Школа должна быть не только передним краем модернизации образования, но и воспитывающей средой, ядром которой является сам `образовывающийся` ребёнок.
Отсюда возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.Целью дополнительного образования является максимальное самовыражение и социальная адаптация каждого ребёнка, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
samorealizatsiya_uchashchikhsya.doc
Создание условий для самореализации учащихся на
занятиях
Школа должна быть не только передним краем модернизации образования, но и
воспитывающей средой, ядром которой является сам `образовывающийся` ребёнок.
Отсюда возникает необходимость сочетания базового школьного образования с
дополнительным образованием. Основное предназначение дополнительного
образования удовлетворение постоянно изменяющихся социальнокультурных и
общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть
весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого
ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.
Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие
жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для
учащихся любого возраста. Оно имеет значительный педагогический потенциал и
выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого
образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно
сказывается на воспитании его личностного достоинства.
Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами
образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их
девиантного поведения.
Есть категория учеников, не склонная к академическому обучению. Дополнительное
образование позволяет создавать условия, удовлетворяющие образовательные
потребности этих детей и их родителей.
Структура этого направления работы в ОДОД при школе № 520 пока несложная. Это
цикл художественных студий, спортивных секций, предметных объединений, кружков по
интересам, факультативов. Занятия ведутся по расписанию второй половины дня. Все
они имеют общие характеристики:
• каждое занятие имеет цель, конкретное содержание;
• любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
• построение занятия осуществляется в определённой логике, зависящей от его цели и
типа.
Целью дополнительного образования является максимальное самовыражение и
социальная адаптация каждого ребёнка, формирование духовнобогатой, свободной,
физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие
нравственные ценности.
Особенности дополнительного образования:
• ребята приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
• обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
• всем обучающимся предоставляется возможность сочетать различные направления и
формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному
составу и т.д.);
учебновоспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединённых общими интересами,
добровольностью совместной деятельности. Демократичность общения способствует процессу социализации личности,
приобретению навыков коммуникации и ориентации в информационном
пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных
решений.
В итоге можно задаться вопросом: а дополнительно ли дополнительное
образование? То есть, не является ли оно для многих детей основным
условием самореализации и будущего профессионального выбора?..
В настоящее время существуют различные подходы к конструированию технологий
обучения: информационный, деятельностный, личностно ориентированный и др.
Каждый из них характеризуется определёнными целями, позицией ученика и учителя в
процессе обучения, логикой организации, процедурой выбора методов обучения и т.д.
Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального
переживания, удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого
интереса отмечались многими исследователями.
Основной внутренней характеристикой личности является её мотивационная среда.
Всякое внешнее воздействие опосредуется личностным состоянием человека, его
личностным опытом, ценностными ориентациями, потребностями, стремлениями к
самовыражению, самосовершенствованию, потребностью быть личностью.
Мотивационное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и
ситуационного. Под личностным фактором понимают мотивационные диспозиции
личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние,
окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции
окружающих и т.д.). Личностно ориентированное обучение позволяет организовать
такие технологии обучения, в которых происходит мотивирование учащихся в
самореализации.
Исходя из анализа понятия «самореализация» философами и психологами, которые
понимают её как одну из высших духовных потребностей, направленную на реализацию
человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на
повышение своей деятельности, а также рассмотрев понятия «реализовать»
(осуществить, исполнить все планы) и «актуальный» (важный, существенный для
настоящего момента), и тот факт, что человек не может сознательно стремиться к
реализации тех своих способностей и дарований, о которых он сам не имеет понятия, мы
определяем «самореализацию» как сознательный, целенаправленный процесс
раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной
деятельности. И выделяем следующие этапы самореализации личности: осознание
своего “Я” (самопознание, самооценка); мотивация деятельности; выбор цели
деятельности; выбор средств; составление плана; актуализация себя; анализ
деятельности.
Для того, чтобы ученик мог реализовать себя в процессе учебной деятельности, очень
важно чтобы он осознавал мотивы учения, так как от степени их осознания зависит
проявление интеллектуальной и волевой активности ученика, формирование его
отношения к учению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения
может побудить ребенка к проявлению стремления к обучению, и в дальнейшем к
саморазвитию. Мотивация самореализации возникает на основе существующих у личности определенных
потребностей и способностей их воплощения и развития. Под мотивацией самореализации
будем понимать осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую
структуру движущихся сил поведения и деятельности личности, целенаправленного
процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной
социальной деятельности.
Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации,
сопровождается явными положительными переживаниями и отношениями к тому, что
делает ученик. Эта мотивация лежит в основе любой творческой активности ребенка и
является необходимым условием для развития творческой личности и создание нового
продукта в любой сфере деятельности.
Формирование мотивационной сферы происходит наиболее интенсивно в первые 1015
лет жизни, но продолжается уже с меньшей скоростью и продуктивностью в течение
всей жизни человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, знаменуется
кардинальными изменениями в структуре личности ребенка изза качественного сдвига
в развитии самосознания.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов,
представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый
ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности,
формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к
личностному совершенствованию, — это самопознание, самовыражение,
самоутверждение, самореализация.
