Уроки экологии
Оценка 5

Уроки экологии

Оценка 5
Занимательные материалы +2
doc
экология
1 кл—4 кл
18.02.2017
Уроки экологии
Данное пособие прилагается к программе «Экология – здоровье планеты, страны, своего села». В нём собраны уроки по экологии, викторины, кроссворды, олимпиадные задания. Предназначено для учителей начальных классов. Рекомендую использовать: на уроках познание мира, экологии, а так же использовать во внеурочное время и расширить знание об экологии любимой Родины.Данное пособие прилагается к программе «Экология – здоровье планеты, страны, своего села». В нём собраны уроки по экологии, викторины, кроссворды, олимпиадные задания. Предназначено для учителей начальных классов. Рекомендую использовать: на уроках познание мира, экологии, а так же использовать во внеурочное время и расширить знание об экологии любимой Родины.
уроки экологии.doc
Государственное Учреждение «Приреченская средняя школа отдела образования Карабалыкского района» 1 Пояснительная записка.          Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы  возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как  случилось со многими видами растений и животных. Однако  каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут  поменять свое качество. Люди в результате производственной  деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих  важнейших составных природы.          Человек будущего – это всесторонне развитая личность,  живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.  Действующая в рамках экологической необходимости. Бережно  относится к природе, ресурсам, богатством родного края.           Формирование экологической культуры есть осознание  человеком своей принадлежности к окружаемому его миру,  единства с ним, осознание необходимости принять на себя  ответственность за осуществление самоподдерживающего  развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.             Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее  биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало­мальски пригодными для их  жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде,  который дает возможность не существовать, а жить человечеству  долго и счастливо.             Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной  природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.          Данное пособие прилагается к программе «Экология – здоровье  планеты, страны, своего села».  В нём собраны уроки по  экологии, викторины, кроссворды, олимпиадные задания.  Предназначено для учителей начальных классов. Рекомендую   2 использовать: на уроках познание мира, экологии, а так же   использовать во внеурочное время и расширить знание об  экологии любимой Родины. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ Цели: 1)Обобщение знаний по теме «Вода». 2) Развитие речи, памяти, сообразительности, любознательности. З) Воспитание бережного отношения к воде, расширение  кругозора учащихся. Тип: урок­игра «Счастливый случай». Формы: индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, частично­поисковый,  проблемный, практический. Оборудование: бочонок с карточками, карта­схема строения  реки, плакат (кластер) «Охрана воды», карточки, грамоты для  награждения команд. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. ­ Сегодня у нас необычный урок — урок­игра Счастливый  случай. Мы обобщим знания об изученном веществе, а о каком  догадайтесь. Перед вами «волшебный ящик». Здесь находится это вещество, Оно не имеет  вкуса, прозрачно, бывает в трех состояниях. Что в ящике?  (Вода). З. Вступительная часть. 1) Стихотворения о воде. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется! Мы привыкли, что вода — 3 Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! 2) Сведения из книги рекордов Гиннеса. (Сообщения учащихся). Самая крупная капля дождя, её размер 9,4мм. А наблюдали ее в  США 17 августа 1953 года. Самый сильный дождь шел в Индии 12 месяцев, с 1 августа 1860  года до 30 июля 1861 года. Самая крупная градина ­ 1кг 200г. Зафиксирована в Бангладеш  4 апреля 1986 года. От града погибло 92 человека. 4. Игра Счастливый случай. (За правильный ответ команда получает снежинку). 1 гейм «Дальше, дальше». Вопросы 1­й команде: ­ Самое распространенное вещество на всей земной поверхности.  (вода) ­ В каких состояниях бывает вода? (Жидком, твердом и  газообразном) ­ При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твердое? (При 0 градусов) ­ Что такое озеро? (Природное углубление, заполненное водой) ­ Что образует водоупорный слой? (Глина) ­ Как называется место, где река впадает в море или озеро?  (Устье) ­ Назовите водоемы нашей местности. ­ Сколько литров воды в среднем в сутки употребляет человек?  (2­Эл.) Вопросы 2­й команде: ­ Какую часть земного шара занимает вода? (3/4 части), Назовите  газообразное состояние воды. (Пар). Как назвать одним словом  океаны, моря, реки? (Водоемы). ­ Назовите самое большое озеро Казахстана. (Балхаш) ­ Подземная вода, выходящая из­под земли. (Родник) 4 ­ Что такое «арасан»? (Минеральная вода) ­ Назовите водопроницаемый слой почвы. (Песок) ­ В организме человека вода входит в состав чего? (Крови) 2 гейм. Три состояния. ­ Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом,  газообразном. Команды, отгадав загадки, определяют, к какому  состоянию относятся отгадки и вносят  их в таблицу. Жидкое Твёрдое Газообразное Загадки о дожде, облаках, туче, паре, реке, льдине, сосульке,  снежинке, снеге, росе, граде, тумане. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И не куда я не иду, Покуда он идёт. (дождь)                         плывут (облака)                  Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса        Пушистая вата  Плывёт куда – то. Чем вата ниже,                                        выбежит.(река) Тем дождик ближе.(туча) Течёт, течёт – не вытечет,  Бежит, бежит ­ не             Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою.                     Покружился, тихо сел,    На солнце её припечёт,    Замёршую землю                 Заплачет она и умрёт (сосулька)           В шубу белую одел.(снег)     С неба он к нам прилетел   Утром бусы засверкали,                          Белый падает горох Всю траву собой заткали                         Прямо на голову. Ох! А пошли искать их днём­                        Он сбивает с яблонь цвет Ищем, ищем, не найдём. (роса)      И полям приносит вред.(град). З гейм «Заморочки из бочки». 5 ­ По одному участнику выходят к доске, достают из бочонка  карточку с заданием. Проводится обсуждение в группе и  доказывается на конкретных примерах правильность  утверждения. 1) Вода ­ хорошо. 2) Вода ­ плохо. 4 гейм «Ты — мне, я — тебе». Каждая команда подготовила выступление, после которого  команде­сопернице последует вопрос. 1­я команда: рассказ о реке.          Жила­была Речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили в гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости. Приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», ­ говорила Речка.      И однажды, к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и  купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много  рыбы. Мама нарвала букет красивых кувшинок, но они быстро  уняли, и пришлось их выкинуть. А Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по  берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них  внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не  любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука,  который неосторожно оказался рядом.       Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые  банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу.  Она любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.       Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и  больше никогда не звала к себе гостей. Вопросы 2­й команде. ­ Почему Речка погрустнела? ­ Как они обидели Речку? ­ Что бы вы сделали на месте Кости? Мамы? Папы? 6 2­я команда: стихотворение  Б. Заходера  «Что случится с  рекой?» Течет река издалека... Течет река, течет река... Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройнее, выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течет река... Течет река... Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне... Ты хороша, река, весной И осенью. и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому — попробуй угадать! Приятней плыть в живой волне: Ребятам или ребятне ? Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!! Нет­нет, никто не утонул, Нет­нет, как раз наоборот: На мель садится пароход Средь бела дня, Какой скандал! Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далеко до буйка. Тут глубока была река Была. Вот именно ­ была. Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаем: Река становится ручьем! Уже и лодки на мели... Пловцы вдруг посуху пошли. 7 А рыбы в горе и тоске, Бедняжки, бьются на песке. Так что, же с ней сотряслось, с рекой? Увы. друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете! Какой пустяк! Пустяк... добро б ручей иссяк, А то вот из­за пустяка Пропала целая река! Вопросы 1­й команде. ­ Почему в реке исчезла вода? ­ Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? ­ Почему луг прибрежный зеленей.? Учитель: Много мы говорили о реке, а знаем ли мы, из каких  частей состоит река? 5 гейм. Встань на свое место.. В данном гейме принимают участие капитаны команд. Задача  капитанов: на схеме реки определить ее основные части и  прикрепить карточку с названием определенной части. 6 гейм «дополни предложение». 1 команда: ­ Из крана течет вода, надо ­ Вблизи реки озер...строить хозяйственные постройки. 2 команда: ­ Грязнулю всегда выручит... ­ В грязных водоёмах гибнут.... Учитель: К нам в гости пришла рыбка и хочет вам что­то сказать  по этому поводу. Трудно стало жить в реке: На Или и Иртыше. Ах, судьба моя жестока Негде спрятаться от стока. Каждый норовит завод Сбросить мусор в бездну вод. Негде взять воды напиться, 8 Лучше сразу утопиться! С ферм навоз течет рекой, Нарушает мой покой. 7 гейм Охрана воды. (кластер). Цветок, в центре которого написано: охрана воды. Учащиеся  дают каждому лепестку определенное название, относящееся к  мероприятиям по охране воды. 8 гейм»*Запрещается – разрешается». Каждой команде дается карточка с различными знаками, которые устанавливаются вблизи водоемов. Задача игроков: быстро и правильно расставить знаки и действия, которые разрешены, обозначаем знаком +, действия, которые запрещены, обозначаем знаком ­ ­ Вырубка леса ­ Мойка машин ­ Стиральный порошок  ­ Закрывать воду в кране ­ Консервные банки ­ Разбитые бутылки ­ Катание на лодке ­ Ловля рыбы ­ Купание ­ Отлов лягушек 9 гейм Гонка за лидером. Тесовые задания по теме «Вод»>. 1) При какой температуре вода из жидкого состояния переходит  в твердое?     А +5 и выше               Б при О и ниже                 В от О до +5 2) Водопроницаемые слои:     А песок, камни           Б песок, глина                   В гранит, глина З) Начало реки называется:     А русло                       Б исток                               В приток 4) Место, где река впадает в озеро или море:     А исток                       Б русло                               В устье 5) Русло это 9 А начало реки            Б поток реки                      В углубление,  по которому                                                                                                             течет река РЕКИ И ОЗЁРА КАЗАХСТАНА цели: 1. Дать представление о реках и озерах. познакомить  учащихся со строением реки, озера. Обобщить знания о воде, ее  значении для жизни человека, животных и планеты, об охране  водных ресурсов.          2. Повышать познавательную активность детей, дать основы экологических знаний, работать над развитием речи.           З. Способствовать воспитанию бережного отношения к  природе. Тип: комбинированный. Методы обучения: словесный, наглядный, частично­поисковый,  практический. Формы познавательной деятельности: индивидуальная,  фронтальная, групповая, коллективная. Оборудование: карта, словарь Ожегова, схемы реки и озера,  глобус, рефераты, плакат «Вода нужна всем». Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. 1) Загадка:  Меня пьют,  Меня льют,  Всем нужна я.  Кто такая? (вода) 2) Проблемный вопрос: А что такое вода? (ответы детей) З) Стихотворение: Вы слыхали о воде?                                 Говорят, она везде!                                 В луже, в море, в океане                                 И в водопроводном кране. 10 Как сосулька, замерзает,                                 В лес туманом заползает,                                 Ледником в горах зовется,                                 Лентой серебристой вьется.                                 Мы привыкли, что вода                                 Наша спутница всегда!                                 Без нее нам не умыться.                                  Не наесться, не напиться.                                  Смею вам я доложить:                                  Без нее нам не прожить! ­Где встречается вода? (ответы детей) Учитель: Тема нашего урока — «Реки и озёра. 1) Вопросы: ­ В каком виде встречается вода? ­Что особенного в ней? 2)Ученик: Вода — самое удивительное и полное тайн вещество.  Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в  крови, с помощью воды из организма удаляются вредные  вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без полы не обойдется. 2) Чтение докладов на тему «Реки и озёра Казахстана».                                                             Река Ишим  Озеро Бурубай (Боровое)                 Озеро Тениз    река Иртыш Река Урал (Жайык)                                                                                                                                                                       Озеро Зайсан 11 Озеро Алаколь                                                        Озеро Балхаш                           Озеро Алаколь Река Сырдарья                                                                        Река Или Каспийское море Аральское море 12 Иртыш      На северо – востоке республики протекает река Иртыш.  Иртыш самая большая река Казахстана (длина 4248 км, в  Казахстане 1700 км). Начинаясь в Алтайских горах в Монголии,  Иртыш протекает через Восточный Казахстан и уже в России  впадает в реку Обь. Иртыш пополняется за счет рек Сауырских и Алтайских гор. «Иртыш» обозначает «извилистая река, вода» С  поздней осени и до самой весны вода в реке остается замерзшей.  В летнее время года река судоходна. Иртыш обеспечивает водой  несколько городов, промышленные производства и некоторые  посевные участки. В реке есть рыба. Проведен канал Иртыш  Караганда. На берегах реки расположены современные города  Усть­Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар. На Иртыше  построены Гидроэлектростанции.                                                Сырдарья         В Тянь – Шанских горах берёт своё начало самая большая  река Казахстана – Сырдарья. Река берет свое начало с гор  Центрального Тянь­Шаня и протекает по территории  Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и впадает в Аральское  море в Казахстане (длина 2219 км, в Казахстане 1400 км).   