Урок-встреча с миром поэзии Марины Цветаевой
Оценка 5

Урок-встреча с миром поэзии Марины Цветаевой

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
10 кл—11 кл
09.10.2017
Урок-встреча с миром поэзии Марины Цветаевой
Публикация является частью публикации:
мероприятие.docx

Урок-встреча с миром поэзии Марины Цветаевой

Тема: «Я обращаюсь с требованием веры и просьбой о любви…»

Цель: раскрыть драматическую судьбу личности замечательного русского поэта, чьё творчество – воплощение вечного поиска истин беспокойного человеческого духа, предельной правды чувства; познакомиться с воспоминаниями  о ней; учиться читать поэзию Цветаевой выразительно наизусть.

Оборудование: эпиграф урока (А4), пояснения слов (А4), плакат (план мероприятия), проектор, презентация.

Ход мероприятия.

1.     Вступительное слово. (Ученик 1)

Я расскажу тебе – про великий обман:

Я расскажу тебе, как ниспадает туман

На молодые деревья, на старые пни.

Я расскажу тебе, как погасают огни

В низких домах, как - пришелец египетских стран

В узкую дудку под деревом дует цыган.

Я расскажу тебе - про великую ложь:

Я расскажу тебе, как зажимается нож

В узкой руке, - как вздымаются ветром веков

Кудри у юных - и бороды у стариков.

Рокот веков.

Топот подков.

Я расскажу тебе – про великий обман…», 1918 г.)

         Эти строки принадлежат великой женщине, может быть самой великой из всех живших когда-нибудь на свете. Имя этой женщины - Марина Цветаева.

2.     Объявление темы и цели мероприятия.

3.     «Красной кистью рябина зажглась»

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Майн родилась дочь Марина.

Музыка (звон колоколов).

«Стихи о Москве»

«9»

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась. Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

                            16 августа 1916 г.

 

«7»

…В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова…

                            8 июля 1916 г.

 

Воспоминания Марины. (Ученица 2)

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словам оказалась «гамма», мать, только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

 

Стихи (читает ученица 3)

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

 

4.     Формирование личности и характера Марины.

Музыка.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз.

Да, Мария Александровна Майн была прекрасной пианисткой, «Которая на рояле могла все», сходила на клавиатуру, как «лебедь на воду». Она привила дочери любовь к Бетховену, Моцарту, Шопену, Верди, Чайковскому. Она всегда мечтала сделать из Марины пианистку.

         «Музыка полнила дом радостью», - отмечала сестра Анастасия. Но у Марины появилась более глубокая страсть. Она стремилась читать книги взрослых, мамой ей запрещенные, а с 6 лет она начала писать стихи. И эта любовь к поэтическому творчеству захватила ее целиком.

         «Музыка обернулась лирикой», - писала поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальный вечер в доме родителей, блестящую игру матери на рояле, ее пение под гитару удивительных романсов. (Музыка: Гитара/ Пресняков).

…Ах, если бы и мне,

Взглянуть на звезды, знать, что там

И мне звезда зажглась,

И улыбаться всем глазам,

Не опуская глаз!

 

         Итак, культурнейшая московская семья! Атмосфера старого дома в Трехпрудном переулке у Патриарших прудов, где прошли детские годы и первая юность Марины. Атмосфера искусства, высокой культуры, учеба в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу (Италия, Швейцария, Германия), слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы – все это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Марины.

 

        

Жизнь дарила радость, тепло, добро, любовь волшебство книжных открытий и человеческих встреч, и казалось, прекрасный путь этот неизменно бесконечен. Блаженные часы жизни!

         В жизни Марины особое место занимает А. С Пушкин.

5.     Преклонение перед поэзией А. С. Пушкина.

Всю свою жизнь, начиная с раннего детства, Марина преклонялась перед гением «солнца» русской поэзии Александром Сергеевичем Пушкиным. В доме Цветаевых в спальне матери висела картина, изображающая дуэль Пушкина.

            «Первое, что я узнала о Пушкине, - это то, что его убили… Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил  на снег и там убил его из пистолета в живот…» Тогда Марине было 3 года.
            Очень стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Она любит его, спорит с ним, говорит как с живым человеком. Это ее друг, собеседник, советчик.
 
Встреча с Пушкиным.

Пушкин! - ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути.
И просиял бы и под руку в гору
Не предложил мне идти.

