Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга
Оценка 4.8

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
русская литература
10 кл
21.01.2018
Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга
Теория функциональной ассиметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной ассиметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной ассиметрии, но, как правило, этот факт упускается из внимания педагогами.
Доклад на выступлении.docx
Доклад  Презентовать свой труд – не легкая задача! Не потому, что я скромна. Хочу я рассказать со всей самоотдачей Как я в учителя пришла. Сначала я училась в институте,  Затем удачно практику прошла, Окончила фил. фак – и в добрый путь! Десятая гимназия – моя! Важнейшей целью в жизни педагога Я вижу воспитание детей. У каждого из них своя дорога, Моя дорога – вся из их путей!          А каким будет этот путь у каждого ребенка в силу множества причин, и в том числе, в силу индивидуальных особенностей, об этом мы с вами сегодня и поговорим.                  Представляю вашему вниманию тему своего выступления, которое представлено   в   качестве   проекта:   Рекомендательные   разработки методических приемов преподавания литературы в старших классах с учетом дисфункции полушарий головного мозга (на базе профильного обучения).                   Своей  целью  в   рамках   данной   темы   я   считаю:   разработать   ряд рекомендаций   применения   методических   приемов   на   уроках   литературы   в старших классах, с учетом дисфункции полушарий головного мозга (на базе профильного обучения).                  Теория функциональной ассиметрии полушарий головного мозга за последние   десятилетия   активно   развивалась,   накоплен   значительный теоретический   и   практический   материал.   Однако   в   практической   работе педагогов   и   психологов   школ   довольно   редко   учитываются   данные   об индивидуальном профиле функциональной ассиметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной ассиметрии, но, как правило, этот факт упускается из внимания педагогами.          Данная картина выглядит парадоксально на уровне массового внедрения профильного   обучения,   так   как   профиль   сам   по   себе   предполагает ориентацию учащихся по его возможностям:  гуманитарным, техническим или   естественнонаучным.  Но   что   еще   более   парадоксально   –   специфика ассиметрии   полушарий   учащихся   не   учитывается   на   федеральном министерском  уровне   при  составлении  программ  профильного  обучения, а если говорить о методических разработках по каждому профилю, то, если и есть   пара­тройка   изданий,   но   в   них   также   нет   ни   слова   о   специфике преподавания с акцентом на «право­ » и «левополушарных» детей. По вышеизложенному можно, на мой взгляд, заявить об актуальности данной   проблемы,   точнее,   актуальности   ее   решения,   особенно   в   рамках профильного обучения. Так как  Министерство  образования  РФ предлагает программы профильного обучения, которые различаются лишь по количеству часов,   отводимых   на   тот   или   иной   предмет.   Если   класс   гуманитарного профиля,   то   на   изучение   литературы   отводится   6   часов   в   неделю;   если профиль физико­математический, то, по мнению министров от образования, ему   достаточно   и   2   часов   на   изучение   мировой   классики.   Конечно, разграничения по количеству часов, отводимых на каждый предмет в профиле правомерен, но только с тем условием, если каждый час будет подкреплен методически,   в   рамках   каждого,   отдельно   взятого   профиля   с   учетом активности полушарий головного мозга учащихся. Проблема состоит в том, что подобных методических рекомендаций на данный момент нет, а нет их потому,   что   мало   кто   из   работников   образования   (на   разных   уровнях) обращают   внимание   и   берет   на   учет   дисфункциональные   особенности головного мозга учащихся.                    Прежде чем перейти к методике преподавания литературы для детей с различной полушарной активностью, учителю предметнику необходимо дать полную   информацию   по   диагностике   выявления   активного   полушария   у обучаемых.                 К сожалению, в силу многих причин, учитель предметник (в нашем случае   –   словесник,   литератор)   остается   один   на   один   с   проблемой правильной   диагностики   обучаемых.   В   этом   случае,   просто   необходимо владеть   диагностической   информацией,   для   того,   чтобы   облегчить   и разнообразить   труд   себе   и   вызвать   больший   интерес   у   учащихся,   через создание ситуации успеха для каждого ученика. Диагностические методы: 1. Определение   ведущего   полушария   с   помощью   комплексного   метода (Яссман Л.В., Данюкова В.Н., 1999 г.); 2. Тест   Павлова   И.П.   с   объектами   (метод   определения   типа функциональной ассиметрии полушария); 3. Интерпретация теста Павлова И.П. со знаками (метод определения типа функциональной ассиметрии полушария); 4. Метод   определения   доминирующего   полушария   мозга   и соответствующего типа личности (по методу Дубовицкой Т.В.); 5. Наблюдение   за   учащимися   во   время   учебной   деятельности   и   во внеурочное время; 6. Индивидуальные беседы. Сейчас   я   предлагаю   вашему   вниманию   более   универсальную   экспресс­ диагностику по определению доминирующего полушария у учащихся. Ее простоту и универсальность мы вместе с вами испытаем сейчас на себе. Ваша   задача   –   повторять   за   мной   и   фиксировать   только   одной   буквой результат каждого упражнения.                  