Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств учащихся.

  • docx
  • 11.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки русского языка как средство воспитания.docx

Уроки русского языка как средство воспитания

нравственных качеств учащихся.

 

(Учитель русского языка и литературы МБОУГ № 1 Куликова О.А.)

 

« Учение – это лишь один

 из лепестков того цветка,

который называется воспитанием».

В.А.Сухомлинский

 

Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

«Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически

совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении  отечественному языку»- считал Ф.И.Буслаев

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Сознавая, какое воспитательное и образовательное значение имеет русский язык, стремлюсь  пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.

       На уроках школьники заучивают наизусть некоторые изречения русских писателей о родном языке. Часть этих высказываний помещена в школьных учебниках в разделе «О русском языке». Некоторые высказывания включены в тексты тренировочных упражнений.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

                                                                                                                      А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                К. Г. Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

                                                                                                                       Н. В. Гоголь

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

                                                                                                                     И.С. Тургенев

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

                                                                                                                            А.П. Чехов

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

                                                                                                                       А.Н. Толстой

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

                                                                                                                   И. С. Тургенев

Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения.

                                                                                                                    А. Н. Толстой

 

    Закрепляю и развиваю общие представления о языке  как средстве общения и  при изучении других разделов курса. Так, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях истинные добродетели. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию". И я стараюсь использовать перлы народной мудрости при изучении различных тем курса.

Например, при изучении морфологии :

-Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах 2-го лица ед. числа. Какая из пословиц вам особенно понравилась и почему?

Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская.)

Плывешь по реке - следуй ее изгибам, входишь в дом - следуй его обычаям. (Вьетнамская.)

Любишь жизнь - дорожи временем. (Эстонская.)

Изучая старое - узнаешь новое. (Японская)

Толку зерно я, а пыхтишь ты. (Курдская.)

Покупаешь коня - смотри на его зубы; заводишь друга - смотри в его сердце. (Китайская.)

Помашешь косой -будет сладок покой. (Болгарская)

При изучении темы «Устаревшие слова» предложила учащимся поработать с текстом И. С. Тургенева «Муму». Итогом данного исследования стал проектный продукт – презентация «Словарь устаревших слов».

       Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. При подготовке к изложению проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста.

В 5 классе при изучении темы «Основная мысль текста» учащиеся работают  с высказыванием С.Михалкова: «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства».

В 6  классе при изучении темы «Тема и основная мысль текста» предлагаю ученикам прослушать стихотворение Владимира Орлова «Что нельзя купить?»:

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька,

Воду пью из родника.

 

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

 

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

 

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

 

и  притчу Олеси Емельяновой «Встреча на мосту»:

Над пропастью длиной почти с версту

Шел ростовщик по узкому мосту,

И посредине этого моста

Вдруг повстречал погонщика скота.

Тот был одет в заплатанный халат.

Сказал богач, брезгливый бросив взгляд:

«Нам на мосту вдвоем не разойтись.

Вниз прыгай иль обратно воротись!»

Бедняк на это отвечал ему:

«Я воротиться должен? Почему?

Ведь поровну у нас и рук, и ног.

Ты б тоже уступить дорогу мог».

«Да как ты смеешь преграждать мне путь! –

Вскричал богач. – Благоразумен будь!

Подумай сам, кто я и кто ты есть.

Я так богат, что смог дворец возвесть!

На мне, смотри, с рубинами чалма,

А на халате с золотом тесьма

В семь струй, как речка райская, течет! »

Сказал погонщик: «Это всё не в счет.

Да, дом твой много лучше моего,

Но сам ты разве лучше от того?

Твоя одежда не чета моей,

Но разве сам меня ты лучше в ней?

Мое полезно людям ремесло,

Твое же причиняет людям зло.

Ты лучше подобру уйди с моста,

Иначе сброшу в пропасть, как кота!»

Пришлось ростовщику уйти с пути,

И дважды по мосту свой путь пройти.

 

За злато можно строить, есть и пить,

Да только уваженья не купить.

 

и  написать мини-сочинение «Что нельзя купить?»

Для изложений и диктантов отбираю тексты соответствующего, духовно-нравственного, патриотического содержания. Например, для изложения с элементами сочинения в 8 классе можно использовать текст Л. Кассиля «Обтекаемые» люди – какие они?»

«Вот катится по жизни «колобок», «обтекаемый» человек. Чтобы избежать острых углов и столкновений, всем поддакивает, и где доброе скажут – поддакивает, и где злое, несправедливое – тоже поддакивает. И где черное за белое выдают – соглашается. Подпевает и другу, и недругу, лишь бы для всех быть приятным…

Спроси своего друга (себя самого): доверился бы он в серьезном деле такому человеку?»

       В 10-11 классах основное внимание уделяется  структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам текста. Для комплексной работы с текстом используются фрагменты из художественных и публицистических произведений, притчи,  которые изучаются   на уроках литературы, поэтому близки и понятны учащимся, содержат большой воспитательный потенциал.  Задания для подготовки к ЕГЭ ( часть С),   помогающие понять художественное содержание, особенности языка, стиля литературного произведения, упражнения творческого характера  помогают создавать учащимся различные по стилю и жанру мини- сочинения, сочинения- эссе, очерки, рецензии.   

        На уроках русского языка я часто использую для рабочего материала тексты

Д.С. Лихачёва, так как на основе этих текстов можно говорить не только о нравственных проблемах,  о милосердии и гуманности нашего общества, о чести и достоинстве, но и патриотизме, о любви к Родине. И в  9 классе , и в 11 - на уроке русского языка для комплексного анализа беру тексты Д.С. Лихачёва «Память культуры», «Экология культуры». Занимаясь синтаксическим, морфемным, морфологическим анализом текста, много внимания уделяю лингвистическому анализу текста.

Систематически включаю в  свои уроки тексты, посвященные экологическим проблемам.  Довожу до сознания учащихся мысль об их ответственности за судьбу родной природы, родной земли.

     Эффективно применяю на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного».

       «Воспитать человека интеллектуально, не вос­питав его нравственно, —

значит вырастить угро­зу для общества», -писал                                                                                                                         Теодор Рузвельт. Поэтому я считаю, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, умении наслаждаться окружающим миром.