Не опираясь на смуглую руку,
Я говорила б, идя,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя.

Как я люблю имена и знамена,
Волосы и голоса,
Старые вина и старые троны, -
Каждого встречного пса! -

Полуулыбки в ответ на вопросы,
И молодых королей…
Как я люблю огонек папиросы
В бархатной чаще аллей,

Марионеток и звон тамбурина,
Золото и серебро,
Неповторимое имя: Марина,
Байрона и болеро…

Вечное сердце и служенье

Только ему, Королю.

Сердце свое и свое отраженье

В зеркале…Как я люблю…

 

«Она считала, что Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно…» (Из писем 1931 года)
 
Потому она писала и такие стихи.
 
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева — ручищи по швам —
Жандармские груди и рожи
2.

Не диво ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печётся!
Почётно — почётно — почётно — архи-
Почётно, — почётно — до чёрту!

Кого ж это так - точно воры вора́
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
 
            Позднее она будет писать о многих поэтах, но первой и неизменной любовью был А.С. Пушкин.
            Обратимся к началу литературной деятельности поэта.
 
6.     Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Стихотворения о любви.
 
            Первая книга, которую выпустила Марина в 1910 году – «Вечерний альбом», вышла маленьким тиражом – всего 500 экземпляров, но выделили ее и писали о ней: Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Володин. «Несомненно талантливая, может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…» (В Брюсов).
            Марина была совсем юной, но она вселяла редкий поэтический дар, надежды. Герои ранних стихотворений, кроме самой поэтессы, мама, сестра Ася, подруги.
            Ах, этот мир и счастье быть на свете
            Еще невзрослый передаст ли стих?
            Следующая книга «Волшебный фонарь» (1912 г.) Стихи ее стремительно взрослеют. Она сравнивает их с «маленькими чертями, ворвавшимися в святилище, где сон и фимиам». Было что-то вызывающее  в стихотворениях 20-летней девчонки.
            Моим стихам, написанным так рано,
            Что и не знал я, что я – поэт,

         Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

                                                             Май 1913 г.    
                                                             Коктебель 
            
            С какой-то уверенностью написала она эти строки. Она верила в непременное: пусть и через долгие годы, но поэзия ее буде признана.
            Цветаевский характер был крепким орешком – в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность. Строптивая, независимая, решительная, неукротимая своим примером она показывала твердость духа и силу мастера. Еще в детстве она писала:
            Я большая – мне семь лет,
            Я упрямая – это лучше.
            Удивительно упряма:
            Скажут нет, а будет да,
            Не поддаемся никогда
            Это ясно знает мама
 
Слишком упряма, слишком смела  - не по-девчоночьи всего слишком:
            «Я слишком сама любила
            смеяться, когда нельзя».
            Сколько неприятностей в жизни принесли ей эти качества.
            Марина похожа на сое имя. В ней было много силы, много характера, - порой капризов, обид, но главное – это много любви:
            «Я обращаюсь с требованием веры
            И с просьбой о любви»
            Всю жизнь она чутко слушала себя, свою душу и через нее – мир. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все то, что, так или иначе, составляло радость бытия, неожиданно подверглось нападению демонических сил. Империалистическая война, уход С. Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания, к лучшему они или к худшему, все возрастающая тревога.
 
            В 1906 году Марина знакомится в Крыму с С.Эфроном, ставшим 
впоследствии ее мужем. Еще в юности она дает клятву никогда не оставлять этого человека. Именно с ним она познает радости и лишения, все тяготы совместной жизни. Сергей был ее судьбой. Заботиться о нем, делить вместе беды – это и называла Марина – верность.
            Я с вызовом ношу его кольцо!

         — Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями распахнутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

— Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

            
            Любовь для Марины – живая и бескорыстная потребность души, любовь, нуждающаяся в немногом: живи! Будь! И не поднимай руки. И говори со мной хотя бы изредка; доверься мне и позволь мне довериться тебе с моими думами и тревогами. Больше не нужно… Она умела быть счастливой, но и умела страдать, как самая обыкновенная женщина. В стихотворениях о любви много переживаний, много страсти. В них эхом отзывается женская судьба возлюбленной и покинутой, судьба повелительницы и страдалицы.
 

Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь — уж рвешься прочь!
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:

Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть —
Как сами себе верны.

