Уроки русского языка для 8 класса по технологии "БиС"

  • docx
  • 18.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1-11.docx

 1. Роль русского языка в со­временном мире. Значение языка как важнейшего сред­ства общения.

 

 


                                                                                                                 ЕСЛИ 

                                                                  

рол ь языка определяется значением  в истории человечества

 народа, творца и носителя языка,то

 
 

 

 

 

 

 

 

 


                         русский язык

                                                                    - единый язык русской нации;                             - язык межнационального общения;                                                                      - язык международного общения;    - официальный язык РК.                 

 

- язык богатейшей художествен-  ной литературы;                                             - язык с разнообразием грамматических форм;                                                                        - язык богатейшей лексики.

 

 

имеет огромную роль в современном мире, которая определяется

                                                                

 

 
 


Надпись:   величиемНадпись:     мощью  Надпись: культурной ценностью                                                                    

 

 

 

 

 

 

1. Тренажёр по теме «Роль русского языка в со­временном мире. Значение языка как важнейшего сред­ства общения».

НПС. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

ППС. Расставьте в предложениях знаки препинания и определите грамматическую основу

ВПС. Сконструируйте предложение и объясните в них постановку знаков препинания.

1.Все народы, населяющие Россию, развивают свою национальную культуру и язык.                                  2.Литературный язык, на котором мы говорим, это национальный язык русского народа. 3.Русский язык отличается чрезвычайным разнообразием словарного состава, гибкостью и ясностью грамматического строя.                              4.Русский язык – это язык классической художественной литературы, авторитет которой признан всем прогрессивным человечеством. 5.Как говорил Н.В.Гоголь, «он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».                                                                    6.Русский язык, по мнению А.С.Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный.                                           7.Ф.Энгельс писал, что русский язык «всемерно заслуживает уважения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы».                                                                           8.«Язык создаётся народом, - отмечал Максим Горький.- Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».                                                                   9. Безошибочное правописание - азбука знания языка.                                                             10.Человек, равнодушный к своему языку,-дикарь.                                                                    1. «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, - писал К.Д.Ушинский.- Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь».                                                                  2.Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.                                                  3.И характерные черты русской, белорусской и украинской культуры – восточнославянской культуры Древней Руси – восходят ко времени смены христианством язычества, соединяя Русь с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени.                                                                            4.Язык - это бесценное наше наследство.        5.Русский язык, принадлежащий, как родной, только русской нации, выполняет и функцию межнационального общения, используется в качестве официального языка в нашей республике и, бесспорно, имеет важное международное значение.                                                                                      6.Пушкин, завершая начатое Ломоносовым великое дело создания литературной нормы русского языка, оглянется на его историю, охарактеризует её проще и лаконичнее, но при этом не оспорит ни одного из пунктов, выдвинутых Ломоносовым.                                               7.Язык – бессмертие духовного опыта народа.        8.Язык каждого, пусть даже самого малочисленного, народа – это целый мир, полный прелести и волшебства.                                                                  9.Язык – удивительный дар человека.                                                                                   10.В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и другие).                                   

1.Известный писатель Чингиз Айтматов отмечал: «Русский язык сыграл роль языка-моста, соединившего впервые в истории художественные берега народов, которые незадолго до этого не знали о существовании один другого».                                                                                  2.В языке самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись.                 3.Язык - это путь цивилизации и культуры.              4.Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку.                                               5. Красота языка - это его сама сущность и его рождение, его сложность и красота звуков, его восприятие - непростое и несложное, само произношение - все это рождено в процессе огромного труда цивилизаций.                                                                                      6. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.                                                                                                7. Обширный лексический фонд русского языка  позволяет не только бесконечно расширять свой собственный словарный запас, но и находить то единственно нужное слово, необходимое в разнообразных и сложных ситуациях нашей жизни.                                               8. На территории России русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком.                                                                                                                                                                           9.Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка.                                                                                     10. «Из всех живых су­ществ только человек одарен речью»,— писал Аристотель.

 

 

 


 

               рассматривать

 
 


    утверждается право

 
Надпись: закрепляется статус государственного языка  за казахским языком;
языка 
 ЕСЛИ ЕСЛИ

наиболее важные реформы       русского литературного                  языка, сделанные             М.В. Ломоносовым,   

 

 

                                                                               роль в истории развития русского литературного языка  А.С.Пушкина,                                                 

 

 

 

 

они оба являются основоположниками современного  русского литературного языка

                       

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 ТО

 
 ТО

 

   за русским языком закрепляется статус официального языка     

 

 
 


2. Тренажёр по теме «Закон о языках. Основопо­ложники русского литератур­ного языка».

