Представлена разработка урока-семинара по теме «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов») ( 10 класс , литература)
Оценка 4.8

Представлена разработка урока-семинара по теме «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов») ( 10 класс , литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
01.04.2018
Представлена разработка урока-семинара по теме «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов») ( 10 класс , литература)
Представлено исследование группы рецензоров к уроку «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни" ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Урок-семинар по роману Гончарова..docx

Урок – семинар.

 

Тема: «Обломов как обломок «нерушимого покоя русской жизни»

                         ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

 

     Цели урока:

·         рассмотреть роман в социально – психологическом аспекте;

·         выявить особенности русского национального характера.

 

    Задачи урока: 

·         выявить традиционные приёмы, используемые в русской литературе первой половины 19 века;

·         рассмотреть типичный образ русского помещика, сопоставив с героями других произведений этого периода;

·         раскрыть одну из сквозных тем литературы 19 века;

·          проанализировать высказывания русских критиков об этом образе;

·          сравнить образ главного героя с экранизированной версией;

·          предугадать появление нового слоя в русском обществе 19 века.

 

    Оборудование урока: презентации учителя и исследовательских групп учающихся.

 

    Предварительное домашнее задание: группам  были выданы вопросы, они должны были их исследовать, создать презентации и защитить.

 (Требования  к оформлению и защите проекта были предоставлены заранее).

 

 

Ход урока.

                                                          

Запись темы урока и эпиграфа.        Пока останется хоть один русский,-

                                                            До тех пор будут помнить   «Обломова».             

                                                                                                             И.С.Тургенев.

    Слово учителя.

Литература – камертон, который улавливает психологическое состояние общества,  лакмусовая бумага, которая обличает пороки этого общества. Писатели 19 века обращают внимание на то, что помещичий быт и дворянское воспитание порождают в этих людях апатию, безволие, равнодушие, безразличие.

В истории русской литературы И.А. Гончаров  вошёл как один из зачинателей жанра социально – психологического романа. Гончаров размышляет: «Зачем приходит

в этот мир человек и в чем смысл  его жизни?» В  произведениях автор пытался выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиции русских людей.

     Чтобы понять образ главного героя произведения, обратимся  к русским художникам, которые с особой теплотой  и лирической приподнятостью изображали  жизнь и лица  русских людей. (Обучающиеся рассматривают  репродукции картин русских художников : Алексея Гавриловича Венецианова «Спящий пастушок», Николая Алексеевича Богатова «Пасечник» и находят сходство  с романом «Обломов» ( см. слайды 2,3) ; зачитывается отрывок из статьи  Константина Дмитриевича Кавелина  «Наш умственный строй»). «Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, ме­няя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особен­но на всеобщее равнодушие и безучастие ко всему доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей сто­роны участия в черной работе. И вот мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не управляемые человеком, приносят нам вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности».

      После прочтения романа были сформулированы темы проектов и сформированы рабочие группы. Были  поставлены задачи и предоставлены вопросы, участники должны были  исследовать их, сделать отчет в виде доказательной творческой презентации. Презентация должна включать вступление; основные тезисы; обзор новой концепции или мнений по вопросу;  ссылки  на использованные сайты; общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты; анимационные эффекты; цитаты, список использованных материалов; другое.

Организационный момент:  обучающиеся знакомятся с критериями оценивания (слайд 5) и подписывают свои оценочные листы.

 

Оценочный лист.

ФИО

самооценка

Работа группы

специалисты

историки

критики

литературоведы

рецензоры

прогнозисты

учитель

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.        Группа « Специалисты по ономастике». ( см. презентацию)

 

·         Почему  у героев  А.С. Грибоедова ( Сергей Сергеич),  Н.В.Гоголя (Акакий Акакиевич), М.Ю.Лермонтова (Максим Максимыч), И.А.Гончарова (Илья Ильич) совпадают имена и отчества? Одинаковы ли были задачи авторов?

·         Похож ли Обломов на одноименный фольклорный образ Ильи Муромца?

·         Какие традиции в русской литературе использует автор, назвав роман фамилией главного героя?

 

( Группы задают вопросы специалистам по ономастике)

 

2.      Группа «Историки». ( см. презентацию)

 

·         В чём заключался менталитет русского помещика? Почему в этот период времени его выбрасывают за борт исторического корабля?

·         Раскройте этот образ на примерах изученных  ранее произведений 19 века.

·         Кого можно назвать прототипом Обломова и почему?

 

( Группы задают вопросы историкам)

 

 

3.      Группа. Литературоведы». ( см. презентацию)

 

·         Как критик  В.Г.Белинский  определил причину появления «лишних людей» в русском обществе и русской литературе?  

·         Какие черты характера главного героя романа позволяют отнести его к типу «лишних людей»?

·         Найдите общие черты и различия с героями произведений А.С.Пушкина « Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

·          

( Группы задают вопросы литературоведам)

 

Физминутка . ( см. презентацию)

 

4.      Группа « Критики». ( см. презентацию)

 

·         Почему к этому герою долгие десятилетия было приковано внимание критики?

·         Чем различаются их позиции?

·         В чём видите причину таких различий?

·         Какое из высказываний ближе вашему прочтению романа?

 

( Группы задают вопросы  критикам)

 

5.      Группа « Рецензоры». (см. презентацию)

 

·         Посмотрите фильм Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Каким в фильме  изображён главный герой романа?

·         Какова интерпретация режиссёра?

·         Сопоставьте финалы романа и экранизации.

 

( Группы задают вопросы рецензорам)

 

6.      Группа «Прогнозисты». ( см. презентацию)

 

·         Почему сына главного героя автор назвал Андреем, а не Ильёй, как это было заведено в роду Обломовых?

·         Как вы понимаете высказывание одного из исследователей о том, что

 « портрет у Гончарова всегда социально характерен и психологически мотивирован»?

·         Какие портретные детали должен в себя вобрать Андрей Ильич Обломов и почему?

( Группы задают вопросы прогнозистам)

 

  В заключение семинара учитель читает отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?», осознанно опуская социальные группы, на которые указывал критик. ( слайд 13)

 

«Если я вижу теперь …, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности — я …знаю, что это Обломов.

Если встречаю…, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов.

Если слышу от … жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности и т. п., я не сомневаюсь, что он Обломов.

Когда я читаю в журналах… выходки против злоупотреблений и радость о том, что, наконец, сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что это всё пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих …анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку...

…на всех их лежит печать обломовщины.» 

 

Учащиеся приходят к выводу, что статья Добролюбова до сих пор актуальна. А каким же должен быть идеальный образ  русского человека?

 Рефлексия. В конце урока ученики  создают синквейн на тему : «Андрей Ильич Обломов» ( слайд 14)

Оценивают  свою  работу и работы  одноклассников.

Домашнее задание :  написать сочинение – рассуждение : «Какие черты Обломова присутствуют в моем  характере».


 

Урок – семинар . Тема: «

Урок – семинар . Тема: «

Николая Алексеевича Богатова «Пасечник» и находят сходство с романом «Обломов» ( см

Николая Алексеевича Богатова «Пасечник» и находят сходство с романом «Обломов» ( см

Группа «Историки». ( см. презентацию) ·

Группа «Историки». ( см. презентацию) ·

Почему сына главного героя автор назвал

Почему сына главного героя автор назвал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018