Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"
Оценка 4.8

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Оценка 4.8
Интерактивная доска +2
doc
физика
8 кл—10 кл
29.04.2017
Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"
Урок усвоения новых знаний «Испарение и конденсация». Основой урока является использование эксперимента, благодаря которым происходит формирование представлений о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики, формируется познавательный интерес к физике, а также материалистического мировоззрения учащихся
Урок на тему Испарение, конденсация.doc
Класс: 8     Учитель:  Исаева  Н.А. Тема урока:   Испарение и конденсация Тип урока:  урок усвоения новых знаний. Методическая цель:  организация продуктивной деятельности учащихся для достижения  результатов,  отражённых в задачах урока; использование  эксперимента для достижения дидактической цели и мотивации  обучающихся при изучении физики. Задачи  урока: Учебные:  Формировать понятия о явлениях испарения и конденсации    формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики. Развивающие:  Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся  Развивать когнитивную  сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания   Активизировать  познавательные и творческие способности Воспитательные:  Формировать материалистическое мировоззрение учащихся  Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом  Совершенствовать навыки  групповой и коллективной работы Оборудование:   для   учителя:   компьютер,  сосуд с горячей водой, плитки электрические с закрытой спиралью; для   учащихся:   сосуды   со   спиртом,  с   водой,   матовые   стекла,   стеклянные  пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки. План  урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. Организационный момент Актуализация   знаний Освоение    нового    материала Первичная проверка понимания и  закрепление знаний Домашнее задание Рефлексия 1 мин 6 мин 20 мин 8 мин 2мин 3 мин Законы подобны паутине: слабого они затягивают,  а сильный их порвет. Солон( Афины, VII­VI вв.до н.э.) Ход  урока 1. Организационный момент Утром солнце просыпалось, Улыбалось из­за туч, Значит, нам с тобой осталось Улыбнуться, встретив луч… Улыбнемся солнцу, лугу И травиночке любой, Улыбнемся мы друг другу Просто так сейчас с тобой. От открытой сей улыбки Заблестят глаза в ответ, И ресницы дрогнут зыбко – Вот он, нежности секрет… Оксана Варникова  2. Актуализация   знаний Для  изучения нового материала  урока необходимо вспомнить ранее изученный материал.   ­ Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? ­ В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? ­ Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? ­ Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом   агрегатном   состоянии ?     ­ Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?    3.Освоение нового материала 3.1Мотивация  Кипит вода ключиком Средь камней и кустиков. Вниз струится ручейком Меж зеленых бережков. В поле этот ручеек Лентой голубою лег. И не стало ручейка. К морю катится река. Клокотала и росла Воды к морю донесла. В море синее несла. В море синее слила. А соленая волна В небо облаком плыла. И парила над горой Темной тучей грозовой. Туча дождиком стала. На землю звеня пала, Расплескалась над землей Светлой каплей водяной. Воды бурлили ключом Шумным бежали ручьем, В море рекою неслись, В бурное море влились. А море лежит величаво Играет соленой волной. Не зная, что берёт начало Лишь с малой капли водяной. ­ Как весь процесс называют в народе? Верно, круговорот воды в природе.  Использование   мультимедийного  проектора   «Кру       ­ Сегодня на уроке нам с вами предстоит изучить    явления, без которых этот процесс был бы невоз­  говорот воды в природе».   можен, а значит,  мы бы никогда не смогли видеть красоту и неповторимость нашей планеты. 3.2 Формулировка темы урока Для изучения данных явлений проведем опыт.  ­ Подышите на прозрачное стекло. ­ Что вы наблюдаете? ­ Как и почему изменяется «картина» на стекле? ­ Как называют происходящие явления? ­ Какой же будет тема урока?   ­ Правильно! Тема урока:  «Испарение и конденсация». 3.3Постановка цели урока ­ Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где? летом уменьшается уровень воды в реке…  Я с вами согласна, лужи после дождя высыхают, вода в стакане исчезает, скошенная трава сохнет, Все эти  примеры являются фактами, того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. ­  Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации. 3.4Изучение Н.М. ­ Сегодня мы будем строителями, и   построим мы    модели явлений испарения и конденсации, используя  знания   о   молекулярной  природе   тепловых   явлений,  с   помощью   этих   моделеймы постараемся объяснить наблюдаемые в природе и быту явления, связанные с испарением и конденсаци­ ей.  Использование     ­ На доске изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость.  Изобразите у себя  мультимедийного  проектора и интерактивной доски. в тетрадях молекулярную модель этой жидкости. Кто желает работать у доски?   ­ Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно. ­ Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул.  ­   Каким   молекулам   легче   всего   покинуть   жидкость?   Выделим   две   молекулы,  находящиеся   у поверхности, скорости  которых направлены наружу .У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Какой вывод можно сделать? Ответы учащихся.   Действительно,   жидкость   могут   покинуть   молекулы,   находящиеся   у   поверхности,  кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. ­   А  что   образуется   над   жидкостью   в   результате   ее   испарения?   Какое   определение   можно   дать явлению испарения? Испарение — это явление превращения       жидкости в пар, происходящее с ее поверх     ­ На столе, находится сосуд с горячей водой.  