 

1. Русский язык  единый язык русской нации но одновременно это и язык международного общения в современном мире.                  2.Настанет время и оно не за горами, - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.                                                         3.Русский язык сочетает многие выдающиеся качества величие испанского живость французского крепость немецкого нежность итальянского богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.             4.Русский язык это язык Пушкина и Толстого Достоевского и Тургенева Чехова и Горького. 5.На нём создана великая литература пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.                                    6.Огромная культурная ценность русского языка его мощь и величие обязывают внимательно и серьёзно изучать его.                    7.Русский язык входит в число мировых языков является одним из рабочих и официальных языков ООН на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. 8.И.С.Тургенев называл русский язык великим могучим правдивым и свободным.         9.Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка яркого меткого как стрелы задушевного как песня над колыбелью певучего и богатого.                                                                10. Русский язык в умелых руках и в   опытных устах красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.

1.Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей населяющих страну облегчает их взаимопонимание.                                    2.Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда но и что особенно важно для писателя исключительной выразительностью.                                                                       3.Благодаря языку людям XXI века становятся доступны мысли опыт переживания их предков живших сотни лет тому назад.                                          4.Русь впитала в себя и византийскую культуру и западную и скандинавскую и культуру южных соседей кочевников.                                                                     5.Подобно реке то плавно несущей свои воды по гладкой равнине то низвергающейся бурным потоком в горных ущельях язык знает и периоды относительного застоя и ускоренного обновления.                                                          6.Великий могучий правдивый и свободный  такими словами характеризовал русский язык       И.С.Тургенев.                                                       7.А.С.Пушкин великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь её «свежесть простоту и так сказать чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.                                 8.Русский язык как впрочем и все другие живые языки не стоит на месте а находится в состоянии непрерывного но не всегда заметного изменения и развития.                                                                           9.Сегодня более двухсот столетий спустя мы восхищаемся меткостью характеристики данной языку М.В.Ломоносовым.                                                    10.Язык самое совершенное средство общения позволяющее человеку понимать других и быть понятым.

1.Богатый звучный живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти безграничной творческой мыслью русский язык кажется нам созданным для поэзии подобно греческому.                                                         2.Неслучайно со словом язык сочетаются многие определения характеризующие нравственные качества человека.                           3.Язык строительный материал основа культуры.                                                                    4.Язык есть вековой труд целого поколения.  5.Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.                                    6.Народ нацию составляют три обязательные части земля язык культура.                                           7.Изучение языков мира это также история мыслей и чувств человека.                                         8.Язык это след гигантского производительного труда человеческого общества.                            9. Современный русский литературный язык  это один из богатейших и весьма развитых языков мира.                                                                                        10.Язык возникает лишь из потребности из настоятель­ной необходимости общения с другими людьми писали К. Маркс и Ф. Энгельс.                                                          

1.И.С.Тургенев достоинства высоко языка русского ценивший обращается к поколениям будущим с словами такими «берегите наш язык наш язык русский прекрасный этот клад это достояние нашими нам предшественниками переданное…»                           2.Беречь язык это стремиться значит правила его не нарушать учиться правильно и выражать точно мысли свои.                                        3.Один из развитых и богатых самых языков мира русский язык.                                                 4.Язык справедливо В.Г.Белинский замечал идёт народа вместе с жизнью.                          5.Славянские языки восточную южную западную на три подгруппы делятся.                         6. Восходя к другу же одному и тому источнику славянские все близки языки друг.               7.Русский это язык несомненно язык богатейшей литературы художественной.                     8. Таким огромная образом роль языка мире русского в современном определяется его и культурной ценностью мощью его величием.                                                                 9.Русский один язык из словаря замечательных языков мира по разнообразию форм грамматических и по богатству.                                      10.Русский всегда был язык гордости свой предметом русских писателей любивших народ и свою родину.

