План урока литературы "Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова" предназначен для учащихся 10 класса. Цель урока: выявить своеобразие и особенности лирики поэта, посвященной родине и народу; развивать речь учащихся; формировать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения., воспитывать патриотические чувства.
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.docx
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Составила: Коваленко Г.А.
Цель: выявить своеобразие и особенности любви М.Ю.Лермонтова к родине и
народу;
развитие речи учащихся; формирование навыка анализа лирического произведения;
формирование навыков исследовательской деятельности;
воспитание
«Как часто, пёстрою толпою окружён…»
«Когда волнуется желтеющая нива…»
«Родина»
«Прощай, немытая Россия…»
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…»
Ход урока
1. Слово учителя.
Проблема Родины и народа волновала образованное русское общество.
Волновала она и М.Ю.Лермонтова, который в целом ряде лирических произведений
затрагивает этот злободневный вопрос. Россия николаевского царствования была
двуликой. «Одна Россия – утончённая, придворная, военная, тяготеющая к центру,
писал Герцен, окружает трон, презирая и эксплуатируя другую. Другая,
земледельческая, разобщённая, деревенская, крестьянская, находится вне закона».
После восстания декабристов углубился разрыв между Россией народной и Россией
официальной. Положение Лермонтова в светском обществе было тяжёлым. С одной
стороны, он был частью этого общества, с другой, не мог принять его морали, правил,
ценностей.
К стихотворению «Как часто, пёстрою толпою окружён…»М.Ю.Лермонтов взял
необычный эпиграф – «1е января», указав тем самым на новогоднее время описанного
в нём маскарада.
Стихотворение получило шумную огласку. Поговаривали, что речь идёт о
маскараде, где Лермонтов дерзко повёл себя с маской, за которой скрывалась особа
царской семьи. Но обличительный пафос стихотворения значительно шире, чем
обращение к конкретным лицам.
II Чтение стихотворения.
Анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…». Беседа по
вопросам:
1. Что в окружающей толпе вызывает неприятие поэта? (Отсутствие живого,
искреннего, сердечного. Здесь речи затвержены. За «приличьем стянутыми
масками» «образы бездушных людей», любовное волнение не затронет «давно
бестрепетные руки»). 3.
2. Какие образы роднят данное стихотворение со стихотворениями «Смерть
поэта» и «Дума»? (Прежде всего образ многолюдной равнодушной толпы и
противостоящего ей лирического героя с «пожаром в крови»).
В чём видит поэт спасение? (В идеальных воспоминаниях детства, где родной
дом, родная природа пробуждают в душе лирического героя давно забытые
добрые чувства. Однако спасение иллюзорно. Чудные видения уступают место
тягостной для поэта действительности, где вместо лиц – маски, вместо тишины
сельского вечера – «шум музыки», вместо ощущения свободы («лечу я вольной,
вольной птицей») – оковы условностей светского маскарада).
4. Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».
Что роднит это стихотворение со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою
окружён…»? (Картины родной природы и то состояние гармонии, которое они
пробуждают в душе лирического героя). Эти мотивы получат дальнейшее развитие в
стихотворении «Родина».
III. Анализ стихотворения «Родина».
Всё творчество Лермонтова проникнуто любовью к родине, но наша задача
заключается в выявлении своеобразия и особенностей этой любви.
Чтение стихотворения.
Беседа по вопросам:
1. Какая из предложенных далее формулировок
точнее отражает тему
стихотворения:
о родине;
о любви к родине;
о странности любви поэта к родине?
2. Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной»? (Поэт
говорит о неизъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно
высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленная кровью»,
великодержавный «покой»,
«тёмной старины заветные предания»).
Традиционному,
Лермонтов
противопоставляет «непобедимую рассудком» привязанность к иному лику
Родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Здесь Лермонтов
срывает с самого себя маску светского человека, гусара, которую ему
приходилось носить, и предстаёт другим человеком, которым его знали только
самые близкие друзья. Светская жизнь и всё с нею связанное мишура,
подлинная Россия, подлинная жизнь – в глубине, в народе.
а потому «казённому» патриотизму
3. Как вы думаете, не противоречит ли М.Ю. Лермонтов в своём отрицании себе –
автору «Бородина» и «Песни про … купца Калашникова»? Обоснуйте свой ответ.
4. Перечислите, какие картины, меняясь, как в калейдоскопе, составляют образ
любимой поэтом Руси.
5. Объясните психологическую мотивировку эпитетов: «степей холодное
молчанье», «огни печальных деревень» (В этих эпитетах отразилась не только
скромная неброскость русской природы и небогатая прелесть российских
деревень, но и психологический настрой самого поэта – его холодность. Его
печаль.)