Октябрь 1915

 
            «Две песни»
                 «2»

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

                                                                         14 июня 1920 г.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

 
            Учитель.
Стихи у Марины мелодичны, задумчивы и чарующие. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. К ним обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Давайте послушаем. Музыка: из кинофильма Э. Рязанова
 

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.

                                                                                     3 мая 1915 г.
7.     Ее книга «Вечерний альбом». 
Ученик.
            Первую книгу, которую выпустила Марина в 1910 году – «Вечерний альбом» - вышла маленьким тиражом. Ее восприятие революции было сложным, противоречивым, но эти противоречия отражали метания и искания значительной части русской интеллигенции, вначале приветствовавшей падение царского режима, но затем отшатнувшейся от революции при виде крови. Есть у Цветаевой такие строки:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть побелила.

 
8.     Восприятие революции и гражданской войны.
            Ученик.
            Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэзии мирила ее с всегдашним бытом и душевным неустройством. Самые страшные тяготы выпали на ее долю. Революция не вдохновляла ее, и об этом многие догадывались, видели. Что она живет в полном отчуждении. В стихотворениях 1918-1921 г.г. нельзя не заметить, что Марина не хотела быть молчаливым свидетелем взаимоунижения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны.
            Где-то в водовороте этой ужасной войны, в белой гвардии, между жизнью и смертью находился любимый человек поэтессы, муж С.Эфрон. Муж с белыми, она  - красной столице. Около 3 лет она не знала что с ним, жив ли он? О судьбе мужа сильно болело сердце за все эти годы разлуки. Духовное одиночество становилось невыносимым.
В 1920 году она неожиданно появляется в зале Политехнического музея, в заснеженной Москве, где проходил «Вечер поэтесс».
            Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи, явилась взору насторожено притихшего зала женщина в черном, похоже на облачение монахини платье… Коротко остриженные волосы делали лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у части зрителей. В финале «Вечера поэтесс» Марина читала свое стихотворение. 
 
Пригвождена 
«Из цикла»
        1.
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
 
 2

Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.
Что ни одна до самых недр — мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
 
            Учитель.
Из переписки 1921 г.:
            «Наша встреча с Вами была величайшим чудом… Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…» (С.Э.)
            «Сереженька, умру ли я завтра или до 70 лет проживу – все равно! – я знала, как знала уже тогда, в первую минуту: навек. Никого другого…» (февраль 1921 год)

        

 

166. С.Э.

 Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец, - чтоб всем было известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной

 
……………………………………………….

Солнце — одно, а шагает по всем городам.

Солнце — мое. Я его никому не отдам.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.— Никому. Никогда!

Пусть погибают в бессменной ночи города!

В руки возьму!— Чтоб не смело вертеться в кругу!

Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!

В вечную ночь пропадет,— погонюсь по следам...

Солнце мое! Я тебя никому не отдам!

 
 
(Можно прочитать стихотворение «177» Любовь! Любовь! И В судорогах и в гробе…)
 
9.     Годы эмиграции
            Ученик.
            Три года прожила Марина ничего не зная о муже. При первом же известии бесповоротно решила ехать.
            В мае 1922 года с разрешением Советского правительства Марина выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции, учившемуся в университете в Праге. Вместе с дочерью Ариадной покинула Россию.
 
Музыка.
            Ученик.
            17 лет она находилась за рубежом. Это были долгие годы эмиграции: Берлин, Прага, Париж…Эти годы величайших испытаний для нее, испытание духа, характера, таланта. Белая эмиграция, которая вначале приняла Марину с распростертыми объятиями, скоро отвернулась от нее, поняла, что это не ее поэт. Ее гордый, независимый нрав не мог мириться с таким существованием. Цветаева скоро ощутила свою несовместимость с соотечественниками за рубежом, свое одиночество.
            Цветаева жила за границей в ужасающей бедности. Постоянная проблема приобрести одежду: платье, обувь. Страшно читать ее письма чешской подруге Анне Тесковой, когда Цветаева просит прислать ей в Париж приличное платье, на один, чудом полученный концерт, ибо ей не в чем было выступать.
            Ученик.
            Довольно скоро она потеряла возможность издавать книги, печататься в эмиграционной периодике. Последняя книга ее вышла в 1928 году. И это притом, что Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу.
            Приходит иное понимание событий в России. Понимание простой истины, что ее читатель там, на Родине, что русское слово может найти отклик не, к России, к русскому слову, к русской истории она пронесла через все скитания, беды, несчастья.
Она выстрадала эту любовь.
 