ности. ­ Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой.  ­ Будет ли теперь изменяться масса жидкости? ­  Происходит ли испарение жидкости в сосуде? ­ Почему масса жидкости при этом не изменяется? Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс.  ­ Как он называется? ­  Какое определение можно дать конденсации? Конденсация — это явление превращения пара в жидкость. ­ Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость. Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации.    Использование    ­ Какие же следствия вытекают из модели испарения жидкости?  мультимедийного  проектора  «Модели явлений испарения и конденсации». Так   как   из   жидкости   улетают   наиболее   быстрые   молекулы,   то   средняя   скорость   (как   и   средняя кинетическая энергия)   оставшихся   молекул   жидкости  уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии   к   жидкости   извне,   испарение  ведет   к   уменьшению   внутренней   энергии  жидкости, вследствие   чего   жидкость   охлаждается.   Это   положение   —   следствие   модели   испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации. ­ Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку? ­ Да, она будет охлаждаться, поскольку,  испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится. Проведем опыт. ­ Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? Почему? Проведем еще один опыт. Конец термометра обмотаем ватой, смоченной водой и немного подождем, пока обсудим, а что же произойдет? Действительно, столбик жидкости в термометре опускается, это свидетельствует об уменьшении  температуры испаряющейся жидкости.  Таким образом, при испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия  испаряющейся жидкости уменьшается.  Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если  взрослые на работе, а  у   вас или ваших близких поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее: ­ вызвать врача; ­ до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться; ­ в миску налить воду и капнуть несколько капель уксуса или спирта ­ взять мягкую тряпочку и  намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо,  можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела  понизится ­ если будет необходимость, эту процедуру можно повторить до приезда врача. Таким   образом,   экспериментальная  проверка   подтвердила   следствие,   вытекающее   из   модели испарения, тем самым и правильность самой модели. Мы изучали явление испарения, используя цикл естественно­научного познания. Представим его в виде схемы ( демонстрация с использованием   мультимедийного  проектора):   Факты:  лужи после  дождя высыхают, вода в стакане  исчезает,  скошенная трава  сохнет Модель: наиболее  быстрые  молекулы  покидают  поверхность  жидкости Следствие: температура  жидкости  понижается Эксперимент: рука,  смоченная  спиртом, водой  охлаждается 3.5  Работа в группах. Эксперимент. ­  Выясним, от каких факторов зависит  скорость испарения данной жидкости.    В своих рабочих группах вам необходимо  обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы.  При затруднении на доске слайд с вопросами:    *Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду? * Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре? * Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт? *Когда быстрее высохнет  белье: в ветреную или безветренную погоду? Группы предлагают свои гипотезы.   Вы высказали несколько предположений  — гипотез. И для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести эксперимент.   Используя   имеющееся   у   вас   на  столах   оборудование,   исследуйте зависимость скорости испарения жидкости: ­ от площади поверхности жидкости, ­ рода жидкости, ­ скорости ветра. После   выполнения     экспериментов   представители   групп   докладывают,   как   скорость  испарения зависит от данных факторов. ­ Сопоставьте результаты эксперимента и выдвинутого вами предположения. ­ Сделайте вывод о правильности построенной нами модели.  ­ Таким образом, эксперимент доказал справедливость теоретических следствий, вытекающих из мо­ дели явления испарения, а значит, и ее правильность. Мы еще не учли один фактор от которого еще может зависеть скорость испарения. Что это за фактор?  ­ Правильно, это ­ температура.  Демонстрация учителем  зависимости скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную и горячую электрические плитки. ­ А как объяснить этот опыт? Конденсация — это процесс  обратный  испарению.   Чем   будет   сопровождаться  конденсация?   Вы правы: при конденсации происходит выделение энергии. 4.  Первичная проверка понимания и закрепление знаний Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи ­ Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в  ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.  ­ Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай?   ­ Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже  температуры окружающего воздуха? ­ В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза.   Как вы думаете, когда именно и почему?    ­ Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока             обязательно переодевались?    ­ Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый? 5.Домашнее задание:    § 17, 18, упр. 10;   6.  Рефлексия. Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации.  Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? наиболее важным? наиболее интересным? Достигли ли мы цели урока?  Большое спасибо за урок! Используемая литература: А.В.Перышкин, Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.­ М: Дрофа Сборник задач по физике 7­9 кл.Составитель В.И.Лукашик, Просвещение 2003г.  http://otebe.info/stihi/stihi­pro­ulybku.html#ixzz3pmua9mcS

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"

Урок в 8 классе " Испарение и конденсация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017