Начинаясь в горах Кыргызстана, затем до самого устья течет по  территории Казахстана и превращается в широкую равнинную  реку. Сырдарья протекает по глинистой и песчаной равнине и  легко размывает берега, состоящие из рыхлых горных пород.  Поэтому вода в ней очень мутная. На Сырдарье построены  гидроэлектростанции, плотины, вода используется для полива  хлопковых полей, выращивания риса и бахчевых культур.  Впадает в Аральское море. В летописях прошлых веков река  13 Сырдарья встречается под разными названиями. Например, на  греческом Якарт, арабском Сейхун, других восточных языках  Ходжент, Шаш. А с тюркского и персидского переводится как  «жемчужина». Вода реки Сырдарьи способствовала ведению  оседлого образа жизни кочевников, освоению земледелия и  строительству городов. В наши дни река обеспечивает питьевой  водой несколько государств и полив зерновых культур. Или       С вечных снегов и ледников Центрального Тянь­ Шаня берёт  своё начало крупная река Южного Казахстана – Или. После  выхода с гор она течёт по песчаной равнине и образует широкую  долину. В Или впадает ряд притоков, стекающих с хребтов  Заилийского Алатау. Она берет свое начало с дельты китайских  рек Текес и Кунгес и впадает в озеро Балхаш (длина 2386 км, в  Казахстане 740 км). Крупнейшая река на территории Жетысу. С  монгольского языка «или» переводится как «ил, илэ» (открытый, ясный). С древнетюркского «влажная земля» или «земля после  дождя». На берегах реки водятся дикий кабан, антилопа,  джейран, дикая коза, косуля, из птиц утка, пеликан и другие. В  реке много рыбы: сазан, осман, окунь, аральский чебак, карп,  судак и сом.      В целях охраны и зашиты животных на правом берегу создан  Национальный парк Алтынемель. На берегу реки есть «поющие»  пески. Если в летний зной пробежаться с верхушки песчаного  холма вниз, то можно услышать шум морского прибоя. Урал                   На западе Казахстана протекает река Урал. Он вытекает с  Южного Урала и впадает в Каспийское море. Урал на своём  протяжении судоходен. Его воды используют также для  водоснабжения населения пунктов и орошения полей. Весной из  Каспийского моря в Урал для икрометания поднимают  различные ценные рыбы. Река берет начало в южной части  Уральских гор (длина 2428 км, в Казахстане 1082 км). Река Урал  в древних греко­римских летописях записана под названием  14 Дайке, Ликос, а в русских до 1775­го года как Яик. Сейчас реку  называют Урал. В устном народном творчестве река известна как  Едиль Жайык.           Есть такое поверье, что название реки связано с именами  охотников. В целом название реки означает «вольно текущая  река». По реке ходят пароходы. Вода используется для полива  садов и огородов. Самая ценная часть реки это место, где мечет  икру всемирно известный Каспийский осетр.                                                Ишим       Ишим начинается в горах Нияз и Ерейментау и впадает в  Иртыш (длина 2450 км, в Казахстане 1400 км). Река протекает  через Северный Казахстан и Акмолинскую область. Слово  «ишим» означает «течет, свившись, как аркан» или «добрая и  хорошая река». Река плавно течет по равнине и пополняется за  счет талого снега. Вдоль реки расположены водохранилища  Ишим, Сергеев, Осакоров. Река обеспечивает водой посевные  участки, города и близлежащие села. 3. Работа по теме урока. А) Учитель: Вам интересно узнать, сколько же воды в Мировом  океане? Если мы посмотрим на глобус или карту, то увидим, что  большую часть поверхности земли занимает вода, преобладает  голубой цвет. Если бы поверхность воды была ровной, то  равномерный слой всех рек, озер, морей в океанов имел бы  толщину 9 метров. Б) Загадка: Не конь, а бежит, не лес, а шумит? ( река). В) Работа со словарем Ожегова ( ученик зачитывает лексическое  значение слова «река».      РЕКА — постоянный водный поток значительных размеров с  естественным течением по руслу от истока до устья. Г) Работа по плакату «Строение реки». Учитель: Многие источники, выходя на поверхность, образуют  маленькие ручейки, сливаясь постепенно в более крупные, а  15 ручьи, в свою очередь, образуют постоянный водный поток —  реку. У каждой реки выделяют некоторые части: 1) Исток — место, где река начинается, это может быть родник,  болото, озеро, ледник в горах. 2) Устье — место владения реки в другую реку, озеро, море. 3) Реки или ручьи, впадающие в реку справа походу течения,  называются правыми притоками, с левой — левыми притоками 4) Как определить, где правый (левый) берег? 4. Определение уровня усвоения нового материала.       Вопросы и задания: ­ Какие реки знаете? Показать реки на карте. ­ Какая вода в реках? ­ Какое значение имеют реки для жизни человека? ­ Какая реки есть в нашей местности? (Тогузак, Тобол)  Показать на карте. Вывод: Реки дают воду для питья и полива, дают нам  электроэнергию, песок, служат местами отдыха, но человек пока  неразумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега,  реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно  использовать реки. 7.Учитель: Обратите внимание на другую схему. Чем она  отличается от предыдущей? (Это водоем округлой или продолговатой формы, но вода в этом  водоеме не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов).  Что это? (озеро). Что же называется озером? Работа со словарем Ожегова. Озеро — замкнутый в берегах большой естественный водоем. ­ Каково отличие озера от реки? (Округлая форма, вода там не течет, так как озеро — замкнутый водоем, нет берегов, устья, истока.) ­ Какие озера знаете? Сообщения учащихся об озерах: 16 А) В нашей стране есть много озер. Их более 40 тысяч,  некоторые из них такие огромные, что их называют морями. Это  Аральское и Каспийское. Вода в них соленая. Во многие озера  впадают реки, поэтому вода в них, как и в реках, пресная.  Интересно озеро Балхаш. в его западной части вода пресная, так  как туда впадает река Или, а в восточной части озера вода  соленая, туда не впадает река. На Балхаше хорошо развит  рыбный промысел, здесь ловят сазана, окуня. На берегах озера  была поселена ондатра. Балхашское ондатровое хозяйство  принесло республике миллионные доходы. Б) Каспийское море — самое большое озеро мира. Максимальная глубина ­ 1400 метров. Однако глубина его не везде одинаковая.  Озеро богато рыбой. К наиболее ценным относятся осетровые,  лещ, сазан, судак, сельдь. Зимой на льду ведется промысел  тюленя. В Прикаспийской низменности открыты большие запасы  нефти и газа. Велико значение Каспийского моря и для  судоходства. В) Аральское море по величине занимало третье место среди озер земного шара. Его уровень резко снизился ввиду использования  вод Амударьи и Сырдарьи, впа­ дающих в Арал, а площадь  сократилась в 2 раза. Высохшее дно Арала стало местом  скопления соли.                                          Озёра Бурабай (Боровое)       В состав озер Бурабай входят Бурабай, Шортанды, Большое и Малое Шобакты и Котырколь. Это группа маленьких озер,  расположенных близко друг к другу. Они отличаются чистотой  своих вод, красотой природы, окружающими их горами и  наличием сосновых и березовых рощ. Впервые зона отдыха здесь  была открыта в 1810 году. В Боровом растут всем известные  «танцующие» березы. Еще одна гордость Кокчетава это огромные камни неповторимых форм. К ним относятся знаменитый Окжет­пес, Жумбактас и  Кокчетавский камень, высота которого составляет 1000 метров. 