Урок – семинар.
Тема: «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни»
( по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Цели урока:
· рассмотреть роман в социально – психологическом аспекте;
· выявить особенности русского национального характера.
Задачи урока:
· выявить традиционные приёмы, используемые в русской литературе первой половины 19 века;
· рассмотреть типичный образ русского помещика, сопоставив с героями других произведений этого периода;
· раскрыть одну из сквозных тем литературы 19 века;
· проанализировать высказывания русских критиков об этом образе;
· сравнить образ главного героя с экранизированной версией;
· предугадать появление нового слоя в русском обществе 19 века.
Оборудование урока: презентации учителя и исследовательских групп учающихся.
Предварительное домашнее задание: группам были выданы вопросы, они должны были их исследовать, создать презентации и защитить.
(Требования к оформлению и защите проекта были предоставлены заранее).
Ход урока.
Запись темы урока и эпиграфа. Пока останется хоть один русский,-
До тех пор будут помнить «Обломова».
И.С.Тургенев.
Слово учителя.
Литература – камертон, который улавливает психологическое состояние общества, лакмусовая бумага, которая обличает пороки этого общества. Писатели 19 века обращают внимание на то, что помещичий быт и дворянское воспитание порождают в этих людях апатию, безволие, равнодушие, безразличие.
В истории русской литературы И.А. Гончаров вошёл как один из зачинателей жанра социально – психологического романа. Гончаров размышляет: «Зачем приходит
в этот мир человек и в чем смысл его жизни?» В произведениях автор пытался выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиции русских людей.
Чтобы понять образ главного героя произведения, обратимся к русским художникам, которые с особой теплотой и лирической приподнятостью изображали жизнь и лица русских людей. (Обучающиеся рассматривают репродукции картин русских художников : Алексея Гавриловича Венецианова «Спящий пастушок», Николая Алексеевича Богатова «Пасечник» и находят сходство с романом «Обломов» ( см. слайды 2,3) ; зачитывается отрывок из статьи Константина Дмитриевича Кавелина «Наш умственный строй»). «Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всему доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не управляемые человеком, приносят нам вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности».
После прочтения романа были сформулированы темы проектов и сформированы рабочие группы. Были поставлены задачи и предоставлены вопросы, участники должны были исследовать их, сделать отчет в виде доказательной творческой презентации. Презентация должна включать вступление; основные тезисы; обзор новой концепции или мнений по вопросу; ссылки на использованные сайты; общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты; анимационные эффекты; цитаты, список использованных материалов; другое.
Организационный момент: обучающиеся знакомятся с критериями оценивания (слайд 5) и подписывают свои оценочные листы.
Оценочный лист.
ФИО |
самооценка |
Работа группы |
специалисты |
историки |
критики |
литературоведы |
рецензоры |
прогнозисты |
учитель |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Группа « Специалисты по ономастике». ( см. презентацию)
· Почему у героев А.С. Грибоедова ( Сергей Сергеич), Н.В.Гоголя (Акакий Акакиевич), М.Ю.Лермонтова (Максим Максимыч), И.А.Гончарова (Илья Ильич) совпадают имена и отчества? Одинаковы ли были задачи авторов?
· Похож ли Обломов на одноименный фольклорный образ Ильи Муромца?
· Какие традиции в русской литературе использует автор, назвав роман фамилией главного героя?
( Группы задают вопросы специалистам по ономастике)
2. Группа «Историки». ( см. презентацию)
· В чём заключался менталитет русского помещика? Почему в этот период времени его выбрасывают за борт исторического корабля?
· Раскройте этот образ на примерах изученных ранее произведений 19 века.
· Кого можно назвать прототипом Обломова и почему?
( Группы задают вопросы историкам)
3. Группа. Литературоведы». ( см. презентацию)
· Как критик В.Г.Белинский определил причину появления «лишних людей» в русском обществе и русской литературе?
· Какие черты характера главного героя романа позволяют отнести его к типу «лишних людей»?
· Найдите общие черты и различия с героями произведений А.С.Пушкина « Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
·
( Группы задают вопросы литературоведам)
Физминутка . ( см. презентацию)
4. Группа « Критики». ( см. презентацию)
· Почему к этому герою долгие десятилетия было приковано внимание критики?
· Чем различаются их позиции?
· В чём видите причину таких различий?
· Какое из высказываний ближе вашему прочтению романа?
( Группы задают вопросы критикам)
5. Группа « Рецензоры». (см. презентацию)
· Посмотрите фильм Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Каким в фильме изображён главный герой романа?
· Какова интерпретация режиссёра?
· Сопоставьте финалы романа и экранизации.
( Группы задают вопросы рецензорам)
6. Группа «Прогнозисты». ( см. презентацию)
· Почему сына главного героя автор назвал Андреем, а не Ильёй, как это было заведено в роду Обломовых?
· Как вы понимаете высказывание одного из исследователей о том, что
« портрет у Гончарова всегда социально характерен и психологически мотивирован»?
· Какие портретные детали должен в себя вобрать Андрей Ильич Обломов и почему?
( Группы задают вопросы прогнозистам)
В заключение семинара учитель читает отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?», осознанно опуская социальные группы, на которые указывал критик. ( слайд 13)
«Если я вижу теперь …, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности — я …знаю, что это Обломов.
Если встречаю…, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов.
Если слышу от … жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности и т. п., я не сомневаюсь, что он Обломов.
Когда я читаю в журналах… выходки против злоупотреблений и радость о том, что, наконец, сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что это всё пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих …анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку...
…на всех их лежит печать обломовщины.»
Учащиеся приходят к выводу, что статья Добролюбова до сих пор актуальна. А каким же должен быть идеальный образ русского человека?
Рефлексия. В конце урока ученики создают синквейн на тему : «Андрей Ильич Обломов» ( слайд 14)
Оценивают свою работу и работы одноклассников.
Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение : «Какие черты Обломова присутствуют в моем характере».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.