Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"
Оценка 5

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
02.04.2017
Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"
УРОК.docx
Методическая разработка урока по литературе. Тема: «Мы  будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать»                                                               Я верю, что женщина – чудо такое,                                                               Какого на Млечном пути не сыскать.                                                               И если «любовь» – это слово святое,                                                               То трижды священное «женщина­мать».                                                                (Слайд 2) Цель урока: показать, что образ матери – вечная тема в искусстве,  объединяющая различные виды искусства. Задачи:  1 Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах  произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери. 2 Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и  творческие способности обучающихся в различных видах музыкальной  деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников,  композиторов.    3 Воспитывать у обучающихся  чувства уважения, любви к матери. Преподаватель: В душе и в сердце каждого человека, в зависимости от его  возраста и жизненного опыта, всегда существуют некие святыни, сокровенные и  почитаемые образы и истины, которые наполнены для него важнейшим смыслом и  являются своего родом ориентиром.   Пожалуй, первой святыней, которую открывает для себя каждый из нас, является образ Матери. «Мама» ­ это первое слово, которое произносит человек.  В это слово мы всегда,  не давая себе отчета вкладываем беспредельную благодарность за данную нам  жизнь, за непрестанную заботу, за бессонные ночи, за тепло и нежность, за ту  поддержку, которую мы всегда найдем у неё.   Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой,  улыбкой, радостью. Поэтому цель нашего урока – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры  к своим матерям. На предыдущих уроках вы убедились, что тема природы вечная, потому что она на протяжении многих веков вдохновляла людей на создание  произведений  искусства. Преподаватель: А какие темы в искусстве еще можно назвать вечными?   ( тема любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми,  материнства) Я приглашаю Вас в нашу картинную галерею, а провести экскурсию мне помогут  слайды и сообщения студентов. Преподаватель: Вот уже более 2000 лет воспевается образ Божией Матери.  Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты,  композиторы.   (звучит фрагмент С.Рахманинова «Богородица Дева, радуйся») (Слайд № 3)          На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской. Студент: Икона Богоматери Владимирской особенно близка русскому  человеку. Создана во П половине 12 века. Сейчас она находится в Московском  кремле в Успенском соборе. Преподаватель: Всмотритесь в глаза матери: что вы видите? Студент:  Лик её печален, она чувствует какие испытания готовит жизнь её  ребенку. Преподаватель: Как склонил голову младенец? Студент:  Иисус нежно прижимается к щеке матери, их лики прекрасны и                         полны добрых чувств. Не на троне – на ЕЁ руке, Левой ручкой обнимая шею,­ Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует…Немею­ Нет ни сил, ни слов на языке… А она в тревоге и в печали Через зыбь грядущего глядит… В мире нет слепительнее  чуда Откровенья вечной Красоты!                                   М.Волошин Преподаватель: Эту икону называют «древнейшей  песнью материнства. Как вы думаете, почему? Студент: Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят её образ в всех  странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет  характер великой и светлой печали, скорби, прощение за самое дорогое. Преподаватель: Много легенд связано с иконой «Владимирской  Богоматери».  Одну из них послушаем. Студент: Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный  Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от  Киева владения, взял с собою икону Божьей матери. После краткого отдыха в  городе Владимире князь продолжил свое путешествие, но, отъехав на несколько  верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки  заставить их тронуться с места были безуспешными. Смена лошадей также ни к  чему не привела. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица  Небесная и повелела оставить чудотворную икону Богородицы во Владимире и на  сем месте устроить храм и монастырь в честь её Рождества. С тех пор икона  Божьей Матери стала называться Владимирской. Преподаватель:  У русского поэта А.Фета есть стихотворение «Аве Мария» (Радуйся Мария, так начинается молитва.) Австрийский композитор Шуберт  написал арию «Аве Мария» Аве, Мария – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! Аве Мария – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха…  На доске появляются картины Рафаэля, Петрова­Водкина, Ренуара. (Слайд № 4)            Преподаватель: Как вы думает, какая из картин созвучна этому  музыкальному произведению? Студент:  «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд № 5)              Преподаватель: Что вы знаете об этой картине? Студент: Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих пор не  могут без волнения  смотреть как молодая женщина с ребенком на руках легко  ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать своего сына – маленького Христа на страдание и  муки. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Перед Марией  преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.                          Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающей грозы. Ветер растрепал волосы ребенка. Малыш приник к материнской груди и беспокойно  вглядывается в толпу.                                   С какою нежностью покоит на руках Оно свое дитя в задумчивом молчаньи! На сомкнутых губах лежит печать страданья, И ласка тихая в опущенных глазах… С тревогою прижав дитя к груди своей, В его грядущее она глядит с тоскою, И хочет мать закрыть беспомощной рукою Своё дитя от слез, печали и скорбей Преподаватель: Нас поражает взгляд матери – в нем необыкновенная  доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым  она идет к людям. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего  долга пойти на жертву. Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве  одного из крупных художников начала 20 века К.Петрова­Водкина.(Слайд № 6) Студент: Картина написана художником Петровым­ Водкиным в 1915 году,  когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что  жизнь побеждает смерть. На картине, которую назвали «Петроградская мадонна»  изображена  кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады, поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери  спокойно, она занята делом, важней которого для неё ничего нет. Её губы сжаты,  взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь. Преподаватель: (Слайд 7). Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар написал эту картину по просьбе мадам  Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых  коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где  собирались известные литераторы, художники, музыканты.  Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми ­  дочерью Жоржеттой и сыном Полем ­ и большой собакой. Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и  парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не  только голубой, белый и золотисто­желтый цвета наполнены у художника  воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой  написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и  непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в  атмосферу картины настроение играющего веселья. Преподаватель: А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы.  Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это – ваши мамы, они вас любят,  заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети   немножко  устали. Поэтому послушаем песню Стаса Михайлова «Мама» ( исполняет Кутилина А.) Преподаватель: Многие современные писатели обращаются к теме  материнства. Студент: В повести В.Распутина «Последний срок» рассказывается о  последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, преждевременно  съехавшихся в родительский дом. Жизнь её была тяжелой: разруха, голод, война. Она вырастила 5 детей. Люся и  Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом  она доживала свой век. Почувствовав приближение смерти, Анна решила  попрощаться со своими детьми. Вот уже приехали четверо из них, и все ждали  самую младшую из них – Татьяну. Старуха любила её больше всех она была её  поздним и последним ребенком. Анна считала, что именно младшая дочь будет  утешением  в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих  матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно  очень немногое: любовь и внимание детей.         Студент читает стихотворение: По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, только очень редко И тогда, не замечая нас, Все ходила и шептала: «Детки, Вам ко мне собраться бы хоть раз».  Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать ­ старость подошла. «Как бы хорошо мы посидели Рядышком у нашего стола. Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели часто до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот поди же, всех вас собери". Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: "Дети, срочно! Дети, очень срочно!! Приезжайте, заболела мать!" Из Одессы, Таллина, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собирались, да только жалко У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Так зачем же дали вы разлуке Так надолго между вами встать? Мать ждала вас в дождь и в снегопады, В жаркие бессонницы ночей. Неужели горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей? Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! Пока у вас есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!            Преподаватель: Мать! Сколько в этом коротком и великом слове    содержится, радости, щедрости, самопожертвования, печали, страдания, тревоги  понятно каждой женщине матери на всей планете, какой бы она ни была нации,  цвета кожи, на каком бы языке не говорила. Студент читает стихотворение: У матерей святая должность в мире ­ Молиться за дарованных детей. И день и ночь в невидимом эфире Звучат молитвы наших матерей. Одна умолкнет, вторит ей другая. Ночь сменит день, и вновь наступит ночь. Но матерей молитвы не смолкают За дорогого сына или дочь. Господь молитвам матерей  внимает, Он любит их сильней, чем любим мы. Мать никогда молиться не устанет О детях, что еще не спасены Всему есть время, по пока мы  живы, Должны молиться, к Богу  вопиять. В молитве скрыта неземная сила, Когда их со слезами шепчет мать. Как тихо. Во дворе умолкли птицы, Давно уже отправились все спать. Перед окном склонилась помолиться Моя родная любящая  мать.  Преподаватель: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое   слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках одинаково нежно.  У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и  чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь.( Слайд № 8)                                     Это маленькие сердечки, которые хранятся в материнском сердце. Перечислите  сокровища, которые живут в сердце матери (нежность, терпение, любовь,  верность , доброта, обаяние, трудолюбие.)  И сколько бы ни было тебе лет, тебе  всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем  радостнее и светлее  жизнь! Родиться стоит поздно или рано Хотя бы для того на этот свет, Чтоб вымолвить впервые слово «мама», Которого священней в мире нет. Рефлексия: Чему был посвящен урок? Какую тему называют вечной? Что нового вы узнали? «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”: Домашнее задание: Нарисовать в тетради или на листе бумаги букет любви,  который вы бы хотели подарить своей маме. Мне очень интересно будет узнать, из  каких цветов будет состоять этот букет (роза, ландыш, фиалка, ромашка,  незабудка, хризантема).            Анализ и оценка итогов работы Спасибо вам за урок, завершить нашу встречу мне хотелось бы словами             Пусть ей вечно солнце рукоплещет,             Так она и будет жить в веках –             Самая прекрасная из женщин –             Женщина с ребенком на руках!                                                                                      С.Островой (Слайд № 9)

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"

Урок с презентацией по литературе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017