 

1. Русский язык является земном шаре из языков известных на распространённых одним среди.                                                                                                                                           2.Нормы речи литературной Ломоносовым введённые способствовали развитию литературы новой русской языка.                           3.В языке нового мира времени нашло отражение реалистическое восприятие стремление к фактам строгому следованию.                       4.Современный учёным русский деятелям стал нужным политическим литераторам язык конструкторам бизнесменам и.              5.В языке все краски и самые жизни все звуки тонкие неуловимые движения души и опыт человеческом выделенные.                          6.Язык закрепляет о всю мире информацию воплощая её в материальную звуков и форму графических знаков.                                                  7.Язык не предмет только изучения для а живая душа его народа радость боль память сокровище.                                                                  8.Цель реформы проводимой Ломоносовым стиха создание национального стихосложения русского языка строю свойственного.                                                                             9.Ломоносов отдать желанием горит своей родине силы свои все содействовать процветанию её.                                                                              10.И как учёный и как Ломоносов все поэт свои знания и силы служению народу и отдал родине.

 

 

1.Язык посредник дружбы и согласия лучший для установления.                                     2.Язык есть это плоть живая идеи чувства мысли.                                                                     3.Язык энергия есть человеческой культуры.      4.Ежегодно отмечается в Казахстане День в сентябре языка ставший праздником для народов всех Казахстана.                                        5.Самая роскошь человека большая общение это.                                                                          6.Язык народа история это.                                    7. Толерантность человеколюбии Казахстана основана понимании на доверии и.                8. Язык понимать друг помогал людям друга, сообща трудиться знаниями накопленным опытом обмениваться и.                                                9. Язык сознанием мышлением тесно с связан.                                                                                                                                                                                                                                         10.  С свои опыт помощью поколение люди языка пе­редают знания из поколения в.

 

НПС. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

ППС. Расставьте в предложениях знаки препинания и определите грамматическую основу.

ВПС. Сконструируйте предложение и объясните в них постановку знаков препинания.

 

1.По справедливому утверждению Горького, «Пушкин у нас – начало всех начал» новой русской литературы.                                                       2.В крестьянском платье он ходит на ярмарки и базары, вступает там в беседы с крестьянами, слушает пение слепых, записывает народные песни.                                                                              3.Белинский, высоко ценя гуманизм Пушкина, писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека».                                                                                4.«В нём (в Пушкине) как будто в лексиконе, - говорит Гоголь, - заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».                                      5.Пушкинский язык отличается богатством словаря, простотой и доступностью, ясностью и точностью.                                                                           6.«Пушкин – наш учитель, - говорил Лев Толстой. – Писателю надо не переставая изучать это сокровище».                                                                7.Ломоносов не мог не видеть, что русский язык в его время был засорён как иностранными, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.                                                        8.Пушкин утверждал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».                        9.Стихи Ломоносова звучны, торжественны.                                                                                     10. Ода – рассказ о судьбе России .                  

                                  

                                        

3. Понятие системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонети­ческий разбор слова.

 

 
                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Ни один поэт не имел на русскую литературу такого многостороннего сильного и плодотворного влияния писал Белинский о Пушкине.                                                                                              2.Впитав в себя лучшие достижения и традиции отечественной культуры и литературы Пушкин всю свою творческую жизнь посвятил борьбе за самобытное развитие русской литературы.                                                             3.В произведениях Пушкина звучит голос подлинного патриота гражданина горячо любившего свою страну и свой народ и гордившегося им.                                                              4.Творчество Пушкина с огромной полнотой глубиной и художественной силой выразило национальные особенности широту и могущество духовных сил русского народа.                                           5.У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова.                                                             6.Ломоносов поставил своей задачей очистить русский язык раскрыть его богатства развить русский литературный язык на народной основе.                                                                                 7.Богатство словаря разработанность синтаксиса это ценные его стороны которыми нельзя пренебрегать.                                                                                8.Кроме того осторожное употребление славянского языка родственного русскому мыслит Ломоносов предохранит русский язык от порчи его чуждыми ему иностранными словами и выражениями.                                                                               9.Ломоносов вводя учение о «трёх штилях» преследует высокую цель укрепить утвердить положение русского языка как языка литературного.                                                                                       10.Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка и стихосложения.

1.Пушкин национальный поэт великий русский.                                                                         2.Пушкин нашей поэзии источники расширил обратил её к жизни национальным элементам.                                                                         3.В Пушкина творчестве с силой большой проявились замечательные такие черты народа русского как свободолюбие одарённость многосторонняя сила могучая творческая.                                                 4.Народнопоэтическое быт творчество народный интересуют Пушкина живо. 5.Классик Абай казахской литературы язык на Кунанбаев переводил своего народа произведения ставшие Пушкина потом казахскими народными песнями.                           6.Очень значение важное труды научные имеют в области языка и теории поэзии.                     7.»Высокий штиль» торжественный стиль это величественный важный.                                   8.Гениальный учёный и прекрасный многих языков знаток русские слова сумел найти он для выражения понятий научных.                          9.Пётр Первый в Ломоносова изображении государь заботящийся просвещённый о благе подданных.                                                        10.Мысли Ломоносова воплощены учёного образах в поэтических.                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Тренажёр по теме «Понятие системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонети­ческий разбор слова».

