение знания. – Посмотрите на схемы в серой рамке. – Как выделяются части слова? – Чем отличается схема слова от схемы предложения? – Какую схему вы предложили бы для текста? – Попробуем составить схему устройства языка. Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему. – Что мы поместим в центр схемы? (Слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.) – Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.) – Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.) – А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже. – О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.) – Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.) В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему:                                            значение                                                ↑ приставка                                                                 корень                                слово                               звуки                                        суффикс                                 ↓                                 буквы                                                                                                      предложение                                               текст 3. Дополнительный материал к уроку. Информацию   можно   представить   на   слайде   презентации   или   предложить   как   раздаточный материал. – Слово можно рассмотреть с таких сторон:    а) значение;    б) количество слогов, состав звуков и букв;    в) части слова, однокоренные слова;    г) употребление в предложении; д) написание. – Рассмотрим по такой схеме слово месяц. а) У слова месяц два значения:  1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31); 2) луна или её часть. б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного). в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный. г) Предложение можно продиктовать или составить устно:  Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль. В   первом   предложении   слово   употреблено   в   значении   «луна»,   во   втором   предложении   –   «единица времени»; д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения. – Что мы сейчас делали?   4   4 – Какие знания повторили? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙV. Итог урока. 1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на составленную схему. 2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2­й кл., тема 1, №1, 2, 4.  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТООУ V. Домашнее задание. 1. Рассмотреть слово  капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать). 2. Н. Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2­й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке). П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2­й кл., тема 1, №9. Урок 5. Тема: Опасные места в словах русского языка. Цель: – развитие умения находить опасные места в словах и правильно писать слова, в которых они есть. \                   Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  Ход урока Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Задание на развитие связной монологической речи на лингвистическую тему.  1 – На основе схемы, составленной на прошлом уроке, расскажите об устройстве нашего языка. – На примере из домашнего задания (слово капуста (П), язык (Н)) покажите разные стороны этого  устройства: значение, звуки, буквы, слоги, однокоренные слова, предложение, опасные места.  Выполнение задания №9, тема 1 в «Рабочей тетради»: расположите компоненты устройства  языка от меньшего к большему (на основе материала в рамке в учебнике на с. 14). Вопросы после выполнения задания. Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему задание (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.  2. Вводная беседа.   4   3 – Вы все, наверное, с детства слышали такую фразу: «Это опасно». – В каких случаях её произносят? (Eсли есть угроза чего­то плохого, какого­то несчастья: упасть,  удариться и т.д.) – Какие вы знаете сигналы опасности у животных, у людей? (У животных: крики, вой, оскаленные зубы,  Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. ТОУУ УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); II. Формулирова­ние  проблемы,  планирование  деятельности. ΙΙI. Развитие умений –  применение знания. поднятая шерсть, хвост, у людей – красный сигнал светофора, вой сирены, крик, удар, стрельба, взрыв.) – А кто помнит сигнал опасности в русском языке? (Это опасные места в написании слов.) – В каких случаях мы говорим об опасных местах в написании слов? (Где есть расхождение в написании и произношении.) – Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать).  1  3 («Опасные места в словах русского языка».) Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах. – Составим план урока. План (примерный). 4) осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. 4. Опасные места для букв гласных. 5. Опасные места для букв согласных. 6. Шипящие. 7. Большая буква. 8. Обозначение мягкости согласных. 9. Научиться находить опасные места в словах. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? 1. Работа по учебнику.   3 Упр. 8 – развивается  умение  находить опасные  места  в словах при обозначении  гласных звуков. Выполняется   коллективно   с   комментированием   вслух   опасных   мест.   Обращается   внимание   на безударное положение гласного звука в слове.                   Упр. 10 – развивается умение находить опасные места в словах при обозначении гласных, согласных, выборе ь и ъ, большой буквы. Первый столбик слов с опасными местами можно разобрать коллективно с комментарием, затем проверить   его   с   помощью   текста   в   рамке   (найти   и   прочитать   строчки,   которые   обобщают наблюдения –  1–3­й пункты в перечне опасных мест). Затем читать следующие пункты поочерёдно и подбирать примеры из упр. 10. Обращается внимание и на обозначение опасных мест в слове – подчёркивание одной чертой. Методическая рекомендация: среди слов из упр. 10 встречаются и такие, которые ещё предстоит изучать: удвоенная буква согласного С (класс), буква парного по глухости­звонкости согласного перед глухим  (рёвушка).  