17 Балхаш     Балхаш одно из крупнейших озер Казахстана. Оно является  остатком древнего моря Пятис. Озеро расположено между  песками Сары­Есик и Сарыарка. В последнее время уровень  озера Балхаш понизился на 2 м. В настоящее время длина озера  614 км, глубина 26,5 м. Балхаш с древнетюркского переводится  как «глина», «рыба». Уровень воды в реке то увеличивается, то  понижается. Пролив Узынарал соединяет Сары­Есик с  Балхашом. В озеро впадает река Или, поэтому вода в западной  части озера пресная, а в восточной части соленая.      Лесисто­болотистая местность в устье реки Или взята под  охрану государством. Здесь обитают ондатра, дикий кабан и  множество птиц. В озере много рыбы: сазан, окунь, судак,  белорыбица, жерех и другие. Зайсан         Меж гор Алтая и Саур­Тарбагатай, в Восточно­ Казахстанской области, расположено озеро Зайсан. Длина озера  более 100 км, глубина 8­9 метров. Это проточное озеро. Оно  образовалось в результате тектонических процессов. На севере озеро Зайсан с помощью реки Иртыш соединяется с  водохранилищем Бухтырма. У озера было несколько названий.  На ойратском (джунгарском) «зеасингнор», «зайсан­нор»  (хорошее озеро), русские послы прозвали озеро «Цызылбас»  (красная голова). А в поэме «Козы Керпеш ­ Баян Сулу» озеро  называлось «Бесше тещз». В картах, которые недавно появились,  озеро обозначено как Жайсац. Со строительством  водохранилища Бухтырма уровень воды в озере увеличился. В  озере встречаются осетр, лещ, карась, окунь и хариус семейства  щучьих. Тениз       Озеро Тениз находится в Акмолинской области. В озеро  впадает река Нура. Глубина озера небольшая, не превышает 2 ­2,5 18 метров. В озере насчитывается около 60 островков. В 1858 году  на берегу был создан заповедник Коргалжин. Здесь встречается  235 видов растений, 260 видов птиц, 35 видов млекопитающих,  10 разновидностей рыбы. Большинство птиц ­  перелетные. Они  отдыхают здесь с долгой осенней дороги и улетают снова. Одна  из этих птиц — фламинго. Для размножения птиц и для  сохранения прекрасной природы здесь имеются все условия. Алаколь       Алаколь ­ одно из крупнейших озер (длина ­ 104 км, глубина  54 метра) между Алматинской и Восточно­Казахстанской  областями. Вследствие тектонических процессов в горах  появилось море Тетис, от которого отделился водоем. В одно  время Алаколь был соединен с Балхашом. Есть несколько  вариантов объяснения названий озера. По­монгольски «гургенор» ­ «озеро мостов». Возможно, название связано с песчаными  дорожками и тропами на озере. Казахи называли «штормовое  озеро» и «загадочное озеро», потому что оно часто менялось из­ за ветра, дующего с Джунгарских ворот.        В 1999­м году на озере был создан заповедник Алаколь. В  нем обитает алакольская чайка, которая занесена в Красную  книгу Казахстана. Вода в озере богата минералами и используется для лечения  кожных и аллергических заболеваний. Какие озёра есть в Карадумском лесничестве нашей местности?  (Сара – камыш, Бусога малая, Бусога большая, Тосты, Кучукпай, Карадум, Аршалы, Аккут, Силембай, Бай барак, Сералиенский  сор, Консор, Кара­копа, Кызыл шыкур.) Г) Из книги рекордов Гиннеса:      Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал. Его глубина  1940 метров, длина 620 километров. Ширина до 74 километров.  Оно находится на дальнем востоке в России. В озеро Байкал  впадает 336 рек, вытекает 1 ­ Ангара. Итог урока: 1. Что называется озером? 2. Отличие озера от реки? 19 3. Какая река Казахстана впадает в Каспийское море? (Урал) 4. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал )  5. Какие озера впадают в Аральское море? (Сырдарья,  Амурдарья) 6. Какая часть Балхаша пресная (западная), солёная (восточная)? 7. Какая река впадает в озеро Балхаш (Или)? 8. Почему вода у берегов реки течёт медленнее, чем в середине.  (Трение воды о берега уменьшает скорость её движения)? 9. Почему у некоторых рек дно песчаное. А вода не уходит через  него в глубь       земли (под слоем песка, слой глины, который не пропускает  воду)? Домашнее задание: Описать одно из водоёмов или реки по плану, находящее на  территории нашей местности.                                   «Будь природе другом!»            Цель: Приобщать младших школьников к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого  человека. Своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме;  вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений  природной гармонии и стремление её защищать; развивать  нравственные чувства, воображение, память, мышление.  Воспитывать уважение и любовь к природе.                                                     Ход урока.      Учитель в начале урока произносит одно из высказываний  мудрых: «Я сорвал цветок, — и он увял. Я поймал мотылька, и  он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к  красоте можно только сердцем» и просит учащихся подумать над этим  высказыванием и прокомментировать его. После ответов  учеников учитель задает вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет  разговор сегодня на уроке? Прослушав ответы учащихся, учитель говорит: «Наша беседа будет об экологии. науке о  20 взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. «Эко» по­гречески. —дом «логос» — наука.        Итак, тема нашего урока — «Будь природе другом!» Эта  тема и телепередачи, на которую мы сегодня приглашены, т. е.  сейчас мы с вами окажемся в телевизионной студии. Звучит  мелодия. Выходят 2 ведущих.  Ведущие  (по очереди): На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И  бездумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное «стой!» Нам казалось — всё мало, всё маю. А потом в толпе городской Мы  охапки тащили устало. И не видели, как из­под ног? Молчаливо, дыша еле­еле, Обречённо глядел василёк, Безнадежно гвоздики глядели. — Мы рады приветствовать вас в нашей студии на программе  «Будь природе другом!», посвященной проблемам экологии  нашей местности. Замечательный писатель Константин  Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины,  как нельзя жить без сердца». А Родина — это и есть природа,  которую мы должны  охранять и беречь. Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают  растения. Поговорим о мусоре, который загрязняет окружающую среду. Выслушаем жалобы которые поступили от обитателей   лесов и вод, и постараемся  проанализировать данные ситуации с  вашей помощью. А сейчас на связь с нами выходят корреспонденты газеты «Экология». 21 1­й корреспондент: Здравствуйте, уважаемые зрители.  На  самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то,  что нас окружает. В связи с этим, одной из важных  государственных мер охраны природы является создание  Красной Книги. На ее страницы записываются редкие  исчезающие виды растений, животных и других организмов и это  значит, что государство берет их под свою опеку.       1­й корреспондент: Появились весной, летом цветы и травы,  и мы начинаем рвать их охапками: подснежники, колокольчики…       1­й ведущий: Спасибо за предупреждение! Мы надеемся что  ситуация с бесцельным уничтожением растений и трав  исправится. Но есть и другие факторы, способствующие  уничтожению растений: например. вырубка леса; использование  удобрений и ядохимикатов: загрязнение воздуха, воды и почвы в  процессе хозяйственной деятельности человека.        2­й ведущий: Растения не только гибнут от этого, но и   впитывают в себя вредные растворенные в воде и воздухе  вещества, порой становясь самым настоящим ядом для живых  организмов. Ведь в природе всё взаимосвязано, и сбой в одной  части приводит к нарушению всей цепочки. Учитель: Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых  взаимоотношений между человеком и природой хранит народная  мудрость, к которой полезно обратиться и  сегодня. Подумайте и ответьте, о каких правилах охраны природы гласят мудрые  мысли (карточки белого цвета.)        