 

НПС.Произведите фонетический разбор слов.

ППС. Напишите транскрипцию слов.

ВПС. Впишите в таблицу названия разделов науки о языке.                                                                                                

 

           Образцы письменного разбора.                          Якорь – я'-корь  [й’акар’]                                                                я - [й’] – согласный, звонкий, мягкий;                                                                                                                           .  - [а]  -  гласный, ударный;                                                                              к - [к] -  согласный, глухой, твёрдый;                                                                                о - [а] -  гласный, безударный;                                             р - [р’] – согласный, звонкий, мягкий;                                            ь - [-].

5б., 5 зв.                                                                                

Союз – со-ю'з [сай’ус]                                                                с - [с] – согласный, глухой, твёрдый;                                                                                      о - [а] – гласный, безударный;                                                                                             ю -[й’] – согласный, звонкий, мягкий;                                                                     .  - [у] -  гласный, ударный;                                                                 з - [с] – согласный, глухой, твёрдый.

4б., 5 зв.

Устье – у'сть-е  [ус’т’й’э]                                                        у - [у] – гласный, ударный;                                                                           с - [с] – согласный, глухой, мягкий;                                                            т - [т] – согласный, глухой, мягкий;                                                                      ь - [-]                                                                                                        е - [й] – согласный, звонкий, мягкий;                                           .  - [э] – гласный, безударный ________________________________                                            5 б., 5 зв.

Слова для разбора:                                                                 белый, болен, угол, уголь, полка, полька, жар, жарь, падать, подать, вьюга, поёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10. Упорядоченность

 
Надпись: 9. Отграниченность.Надпись: 8. Выраженность.

                                           Кульминация

Вступление            Завязка           Развязка             Заключение

 

7. Стилевое единство.

 

5. Членимость. 

 

 

6. Ситуативность.

 

 

            Образцы транскрипции слов.                                                         

Бегу  [б’иэгу];        параллель [парал’эл’];                               бег  [б’эк];              мёд  [м’от]; 

ель  [й’эл’ ];           вьявь  [в’й’аф’];                                                          трубка  [трупка];   жизнь  [жызн’];                                    цикл [цыкл];          широта  [шырата];                                                         вскрикивать [фскр’ик’иват’];   отдача  [адача];    стяг  [ст’ак];          пять  [п’ат’];                                                     память  [пам’иэт’];   шитьё  [шыт’й’о];                                  скучно  [скушна];    с жиру  [жыру].                                          

 

Запишите фонетическую транскрипцию следующих слов:

брезжит _____________________________                          

сшить  ______________________________

кратчайший  _________________________

несчастный  _________________________

отцвёл  _____________________________

баскетбольная  _______________________

отбрасывать  _________________________

позавтракать  _________________________

пришедший  __________________________

низкий  ______________________________

бумажка  _____________________________

смягчает  _____________________________

вслух  ________________________________

погибшие  ____________________________

робкий  ______________________________

предполагать  _________________________

легко  ________________________________

отгадка  ______________________________

 

 

4. Тренажёр по теме «Текст, признаки текста. Тема, основная мысль тек­ста, явная и скрытая информация. Строение текста. Типы текстов».

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВПС. Рассмотрите образцы явной и скрытой информации, приведите свои примеры.

 

НПС. Озаглавьте текст, укажите части рассказа, составьте план данного текста.                        

 
 ППС. Составьте диалог. Определите идею текста, смысловые типы речи, озаглавьте микротемы.

         

                     Языковая система.

 Разделы науки о языке

  Языковые единицы

 

 

Звуки.

 

 

Морфемы.

 

Значимые части слова.

 

Способы образования слов.

 

 

Слова.

 

Фразеологические обороты.

 

Части речи и их формы.

 

 

Словосочетание.

 

Простое предложение.

 

Сложное предложение.