6. Проследите, как в описании картин русской сельской жизни и природы взгляд
поэта скользит сверху вниз. Какие картины помогают увидеть это вертикальное
движение? (Сначала взгляд охватывает картины, видные лишь с огромной высоты:
степи, колыхание лесов, разливы рек. По мере приближения к земле видны «огни печальных деревень». И только в непосредственной близости можно разглядеть
«с резными ставнями окно».)
7. Если произведение действительно значительно, в нём оригинальны и содержание,
и форма. Обратим внимание на размер стиха. (Наблюдение за настроением
лирического героя, темпом, ритмом речи)
Ответ ученицы (Царенко Аня: первые строфы, в которых поэт (герой) размышляет о
любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и
пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. Как
только поэт переходит к описанию конкретного сельского пейзажа и быта крестьян,
появляется четырёхстопный ямб, который придаёт поэтической речи живость и
простоту.
IV. Слово учителя.
В современном лермонтоведении не раз высказывалось предположение, что в
данном стихотворении поновому преломился
образ лирического героя
М.Ю.Лермонтова: от демонического взгляда сверху (от одиночества и презрения) он
нисходит к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями.
Недаром одиноких сосну, чинару, пальму сменила здесь «чета белеющих берёз».
(Было высказано предположение, что лермонтовская «Родина» полемически
направлена против славянофильского стихотворения А.С.Хомякова «Отчизна»).
Важны слова самого Лермонтова «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо
страдают, а то, огромное большинство страдает, не сознавая этого». Славянофилы
признавали терпение, смирение положительными качествами русского народа. А у
Лермонтова «терпеливое страдание вызывает чувство горечи и досады. Сам
лирический герой, несомненно, близок Лермонтову. Это мыслитель, живущий
большими вопросами своего времени, живо чувствующий окружающую жизнь. Он
анализирует и своё отношение к отчизне. Он отвергает близкую славянофилам
идеализацию «заветных преданий», «тёмной старины». В противовес подобному
«патриотизму», лермонтовский герой утверждает свою любовь к России «народной,
крестьянской, к мощи, простору родной природы, поясняющей душу народа, к
русской земле, возделанной его трудом». Этот интеллектуальный герой Лермонтова
хорошо знает любимую им народную Россию. В крестьянской телеге он ездит по
просёлочным дорогам родной земли. Ему дороги и жёлтые нивы, и печальные
деревни, вся жизнь народа.
Стихотворение «Родина» это попытка осознания не общего (как в стихотворении
«Бородино» или «Песне про ... купца Калашникова»), а личного, индивидуального
чувства сыновней любви к родной земле, любви, от которой сладкой болью
сжимается сердце.
Однако Россия по отношению к поэту не раз вела себя не как мать, а как мачеха.
Отправляясь в последнюю ссылку на Кавказ, возможно, предчувствуя скорую гибель,
Лермонтов пишет горькие строчки.
V. Чтение стихотворения «Прощай, немытая Россия…»
1. Что явилось источником горечи поэта в этом стихотворении?
2. О каких «пашах» в «голубых мундирах» говорит поэт?
3. Докажите, что горечь в этом стихотворении не отрицает любви поэта к Отчизне,
а лишь подчёркивает её своей болью. VI. Вывод: Итак, поэт любил Россию народную, вслед за Лермонтовым воспетую
Некрасовым, Л.Толстым, Блоком и другими русскими писателями.
VI. Домашнее задание.
2 Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой портрет …»
(1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836), «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И скучно, и грустно …» (1840).
3 Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение Блока и
Лермонтова к Родине.
4 Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах лермонтовской
любовной лирики. (по карточкам)
Домашнее задание.
1. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой
портрет …» (1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836),
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И
скучно, и грустно …» (1840).
2. Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение
Блока и Лермонтова к Родине.
3. Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах
лермонтовской любовной лирики. (по карточкам)
Домашнее задание.
4. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой
портрет …» (1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836),
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И
скучно, и грустно …» (1840).
5. Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение
Блока и Лермонтова к Родине.
6. Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах
лермонтовской любовной лирики. (по карточкам)
Домашнее задание.
7. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой
портрет …» (1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836),
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И
скучно, и грустно …» (1840).
8. Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение
Блока и Лермонтова к Родине.
9. Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах
лермонтовской любовной лирики. (по карточкам)
Домашнее задание.
10. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой
портрет …» (1837 – 1840), «Я не унижусь пред тобою …» (1828 – 1836),
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою …») (1857), «И
скучно, и грустно …» (1840). 11. Прочитать стихотворение А.Блока «Россия», сопоставить отношение
Блока и Лермонтова к Родине.
12. Индивидуальные задания – подготовить сообщения об адресатах
лермонтовской любовной лирики. (по карточкам)
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.