Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского
Оценка 4.6

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
12.05.2017
Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского
Цель: Формирование понятия « Петербург Достоевского» Задачи урока: Образовательные: Предметная задача: • проанализировать эпизоды романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей. Развивающие: Метопредметная задача: 1. углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения; 2. учить выделять главное, сравнивать, сопоставлять примеры литературы, искусства, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение. Воспитательные: Личностная задача: • воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;
схема открытого урока.docx
Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского Цель: Формирование понятия « Петербург Достоевского»  Задачи урока: Образовательные:  Предметная задача:  проанализировать эпизоды романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в  судьбах персонажей. Развивающие: Метопредметная задача: 1. углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения; 2. учить выделять главное, сравнивать, сопоставлять примеры литературы,  искусства, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение. Воспитательные: Личностная задача:  воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к  собственному слову, к культуре речи; На уроке были использованы следующие  методы обучения: 1.     Словесный. 2.     Метод самостоятельной работы. 3.     Метод сотрудничества. 4.    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». 5.     Информационно – коммуникационная технология. Приёмы работы были следующими: Словарная работа. Аналитическая беседа. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный  анализ эпизодов, сжатый пересказ текста). Синквейн. Самоанализ урока Урок литературы в 10 классе  1. Характеристика класса В классе обучаются 13 учащихся. Класс разноуровневый по уровню развития и учебных способностей. В данном классе 2 детей­инвалидов: Батоцыренов П.­ миопия высокой степени.  Дегенерация пигментных пятен сетчатки обоих глаз. Нанзатов А.­ ДЦП, ЗПР.  Поэтому, организуя урочную деятельность, использую дифференцированный подход  к учащимся, что создает основу для разгрузки школьников, обеспечивает их  посильной работой и формирует положительное отношение к учебе  2. Место урока в системе уроков. 2 урок из 9 уроков. (Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды, История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение.) 3.  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского 4. Цель: Формирование понятия « Петербург Достоевского» 5. Задачи урока: Образовательные:  Предметная задача:  проанализировать эпизоды романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в  судьбах персонажей. Развивающие: Метопредметная задача: углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения; учить выделять главное, сравнивать, сопоставлять примеры литературы,  искусства, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение. Воспитательные: Личностная задача:  воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к  собственному слову, к культуре речи;  Формируемые УУД: личностные (учить внимательно и вдумчиво относиться к человеческой душе, поступкам  людей);  регулятивные (учить ставить цели и задачи своей работы, планировать свою деятельность в процессе достижения целей);  познавательные (учить самостоятельно отбирать необходимую информацию, развивать и  совершенствовать монологическую речь);  коммуникативные (аргументировать свою точку зрения, вести диалог); 6. На уроке были использованы следующие  методы обучения: 1.     Словесный. 2.     Метод самостоятельной работы. 3.     Метод сотрудничества. 4.    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». 5.     Информационно – коммуникационная технология. Приёмы работы были следующими: Словарная работа. Аналитическая беседа. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный  анализ эпизодов, сжатый пересказ текста). 1. На вводно­мотивационном этапе интерес к уроку был вызван беседой,  индивидуальными  сообщениями и презентациями учащихся. Актуализация знаний учащихся прошла на ранее изученном материале. Тему, цель урока учащиеся определили самостоятельно. Учителем были поставлены проблемные вопросы, через которые учащиеся поставили  учебную задачу. 2. На операционно­содержательном этапе урока решалась учебная задача. Вместе с учащимися выделяются основные эпизоды для анализа, которые обсуждаются, моделируются (составление схемы) Содержание учебного материала (предварительная домашняя работа «Отбор эпизодов  романа по темам) позволил учащимся успешно осваивать или выполнять  составленный план анализа. Деятельность учащихся на данном этапе урока. Учащиеся работали в группах,  использовался метод сотрудничества, а также проблемный метод.  Решалась учебная задача­анализ эпизодов романа. 3. На рефлексивном этапе учащимся предлагалось задание «Продолжите фразу…» с  целью выявления личностного восприятия темы урока «Петербург глазами  Достоевского». А также рефлексия осуществлялась на протяжении урока. 1. Введение в тему урока. ─  Любите ли вы путешествовать?      (Звучат ответы присутствующих) ─  Какое путешествие подарило вам самые яркие впечатления и почему?  (Звучат  ответы присутствующих) ­А куда вы хотели бы поехать? Я бы хотела посетить Петербург.      ­ Каким представляется вам Петербург?      Кто из нас не хотел бы побывать в этом городе, побродить по его улицам,  полюбоваться его удивительной архитектурой, посетить его музеи? Наверное, каждый.  (Презентация «Мой Петербург»)      Действительно,   Петербург ­ удивительный город.  И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.  Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.  2. Сообщение учащихся       Петербург Пушкина, Гоголя. Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, ­ «краса и диво»   северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!  В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие  отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека.  Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает  страшные, зловещие фантазии.  Слайд  Обобщение.  Петербург как живое существо, как литературный герой по­разному представлен в  произведениях классики.  А.С. Пушкин  ­  город трагической красоты и безумия  Н.В. Гоголь  ­  город­призрак  Ф.М. Достоевский  ­ ??? ─  как вы думаете, почему на уроке литературы мы сегодня заговорили о Петербурге?  (Действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», знакомство с  которым мы уже начали, происходит в Петербурге) Сформулируйте тему урока. Тему урока вывести. ─  Итак, тема урока «Петербург глазами Ф.М. Достоевского».   Поработав в группе, сформулируйте цель урока:  что мы сегодня должны узнать, понять, чему научиться, чего должны достигнуть. (Работа в группах, формулировка цели урока) 1. Коллективное целеполагание. Какой он, Петербург Достоевского? Какую роль играет в жизни героев этот образ? II этап Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие  с нашим героем по Петербургу  Достоевского.   Как вы думаете, из каких картин создается образ города? А вот маршрут нашего небольшого путешествия.  Мы рассмотрим описания городских пейзажей, сцены уличной жизни и, наконец,  войдем в комнаты наших героев. План  Городские пейзажи  Сцены уличной жизни  Комнаты героев Работа в группах. 1 группа     Городские пейзажи (Анализ пейзажей по предложенным вопросам.)  Какие цвета, какие краски вы бы обязательно выбрали, если бы стали рисовать  ─ летний городской пейзаж? Вопросы к анализу:  • Чьими глазами мы видим этот пейзаж? • В какой момент жизни героя написан пейзаж? • Какие слова в пейзаже являются ключевыми? • Какое настроение, мысли, чувства вызывает пейзаж? • Как этот пейзаж соотносится с общей картиной города? Озаглавьте пейзаж словами из текста. 1. Анализ пейзажей. ─  Итак, место действия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ­  Петербург. ─  Время действия? (1865 год) ─  Время года? (Лето) Общий вывод по анализу пейзажей: Пейзажи романа Достоевского психологические: описание природы соответствует  душевному состоянию Раскольникова. Безрадостный городской пейзаж соответствует больным, диким мыслям бедного  студента. Он замышляет убийство старухи­процентщицы. Городской пейзаж мы видим его глазами, вместе с ним ощущаем невыносимую духоту. Прекрасный простор также давит, и мучит, и гнетёт Раскольникова, как и духота,  теснота, жара, и грязь улиц. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, в мире. 2 группа.  Анализ уличных сцен. Вынашивая свою теорию, Раскольников часто блуждал по улицам Петербурга. Какие из уличных сцен произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?  Что вы увидели на улицах города, по которому идёт главный герой романа? Докажите  это цитатами из текста произведения  Что вы услышали, следуя за Раскольниковым?  Что вы почувствовали, следуя за Раскольниковым во время его скитаний по городу? Какой вывод вы можете сделать? Увидели Пьяных Безобразные сцены Звериное любопытство Услышали Оскорбительные крики, Смех, голоса насмешки почувствовали Унижение, обиду, страх безразличие  Отношения между людьми Озлобленность, отчужденность, насмешки, звериное любопытство, недоверие между  людьми. 1. Анализ интерьеров. Проанализируйте   эпизоды   романа,   где   описывается   интерьер   жилищ   героев (Раскольникова,   Сони,   Мармеладова)   и   выпишите   лексические   ряды, использованные автором при их описании. комната Раскольникова  часть1, гл.3  комната Сони  часть 4, гл.4,  комната Мармеладовых часть 1, гл.2  Неужели здесь можно жить? Сделайте вывод. Раскольников: каморка, клетушка, каюта, шкаф, гроб. Мармеладовы: проходной угол. Соня: сарай. Вывод: изображение интерьеров оставляет впечатление чего­то неправильного,  грязного, безобразного. Каморка Раскольникова – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. III этап Итак, мы рассмотрели  описания городских пейзажей, сцены уличной жизни и  вошли в  комнаты наших героев. Мы с вами увидели образ города, созданный Достоевским. 1. Продолжите фразы: Петербург Достоевского– это город … (социальных контрастов) враждебен человеку,  теснит его, давит, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и  преступления., губит нравственность. Петербург Достоевского – это символ … (жизни неблагополучной, безнравственной) Петербург Достоевского – это мир … (неправды, несправедливости, несчастья,  преступлений, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Именно такой Петербург буквально преследует Раскольникова. Он дан только в  восприятии героя.  Именно такой город толкает на преступление. Таким образом, Петербург в романе Достоевского – это и фон, на котором  разворачиваются события, и символ жизни неблагополучной, безнравственной, это  и действующий персонаж романа. Страшный город, ужасный. Человек в нем бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда. 1. Домашнее задание: Составьте синквейн «Петербург Достоевского» 2. Синквейн состоит из 5 строк: 1)Первая строка состоит из одного слова­существительного, задающего тему 2)Вторая строка состоит из 2 прилагательных, характеризующих заданную тему 3)Третья строка состоит из 3 глаголов, характеризующих(по действию) заданную тему 4)четвертая строка состоит из предложения­вывода, характеризующего тему 5)Пятая строка состоит из одного слова­существительного. Оно дает вашу характеристику  заданной теме. 3. Подготовьте рассказ  «Семьи Мармеладовых, Раскольниковых» 1 – пейзажи:  ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2, гл.6 (вечерний Петербург); ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); 2 – сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на мосту); 3 – интерьеры: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони). 1 – пейзажи:  ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2, гл.6 (вечерний Петербург); ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); 2 – сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на мосту); 3 – интерьеры: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони). 1 группа .     Городские пейзажи (Анализ пейзажей по предложенным вопросам.) ─  Какие цвета, какие краски вы бы обязательно выбрали, если бы стали рисовать  летний городской пейзаж? Вопросы к анализу:  • Чьими глазами мы видим этот пейзаж? • В какой момент жизни героя написан пейзаж? • Какие слова в пейзаже являются ключевыми? • Какое настроение, мысли, чувства вызывает пейзаж? • Как этот пейзаж соотносится с общей картиной города? Озаглавьте пейзаж словами из текста. 2. Анализ интерьеров. 2 группа.  Анализ уличных сцен. Вынашивая свою теорию, Раскольников часто блуждал по улицам Петербурга. Какие из уличных сцен произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? Что вы увидели на улицах города, по которому идёт главный герой романа? Докажите  это цитатами из текста произведения  Что вы услышали, следуя за Раскольниковым?  Что вы почувствовали, следуя за Раскольниковым во время его скитаний по городу? Какой вывод вы можете сделать? 3 группа.  Проанализируйте   эпизоды   романа,   где   описывается  интерьер   жилищ   героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выпишите лексические ряды, использованные автором при их описании. комната Раскольникова  часть1, гл.3  комната Сони  часть 4, гл.4,  комната Мармеладовых часть 1, гл.2  Неужели здесь можно жить? Сделайте вывод.

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского

Урок литературы в 10 классе  Тема урока: Петербург глазами Ф.М.Достоевского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017