 

Составьте предложения с фразеологизмами: владеть пером, искра божья, дар слова, быть в голосе, выводить вензеля, марать бумагу, медведь на ухо наступил, драть козла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Состоит из 3-х частей:                      1) тезис;                                           2) доказательство;                        3) вывод.

 

 

 

 

 

 
Надпись: рассуждениеНадпись:  повествование

 

     Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.                                                                                           Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.                                                                                Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.                                                                               Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.                                                                             Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!                                             Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.                                                                              Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.                                                                                                         Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.                                                                                     Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.             Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова.

 

профессиональные

 

диалект-ные

 

общеупотре-бительные

 

     с  точки зрения     употребительности

 

¬

 

 

^

 

 

 
Надпись:     Структура слова.

Словообразование изучает структуру слов и законы их образования.

 

                                                                                                                                            ЕСЛИ

                                                                                                       

                                                                                                              слово-   

                                                                             основная кратчайшая единица языка,

                              выражающая своим звуковым составом 

               понятие о предмете, процессе, явлении о действительности,

                             их свойствах или отношениях между ними.

  

 

 

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         

 

5. Морфемика и словообра­зование. Лексика и фразео­логия. Лексический разбор слова.

 

 

В зависимости от того, сколько лиц участвует в развитии темы (одно лицо или два и более), различают высказывания диалогические и монологические. Например:                                                                                                          Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками:                                                                                - Ты что здесь делаешь? – сказал он грозно.                                            – Тебе какое дело? – отвечал мальчишка.                                                               – Оставь это кольцо, рыжий заяц! - кричал Саша.                                Тему развивают два лица, следовательно, текст этот – диалог.                                                                             Алмаз обладает замечательным свойством - твёрдостью. Он почти в тысячу раз твёрже кварца (хрусталя), способен резать самые прочные сплавы. Поэтому алмаз является важнейшим промышленным сырьём. Без алмаза невозможна резка, полировка, сверление, обточка металлов и сплавов, скоростное бурение и т.д. В век сложной техники без него не обойтись при создании электронного оборудования ракет, космических кораблей.                                                                                               Сообщение сделано одним лицом, значит, этот текст – монолог.                                                                                             Задание 1. Составьте диалоги на темы «Утро», «Море», «Лес»                                        Задание 2. Определите основную мысль текста, типы речи в нём, озаглавьте микротемы текста «Белый медведь».                                                                      Белый медведь - могучий зверь, ростом до двух метров, одетый в великолепную белую шкуру с длинным ворсом, который укрывает даже нижнюю часть стопы. На умной морде резко высвечивают три чёрных точки – два глаза и кончик носа. Зверь сильный, ловкий, несмотря на кажущуюся внешнюю неуклюжесть.                                                                              Белый медведь сметлив: когда он охотится на тюленей, он прищуривает глаза и прикрывает свой чёрный нос лапой, чтобы тюлени не заметили его на белом снегу. Ай да умница!    Весной семья покидает зимний приют. Идут по снегу обычно гуськом: мать впереди, за ней – один за другим – её дети. В воду она их не пускает, пока им ещё нет году. Направляет их путь по ледовому полю.                                                      

                                             

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 задание. Произведите лексический разбор выделенных слов из указанных предложений по данному плану.                                                                               Примерный план лексического разбора слова. 1.Каково лексическое значение слова в данном предложении?                                                                                       2.Указать, является слово однозначным или многозначным.                                                                                                         3.В прямом или переносном значении употреблено слово?                                                                                         4.Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?                                                                             5.Какова стилистическая характеристика слова? (Разговорное, книжное, стилистически нейтральное.)                                                                                   6.Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?                                 7.Каково происхождение слова?                                    Старый друг лучше новых двух.                                                                          Вся комната янтарным блеском озарена…                         2 задание. Произведите словообразовательный разбор слов: разгрузить, нелюдимость, подберёзовик, вуз, МГУ, КамАЗ, быстроходный, физкультура, оргстекло, спецкор, пароход, мороженое, сухофрукты, по-вашему, умалишённый, добровольный, глазной, пригородный, сталевар, чернозём.    3 задание. Произведите морфемный разбор слов: привыкнуть  ______________________________ , землеуборочный ___________________________ , отнять ____________________________________ , вздумать __________________________________ , по-простому _______________________________ , обезвредить _______________________________ , разнеси ___________________________________ , сомкнуться ________________________________ , разбрасывая _______________________________ , надушись__________________________________,                                           умывался __________________________________ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    - это имя числительное

 

                                         Местоимение -                                                              часть речи, включающая слова, которые не обозначают предметов, их признаков, количества или порядка по счёту, отвлечённое число, а лишь указывают на них.

