Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
27.01.2018
Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)
Цели урока: • познакомить учащихся с личностью писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием; • показать связь Салтыкова-Щедрина с сатириками-предшественниками (Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем); • вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить, какие пороки обличает автор в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Оборудование: учебник, презентация « М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество» Ход урока I. Организационный момент. Целеполагание. II. Вступительное слово учителя. Эпиграф к урокам: Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. М. Е. Салтыков-Щедрин
66.docx
Предмет:  литература Класс: 10 Дата:____________ Урок:____________ Тема.  М. Е. Салтыков­Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика  сказок. Ц е л и   у р о к а :   познакомить учащихся с личностью писателя­сатирика Салтыкова­Щедрина, с    важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным  наследием;  показать связь Салтыкова­Щедрина с сатириками­предшественниками  (Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем);  вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить, какие пороки  обличает автор в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух  генералов прокормил». О б о р у д о в а н и е : учебник, презентация « М. Е. Салтыков­Щедрин. Личность и  творчество» Ход урока I. Организационный момент. Целеполагание.  II.  Вступительное слово учителя. Э п и г р а ф   к   у р о к а м : Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу  помыслить себя где­либо, кроме России.  М. Е. Салтыков­Щедрин Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним)  (1826–1889) – публицист, критик, писатель­сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать свое веское слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с  самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель  много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных  кругов России, которые называли его «вице­Робеспьером». Салтыков­Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него –  непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие­нибудь дела, ни усталость  и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли  удержать его от этого… Он садился к письменному столу и писал своим сжатым  почерком «страничку – другую, сколько мог» (С. Н. Кривенко). Обратимся  к  портретам  писателя  (Один из самых известных создан И. Н.  Крамским в 1887 г.) К. К. Михайловский: «Внешность Салтыкова­Щедрина усиливала впечатление  его  грубоватой  манеры:  резкая  перпендикулярная  складка между бровей на прекрасном  открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как­то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но  иногда это суровое лицо все освещалось такою почти по­детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки,  понимали, какая наивная и добрая душа кроется «под его угрюмой внешностью». А. В. Луначарский: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость!  Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная доброта! Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!» М. Е. Салтыков­Щедрин – гениальный писатель­сатирик. Все, что он делал и писал,  это во имя любви к своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и  возможности человека, в торжество добра и справедливости. «Не давайте окаменеть… сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально  в   светящиеся  точки,  которые мерцают в перспективах будущего», – говорил Щедрин,  обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России.    III. Реализация домашнего задания.Сообщения учащихся о жизни и литературной  деятельности М. Е. Салтыкова­Щедрина. 1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ БУДУЩЕГО ПИСАТЕЛЯ Родился 15 января 1826 г. в селе Спас­Угол Тверской губернии в богатой  помещичьей семье. Властной и расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере  вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика. М. Е. Салтыков­Щедрин: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме  испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического  страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула  меня, которая в свое время не причинила бы мне боли». 1836–1844 г. Салтыков­Щедрин учился в Московском дворянском институте, а  затем в Царскосельском лицее. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов,  Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп  высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных  предначертаний», – вспоминал Салтыков об учебе в лицее. Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали  запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время  поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с  социалистом­утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу. 2. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель  затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя.  Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») – «маленький» человек, доведенный  нуждой и голодом до отчаяния: «Россия – государство обширное, обильное и богатое, – да человек­то иной глуп,  мрет  себе  с  голоду  в  обильном  государстве!» – сказал  Иван Самойлович. Повесть  наполнена  негодованием  против  угнетения  человека  человеком. Прогрессивные  идеи  в  первых  повестях  привели  в  гнев  реакционные круги  общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление  к   распространению  идей,  потрясших  уже  всю  Западную Европу». Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости  цензоров,  пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных». Несмотря на то что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного  министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор  полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков  возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни  господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не  вдумывался в них, а как­то машинально впитывал их телом, и только по выезде из  Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я  надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277]. 3. «ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ» (1856–1857) Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин. Это  произведение – разностороннее исследование провинциальной жизни. В  «записках»  Н. Щедрина,  пейзажах,  зарисовках,  сценах  и  лирических  монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир  чиновников­хищников, купцов­стяжателей, взяточников и казнокрадов. Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а  самодержавно­крепостническую систему в целом. В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности  Салтыкова­Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих  произведениях. Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к  иронии» [10. С. 281]. 4. М. Е. САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В Министерстве внутренних дел (вице­губернатор в Рязани и Твери, председатель  казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани). Справедливый и принципиальный, Салтыков­Щедрин держался решительно, ему  удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении  помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных  преступлениях местных чиновников. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в  высшей степени правдив и человечен... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником  и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него  не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…» Отношение Салтыкова­Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия  юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46]. 