Теперь вы умеете определять доминирующий тип мышления, но учителю также важно помнить и учитывать, что доминанта проявляется примерно в возрасте 11­12 лет, а также, о том, что есть комбинированный тип мышления – амбилатеральность.                   Для   того   чтобы   рекомендовать   методические   приемы   в   рамках конкретного   профиля,   необходимо,   на   мой   взгляд,   мотивировать   свой методический выбор. Это я постараюсь сделать в нижеследующей таблице, где отображены ключевые, принципиально­отличительные составляющие двух полушарий головного мозга – правого и левого. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ Логическое, последовательное,  линейное, символическое, основано  на реальности, вербальное. Левополушарный ученик  Видит символы (буквы, слова).  Необходимы   письменные   ясные инструкции.  Повторяет   фактическую информацию.  Испытывает   незавершенными инструкциями. дискомфорт   с творческими    Любит проверять работу.  Анализирует от части к целому.  Любит   информацию   в   письменной форме.  Переживает реальность после чтения.  Любит смотреть фильм (экранизации произведений   литературы)   после чтения книги. ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ Интуитивное, хаотическое, абстрактное,  ориентировано на фантазии, невербальное,  вневременное, аналоговое. Правополушарный ученик  Видит конкретные объекты и рискует  Отвлекается, отстать в чтении.   саморазвлечению. способен   к  Отвечает на личностные отношения, а не на авторитарные.  Любит самостоятельный выбор.  Использует интуицию.  Не любит проверять работу.  Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.  Сфокусирован на внешнее.  Анализирует от целого к части.  Переживает   реальность   во   время чтения.  Любит   смотреть   фильм   до   чтения книги.                 Именно   эти   особенности   были   взяты   мной   за   основу   выбора   методических приемов в нижеследующих рекомендациях.           Итак, для создания оптимальных психолого–педагогических  условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка, необходимо учитывать следующее: у правополушарных ­ организация учебного пространства:    учащихся    Рабочая полусфера – левая;  Светлая доска – темный мел; ­ формы организации уч. деятельности:  работа в группах; ­ методы и методические приемы:  творческие задания  эксперименты;  ролевые перевоплощения, инсценировки.  на   начальном     или   завершающем   этапе   урока   (вызов;   рефлексия)   – разбивка на кластеры;  «Двойной дневник» (при работе с текстом худож. произведений);  «Оставьте последнее слово за мной» (при работе с текстом независимо от дисциплины); Также благоприятно скажется   Наличие контекста;  связь информации с реальностью, практика;  музыкальный фон;  речевые и музыкальные ритмы (при чтении поэзии);  схемы, таблицы, карточки; Методы проверки знаний: ­   Устный   контроль   учащихся   с   предоставлением   задания,   ограниченного временем выполнения; ­   вопросы   «открытого»   типа,   подразумевающие   собственный   развернутый ответ). Левополушарные учащиеся ­ организация учебного пространства:   рабочая полусфера – правая;  темная доска – светлый мел. ­ формы организации уч. деятельности:  индивидуальная форма работы; ­ методы и методические приемы:  задания   поискового   характера   («найдите   в   тексте»,   «найдите правильный ответ» и пр.); задания в символах (схемы, таблицы, цифры + тезисы).   Синквейн Также благоприятно скажется   детали;  абстрактно­линейный тип изложения информации;  максимальная тишина на уроке;  многократное   повторение   информации   (задания,   методического приема); Методы проверки знаний: Решение   задач,   письменный   опрос   с   неограниченным   сроком   выполнения, вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа). Кроме того, на уроках словесности (литература, русский язык) будут успешно выполнены   задания   по   следующим   методическим   приемам   (с   учетом психофизиологии): Левополушарные учащиеся 1. анализ рассказа 2. разбор слов по составу; разбор предложения 3. обучение других 4. применение правил 5. понятийное понимание слов. Правополушарные       учащихся 1. сочинение 2. составление слов и предложений из частей 3. чтение – нахождение взаимосвязи 4. пересказ 5. чтение по ролям 6. творческие задания 7. инсценировка эпизода текста.          Существуют также универсальные методические приемы, использование которых будет одинаково эффективно как для правополушарных, так и для левополушарных учащихся, например, чтение, З/Х/У.                 У   многих   преподавателей   может   возникнуть   вопрос:   «Как   Левополушарный   учитель   может   преподавать   правополушарному учащемуся?» Ответ очень прост – не нужно пытаться изменить собственное сознание, а всего лишь необходимо с пониманием отнестись к трудностям, которые   возникают   у   детей   в   процессе   обучения,   создавая   условия   для успешного   обучения   и   гармоничного   развития   личности   с   учетом психофизических особенностей каждого.

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга

Практические рекомендации по преподаванию литературы для учащихся с разной активностью полушарий головного мозга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018