Презентация Работа с избранными эпизодами(по р. Ф.Достоевского"Преступление и наказание"

  • Лабораторные работы
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация (практическое занятие)
Иконка файла материала 7. Практич. + Работа с избр.. Достоевский.pptx

Практическая работа 7: "Преступление и наказание"

Изучение шедевра Достоевского через текст и контекст

Введение

Сегодня мы изучим роман Достоевского «Преступление и наказание». Мы проанализируем ключевые отрывки, поучаствуем в групповых занятиях, посвящённых жизни Достоевского, географии Петербурга и мотивам Раскольникова. Благодаря различным проектам мы глубже поймём темы и контекст романа.

Анализ ключевых цитат

«Боль и страдания всегда неизбежны для большого ума и глубокого сердца». — Отражает мировоззрение Достоевского.
«Лучше самому ошибиться, чем подсказывать другим» — подчёркивает бунтарский дух Раскольникова.
«Мир держится на возможности чудес». — иллюстрирует тему искупления и веры в отчаянии.
«Человек несчастен, потому что не знает, что он счастлив; только из-за этого». — Говорит о неуловимой природе человеческого счастья.

Ключевой эпизод: Место убийства

Тщательно спланированный поступок Раскольникова оборачивается хаосом и эмоциональным потрясением.
Такие детали, как топор и тесная квартира, усиливают психологическое воздействие.
Убийство беззащитной Лизаветы еще более усложняет моральное состояние Раскольниковым.
Сразу после жестокого поступка его начинают терзать угрызения совести, душевные муки.

Ключевой эпизод: Место убийства


Место убийства Лизаветы Раскольниковым находится в доходном доме Вальха по адресу: набережная Канала Грибоедова, 104.

Именно здесь жила старуха-процентщица, сестра которой, Лизавета, стала жертвой преступления*.

* Работа с текстом – документ 7. практич.работа

Ключевой эпизод: Место убийства

Ключевой эпизод: Место убийства

Как Раскольников готовится к преступлению?

Этапы
Находясь у себя в "каморке", он разрывает старую рубашку и делает из ее части петлю для топора.
Он пришивает петлю под левую мышку. Нитки и иголка были приготовлены заранее.
Он делает подобие заклада (фальшивый заклад) так, чтобы по весу и размеру он был похож на ценную вещь. Для этого он связывает две дощечки - деревянную и металлическую. Раскольников оборачивает все это в белую бумагу и завязывает тесемочкой, чтобы посложнее было развязать. Все эти вещи были приготовлены уже давно и хранились под диваном.
Затем Раскольников выходит из своей комнаты и идет к кухне. Изначально он собирался взять топор на кухне, но в этот момент на кухне оказывается служанка Настасья. Тогда Раскольников берет топор из каморки дворника, прячет его в петле под мышкой в пальто.
После этого он отправляется к старухе.

Ключевой эпизод: Место убийства (ч.1гл.7)

«Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть. Увидав его выбежавшего, она задрожала как лист, мелкою дрожью, и по всему лицу ее побежали судороги; приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него в угол, пристально, в упор, смотря на него, но всё не крича, точно ей воздуху недоставало, чтобы крикнуть. Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. И до того эта несчастная Лизавета была проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо, хотя это был самый необходимо-естественный жест в эту минуту, потому что топор был прямо поднят над ее лицом.»

Ключевой эпизод: Признание Раскольникова

Движимый чувством вины и страданиями, Раскольников в конце концов признаётся Соне*.
Непоколебимая вера и сострадание Сони указывают путь к искуплению.
Исповедь становится поворотным моментом в психологическом развитии Раскольникова.
Признание вины даёт некое подобие катарсиса, хотя и болезненного.

* Работа с текстом – документ 7. практическая работа

Ключевой эпизод: Признание Раскольникова

Групповое занятие 1: Биография Достоевского

Создайте хронологическую таблицу/презентацию/видеоролик/плакат/коллаж/подкаст о жизни Достоевского.
Выделите ключевые события, такие как его тюремное заключение и ссылка в Сибирь.
Соедините биографические детали с повторяющимися темами в его литературных произведениях.
Подумайте, как личная борьба Достоевского повлияла на опыт его персонажей.

Групповое занятие 1: Биография Достоевского

1. Задание. Подготовьте краткий рассказ об основных биографических данных писателя, сделайте обзор произведений.