5. РАБОТА М. Е. САЛТЫКОВА­ЩЕДРИНА В «СОВРЕМЕННИКЕ» И «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ» С 1862 года Салтыков­Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала  вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет  «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель­сатирик отдает все свои силы и знания. Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М.  Е. Салтыков­Щедрин ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть…  Я – писатель, в этом мое призвание». 6. СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» (1869–1870); «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» (1875–1880); «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА» (1887–1889); «СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)» В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков­Щедрин умел говорить  читателям правду. В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова­Щедрина – журнал «Отечественные  записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить  себе что­нибудь более жестокое, унизительное, позорное», – писал он. Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя  одиноким. Единственным спасением была работа. «Он работал… до последнего вздоха… продолжая выпускать произведение за  произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», –  рассказывал один из современников писателя­сатирика. «Пошехонская старина» – итоговое произведение писателя, завещание людям. М.  Е. Салтыков­Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему  сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой  завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*. IV. СКАЗКИ САЛТЫКОВА­ЩЕДРИНА 1)Слово учителя.  Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем  трагичны по своему ядовитому ехидству,  очаровывают своим языковым совершенством. А. В. Луначарский Сказочный жанр привлекал внимание Салтыкова­Щедрина. Еще  в 1869 г. он  написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,  «Дикий помещик», «Пропала совесть»). В 80­е годы XIX века Салтыков­Щедрин за короткий срок создал книгу сказок  (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками. Надобно отказаться  от этой книги, которая не повредила бы мне…» – писал сатирик. 80­е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные  записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу».  Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более  важными оказались содержательные возможности сказок.  Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не  отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная  против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не  появились в печати при жизни писателя. 2) Определение основных тем сказок. 1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел­меценат», «Сказка о  ретивом начальнике».) 2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один  мужик двух генералов прокормил», «Коняга».) 3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь»,  «Либерал», «Карась­идеалист», «Вяленая вобла».) 4) Работа над литературными терминами. В о п р о с ы : 1. Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных  произведений Щедрина. 2. Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»? 3. Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»? (Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное.  Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или  течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании»,  «переворачивании» оригинала.  Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.  Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.  Сарказм – едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным,  сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится  художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого  предмета или явления.) V. Анализ сказок Салтыкова­Щедрина. 1.СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК», «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (1869) В о п р о с ы : 1) Какими изображает автор генералов  и помещика? Как и в чем проявляется  авторское отношение к генералам и помещику? 2) Каким изображает Салтыков­Щедрин русского мужика? 3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени? 4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает? 2. «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ» (1882–1883) Время написания и публикация сказки – трудная пора реакции и террора в стране.  Салтыков­Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу  жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие. В о п р о с ы : 1) Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает  эпитет «премудрый»? 2) Какие советы дает своему сыну старый пискарь? 3) Как связаны у Щедрина разные повествовательные планы: исторический,  конкретно­бытовой, фантастический? 4) Какова жизненная позиция пискаря? 5) Итог жизни пискаря. Что за мысли «посещают» его перед смертью? 6) Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не  человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? М. Е. Салтыков­Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с  лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!»  Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения,  уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков­Щедрин  приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что  человеку присущи «рыбьи» черты. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о  человеческом достоинстве, о мужестве и чести. 3. «ВЯЛЕНАЯ ВОБЛА» В о п р о с ы : 1) С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.) 2) Как же жила вобла? Как объясняет свой ум­разум? (Умна, что вовремя  провялили, лишили мыслей, чувств, совести. Как рефрен звучат слова: «Уши выше  лба не растут».) 3) Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? (Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя самосохранения, своими  спасительными речами вобла оправдывает и прославляет  низменное   существование  трусливых  и  жалких  «премудрых пискарей». Процесс «вяления»,  омертвения и оподления душ показывает сатирик. Пошлые  речи  и  призывы  воблы  помогали  людям,  утратившим гражданское  достоинство, «жить», ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.) 4. «МЕДВЕДЬ НА ВОЕВОДСТВЕ» (1884) В о п р о с ы : 1) Каковы впечатления от прочитанной сказки?  2) Как автор называет Топтыгина I? 3) Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» – вот  что нужно. Судьба Топтыгина I – «погорел на ерунде, хоть потом все погромил –  был отчислен. Топтыгин II – распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало»,  они и проучили его рогатиной. Топтыгин III выбрал золотую середину: ничего не  делал, но и его «постигла участь всех пушных зверей».) Политический  смысл  сказки  был  понятен  современникам  писателя. (Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II.) По требованию цензуры  произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки». 4) Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого  направлена сказка? (М. Е. Салтыков­Щедрин вводит в мир сказки злободневные  политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь  под пером сатирика приобретает черты мракобеса – администратора, который  притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.) VI. Подведение итогов Сказки Салтыкова­Щедрина – политические сказки­сатиры, но они связаны с  устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы,  сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки. Будучи писателем­реалистом, Щедрин создал в сказках множество типических  образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользовался эзоповской манерой письма («эзопов  язык»), прибегал к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии. VII.Домашнее задание. 1. Анализ произведения «История одного города». 2. Биография Л.Н.Толстого

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок." (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018