Их можно  оставить  без  комментария, а  отмечать  только  случаи,  которые Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами;  3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; подходят под правило. 2. Общие выводы по тексту в рамке. – Сколько видов опасных мест может быть в словах? (5.) – В какие группы их можно распределить? (Опасные места для букв гласных, согласных (парных глухих и звонких, шипящих, обозначения мягких и [й]), большой буквы.) – Подберите примеры слов с опасными местами к каждому пункту правила. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Задайте вопросы по теме урока. (Один ряд задаёт вопросы, другой отвечает, третий добавляет.) – Что такое опасное место в слове? (Место, где есть выбор одного из нескольких написаний.) – Как найти опасное место? (По специальным признакам – безударному положению гласного, парным глухим или звонким в конце слова, шипящим, мягким согласным, звуку [й] после согласного; если это имя, географическое название.)  4    – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? ΙV. Итог урока. Урок 6. Тема: Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу. Цель: – развитие умений переноса слов со строки на строку; – развитие умений правильного списывания слов, предложений, текста.                     Этапы урока Ход урока 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. Формирование УУД, (технология оценивания учебных ТОУУ успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Создание мотивации к изучению языка.  4  3  1  3 Игра­разминка «Угадай слово». Учитель читает стихотворение А. Шибаева, а дети должны угадать слово и записать его в  тетрадях. Вёз водитель в магазин Много мётел и корзин. Как приятно было Зине Вместе с ним сидеть в … (кабине)! Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа объектов делать  выводы; 5) обобщать и классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; По дороге наша Машенька идёт, За верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза: Очень длинная у девочки … (коса). Филиппок за окуньком В речку лезет босиком. Очень хочет Филиппок Окунька поймать в … (сачок)! Если дети затрудняются с отгадками, учитель может дать подсказку: назвать первые слоги слов­ отгадок: ка­… (кабине), ко… (коса), са… (сачок). Задания к разминке. – Разделите записанные слова на слоги. – Сколько слогов в каждом слове? Как это определить? – Какое значение имеет слово коса? Подберите однокоренные слова к слову коса (косичка). – А есть ли ещё какие­то значения у слова коса? Приведите пример. (Отец наточил косу.) Подберите к  нему однокоренные слова. (Косить, косарь.) Совпадают ли они с однокоренными словами к слову коса  «волосы, причёска»? Учитель отмечает, что это слова особые, с которыми дети будут знакомиться в дальнейшем. – Есть ли в записанных словах опасные места? Как вы это определили? (Гласные звуки находятся без  ударения.) Обозначьте карандашом эти опасные места.  Подчёркивают. – Вспомните, какие ещё опасные места могут быть в словах.  Дети называют остальные пункты правила на с. 15. – Приведите примеры слов, в которых есть опасные места, из задания №6 в «Рабочей тетради» (друг,  лью, шип). Объясните, какие здесь опасные места. Почему в слове дом нет опасных мест? – Какие опасные места есть в слове Чук (задание №7 в «Рабочей тетради»)? (Большая буква в имени Ч,  гласный у после шипящего ч, парный глухой [к] на конце слова.) – Какой вариант ответа вы выбрали? (3, так как здесь три опасных места.) – У кого всё выполнено правильно, может оценить себя: он молодец! Хорошо понял тему. – Кто работал на повышенном уровне (Тема 1, №10), может прочитать текст из трёх предложений со  словом соль и назвать опасное место, которое есть в этом слове (либо прочитать первую часть задания – текст со вставленными словами). Учитель может попросить других учеников оценить услышанный ответ (тем самым учитель  поможет детям разобраться, как в дальнейшем они самостоятельно будут выполнять тестовые  7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать  других; 2) строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами;  3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. II. Формулирова­ние  проблемы,  планирование  деятельности. Поиск  решения (открытие  нового знания),  формулирова­ ние правила  (определения). задания и оценивать уровень своих умений). – Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать).  1   3 («Опасные места в словах русского языка».) Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах. – Составим план урока. План (примерный). 10. Учиться находить опасные места в словах. 11. Повторить перенос слов. 12. Учиться правильно списывать слова, предложения, текст. (Добавляет учитель.) – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? – Запишите предложение, пропуская букву там, где есть опасное место.  4 Обезьяна ела банан. ( _б_з_яна ела б_нан.) – Объясните, какой признак опасного места здесь есть. Сравните с записью на доске (учитель  показывает правильно написанное предложение) и вставьте пропущенные буквы. – Разделите на слоги слово обезьяна. (О|бе|зья|на.) – А теперь выберите правильные варианты переноса этого слова на другую строку. Мини­тест: 1) о­безьяна; 2) обе­зьяна; 3) обез­ьяна; 4) обезь­яна; 5) обезья­на. – Сравните свой вариант с правилом в учебнике на с. 16. – Почему нельзя перенести слово, как в варианте 1 и 3? – В каком случае мы перенесли слово по слогам? Сравните с делением этого слова на слоги (варианты 2  и 5). – Всегда ли слово можно переносить по слогам? (Только если нет приставок или суффиксов.) – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙΙI. Развитие умений –  применение знания. Проверочное списывание.   3 Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2­й кл., с. 1 (вар.  1 и 2). – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙV. Итог урока. – Что узнали нового на уроке? (Как правильно переносить слова.) – Что ещё повторяли о слове? (Опасные места в словах, значение слов, однокоренные слова, деление  слова на слоги.) – Зачем же нужно знать деление на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.)   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее задание. 1. Упр. 11, устно ответить на вопросы. 2. «Рабочая тетрадь», 2­й кл., тема 1, №3. ТООУ

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017