Самое главное в биографии Фёдора Михайловича Достоевского:

Родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье врача. В 1837 году, после смерти матери, семья переехала в Санкт-Петербург.
В 1844 году Достоевский решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя литературе. В 1846 году был опубликован его первый роман «Бедные люди», который сразу принёс ему известность.
В 1849 году Достоевский был арестован за участие в кружке Петрашевцев, который выступал против самодержавия. Писателя приговорили к смертной казни, однако приговор был заменён на каторгу.

Групповое занятие 1: Биография Достоевского

Самое главное в биографии Фёдора Михайловича Достоевского:

В 1867 году писатель уехал за границу, где провёл несколько лет. В этот период написаны такие произведения, как «Идиот» (1868) и «Бесы» (1872).
В 1879–1880 годах Достоевский завершил свой последний великий роман — «Братья Карамазовы». В этом произведении нашли отражение все ключевые темы творчества писателя: вера, сомнение, преступление и искупление.
9 февраля 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский скончался в Санкт-Петербурге от болезни лёгких.
В 1859 году Достоевский вернулся из ссылки и снова занялся литературой. Написал романы «Униженные и оскорблённые» и «Записки из мёртвого дома», где отразил свой опыт каторги и ссылки.
В 1866 году был опубликован роман «Преступление и наказание», посвящённый философским и моральным вопросам.

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Места в Санкт-Петербурге, упомянутые в «Преступлении и наказании»
Подготовьте иллюстрации* (индивидуальное задание) и комментарии для виртуального тура по городу 19 века.
Проанализируйте, как атмосфера города влияет на темы романа.
Изучите значение конкретных мест, таких как Сенная площадь, дом Раскольникова, дом Сони Мармеладовой, дом старухи – процентщицы и др.

* Иллюстрации – пример на следующем слайде

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

* Иллюстрации – пример

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» упоминаются следующие места в Санкт-Петербурге:

Сенная площадь. На ней Раскольников замышляет убийство процентщицы Алёны Ивановны и возвращается спустя несколько дней после совершения преступления.
Канал Грибоедова. Здесь находился «дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104).
Гражданская улица, 19. Здесь находился «дом Раскольникова».
Канал Грибоедова, 73. Здесь располагался «дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) — дом с тупым углом.

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Задание для групп студентов: собрать информацию по данным местам(адресам) относительно 19 века


1.Сенная площадь. Здесь в трактире Раскольников подслушал разговор о богатой старухе-процентщице.
2.Дом Раскольникова. Находится на углу Столярного переулка и Гражданской улицы.
3.Кокушкин мост. С этого места видны все ключевые места романа: дом Раскольникова, дом Мармеладовых, контора следователя, Сенная площадь и дом старухи-процентщицы.
4.Юсуповский сад. Раскольников проходил вдоль Садовой улицы до дома старухи-процентщицы.
5.Дом старухи-процентщицы. Адрес: набережная канала Грибоедова, 104.

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

6.Вознесенский мост. Обратно Раскольников возвращался через этот мост.
7.«Хрустальный дом». Гостиница «Пале-де-Кристаль», в романе — «Хрустальный дом». Адрес: Садовая, 55–57, на углу с Вознесенским проспектом. Здесь происходили встречи Раскольникова с Мармеладовым и Свидригайловым.
8.Дом Сони Мармеладовой. По описанию, это было трёхэтажное старое здание зелёного цвета, фасадом выходившее прямо на канал.


Следующие слайды – фото мест

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Групповое мероприятие 2: Экскурсия по Петербургу

Групповое задание 3: «Почему Раскольников убивает?»



Напишите эссе*, в котором проанализируйте или опровергните интерпретацию Набоковым мотивов Раскольникова.
Исследуйте психологические, социальные и философские причины, стоящие за преступлением.
Рассмотрим теорию Раскольникова о «необыкновенных» личностях и её недостатки.
Рассмотрите роль бедности, отчуждённости и интеллектуального высокомерия в совершении преступления.

*План эссе следующие слайды

Групповое задание 3: «Почему Раскольников убивает?»


Возможный план эссе по мотивам убийства Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:

1.Введение: образ Раскольникова и его внутренние противоречия.