1­я группа. Растение — берегам спасение. (Охраняй  растения!)        2­я группа: Лес и вода — родные брат и сестра. (Охраняй,  всю природу, т.к. природное равновесие существует, тогда когда  не нарушены взаимосвязи между ее неживыми и живыми  компонентами).          3­я группа: Где цветок — там и медок. (Не нарушай  взаимосвязи в живой природе.)         1 ­ й ведущий. Уважаемые телезрители! Следующий наш  репортаж — о животных. Совсем недавно на наш сайт поступили  жалобы  от обитателей лесов в водоёмов. 22 Учитель: Ребята! Исходя из того, что мы только что услышали, я  предлагаю вам следующие экологические ситуации. Обсудите их  и  выскажите свое мнение о поступках детей. (Учитель раздаёт   карточки красного цвета.)         1­я группа. Пятилетний Азамат и его старший брат Айдын  идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку  выскакивает лягушка. Азамат, ни разу не видевший ее, пугается.  Айдын отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая  лягушка, она испугала нашего Азамата». Правильно ли поступил  Айдын? Какие чувства он к себе вызывает? Как поступили бы вы  в этой ситуации?         2­я группа. У ручья, протекающего близ нового  микрорайона. стояла группа подростков и бросала камни в траву  и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания  икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение,  желание разрушить то, что было для них не совсем понятно. К  ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не   стал  кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что  происходит в природе весной, как из икринок выведутся  головастики, а потом лягушки. Ребята тоже слушали. Они  потихоньку выпускали из рук камни. Чем можно объяснить  поведение мальчиков у ручья? Оцените поведение ребят. Какие  выводы для себя следует сделать из этой ситуации?        3­я группа. Идут по лесу два мальчика. У дороги им  повстречался ручеек. Вода в нем мутная, грязная. Один мальчик  решил привести ручеек в порядок. Другой посмеялся над ним. И  все­таки первый мальчик очистил ручеек, а потом сказал: «Пусть этот ручеек будет служить и людям и  животным». Чем можно  объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в  порядок ручеек? Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?  Кого бы вы взяли себе в друзья и почему? Как бы вы поступили в этой ситуации?       1­й корреспондент: Особым видом загрязнения окружающей  среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах  отдыха — повсюду свалки бутылок, консервных банок,  полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест 23 нашего проживания, но и наносят большой вред природе и  здоровью человека.       2­й корреспондент: Особенно опасны некоторые виды  пластиковой тары, выделяющие ядовитые вещества. Не следует  также забывать, что созерцание беспорядка, создаваемого нами в  природе и вокруг себя, приводит к расстройству нервной  системы, а значит, вредит здоровью не меньше, чем воздействие  ядовитых веществ.       1­й корреспондент: Известно, что бумага разлагается в земле более 2­х лет, консервная банка — более 30 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло — 1000 лет.       В заключение экологического занятия учащиеся отвечают на  следующие вопросы учителя: Скажите, какой вид бытового  мусора разлагается быстрее всего? Какой дольше всех? Какой  вид мусора разлагается в течение жизни человека?        Поблагодарив всех за хорошую работу, учитель прощается с  участниками занятия по экологии, завершая его словами: «Делай  добро, и ты растворишь зло».                                        Кроссворды                        В мешанине из букв найдите загаданные слова. Они читаются по прямым линиям по горизонтали, вертикали и диагонали во  всех направлениях. Иногда слова пересекаются.                                                                                                                                                                   №1 Совершите прогулку и  отыщите здесь этих  известных медведей. ВАЛУ БАРИБАЛ БЕЛЫЙ БИРУАН Г БУРЫЙ ГИМАЛАЙСКИЙ 24 ГРИЗЛИ ГУБАЧ ОЧКОВЫЙ ПАНДА          ПУХ  №2.                                                                                             В сетке слева                                                                         спрятались растения и                                                                         животные, которые                                                                          могут встретиться                                                                        вам в лесу. Попробуйте                                                                        отыскать                                                                        среди букв все 16 слов.                                                                                                                                       БЕЛКА   БЕРЁЗА                                                                         БРУСНИКА   ГРИБ                                                                   ДРОЗД    ЁЖ    КЕДР                                                                        ЛАНДЫШ ЛИСА                                                                       МЕДВЕДЬ    МОХ                                                              МУРАВЕЙ ОЛЕНЬ   ОРЕХ                                                           ОСИНА    СОВА № 3. Цветы         В этой головоломке нужно найти слово, следуя в любом направлении. 13 цветков. Каждая буква в  сетке может использоваться лишь один раз. Буквы в слове не  повторяются.                   25 Загадочные дикие животные №4 26 ОТВЕТЫ.                 №1.               №2. № 3                                                  Астра, ирис, кала,                                                      крокус, левкой, лилия,                                                  лотос, лютик, мак,        пион, роза, тюльпан,     27 флокс. № 4. 1) Крокодил, 2) леопард, 3) тигр, 4) зебра. ВИКТОРИНЫ I. Растительный мир 1. Какое растение называют символом мира? (Оливу) 2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос) 3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор) 4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт) 5. Какое растение самое толстое? (Баобаб) 6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы — 400 м) II. Животный мир 1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард) 2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба меч) 3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж) 4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит­кашалот) 5. Кто слышит ногами? (Кузнечик) 6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра) 7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру) 8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар) 1. Как называется первый весенний цветок? (‘Подснежник.) 28 2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане — снежной каплей, французы — снегосверлителем, чехи —  снеженками, испанцы — белым цветком, немцы — снежным  колокольчиком, болгары — задирой.) З. Назовите ранние весенние цветы. (Мать­и­мачеха, пролеска,  крокусы, сон­трава, барвинок, фиалка, маргаритка, ,незабудка,  нарцисс. тюльпан, гиацинт, ландыш.) 4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется  синий? (Василек.) 5. Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен,  незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.) 