На протяжении подросткового периода в учении многих учащихся часто происходят
большие перемены. Критическими в этом отношении являются VVI классы, поскольку
именно в это время многое изменяется и в учении, и в самом подростке по сравнению с
младшими классами: с одной стороны, изменяется характер учебного материала и
значительно повышаются требования к качеству его усвоения, а с другой стороны, у
подростка появляются новые интересы и увлечения.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с
формированием жизненной перспективы, профессиональных намерений, идеала и
развитием самосознания. В соответствии с возрастными особенностями, для учащихся
среднего звена мы выделяем следующие мотивы в структуре мотивации
самореализации: мотив достижения (потребность в достижении своей цели, потребность
в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным в кругу
сверстников); широкие социальные мотивы (осознание общественной значимости,
мотивы морального долга) мотив общения (стремление к продуктивному сотрудничеству,
стремление к созданию полноценного эмоционального фона в общении).
Приведенный состав мотивов охватывает основные направления мотивационной сферы
личности учащихся, учитывает ее возрастные особенности. Указанные мотивы образуют
определенную, присущую подростковому возрасту устойчивую систему мотивов –
мотивацию самореализации.
Основное средство формирования мотивации самореализации – использование таких
вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Это возможно при организации задачных, проблемных ситуаций, где
ученик сталкивается с трудностью, которую он не может решить при помощи имеющихся
у них запасов знаний; сталкиваясь с трудностью, он убеждается в необходимости
получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Очень ярко это прослеживается в имитационноигровой ситуации, в контекст которой
включены социально и личностно значимые смыслы. Вместо традиционной цели
«запомнить и ответить» возникает цель реального достижения, а процесс учения
приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества. Но такая игра
непременно должна содержать в себе соревнование и конфликт, принятие роли и
экспертную оценку, анализ результата. Таким образом, имитационноигровая ситуация
делает явными скрытые противоречия жизни, усиливает состояние состязания не
только с окружающими учениками, но и самим собой. Тогда эта ситуация создаст
мотивационную сферу, характеризующуюся творчеством, эвристическим, партнерским
состоянием личности, имеющую в основе диалогичность, а значит ту, в которой учащийся
сможет реализовать себя как личность.
Самореализация активное выражение собственной индивидуальности как
значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществление
(реализация человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.),
самоутверждение, самостоятельность и свобода, творчество, самообразование,
самовоспитание, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение
отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой всякой
деятельности.
А.М. Коротков отмечает, что самореализация – наиболее сложный вид
деятельности, в котором формируются такие личностные новообразования, как
способность к выбору цели, к проектированию метода достижения, к организации
деятельности в компьютерной среде. В самореализации цель «распредмечивается»,
мотивом ее становится сам процесс и его результаты. Самореализация в компьютерной
среде проявляется как самоактуализация, саморегуляция и самопрезентация…. Высокий
уровень самореализации в компьютерной среде – способность к полной реализации
собственных интеллектуальных возможностей, становление осознанной субъектной
позиции – устойчивой системы деятельностноценностных отношений, освоенных в
учебной деятельности в компьютерной среде.
На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы
по проблеме самореализации личности, мы обратились к ее пониманию как функции
личности универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и
опредмечиванию своих сущностных сил.
Исследуя структуру функции самореализации личности, мы выделили следующие
ее сущностные качественные характеристики: самостоятельность как универсальная
способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности,
к рефлексии себя и других; свобода как универсальная способность личности к
автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и
межсубъектному взаимодействию; творчество как универсальная способность к
концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в
суждениях и ответственности за свои действия и поступки.
При личностном подходе восприятие предметной действительности не
формально, а осмысленно, что позволяет преобразовать когнитивный опыт,
приобретаемый при изменении учебных предметов. Личностная ориентация выступает
как фактор целостности образования: субъект сам определяет смысл, цели, мотивы и
способы собственного образования. При таком подходе деятельность с использованием
ИКТ входит в социальную сферу, в жизненное пространство личности. Преподаватель и ученик не отделяются от культурного окружения и представляются в многообразии
своих личностных функций, познавательные процессы выходят в сложное пространство
личностной, социальной самореализации. То есть, происходит трансформация
абстрактного типа обучения, требующего усвоение знаний, которые представлены в
знаковой, искусственной по своей сути форме информации, в некоторый новый тип
обучения.
При разработке процессуальной стороны обучения с использованием ИКТ,
направленной на самореализацию личности, мы опирались на положение о том, что
«основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования
является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными
личностные функции обучаемых».
Именно поэтому, в качестве структурной единицы педагогического процесса,
направленного на развитие функции самореализации личности мы предлагаем
ситуацию самореализации. Ситуация рассматривается как комплексное многостороннее
явление, обуславливающее результат усвоения материала и развития личности.
Ситуация самореализации личности (ситуация самостоятельности действий, ситуация
свободы выбора и принятия решений, ситуация креативности в деятельности) выступает
как своеобразное единство содержательной и процессуальной сторон обучения в
условиях ИКТ: с одной стороны выступает как проблема, задача, несущие аспект
выявления и раскрытия собственных возможностей и способностей; с другой предстает
как система действий учащихся в компьютерной среде, выходящих в итоге на
реализацию и опредмечивание сущностных сил личности.