 

   - это имя прилагательное

 

- это имя существительное

 

 Который? (Какой?) Сколько?

 

     Какой? Чей?

 

       Кто?  Что?

 

 

 

 

 

 

 

 


Бандероль _____________________________                          Вестибюль _____________________________                        Вермишель _____________________________                   Водоросль _____________________________                         Гавань _________________________________                     Госпиталь ______________________________                    Груздь _________________________________                    Гвоздь _________________________________                 Деталь _________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Живопись ______________________________                Кабель _________________________________             Кадриль ________________________________                Латунь _________________________________                   Лунь ___________________________________                Миндаль________________________________             Мебель _________________________________                      Мишень ________________________________              Мозоль _________________________________                     Насыпь _________________________________        Омуль __________________________________                   Оттепель ________________________________                    Панцирь _________________________________                 Патруль _________________________________                        Пластырь ________________________________                   Подпись__________________________________        Полынь __________________________________                  Пристань _________________________________              Профиль _________________________________                Рояль ____________________________________                 Шампунь _________________________________  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Дремучий лес, та..щий снег, усыпа..ое звёздами, пожелтевшие и опавшие листья, опуще..ые ресницы, голубое небо, осуше..ое болото, голубе…щая дымка, серебря..ые ло..ки, ра..ие заморо..ки, деревя..ая посуда, серебристая лента, светлеющая п..лоска, деревенеющие ноги, соловьи..ые трели, утре..ий туман, непреклонное желание, уступчивый характер, предложе..ый вариант, соколи..ая охота, отзвеневший звонок, зв..нящий г..лосок, угрожающая поза, краше..ая дверь, избалова..ый ребёнок, груж..ные сани, рубле..ое мясо, плетё..ая корзина, кипячё..ая вода, сушё..ые грибы, вид..мые паруса, покрыты пухом, спасающ..м от стужи, позолоче..ых осенью, слежавш..йся ватой, истёрза..ое поле, над заснувш..ми верхушками, колебл..щийся полёт, слыш..мого рокота, невид..мый глазом, едва слыш..мый звук, выд..мый в микроскоп.  2.Стреля..т  враг, кто попада..т, смелый побежда..т, трус погиба..т, ты  погон..шься и не куп..шь, книга украша..т и утеша..т, люди осил..т, мел..т вздор, напиш..те небольшой рассказ, если вы напиш..те черновик, вспомн..те первую встречу, выйд..те поскорее, когда выйд..те гулять, выгон..те гусей.                                  3.Не спускает..ся в каюту, погода хмурит..тся, рожь колыш…тся, пришлось согласит..ся, пускай прославят..ся, лодырю нездоровит..ся, он хотел тренироват..ся, чуть брезжит..ся, даже листок не  колышет..ся, она может пригодит..ся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Сбегавшие с гор.                                                         2.Разлившиеся по весеннему небу.  3.Висевший в осеннем воздухе.        4.Усыпанные разноцветными листьями.  5.Много раз протоптанная туристами.  6.Успешно преодолевающий свою лень. 7.Обожаемый родителями.                  8.Успокоившееся после бури. 9.Расстилающийся над рекой.                                      10.Не прекращавшийся ни на минуту.

 


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Смелого да умного и страх (не) возьмёт, и враг (не) побьёт.                                                                              2.Толпа (не) доумевала.                                                                              3.Южное солнце (не) щадило красок и лучей. 4.Людырю всегда (не) здоровится.                                      5.(Не) порученное никому дело (не) тронется с места.                                                                                           6.Если поле (не) вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не) прочитана, знаний (не) прибавится. 7.(Не) засеянное поле (не) зеленеет.                                  8.Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами.                                    9.Стоя спиной к ней и (не) двигаясь, он, (не) годуя, смешно зарычал: «Да ещё и бить буду!»                          10.И в глубине её души, взволнованной печалью ожидания, (не) угасая, теплилась надежда, что всего у неё (не) возьмут, что-то останется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пример явной информации.                                             Мы смотрим на обои. Обои серого цвета, с узорами в виде ромбиков. Это явная информация, на неё можно указать пальцем другому человеку, и если он знает название цвета и название фигуры, то он скажет что обои серого цвета с узорами в виде ромбиков.                                                                                             Пример скрытой информации.                                         Общение по телефону.  Голос в телефоне — это уже информационный поток, через который Вы воспринимаете собеседника. Так, когда мы говорим и слушаем, передаётся значительное число скрытой и дополнительной информации, которая включает:                                                                          • акцент собеседника;                                                                         • его эмоциональное состояние;                                                 • тембр голоса и глубину голоса;                                                     паузы между словами и фразами;                                                    и прочее и прочее.                                                             Часть этой информации мы осознаём сразу же в процессе разговора — так по голосу можно определить пол и примерный возраст человека, то, что гораздо сложнее сделать на основе текста. А часть информации идёт в так называемых скрытых информационных потоках, когда в процессе общения мозг автоматически обрабатывает сопровождающую разговор информацию.