6. Какие цветы являются символами государств? Россия — ромашка.            Украина — подсолнух. Беларусь — цветок льна.   Болгария — роза. Индия — лотос.                  Япония — хризантема. Китай — пион.                    Голландия — тюльпан. Франция – лилия. Англия – маргаритка. Ирландия — клевер.           Италия — гвоздика. Швеция — василек. 7. Какие женские имена связаны с названиями цветов? (‘Роза,  Лилия, Маргарита, Анюта, Гортензия, Камелия, Мальва, Виола,  Лола (тюльпан по­арабски,).) 8. Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш,  подснежник, колокольчик, незабудка.) «В мире растений» 1. Какое растение дает самые большие плоды? (тыква) 2. Назовите «конфетное дерево»? (говения) 3. Дрова, из какого дерева не горят? (баобаб) 4. Как называется самая большая ягода? (арбуз) 5. Из чего получают изюм? (из винограда) 6. Из какого дерева делают венок и надевают его на голову  победителя? (лавровое дерево) 7. Как называется густой лес, заросли? (чаща) 8. Как называется высушенная трава для корма животным? (сено) 29 9. Какое варенье является лекарством от простуды? (малиновое) 10. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из  остатков растений? (торф) 11. Что является главной зерновой культурой? (пшеница) 12. Как называется орех пальмы? (кокосовый) 13. Какое красящее вещество содержат листья деревьев?  (хлорофилл) 14. В какое время года созревает лесная земляника? (в начале  лета) 15. Родина подсолнечника? (Центральная Америка) «В мире животных» 1. Где зимует бурый медведь? (спит в берлоге) 2. Чем питаются бабочки? (цветочным нектаром) 3. Какая рыба плавает быстрее всех? (меч­рыба) 4. Чем слушает дельфин? (нижней челюстью) 5. Где леопарды любят устраивать тайники с добычей? 6. Что случится с пчелой, после того как она ужалит? (погибнет) 7. Кем станет головастик, когда вырастет? (лягушкой) 8. для чего пингвину крылья? (помогают плавать) 9. На кого охотятся мангусты? (на ядовитых змей) 10. какое насекомое называют «муравьиной коровой»? (тлю) 11. Как зимуют ящерицы? (спят в норках) 12. У какой рыбы глаза сдвинуты на один бок? (камбала) 13. Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил) 14. Сколько месяцев в году спят сурки? (8) 15. Какая нелетающая птица живет в Антарктиде? (пингвин) 16. Сколько лапок у насекомых? (6) 17. Где живет коала? (в Австралии) 18. Какая из птиц откладывает самые большие яйца? (страус) 19. Какое животное обитает только в Арктике? (белый медведь) 20. Как называется единственное млекопитающее животное,  умеющее летать? (летучая мышь) 30 21. В какое время года у зайчихи появляются зайчата —  «листопадники»? (осенью) 22. Какая птица может петь, как соловей, и кричать, как кошка?  (иволга) 23. Какая доверчивая птица стала символом мира и дружбы?  (голубь) 24. Газель — это ....  (антилопа) 25. Самая маленькая птичка на земле? (колибри) 26. Кто спит головой вниз? (летучая мышь) 27. Кто такой зверь­полоскун? (енот) 28. Кто проводит большую часть жизни в норах, под землей,  питаясь корнями растений и личинками? (крот) 29. Кого называют лесным великаном? (лося) 30. Какое животное считается самым большим в мире? (голубой  кит) 31. Кто такая мини­лошадь? (пони) 32. Какая группа животных начинает свой жизненный путь с икринок, а обитает на суше? (земноводные) 33. На что становится похож еж при опасности? (на шар) «Родина моя — Казахстан» 1. Сколько разделов и статей в конституции РК? 2. Высший законодательный орган РК ­.это …………… . 3. Как называется детская общественная организация в Казахстане? 4. Сколько лет нашему селу «Приречное»? 5. Кто аким нашего села? Района? Области? 6. Каково население села Приречное? 7. Когда принята «Конвенция ООН о правах ребёнка»? 8. Валюта Казахстана. 9. Какое озеро в Казахстане пресно­солёное? 10. Какие лекарства делают из каменного угля? 11 .Почему нефть иногда называют «земляным маслом»? 12. Что такое танкер? 13. О каком свойстве газа всегда надо помнить? 31 14. Почему нефтяное пятно всегда находится на поверхности воды? 15. Кто из казахстанских космонавтов первым полетел в космос? 16. Что такое шубат? Кумыс? 1 7. Что такое целлюлоза? 18. 25 октября— это …………………………………………. 19. Независимым государством Казахстан стал с ……… года. 20. Столица Республики Казахстан ­…………………………….. 21. Президентом государства РК является………………………. . 22. Государственные символы Республики Казахстан – это……… ……………………………………………………………………… …… 23. Государственный язык РК ­ ………………………………………. 24. Площадь нашей страны  составляет………………………………. 25. Протяжённость государства с севера на юг………. км, с запада на восток……………………… км. 26. В Казахстане………………………. областей. 27. Величайшее озеро планеты, расположенное на территории нашей страны,  называется………………………………. 28. Тонкая, нежная шерсть овец  называется…………………………. 29. «Кораблём пустыни»  называют…………………………………… 30. «Белое золото»  ­это………………………………………………. . Олимпиада по познанию мира 1. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием  птицы? Зверя? (2 балла) 2. Как одним словом можно назвать диких животных, тела  которых покрыты перьями? (1 балл) 32 З. Какой лесной зверёк сушит себе на деревьях грибы? (1 балл), 4. Толстым или худым ложится медведь в берлогу? (1 балл,) 5. Какая птица не вьёт гнезда? (1 балл) 6. Вместо черточек поставь буквы так, включая букву «Н», чтобы можно было прочитать названия деревьев: ­ ­ ­ Н ­ ­ ­ ­ Н ­ ­ ­ ­ Н ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Н ­ ­ ­  (4 балла) 7. Покажи стрелками объекты природы ромашка                                         глина линейка                                          птица плитка                Объекты          облака машина                природы          тетрадь горы                      дерево шкаф 8. Подчеркни явления природы: платье, солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган, радуга. (3балла) 9. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (1 балл) 10. Какие виды состояния бывают у воды? (1 балл) ОТВЕТЫ 1. вороний глаз, волчье лыко птицы З. белка 4. толстым 5.кукушка б.осина, сосна, ясень, лиственница 7. ромашка, горы, глина, птицы, облака, дерево. 8. дождь, прилив, снег, землетрясение, ураган, радуга 9. грязный 10. твердое, жидкое, газообразное                                      дом      (3балла) Олимпиадные задания по теме «Многообразие растений и животных». 1. Какое слово произошло от индейского, обозначающего  «заросли»? (джунгли) 33 2. Из какого растения получают вату? (Хлопок) 3. Самый распространённый на земле овощ? (Капуста) 4. Иволга и таволга это одно и то же? (Нет) 5. Какой плод подарил своё название разрывному снаряду и  целой группе минералов? (Гранат) 6. На Верхушке какого дерева птица клёст, как правило, строит  своё гнездо? (Ель.) 7. У какого овоща имя человека? (Петрушка) 8. У какого овоща в русском языке два названия? (Томат) 9. Какие ягоды сохраняются под снегом, и их можно собирать  весной? (Клюква, брусника) 1 0. Какой цветок служит для насекомых в ненастную погоду и  ночью? ( Колокольчик) 11 . Название, какого ядовитого растения леса связано с  названием птицы? (Вороний глаз) 1 2. К какой группе растений относится банан? (Трава) 13. Какая из ядовитых змей самая большая? (Королевская кобра) 14. У какой птицы хвост похож на музыкальный инструмент?  (Лира) 15. Какая наша птичка съедает за день столько насекомых,  сколько весит сама? (Синица) 16. Как называется самая маленькая сова? (Сыч) 17. С какой птицей сравнивают седого человека? (Лунь) 18. Какая единственная птица на Земле способна летать хвостом  вперёд? (Колибри) 19. Какая единственная птичка на Земле погружается в спячку?  (Козодой) 20. У какого животного самый длинный язык? (Муравьед) 21. У какого ежа иглы ядовитые? (Морской) 22. Какие речные животные очищают пруды, озёра от зарастания? (Ондатры). 23. Сколько глаз у пауков? (8) 24. Вспомни хищного зверька с нежным названием. (Ласка) 25. У какого животного есть мозоли на ногах и во рту? (Верблюд) 26. Какое общее название носят и хищная кошка. и вид движения  лошади? ( Рысь) 34 27. У кого усы длиннее ног? (У жуков) 28. Кого доят муравьи? (Тлю) 29. Где зимуют раки? (В норках по берегам) 30. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь) Задания повышенной  сложности по теме «Сезонные изменения в жизни растений» 1 .Какой кустарник в Казахстане зацветает самым первым, а уж  если он зацвёл это к похолоданию? (Черёмуха, может быть и  деревом и кустарником.) 2. Листья, какого нашего кустарника осенью не желтеют, а  опадаю на снег зелёными? (Сирень) З. Назовите лесное растение­первоцвет, чьи розовые лепестки  через несколько дней синеют и которое так любят пчёлы?  (Медуница) 4. Назовите людей, каких профессий, работающих на селе, вы  знаете? 5. Определите, с каких деревьев эти веточки? Сравните, что между ними общего? Найдите лишнюю веточку.  Докажите. 6. Умирают ли растения зимой? 7. Что не хватает растениям, чтобы зеленеть осенью и зимой? 8. Какие растения остаются зимой зелёными и почему? 9. Как вы понимаете: «Старые деревья зимой молодые  охраняют»? 35 1 0. Определите вид деятельности людей и время года, когда  выполняют эти виды работ. Задания повышенной сложности по теме «Растения». Найдите лишнее слово. Докажите. КЛЁН ДУБ АКАЦИЯ БАМБУК СМОРОДИНА КЛЕВЕР ДУПЛО СТВОЛ КОРЕНЬ ПШЕНИЦА КУКУРУЗА АБРИКОС ПОМИДОР ОГУРЕЦ МОРКОВЬ 2. Укажите часть растения, употребляемые человеком в пищу. КАПУСТА  ЛУК СВЁКЛА ОГУРЕЦ МОРКОВЬ РЕДИС КАРТОФЕЛЬ ПОМИДОР КАБАЧОК БАКЛАЖАН 36 3. Поляки называют эту ягоду «поземка» за то, что она растёт у  земли, а как называем её мы? (Земляника) 4. Какое дерево болгары называют «трепетилка» за то, что листья трепещут даже на маленьком ветерке? (Осина) 5. В Казахстане, в Тургайских степях есть дерево, которое  гибнет, если его польёшь. Назовите его. (Саксаул) 6. Какой трёхцветный цветок, по русскому преданию,  олицетворяет надежду (белый), удивление (жёлтый) в печаль  (фиолетовый), а название ему дано от органа зрения девочки?  (Анютины глазки) 7. «Календула» и «ноготки» ­ это название одного и  того же  растения? (Да). 8. Какой овощ наименее питательный? (Огурец) 9. У какого растения самые тяжёлые плоды? (У тыквы) 10.Какое растение является символом мира? (Олива) 11. Какое растение является символом навязчивости. Говорят:  прилип, как… (Лопух) 1 2. Из какого растения получают вату? (Хлопчатник) 13 .Самый распространённый на земле овощ? (Капуста) 14 . В Древнем Египте петрушку считали символом горя? (Да) 15.В названии, какого цветка слышится название двух напитков?  (Молочай) 16.Назовите самый ядовитый на земле гриб? (Бледная поганка) 17.Название какой полезной, лекарственной травы для человека  говорит, что она губительна для животных? (Зверобой) 18. По какому дереву можно определить, есть ли в лесу хоть  самый маленький ветерок? (По осине) 19. Какой овощ раньше называли «Красной солью»? (Красный  перец) 20. У какого овоща имя человека? (Петрушка) 21 .У какого овоща в русском языке два названия? (Томат  помидор) 22.Назовите дерево с красными плодами, которое является  символом счастья. А ещё из его плодов делают варенье, пастилу,  настойки и заваривают чай? (Рябина) 23.Из лепестков, каких цветов варят варенье? (Роза и одуванчик) 37 Творческие задания по теме «Изменения в природе». 1. Определи время года, разгадав загадки. Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот. Горячие долгие дарит деньки, Чтоб зрели Скорей на полях колоски. Велит нам обильный собрать урожай. Румяный, душистый испечь каравай._______ Пришла, улыбнулась — утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады. Взревев, за работу взялись трактора. А птицы пропели «Вить гнёзда пора._______ Ветки белой краской разукрашу. Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра И меня прогонят со двора.___________ Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут. Белый, зелёный, пёстрый жёлтый. Ответ здесь мудрёный, его ты нашёл?___ Тройка­тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, белокоса, Белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром.______________ Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима». Если нету настроенья, Если улица промокла, Дождь размазывает слёзы По асфальту и по стёклам, 38 Если дети на прогулку Не высовывают носа, Это значит ­ потеряла Разноцветный зонтик.___________ Если ветер злющий кружит, Застеклялись за ночь лужи, А меня упаковали В сто одёжек неуклюжих, На деревьях, на карнизах Кружева да бахрома, Это значит на снежинках Опустилась к нам.______________ Если щётками пригорки Стали вдруг от травки колки И цветным мелком на классы Вся расчерчена страна, А по классам скачут бойко Кати, Насти и Алёнки, Всё равно девчонки это называется._________ 2. Народные приметы. Виды упражнений: соотнеси части, самостоятельно вставить  пропущенные слова, объяснить, разгадать перевёртыши (где  каждое слово заменить на антоним) и т. д.  Зима. Иней на деревьях ­ к морозам, туман — к оттепели.  Зимой вьюга летом ненастье. Дым столбом — к морозу.  Первый прочный снег падает с ночи.  Пушистый иней к ясной погоде.  Зимой солнце садится в облака — к снегопаду. Осень. В лесу много рябины — осень дождливая, мало сухая. Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью. Гром в сентябре тёплая осень. 39 Паутина стелется по растениям — к теплу. Октябрьский иней к сухой солнечной погоде. Весна. Ранняя весна ­ много воды. Вечером теплее, чем утром — к ненастью. Радуга стоит долго после дождя — к ненастью. Сухой март плодородие, дождливый — неурожай. Синие облака в апреле — к теплу и дождю. Лето. Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная. Лето дождливое — зима снежная. Радуга появилась на небе вечером — к хорошей погоде. З. Составление игры­лото по теме «Времена года», «Знаки погоды» и т. д.                                      Творческие задания по теме «Растения» 1. Кто­то начал, ты продолжи! допиши стихотворение. На день рожденье Кактусу В подарок подарили... Свернётся пыльный подорожник. Притихнет опустелый сад... Сегодня каждый школьник рад К саду гуляет листопад... Спит  будильник. Спит звонок. Просыпается цветок... 2. Придумай  ответы на познавательные, поисковые вопросы.  (самостоятельно  придумать З — 4 вопроса почемучки (со слова  почему?»)  КОПИЛКА. 1 Почему ночные растения белого цвета? ( В состав букета вошли растения, сорванные на сухом и сыром  месте:. растения  увянут быстрее  почему? Что можно использовать из окружающих растений для заварки  чая, приготовления салатов? Почему лиственница сбрасывает свою хвою на зиму? Зачем нужен лес? 40 Зачем нужны цветы? Почему у ели верхушка острая? Для чего нужна живая изгородь? Почему цветы красивые и душистые? З. Логические задачи поискового характера. В Воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. А на  лужайках громко пели птицы. Катя увидела большой красивый  колокольчик и крикнула: «Мам, смотри какой красивый цветок!  Я сорву его», ­ побежала туда. ­ Не трогай колокольчик. не рви его, ­ сказала мама. Почему  мама не разрешила Кате сорвать цветок? ()осенние листья лежали в саду пышным ковром. Сегодня будем сгребать листья, ­ сказала мама Саше. ­ А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костёр? ­ спросил  Саша? — Нет, нельзя, — ответила мама. Почему мама не разрешила Саше сжечь листья? «Будь природе другом!»           