Уроки швейного дела - путёвка в жизнь.
Трудовое обучение в коррекционной школе - одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, и занимает оно ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. В моей трудовой группе дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется.
При подготовке и проведении уроков трудового обучения я использую тематическое планирование, разработанное на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В., где предусмотрено все необходимое для подготовки обучающихся к работе на производстве. При организации деятельности я придерживаюсь следующих направлений: коррекция и развитие психофизических недостатков обучающихся средствами обучения на уроках швейного дела; обучение непосредственно профессии «швея», т.е. выработке у школьников качественных, скоростных показателей и выносливости в труде; развитие самостоятельной ориентации. Для решения задач по подготовке обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду я четко продумываю организацию проведения занятий, техническую и дидактическую оснащенность мастерских.
На каждом уроке труда обучающимся необходимо освоить правильные приёмы работы. Так, при знакомстве со швейной машиной, первоначально работу на ней показываю сама. Этим фиксирую внимание учащихся на осанке, положении рук, месторасположении педали электрической машины. При малейших нарушениях алгоритма работы разбираем допущенные ошибки. Регулярно провожу физминутки и гимнастику для глаз.
На уроках швейного дела легко можно получить травму, если не соблюдать технику безопасности, поэтому инструктаж происходит во время всего урока. Для повышения интереса к предмету на своих уроках применяю различные игры. Особенно детям нравится игра «Найди пару». Каждый ученик получает конверт с карточками. Одна половина из них включает термины, описание ручных и машинных операций, а другая — предметные карты с образцами швов, тканей и т.д. За определённое время необходимо подобрать к каждой карточке пару. Проверка выполнения производится в форме взаимоконтроля.
Уроки швейного дела для детей с ОВЗ жизненно необходимы, поэтому программа построена таким образом, что большее количество часов отводится на тему "Ремонт одежды». На таких уроках ребята учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивая молнии. Эту работу они выполняют самостоятельно, но обязательно под контролем учителя. Живой интерес вызывают уроки по пошиву различных видов верхней одежды и постельных принадлежностей. Более способные ребята выполняют заказы школы по пошиву штор, фартуков, косынок, салфеток и т.д.
Особенно нравится ребятам вышивать, вязать, работать с картоном и бумагой, плести и вышивать бисером. Эти занятия улучшают мелкую моторику рук, что благотворно влияет на работу мозга, повышаются умственные способности, меняется образное мышление, развивается чувство вкуса и стиля, ребёнок начинает лучше понимать и чувствовать сочетания цветов и форм.
Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в различных муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и выставках творческих работ среди детей-инвалидов. Так, например, Виктор Бабойдо стал победителем в областном конкурсе детского художественного творчества «Мне через сердце виден мир», а Пульгуй Кристина была награждена грамотой победителя районной выставки композиций из цветов, овощей и фруктов «Живёт в Трубчевске красота». Обучающая Медведева Екатерина награждена дипломом за 2 место в муниципальном этапе фестиваля детского творчества «Дорога и дети», в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Красный, жёлтый, зелёный».
Мои воспитанники получают достаточную подготовку по швейному делу, о чем свидетельствует анализ контрольных и проверочных работ, тестов, а так же выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Учащиеся выпускных классов разбираются в вопросах, касающихся их будущей профессии, а это значит, что дети с ОВЗ могут успешно продолжить обучение в специальных образовательных учреждениях и найти своё место в самостоятельной жизни.
Завьялова Марина Владимировна, учитель трудового обучения высшей категории ГБОУ «Трубчевская школа-интернат »
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.