Приведите примеры явной информации и скрытой (ниже даются ориентировочные темы, можете предложить свою).

1.Опишите суперобложку понравившейся вам книги. 2.Расскажите о впечатлениях от спорого или грибного дождя.                                                                                    3.Расскажите о весеннем настроении.                                4.Составьте миниатюру о любимом цветке.

 

ППС. Замените выделенные выражения более краткими или одним словом.

 

9. Тренажёр по теме «Стили речи. Построе­ние текстов художествен­ного, публицистического, офици­ально-делового стиля».

 

 

НПС. Найдите в примерах элементарные ошибки и исправьте их.

 

1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2.Караван двигался по песчаным барханам к оазису.                                                                                3.Моя автобиография уместилась на страничке тетради.                                                                                    4.В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.                                                                                5.Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра.                                   6.Новые туфли оказались ей немного великоваты. 7.Это очень прекрасный материал для нашей стенгазеты.                                                                      8.Я очень скучал, потому что никого не было и я был один.                                                                            9.Он бросил камень, но промахнулся мимо.  10.Мы заранее предвидели все трудности похода.

 

1.Он смотрел в широко раскрытое окно.                             2.По улице торопливо двигались взад и вперёд пешеходы.                                                                                         3.В этой части река была доступна для плавания судов.                                                                                     4.На лугу росли жёлтые лютики.                                          5.От холода она скорчилась, сжалась в комок.                    6.Сентябрь был у нас с частыми дождями.                     7.Моторы работали без задержек, остановок, равномерно.                                                                             8.В своих намерениях они не стремились к личной выгоде.                                                                                         9.Он смял в комок снятые с рук перчатки.                             10.В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.

 

1.                       Начальнику цеха Матвееву Н.И.

                          от токаря Сидорова К.Л.                        Объяснительная записка.                                                              Я, Сидоров К.Л., опоздал сегодня на работу не потому что проспал, а благодаря сильной гололедицы, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное скопление народа на общественных остановках, и по этой причине ни в один транспорт я влезть не смог. Поэтому пришлось идти своим ходом.                                                                           Хотя я торопился, но всё равно опоздал. Исходя из вышеизложенного прошу моё опоздание считать недействительным.                                                                    15 декабря 2014 года.                      Сидоров.                           2.В одном… этом, как его… ну… поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и его все боялись. 3.Вдали зеленеют купоросы.                                      4.Мы отдыхали на ладони природы. 5.Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.                                       6.Футболисты прилагали все силы, чтобы выиграть финальный матч, но в последнюю минуту защитник считал ворон, и вся команда села в лужу.                                                                                7.Мы поражались его поразительной памяти.          8.Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык через плечо.                            9.Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.                                                                 10.Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку.

 

ВПС. Устраните стилистические ошибки, исправьте текст, отредактируйте предложения.

 

 

10. Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, пред­логов, союзов.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формообразующие

 

Отрицательные

 

Модальные

 

Через дефис пишутся наречия с приставками ПО-, В- (ВО-), если в слове есть суффиксы –ОМУ (-ЕМУ),                             -ЫХ (-ИХ), ; а также с приставкой КОЕ-; с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ; сложные наречия.       

 

После шипящих под ударением в наречиях пишется –О, без ударения -  –Е. Искл. ещё.

 

 

10.Тренажёр по теме «Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, пред­логов, союзов».

 
 

НПС. Найдите наречия и слова категории состояния, прилагательные, обоснуйте свой выбор.