Цель: Приобщать младших школьников к миру природы, к  пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого  человека. Своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме;  вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений  природной гармонии и стремление её защищать; развивать  нравственные чувства, воображение, память, мышление.  Воспитывать уважение и любовь к природе.                                                     Ход урока.      Учитель в начале урока произносит одно из высказываний  мудрых: «Я сорвал цветок, — и он увял. Я поймал мотылька, и  он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к  красоте можно только сердцем» и просит учащихся подумать над этим  высказыванием и прокомментировать его. После ответов  учеников учитель задает вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет  41 разговор сегодня на уроке? Прослушав ответы учащихся, учитель говорит: «Наша беседа будет об экологии. науке о  взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. «Эко» по­гречески. —дом «логос» — наука.        Итак, тема нашего урока — «Будь природе другом!» Эта  тема и телепередачи, на которую мы сегодня приглашены, т. е.  сейчас мы с вами окажемся в телевизионной студии. Звучит  мелодия. Выходят 2 ведущих.  Ведущие  (по очереди): На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И  бездумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное «стой!» Нам казалось — всё мало, всё маю. А потом в толпе городской Мы  охапки тащили устало. И не видели, как из­под ног? Молчаливо, дыша еле­еле, Обречённо глядел василёк, Безнадежно гвоздики глядели. — Мы рады приветствовать вас в нашей студии на программе  «Будь природе другом!», посвященной проблемам экологии  нашей местности. Замечательный писатель Константин  Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины,  как нельзя жить без сердца». А Родина — это и есть природа,  которую мы должны  охранять и беречь. Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают  растения. Поговорим о мусоре, который загрязняет окружающую среду. Выслушаем жалобы которые поступили от обитателей   лесов и вод, и постараемся  проанализировать данные ситуации с  вашей помощью. 42 А сейчас на связь с нами выходят корреспонденты газеты  «Экология».      1­й корреспондент: Здравствуйте, уважаемые зрители.  На  самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то,  что нас окружает. В связи с этим, одной из важных  государственных мер охраны природы является создание  Красной Книги. На ее страницы записываются редкие  исчезающие виды растений, животных и других организмов и это  значит, что государство берет их под свою опеку.       1­й корреспондент: Появились весной, летом цветы и травы, и мы начинаем рвать их охапками: подснежники, колокольчики…       1­й ведущий: Спасибо за предупреждение! Мы надеемся что  ситуация с бесцельным уничтожением растений и трав  исправится. Но есть и другие факторы, способствующие  уничтожению растений: например. вырубка леса; использование  удобрений и ядохимикатов: загрязнение воздуха, воды и почвы в  процессе хозяйственной деятельности человека.        2­й ведущий: Растения не только гибнут от этого, но и   впитывают в себя вредные растворенные в воде и воздухе  вещества, порой становясь самым настоящим ядом для живых  организмов. Ведь в природе всё взаимосвязано, и сбой в одной  части приводит к нарушению всей цепочки. Учитель: Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых  взаимоотношений между человеком и природой хранит народная  мудрость, к которой полезно обратиться и  сегодня. Подумайте и ответьте, о каких правилах охраны природы гласят мудрые  мысли (карточки белого цвета.)        1­я группа. Растение — берегам спасение. (Охраняй  растения!)        2­я группа: Лес и вода — родные брат и сестра. (Охраняй,  всю природу, т.к. природное равновесие существует, тогда когда  не нарушены взаимосвязи между ее неживыми и живыми  компонентами).          З­я группа: Где цветок — там и медок. (Не нарушай  взаимосвязи в живой природе.) 43 1 ­й ведущий. Уважаемые телезрители! Следующий наш  репортаж — о животных. Совсем недавно на наш сайт поступили  жалобы  от обитателей лесов в водоёмов. Учитель: Ребята! Исходя из того, что мы только что услышали, я  предлагаю вам следующие экологические ситуации. Обсудите их  и  выскажите свое мнение о поступках детей. (Учитель раздаёт   карточки красного цвета.)         1­я группа. Пятилетний Азамат и его старший брат Айдын  идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку  выскакивает лягушка. Азамат, ни разу не видевший ее, пугается.  Айдын отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая  лягушка, она испугала нашего Азамата». Правильно ли поступил  Айдын? Какие чувства он к себе вызывает? Как поступили бы вы  в этой ситуации?         2­я группа. У ручья, протекающего близ нового  микрорайона. стояла группа подростков и бросала камни в траву  и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания  икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение,  желание разрушить то, что было для них не совсем понятно. К  ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не   стал  кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что  происходит в природе весной, как из икринок выведутся  головастики, а потом лягушки. Ребята тоже слушали. Они  потихоньку выпускали из рук камни. Чем можно объяснить  поведение мальчиков у ручья? Оцените поведение ребят. Какие  выводы для себя следует сделать из этой ситуации?        З­я группа. Идут по лесу два мальчика. У дороги им  повстречался ручеек. Вода в нем мутная, грязная. Один мальчик  решил привести ручеек в порядок. Другой посмеялся над ним. И  все­таки первый мальчик очистил ручеек, а потом сказал: «Пусть этот ручеек будет служить и людям и  животным». Чем можно  объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в  порядок ручеек? Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?  Кого бы вы взяли себе в друзья и почему? Как бы вы поступили в этой ситуации? 44 1­й корреспондент: Особым видом загрязнения окружающей  среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах  отдыха — повсюду свалки бутылок, консервных банок,  полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и  здоровью человека. 2­й корреспондент: Особенно опасны некоторые виды  пластиковой тары, выделяющие ядовитые вещества. Не следует  также забывать, что созерцание беспорядка, создаваемого нами в  природе и вокруг себя, приводит к расстройству нервной  системы, а значит, вредит здоровью не меньше, чем воздействие  ядовитых веществ. 1­й корреспондент: Известно, что бумага разлагается в земле  более 2­х лет, консервная банка — более 30 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло — 1000 лет.       В заключение экологического занятия учащиеся отвечают на  следующие вопросы учителя: Скажите, какой вид бытового  мусора разлагается быстрее всего? Какой дольше всех? Какой  вид мусора разлагается в течение жизни человека? Поблагодарив всех за хорошую работу, учитель прощается с  участниками занятия по экологии, завершая его словами: «Делай  добро, и ты растворишь зло». 45 Литература: 1. Справочник классного руководителя» Н. И. Дереклеева.  Москва 2005 год. 2. «В стране головоломок» Ридерз Дайджерс 2008 год. 3. «Зарядка для ума» Ридерз Дайджерс 2008 год. 4.Познание мира 2 класс. «Атамура» 2002 год 46

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии

Уроки экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017