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

 
            Ученик.
            Духовное одиночество, тоска по Родине, трудный мучительный путь разочарований, переживаний приводят Марину к мысли о возвращении в советскую Россию. Она решает вернуться на Родину. Она не могла не вернуться, и она это делает. Она искала дома не для себя, а для своего сына Георгия, родившегося в 1925 году, для своих стихов.
 
            Из воспоминаний Пастернака:
            Летом 1935 г. я… попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой и как брата полюбил этого обаятельного, тонкого и стойко человека.
            Члены семьи Цветаевой настаивали на возвращении в Россию. Я не знал, что посоветовать, и слишком боялся, что ей  и ее замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения. 
            18 июня 1939 года Марина вместе с сыном приехала в Москву след за мужем и дочерью, которые вернулись в 1937 году.
 
10.  Возвращение на Родину.
Музыка.
            Ученик.
            Однако, надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу по возвращении домой. На вокзале она узнала об аресте сестры Аси. Ее муж С.Я. Эфрон был болен и близок к отчаянию. В своем дневнике она записала: «Живу, никому не показываясь…Впервые чувство чужой кухни. Безумная жара, которой не замечаю: ручьи пота и слез в посудный таз»… «не за кого держаться». Затем арестовали ее дочь Алю и, наконец, ее мужа С. Эфрона. Цветаева уже достаточно хорошо в это время знала, что в любой момент она могла отправиться по стопам мужа и дочери. Но ее не арестовали, не расстреляли – ее казнили не замечанием, а не печатанием, нищетой.
            Ученик.
Вскоре началась Великая Отечественная  война. Она попадает в эвакуацию, оказывается с сыном Георгием в небольшом городе Татарии Елабуге. 
            Работы найти не могла. Сохранилось письмо, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей тогда не ответили…По свидетельству хозяев дома, где Цветаева остановилась с сыном, ее подкармливала местная милиционерша, которой Цветаева помогала при стирке.
            Потерявшая близких, оторванная от литературной среды, разлученная с немногочисленными друзьями! На этот раз она утратила силу сопротивления  ударам судьбы. Потеряв надежду, она не выдержала «бедные» унижения.
11. «…Послушайте! – Еще меня любите за то, что я умру».
            Ученик.
            31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой: повесилась.
 

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

………………………………………….

Ученик

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

                                                                         8  декабря 1913 г.

Ученик

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала—тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет—

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь—могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

                                                                                     3 мая 1913 г.
            Учитель.
            Марины нет. Но продолжают ее жизнь стихи, потому что они прекрасны, они рождены истинным талантом и вдохновением. Читайте! Любите! Учите! Остальному научит жизнь.

 

Скачано с www.znanio.ru

Урок-встреча с миром поэзии Марины

Урок-встреча с миром поэзии Марины

Падали листья Я родилась. Спорили сотни

Падали листья Я родилась. Спорили сотни

Да здравствует пена - веселая пена -

Да здравствует пена - веселая пена -

Преклонение перед поэзией А. С

Преклонение перед поэзией А. С

В зеркале…Как я люблю… «Она считала, что

В зеркале…Как я люблю… «Она считала, что

Марина была совсем юной, но она вселяла редкий поэтический дар, надежды

Марина была совсем юной, но она вселяла редкий поэтический дар, надежды

Всю жизнь она чутко слушала себя, свою душу и через нее – мир

Всю жизнь она чутко слушала себя, свою душу и через нее – мир

Как мы вероломны, то есть — Как сами себе верны

Как мы вероломны, то есть — Как сами себе верны

Где отступается Любовь, Там подступает

Где отступается Любовь, Там подступает

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе

А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у части зрителей

А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у части зрителей

С.Э. Писала я на аспидной доске ,

С.Э. Писала я на аспидной доске ,

Анне Тесковой, когда Цветаева просит прислать ей в

Анне Тесковой, когда Цветаева просит прислать ей в

Затем арестовали ее дочь Алю и, наконец, ее мужа

Затем арестовали ее дочь Алю и, наконец, ее мужа

И будет все — как будто бы под небом

И будет все — как будто бы под небом

И кровь приливала к коже, И кудри мои вились

И кровь приливала к коже, И кудри мои вились
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2017