2. Основная часть:
Мысли о несправедливости и зарождение теории. Крайняя нищета, обусловленная социальной несправедливостью, приводит героя к мысли о необходимости шага, который принесёт быстрый результат. Отчаяние становится зерном, из которого рождается бесчеловечная теория.
Попытка оправдать убийство: Раскольников основывается на идее разделения людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», которым позволено переступать через общепринятые законы ради великих целей.
Убийство как испытание: по мнению героя, преступление является для него испытанием, чтобы он мог определить, относится ли он к породе «необыкновенных» людей или же должен, как и большинство, повиноваться и терпеть дальше.

Групповое задание 3: «Почему Раскольников убивает?»


Возможный план эссе по мотивам убийства Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Продолжение основной части:
Наказание и крах: попытка Раскольникова претендовать на роль Бога приносит ему ужасные страдания. Наказание в виде приступов ужаса, страха разоблачения, кошмарных снов и стоических усилий воли, чтобы не сойти с ума — это только начало.
Осознание ошибки: Раскольников понимает, что мораль «необыкновенных» людей, так привлекающая его до совершения убийства, не для него.
Путь к искуплению: постепенно герой осознаёт, что искреннего освобождения можно достичь не через подавление, а через смирение и искупление.
3. Заключение: роман предостерегает от попыток воплощать опасные идеи в жизнь. Мир, построенный на пренебрежении к морали, оказывается неприемлем для души человека, а поиски собственного превосходства приводят лишь к саморазрушению и глубокому отчуждению от общества и самого себя.
Повторение - причины убийства Алены Ивановны Раскольниковым– на следующих слайдах.

Групповое задание 3: «Почему Раскольников убивает?»

Групповое задание 3: «Почему Раскольников убивает?» Выводы

Сны Раскольникова

Сны Раскольникова

Сны Раскольникова

Сон о лошади (часть 1, глава V). Открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Сон об Африке (часть 1, глава VI). Также приснился накануне преступления. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок.

Сон о Порфирии Петровиче и хозяйке (часть 3, глава VI). В бреду после совершения преступления Раскольников видит сон о Порфипии Петровиче, который бьёт хозяйку.

Сон о конце света (эпилог). Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видел, судя по всему, повторяющийся сон о конце света.

Сны Раскольникова

Сны Раскольникова

Сны Раскольникова







Сон об Африке приснился Родиону Раскольникову накануне преступления в части 1, главе VI романа «Преступление и наказание».

Содержание сна: Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды, кругом растут пальмы, все обедают. Сам герой пьёт воду прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит.

Значение сна: это контрастный сон, он является противоположностью реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной, серой. Оазис, голубая вода, тепло во сне символизируют чистоту побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разврата, грязных мыслей и злобных поступков.

Сны Раскольникова






Сон об Африке в романе «Преступление и наказание» приснился Родиону Раскольникову накануне преступления. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни и золотой песок.
Значение сна заключается в том, что он символизирует жажду души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится накануне убийства, и герой ещё может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Образы оазиса, голубой воды и тепла во сне олицетворяют чистоту побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разврата, грязных мыслей и злобных затей.

Сны Раскольникова






Сон об Илье Петровиче и хозяйке* в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 3, глава VI) происходит в бреду после совершения преступления.
Во сне Раскольникову мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом всё затихает. Раскольникову страшно, он боится разоблачения.
Значение сна в том, что он воплощает страх Раскольникова, что его разоблачат и арестуют. В то же время даже во сне Раскольников не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

*Текст – документ 7. 3 сон Раскольникова


«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» «Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» «Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

Сны Раскольникова

Четвёртый сон Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского рассказывает о том, как герой вновь убивает и не может убить старушку-процентщицу. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.
Анализ сна показывает, что это издевательство, глумление «старой ведьмы» и толпы над героем. Раскольников думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над ним смеются.
Также сон можно рассматривать и как сон-прощение, так как к этому моменту Раскольников признал себя «тварью дрожащей», вспомнил и пожалел Лизавету.

Смысл сна заключается в том, что герой осознаёт, что его теория провалилась. Он уже не считает себя «право имеющим», «сверхчеловеком», так как его постоянно мучает совесть.

Сны Раскольникова

Четвёртый сон Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского рассказывает о том, как герой вновь убивает и не может убить старушку-процентщицу. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.
Анализ сна показывает, что это издевательство, глумление «старой ведьмы» и толпы над героем. Раскольников думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над ним смеются.
Также сон можно рассматривать и как сон-прощение, так как к этому моменту Раскольников признал себя «тварью дрожащей», вспомнил и пожалел Лизавету.

Смысл сна заключается в том, что герой осознаёт, что его теория провалилась. Он уже не считает себя «право имеющим», «сверхчеловеком», так как его постоянно мучает совесть.

Сибирский опыт Достоевского











Заключение и ссылка Достоевского в Сибири оказали глубокое влияние на его творчество. Общение с другими заключёнными изменило его взгляды на человечество. Этот опыт способствовал более глубокому пониманию страданий и искупления. Этот период стал ключевым для тем «Преступления и наказания».


Ф.М. Достоевский: «…Мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трёх дней не выдержу, и — вдруг совсем успокоился. О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно».

Сибирский опыт Достоевского












Заключение и ссылка Достоевского в Сибири оказали глубокое влияние на его творчество. Общение с другими заключёнными изменило его взгляды на человечество. Этот опыт способствовал более глубокому пониманию страданий и искупления. Этот период стал ключевым для тем «Преступления и наказания».


Ф.М.Достоевский:
«Вот бы вам на каторгу! Как жаль, что вы там не были», — говорил Достоевский знакомым. Фёдор Михайлович считал, что для него самого каторга была счастьем, имея в виду нравственный переворот, который с ним там случился.

«Я только на каторге познал себя и Бога. И я теперь уверен, что сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймёт». 3

"Теория" Раскольникова

Теория Раскольникова о «необыкновенных» личностях в корне ошибочна. Она оправдывает его поступок, но рушится под моральным давлением. Он пытается оправдать убийство социальным прогрессом. Роман показывает опасные последствия такого интеллектуального высокомерия.

Задание 3: роль Сони Мармеладовой














Соня олицетворяет непоколебимую веру, сострадание и самопожертвование. Её готовность страдать ради других контрастирует с эгоизмом Раскольникова. Любовь и наставления Сони играют важную роль в окончательном искуплении Раскольникова. Она воплощает христианские ценности, которыми восхищался Достоевский.
Творческие задания (индивидуальные на выбор) – время выполнения – 15 мин.:
1. Написать письмо от лица Сони Мармеладовой
Задание: представьте, что Соня решает написать письмо своему близкому другу или родственнику (например, Катерине Ивановне или Раскольникову). Опишите, как она ощущает свою жизнь, свои чувства, страхи и надежды. Что она думает о своём выборе, о своей жертве ради семьи? Как она относится к преступлению Раскольникова? Постарайтесь передать её внутренний мир, смирение, веру и сострадание.

2. Монолог Сони: "Что я чувствую, глядя на Раскольникова?"
Задание: Напишите монолог Сони, в котором она размышляет о Раскольникове. Что она думает о его теории, о его преступлении и о его душевных муках? Как она пытается помочь ему? Передайте её эмоции, её веру в искупление и её желание спасти его.




Задание 3: роль Сони Мармеладовой









Продолжение
Задания (индивидуальные) – время выполнения – 15 мин.:

4. Дневник Сони Мармеладовой
Задание: Представьте, что Соня ведёт дневник. Напишите несколько записей, отражающих её мысли и чувства в ключевые моменты романа: после смерти отца, во время встреч с Раскольниковым, после его признания в преступлении. Как она воспринимает свои поступки и свою судьбу?
5. Альтернативный финал: что, если бы Соня не поддержала Раскольникова?
Задание: Представьте, что Соня не смогла или не захотела помочь Раскольникову. Как бы изменился финал романа? Напишите короткий рассказ или эссе, в котором вы опишите, как бы развивались события, если бы Соня не проявила сострадания.
6. Интервью с Соней Мармеладовой
Задание: Представьте, что вы журналист, берущий интервью у Сони Мармеладовой. Какие вопросы вы бы ей задали? Как бы она ответила? Напишите текст интервью, в котором раскрываются её взгляды на жизнь, любовь, веру и преступление Раскольникова.
Итог: Зачитать работу, обсудить с группой студентов, ответить на вопросы.

Задание 4: Сила страдания

Задание групповое(распределить по группам): "Карта страданий Раскольникова"

Шаги выполнения задания:
1. Анализ текста:
Перечитайте ключевые эпизоды романа, где Раскольников испытывает страдания (например, после убийства, во время общения с Соней, в сценах следователя Порфирия Петровича и т.д.). Выделите основные причины его страданий:
- Моральные терзания.
- Страх разоблачения.
- Одиночество и отчуждение.
- Конфликт между теорией и реальностью.
- Чувство вины и раскаяния.

В повествовании романа страдание представлено как преобразующая сила. Персонажи, переживающие трудности, обретают проницательность и сочувствие. Страдания Раскольникова приводят его к осознанию своего проступка. Это необходимый шаг на пути к духовному обновлению и искуплению.

Задание 4: Сила страдания

Продолжение
Задание (групповое): время выполнения 20 минут

2. Создание "карты":
- Нарисуйте или создайте в цифровом формате "карту страданий" Раскольникова. Это может быть схема, график, ментальная карта или даже художественный коллаж.
- Разделите карту на "зоны", соответствующие разным этапам его страданий:
До преступления — внутренние конфликты, нищета, теория о "тварях дрожащих" и "право имеющих".
После преступления — страх, паранойя, физическое и моральное истощение.
Встреча с Соней — начало пути к раскаянию.
Признание и наказание — облегчение и начало искупления.
3. Добавьте цитаты:
Подкрепите каждый этап цитатами из текста, которые иллюстрируют страдания Раскольникова. Например:
- "Я не старушонку убил, я себя убил!"
- "Страдание — великая вещь"

Задание 4: Сила страдания

Продолжение
Задание (групповое): время выполнения 20 минут

4.Интерпретация:
Напишите краткий анализ (200-300 слов), в котором ответьте на вопросы:
- В чём сила страданий Раскольникова? Как они меняют его?
- Как страдания связаны с его теорией и её крахом?
- Почему страдания становятся для
5. Творческий элемент (по желанию):
Добавьте на карту иллюстрации, символы или метафоры, которые отражают эмоциональное состояние Раскольникова. Например:
- Лабиринт как символ его запутанного сознания.
- Крест как символ страдания и искупления.
- Разбитое зеркало как отражение его расколотой души.


Задание 5: значение снов в контексте произведения
Сны Раскольникова в романе "Преступление и наказание" — это ключевые моменты, которые раскрывают его внутренний мир, страхи и подсознательные конфликты.
Задания: работа в команде – на выбор /распределить (время выполнения 15 мин)


1. Театральная постановка мини - сцены "Сны Раскольникова"
Разделите студентов на группы и предложите каждой группе инсценировать один из снов Раскольникова.
- Сон о лошади (из детства).
- Сон о старухе-процентщице (которая смеётся).
- Сон о конце света (мир, поражённый болезнью).
Что нужно сделать:
1. Анализ сна: Обсудите, как сон связан с внутренним состоянием Раскольникова, его страхами и теорией.
2. Постановка: Создайте мини-спектакль, используя реквизит, музыку и свет для передачи атмосферы сна.
3. Рефлексия: После постановки группа должна объяснить, какие эмоции и идеи они хотели передать.



---

### **5. Исследовательский проект: "Сны в литературе и психологии"**
**Задание:**
Разделите студентов на группы и предложите им исследовать тему снов в литературе и психологии.

**Шаги:**
1. **Анализ снов Раскольникова:** Как они связаны с его характером и сюжетом?
2. **Сравнение с другими произведениями:** Найдите примеры снов в других литературных произведениях (например, "Гроза" Островского, "Мастер и Маргарита" Булгакова).
3. **Психологический аспект:** Изучите, как сны трактуются в психологии (например, теория Фрейда или Юнга).
4. **Презентация:** Группы представляют свои выводы в виде доклада, плаката или презентации.

---

### **6. Видеопроект: "Сны Раскольникова в современном мире"**
**Задание:**
Предложите группам создать короткий видеоролик, где сны Раскольникова переносятся в современный контекст.

**Что нужно сделать:**
1. **Адаптация:** Как бы выглядели сны Раскольникова в XXI веке? Например, сон о лошади можно заменить на сон о машине, а старуха-процентщица может стать современным ростовщиком.
2. **Съёмка:** Создайте видео, используя смартфоны или камеры.
3. **Обсуждение:** После просмотра обсудите, как изменилось восприятие снов в современном мире.

---

Эти задания помогут студентам не только глубже понять сны Раскольникова, но и развить навыки анализа, творчества и работы в команде. Если нужно что-то уточнить или


Задание 5: значение снов в контексте произведения

Продолжение
2. Создание "сонника Раскольникова"
Задание:
Каждая группа получает один из снов Раскольникова и создаёт страницу "сонника", где анализирует его символику и значение.
Шаги:
1. Описание сна: Кратко перескажите сон.
2. Символы: Выделите ключевые символы (например, лошадь, старуха, болезнь) и объясните их значение.
3. Психологический анализ: Как сон отражает внутренние конфликты Раскольникова?
4. Визуализация: Оформите страницу в виде иллюстрации, коллажа или комикса.

Пример:
Для сна о лошади можно нарисовать лошадь, окружённую толпой, и добавить цитаты, которые передают ужас и беспомощность Раскольникова.



### **3. Дискуссия: "Сны как ключ к подсознанию"**
**Задание:**
Организуйте дебаты между группами на тему: "Сны Раскольникова — это проявление его вины или предупреждение?"

**Этапы:**
1. **Подготовка:** Каждая группа изучает один из снов и готовит аргументы.
2. **Дебаты:** Группы представляют свою точку зрения, используя цитаты из текста.
3. **Итог:** Обсудите, как сны помогают понять эволюцию характера Раскольникова.

---

### **4. Создание "альтернативного сна"**
**Задание:**
Предложите группам придумать и описать свой сон, который мог бы присниться Раскольникову в ключевой момент романа (например, после убийства или перед признанием).

**Что нужно сделать:**
1. **Анализ состояния Раскольникова:** На каком этапе он находится? Какие эмоции испытывает?
2. **Создание сна:** Придумайте сюжет сна, который отражает его внутренние конфликты.
3. **Презентация:** Группы представляют свои сны, объясняя их символику и связь с сюжетом.

**Пример:**
Сон, в котором Раскольников видит себя на суде, где его судят не люди, а его собственная теория.
---

### **6. Видеопроект: "Сны Раскольникова в современном мире"**
**Задание:**
Предложите группам создать короткий видеоролик, где сны Раскольникова переносятся в современный контекст.

**Что нужно сделать:**
1. **Адаптация:** Как бы выглядели сны Раскольникова в XXI веке? Например, сон о лошади можно заменить на сон о машине, а старуха-процентщица может стать современным ростовщиком.
2. **Съёмка:** Создайте видео, используя смартфоны или камеры.
3. **Обсуждение:** После просмотра обсудите, как изменилось восприятие снов в современном мире.

---

Эти задания помогут студентам не только глубже понять сны Раскольникова, но и развить навыки анализа, творчества и работы в команде. Если нужно что-то уточнить или


Задание 5: значение снов в контексте произведения

Продолжение


3. Дискуссия: "Сны как ключ к подсознанию"
Задание:
Организуйте дебаты между группами на тему: "Сны Раскольникова — это проявление его вины или предупреждение?"
Этапы:
1. Подготовка: Каждая группа изучает один из снов и готовит аргументы.
2. Дебаты: Группы представляют свою точку зрения, используя цитаты из текста.
3. Итог: Обсудите, как сны помогают понять эволюцию характера Раскольникова.




Задание 5: значение снов в контексте произведения

Продолжение

4. Создание "альтернативного сна"
Задание:
Предложите группам придумать и описать свой сон, который мог бы присниться Раскольникову в ключевой момент романа (например, после убийства или перед признанием).
Что нужно сделать:
1. Анализ состояния Раскольникова: На каком этапе он находится? Какие эмоции испытывает?
2. Создание сна: Придумайте сюжет сна, который отражает его внутренние конфликты.
3. Презентация: Группы представляют свои сны, объясняя их символику и связь с сюжетом.
Пример:
Сон, в котором Раскольников видит себя на суде, где его судят не люди, а его собственная теория.

Сны Раскольникова – см. Документ «Сны Раскольникова» к занятию по главам

Сны раскрывают подсознательные терзания и подавленные эмоции Раскольникова. Кошмары и лихорадочные видения обнажают его вину и внутренний конфликт.

Достоевский использует сны как психологический приём, чтобы подчеркнуть глубину характера. Эти сны предвосхищают события и раскрывают внутренние терзания.

Заключение

Анализируя ключевые цитаты, эпизоды и групповые задания, мы изучили сложности «Преступления и наказания». Исследование Достоевским вопросов морали, психологии и искупления продолжает находить отклик у современных читателей. Он мастерски раскрывает способность человека творить как добро, так и зло.

Посмотрите также