 
 


1.Было душно после жаркого дня.                                                                                 2.В доме тепло и уютно.                                                              3.За окошечком было звонко и солнечно.                          4.Обе щеки её румяны, её лицо спокойно, ясно, весело.                                                                       5.Весело гляжу я на гумно, на скирды.                          6.Пора было возвращаться домой.                      7.Теперь поря рабочая, досуг ли толковать?  8.Лодка неслась всё быстрее.                           9.Толстой и Тургенев любили создавать вокруг людей тот или иной фон, который ещё более красиво оживлял их героев.                                                10.Марии, впервые видевшей русскую зиму, сделалось страшно.

 
1.

 

 

 

 

 

 

 

1.В этот день обедали поздно.                                          2.Мало-помалу стемнело.                                    3.Говорил Гречкин многозначительно, по-волжски окая.                                                                 4.Анна недавно вышла замуж.                                              5.Мой товарищ всесторонне развит.                         6.Смотри, гроза поднимается слева.                        7.Нужно выучить правила.                                              8.У нас ночью очень светло от звёзд.                      9.Море было спокойно, чёрно и густо, как масло.  10.По утрам в лесу сыро.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ППС. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

 
 

 

 


1.Ласковое слово (не) трудно, а споро. 2.Летела пташка высоко, села (не) далеко. 3.Погода вскоре (не)уловимо изменилась. 4.Ветер н..как (не) сорвёт последний листок с дуба.                                                                       5.Мальчик рассея..о смотрел по сторонам. 6.Друзья переглянулись разочарова..о и уныло 7.С лица дяди (мало) помалу сошло благодушие и осталась одна только деловая сухость. 8.(Кое) где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.                           9.Издавн.. русские считались храбрыми воинами.                                                                                10.Ворота кузницы были открыты настеж.. .

1.Узкая полоса заката, тусклого и (по) осеннему багрового, догорала над степью.                                                2.Дитя испуга..о неожиданным выстрелом. 3.Ребёнок испуга..о вскрикнул.                                         4. И стало спорить ей невмоч.. .                                 5.Пётр упал навзнич.. .                                                 6.Она распахнула настеж.. окно.                               7.Уж.. небо осенью дышало.                                       8.Снов.. тучи надо мноюсобралися в вышине.                   9. Публика горяч.. аплодировала певцу. 10.Заморосил мелкий, (по) осеннему мелкий дож-дик.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВПС. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

 
 

 

 


1.(В) дали (не) ясно гремит гром.                        2.Урожай яблок был (бы) очень хороший, если (бы) во время цветения (не) ударили морозы.                                                                  3.Присядем (ка) на минутку!                                        4.Всё так (же) легок его бег?                                 5.Солдаты сделали семь выстрелов, но тигр всё (таки) (не) уходил.                                          6.Антарктида была когда (то) тёплой землёй.   7.Он работал над изобретением в течени.. трёх лет.                                                                            8.(В) следстви.. подъёма воды Кама стала ещ.. более прекрасна и величестве..а.                                 9.По окончани.. школы он поступил в университет.                                                                    10.Согласно указани.. штаба армии отряд должен был перебраться за Двину.

1.Работа выполняется согласно график.. .                     2.На небе нет н.. облачка.                                                                  3.В течени..  лета было много солнечных дней.                                                                                 4.(Не) смотря на уговоры, Андрей рано ушёл домой.                                                                            5.Когда (нибудь) мы с ним встретимся.                        6.Ему почему (то) было (не) спокойно.                  7.Он вас давным (давно) ждёт.                         8.Наконец (то) найдётся для него настоящая работа!                                                                     9.(За) тем домом разбит сквер.                             10.Мы отдохнули после работы, (за) тем пошли (в) кино.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 11. Диктант.

 

                                  

                   Осенний лес.                                                                                                                                                                                  

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.                                                                                                                                                                                                           На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются                                                                                                                                                         яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью.                                                                                                                                  Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев.                                                                                                                                                        Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика.                                                                                                                                        Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли,                                                                                                                                                                                                                пролетающие косяком.                                                                                                                                                                                                                        Что-то грустное, прощальное слышится и видится в                                                                                                                                                          осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому                                                                                                                                                                         лесу, расцвеченному2 красками, и поэтическим чувством                                                                                                                                                                                           наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне                                                                                                                                                                      это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух,                                                                                                                                                       прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние                                                                                                                                   поздние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы.                                                                                                                                                 Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел,                                                                                                                                                            сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю                                                                                                                                                       леса старый развесистый2 дуб, роняющий3 на землю                                                                                                                                          спелые жёлуди4.                                                                                                                         

Грамматическое задание – разборы № 2, № 3, № 4.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru