Преподаватель – Односумова Ирина Владимировна
Предмет – курс «Литературное наследие Сибири»
Тема – Александр Казанцев. Сказ о Томских теремах.
Продолжительность занятия- 45 минут
Класс- 4
Образовательное учреждение - Томская область, Томский район, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Копыловская средняя общеобразовательная школа»
Ресурсы (методические и дидактические), использованные при разработке урока:
Э. Майданюк. Прогулка по старому Томску. – Томское книжное издательство; 1992
Г.П.Конечна. Деревянная архитектура Томска. – М.; Советский художник, 1975
А.Казанцев. Поздний свет, сборник стихов. – Томское книжное издательство, 2003
В. Колыхалов. Любимый город. – Западно-Сибирское книжное издательство, 1979
(стр. 9-13 произведение А.Казанцева)
Авторский медиапродукт -презентация слайдов (среда) Microsoft Power Point, видеофрагмент ( папка автор: Маликова Татьяна-видео, DVD)
План урока с указанием отведенного времени на каждый этап и последовательность показа слайдов
Этапы урока |
Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) |
Временная реализация |
№ слайда |
1. |
Организационный момент. Цель: добиться концентрации внимания учащихся, настроить их на рабочий лад. |
1 минуты |
|
2. |
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания: работа в парах по заданию, выразительное чтение стихотворений наизусть Цель: проверить освоение знаний, полученных на двух предыдущих уроках. |
5 минут |
Приложение 1, слайд 1 |
3. |
Актуализация опорных знаний. Игровая ситуация «Узнай и назови» (с использованием компьютера). Цель: совместно с учителем установить познавательную цель предстоящей деятельности. |
5 минут |
Приложение 2, 6 слайдов |
4. |
Изучение нового материала. Сообщение темы и цели занятия. Знакомство с произведением А.Казанцева «Сказ о томских теремах». Работа по содержанию стихотворения Цель: формирование новых знаний. |
14 минут |
|
5. |
Закрепление изученного материала. Физкультминутка. Соотнесение прочитанного текста с иллюстрацией, создание проблемной ситуации. Цель: закрепление полученных знаний, отработка выразительного чтения. |
8минуты |
приложение 3: 7 слайдов |
6. |
Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы «Прогулка по городу» с просмотром видео. Практическая работа: сочинение-признание. Цель: убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала. |
10 минут |
папка Маликова Татьяна-видео, DVD |
7. |
Задание на дом: 1.выразительное чтение стихотворения; 2) творческое задание: попытаться создать свои «деревянные кружева» ( рисунок, аппликация) |
2 минуты |
|
Приложение (содержание слайдов презентации)
Схема взаимосвязи слайдов презентации - последовательно
приложение 1: слайд 1. Практическая работа №1 |
приложение 2: 6 слайдов «Узнай и назови!» |
приложение 3: 7 слайдов «Парят невесомые кружева, Пленяя своей красотою…» |
Папка Маликова Татьяна-видео, DVD Фрагмент видео «Новеллы о Томске» |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях;
2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
3. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
4. компьютер – малоизведанная детьми область, следовательно, использование
компьютера повышает интерес и мотивацию к изучению предмета.
Задачи урока:
Учебная – - учить детей анализировать литературное произведение;
- развивать связную речь учащихся;
Развивающая - развитие познавательного интереса к истории родного края; творческих способностей учащихся;
Воспитательная – воспитание нравственно-патриотических качеств у школьников;
- воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент:
-Сегодня мы вновь в нашей литературной гостиной.
Для многих Сибирь – это какая-то далекая и таинственная планета, покрытая снегами. «Дети зимы» - так называют сибиряков. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку по этому удивительному краю…
1.Беседа:
- Очень велик Сибирский край: в нем есть горы, равнины, глубокие озера и многоводные реки. Этот край такой большой, а красота-то, какая!
И она не остается незамеченной. Просто невозможно остаться равнодушным, глядя на широкие просторы, на таежные леса, на синюю гладь рек. Сколько великолепных произведений посвящается этой красоте! И вы, наверно, догадались, что пришла пора вспомнить их.
2. Проверка домашнего задания:
а) Практическая работа №1.
- работа по карточкам (Приложение 1, слайд 1.)
б) учащиеся читают известные им стихотворения о Сибирском крае.
3) - У каждого из нас, кроме большой Родины, Отечества, есть свой родной край, место, где ты родился, впервые увидел солнце, впервые открыл для себя мир, Отчий дом! Таким родным краем стал для нас город на берегу Томи – Томск, - хотя многие из нас родились далеко отсюда.