Овладение ситуацией самореализации личности как некоторой психологической
целостностью возможно лишь при включении учащегося в ходе обучения в
деятельность, выполняя которую они могли бы осознать ценность собственных
возможностей, способностей и потенциала, важность и необходимость их выявления и
раскрытия в жизни; ценность межличностных отношений в самореализациии за счет
включения в ориентированные виды жизнедеятельности; ценность осознания своего
места, роли в обществе; важность быть независимым, самостоятельным и свободным в
суждениях и действиях; ценность способности реализации в себе скрытых сущностных
сил и возможностей в оригинальной, творческой деятельности; осознание
ответственности за действия и поступки в жизни.
Ситуации такого типа создаются таким образом, что ученик все время ощущает
себя субъектами этих ситуаций. Преподаватель воспринимается им как партнер. При
проектировании такого рода ситуаций нельзя заранее разработать сценарий, но можно
продумать ориентиры, схему узловых моментов; нельзя заранее четко определить
содержание, но можно приближенно очертить круг проблем, которые будут
рассмотрены. Все это требует не только умений и знаний в работе с компьютером, но и
проявления личностных особенностей, открытости, интуиции, преодоления стереотипов,
внутреннего согласия, взаимопонимания. Модель личностно ориентированной ситуации
представляет собой совокупность дидактических регулятивов, обеспечивающих
проектирование реальных ситуаций обучения.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что ИКТ обучения,
при определенных условиях, возможно использовать как эффективное средство для
развития функции самореализации личности учащегося: компьютер позволяет создать
условия, при которых каждый ученик может реализовать себя в планировании,
регулировании, целенаправленности своей деятельности; диалог в компьютерной среде
позволяет ученику осознать свои возможности, умения, навыки, оценить их, добиться
рефлексии себя и других; автономность поведения в работе с машиной актуализирует
личность к свободе выбора, действия, решения, саморегуляции, воле и межсубъектному
взаимодействию; и, наконец, современные ИКТ позволяют создавать ситуации,
направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и
поступки.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его
пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней
школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его
реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность
образования “школы социального опыта”.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно,
что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать
предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального
опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными
педагогическими условиями. Она должна:
воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления
повседневной жизни;
вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной
значимости результатов своей деятельности;
предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием
деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с
самоконтролем и оценкой;
предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи
в социализации личности ребенка:
1. Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт;
2. Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них
представления;
3. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской
среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в
условиях имущественного неравенства;
4. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и
духовного противостояния.
5. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном
уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.
Исследования во многих учреждениях показали, что дети в младшем школьном
возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в
различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к
чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая
представления детей о главных жизненных ценностях, мы обнаружили, что в качестве
ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей,
Бога. При проведении позиционно оценочного аспекта социального опыта ребенка с
помощью проективных вопросников, например: “Когда я буду взрослым…”, “Я очень
люблю…”, “Больше всего на свете я боюсь…”, дети отвечали, что счастье – когда
счастливая семья, все дружны, мечта – когда веселье, подарки , это мое будущее,
праздник большой, это хорошо, что вместе с мамой, папой, с родными, солнце ярко
светит, в доме все счастливы, кто никогда никого не обижает, “Счастье –это…любовь,
доброта, любовь, дружба, родители когда есть, когда все хорошо, здоровье и долгая
жизнь” – ответы учеников 2го класса. 4й класс – “счастье – это когда много денег, это
жизнь, радость, когда все здоровы, два урока математики, веселье”. Во 23х классах провели опрос с проективным заданием “Я всегда недоволен собой,
когда…”. Анализ ответов показал, что дети не испытывают недовольства собой. Дети
мечтают о достижениях, которые были замечены родителями, учителями, товарищами.
Среди ответов были: “Мне не везет. Когда я делаю чтото хорошее, никто этого не
видит, а как ошибусь, все сразу начинают ругать. Я всегда доволен собой, если мне не
портят настроение. Я считаю себя хорошей, я всегда всем доволен, потому что я не
люблю нытиков”.
Таким образом, решая эти задачи, мы воздействуем на личность ребенка, на тот
социальный опыт, который складывается на его жизненном пути. Ведь социализация в
своей сущностной характеристике – это овладение социальным опытом.
На рубеже 78 лет у ребенка возникает осознание своего “социального “Я”, которое
характеризуется потребностью освоить новую социальную позицию школьника и
овладеть новой, общественно значимой деятельностью, учением; зарождается
рефлексия, складывается осознание себя, как субъекта отношений со взрослыми.
К 911 годам при переходе ребенка из начальной школы в среднюю происходит
качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели,
начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.
Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать
воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы
преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к
социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление
о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно
зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви
он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко
измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод
родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться
ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со
знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в
художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция
принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него
сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы
успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами.
Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально
ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и
антисоциальными.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности
результатом или процессом самореализации.
Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации и
самореализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в
становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной,
коммуникабельной, гражданскоправовой, трудовой сферах деятельности. Школа
должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни
детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том
числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения
дополнительного образования.
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Урок социологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.