Мы живем сегодня, но не можем не думать о прошлом, так как оно – основа настоящего.
-Как вы думаете, какой будет следующая страничка нашей прогулки по родному городу?
(совместно с учителем устанавливается познавательная цель предстоящей деятельности, создавая тем самым условия для понимания смысла учения)
Томск – один из старейших городов нашей страны. Конечно же, человека, посетившего наш город, будет интересовать все: и архитектура, и культура старинного сибирского города.
Безымянные мастера оставили нам в память поэмы из звонкой сосны, лиственницы и смолистого кедра.
III. Игровой момент « Узнай и назови!»
- Посмотрите внимательно, если вам знакомы эти места, то назовите их.
(Приложение 2, слайды 1-6)
IV Изучение нового материала:
1) Первичное чтение произведения Александра Казанцева «Сказ о томских теремах», по ходу чтения идет словарная работа.
2) беседа после чтения:
-Все ли вам было понятно?
- Что вызвало сомнения?
- О чем поведал нам этот сказ?
- Прочитайте, как выглядел умелец резьбы древесной?
- Кто, по словам Кузьки, мог по-настоящему понять красоту? Прочитайте этот отрывок.
- Отчего стали появляться терема с «кружевными карнизами»?
-Что из этого получилось?
V. Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку!
Молодцы, мои зайчишки!
4). Продолжение работы над новым материалом:
- Прочитайте заключительную часть стихотворения.
( дети читают)
- Какой разговор произошел у купца с Кузькой?
- Что он понял?
- Почему Кузька «шел с улыбкою до ушей», когда его выгнали со двора?
5) Выразительное чтение.
6). Соотнесение прочитанного текста с иллюстрацией:
- «Парят невесомые кружева,
Пленяя своей красотою». Что означают эти слова?
- Ребята, как вы думаете, можно ли сегодня увидеть дом, который украсил своими узорами этот мастер?
-В деревянной томской резьбе причудливо запечатлена душа русского умельца.
Улицы Томска и по сей день украшают произведения русских мастеров-плотников.
Давайте, все же, попробуем найти тот терем, который возможно был украшен нашим мастером-умельцем.
( Приложение 3, слайды 1-7, комментарии учителя)
Вывод:
в ходе обсуждения ребята устанавливают, что сохранившиеся до сегодняшних дней памятники деревянной архитектуры Томска – это дело рук простых народных умельцев, чьи имена большей частью неизвестны, а мастерство передавалось от поколения к поколению.
VI. Обобщение и анализ.
1) «Прогулка по улицам города»
- Вот, ребята, и наступило время отправиться на прогулку по улицам города. Вы согласны?
Не забудьте в дорогу взять с собой хорошее настроение. Оно еще пригодится нам в пути.
( показ видеофрагмента: папка Маликова Татьяна-видео, DVD)
2) Практическая работа №2
- Конечная остановка нашей прогулки будет называться так: «Мои пожелания».
Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-пожелание о том, каким будет наш город в будущем. Пусть в нем будет всего два, а может и больше предложений. Но мне хочется, чтобы все слова ваши шли от души.
Работу будете выполнять на сердечках – открытках, которые вы заранее изготовили на уроке технологии.
3. Урок заканчивается выразительным чтением наизусть стихотворения Сергея Заплавного, которое читает ученик класса.
Деревьев хрустальные звонницы,
Резных теремов купала…
И вдруг на мгновение вспомнится,
Как пахнет живая смола.
И вдруг на мгновение почудится
Опят перестук топоров.
Слагает хоромную улицу
Артель мастеров.
Катает за бревнышком бревнышко,
Работает радостно, всласть;
И Томск полыхает, как солнышко,
От звонкой работы лучась.
Хоромное дело – капризное,
Но видит взволнованный люд:
Дома с кружевными карнизами,
Как струги мятежно плывут.
Плывут и смыкаются крышами
За той заповедной чертой,
Где лишь красоту сотворившие,
Умеют владеть красотой.
4. Итог урока:
- Кто хочет прочитать то, что у него получилось.
- Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам запомнилось?
VII. Домашнее задание:
1.выразительное чтение стихотворения;
2) творческое задание: попытаться создать свои «деревянные кружева»
(возможно, это будет рисунок, аппликация…)
Итоговая отметка за весь урок выставляется с учетом правильности выполнения предлагаемых заданий, внимания и рабочей активности в течение всего урока.
Используемая литература:
1.Дьяконов В.В. Internet. Настольная книга пользователя. – М.: СОЛОН – Р, 2001.
2.И.Н.Чижевская. Информационные технологии на уроках окружающего мира. – Журнал «начальная школа до и после плюс», №5 2006г.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.