Условия организации педагогического процесса на разных ступенях школьного музыкального образования

  • docx
  • 13.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала условия орг пед процесса.docx

Условия организации педагогического процесса на разных ступенях школьного музыкального образования

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная С. Л. Рубинштейном и развитая А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.

Деятельностный подход означает, что центром познания является личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности - деятельность. Деятельностный подход применим практически ко всем предметам и включает вовлечение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.

Под деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они не являются пассивными «приемниками» информации, а активно участвуют в процессе обучения.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизни. Быть субъектом — значит быть хозяином собственных действий: ставить цели, решать проблемы, нести ответственность за результаты.

Несколько дидактических принципов обеспечивают применение деятельностного метода обучения:

Принцип деятельности

Принцип преемственности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологического комфорта

Принцип вариативности

Принцип творчества

Как реализуется деятельностный подход к организации обучения?

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроке

- использование активных и интерактивных методик

- участие в проектной деятельности, знание приемов исследовательской деятельности

Системно-деятельностный подход в обучении – это построение учебного процесса, в котором центральное место занимает самостоятельная и разносторонняя познавательная деятельность учащихся. Формирование личности учащегося и прогресс в развитии происходит в ходе его собственной деятельности, целью которой является открытие для него новых знаний, а не пассивное восприятие.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Понятие «системно-деятельностный подход» впервые было введено в 1985г. как объединение системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.

ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе, включающем: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося основывается на усвоении универсальных учебных действий, познании мира и является целью и основным результатом образования. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты учебно-воспитательной работы в разрезе ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Развитие личности учащегося в системе образования в первую очередь обеспечивается проектированием универсальных учебных действий, являющихся основой учебно-воспитательного процесса.

Особенностью деятельностного метода является самостоятельное «открытие» детьми новых знаний в ходе исследовательской деятельности. Это помогает гарантировать, что знания и навыки обучения приобретают личное значение для учащихся. Данный метод является универсальным средством, дающим учителю средства для подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) может использоваться учителем начальных классов в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом уровнях.

Деятельностный компонент включает в себя умение эффективного включения в различные виды деятельности на творческом уровне и умение конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Содержание. Данного компонента вытекает из необходимости развития у обучающихся качеств, помогающих им реализовать себя и как творческую личность, и как неповторимую индивидуальность.

 

 

Главное в организаторской деятельности с подростками и юношеством — это воспитание подрастающего поколения и формирование системы нравственных ценностей, формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу. Критериями являются активная жизненная позиция, коммуникативные навыки, культура поведения, отсутствие вредных привычек, а также организаторские способности, творческое воображение, психическое и физическое здоровье.

Главными чертами организатора являются:

- твердость характера, благодаря которой подчиненные понимают, что приказы нужно выполнять без возражений;

- умение общаться с другими людьми и сглаживать конфликты, подбадривать при необходимости;

- высокие коммуникативные навыки;

- справедливость по отношению к членам команды;

- передача полномочий;

- строгость, побуждающая сотрудников выполнять работу ответственно;

- самоорганизация и грамотное планирование;

- спокойное отношение к критике и альтернативному мнению.

Руководитель — это не просто высокопоставленное лицо, обладающее определенным авторитетом. Это в первую очередь человек, способный взять на себя ответственность и суметь контролировать действия других.

 Цель диагностической методики А. Н. Лутошкина заключается в определении степени сплоченности детского коллектива - школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и др. Ведь от него во многом зависит личностное развитие обучающегося, поступающего в тот или иной коллектив. Как мы уже отмечали, детский коллектив является одним из важнейших условий этого развития.

Известная и неоднократно апробированная методика А. Н. Лутошкина, представленная ниже, позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько учащиеся довольны своим коллективом, насколько они считают его сплоченным и сильным.

Суть диагностики следующая. Воспитатель объясняет школьникам, что каждая команда (в том числе и их команда) проходит в своем развитии несколько этапов, и предлагает им ознакомиться с образными описаниями разных этапов развития коллектива. Далее воспитатель просит детей определить, на каком этапе развития находится их команда.

Образное описание этапов развития коллектива

1-я ступень—«Песчаная россыпь».

Нередки случаи, когда на нашем пути встречаются песчаные участки. Посмотрите, сколько песчинок собрано и при этом каждая из них сама по себе. Дунет ветерок - уносит часть песка, лежащего на краю, ветер посильнее дунет - разгонит песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Это бывает и в специально организованных группах людей или группах, созданных обстоятельствами. Кажется, что люди вместе, но в то же время каждый сам по себе. Между ними нет «единения». В одном случае они не пытаются идти навстречу друг другу, в другом случае не хотят находить общие интересы, общий язык. Здесь нет стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходит объединение людей, когда каждый чувствует, что он нужен другим и сам нуждается во внимании других. При этом «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения членам подобного коллектива.

2-я ступень—«Мягкая глина».

Известно, что мягкая глина является сравнительно легко поддающимся воздействию материалом, из которого можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а такой группой может быть и официальный руководитель детского объединения, и авторитетный школьник и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в прекрасный сосуд, прекрасное изделие. Но если к этому материалу не прилагать никаких усилий, он может остаться простым куском глины. На данном этапе усилия по сплочению команды более заметны, хотя это могут быть только первые шаги. Не все удается, не хватает опыта общения, взаимовыручки, любая цель достигается с трудом. Связующим звеном часто является формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном дружеские, хотя нельзя сказать, что ребята всегда внимательны друг к другу, готовы помочь друг другу. Если да, то редко. Здесь существуют закрытые дружеские группы, которые мало общаются друг с другом. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не умеет себя проявить. Возможно, ему просто тяжело, потому что некому его поддержать.

3-я ступень—«Мерцающий маяк».

В бурном море сверкающий маяк вселяет уверенность как новичкам, так и опытным морякам в том, что курс выбран правильно. Важно только быть осторожным, чтобы не упустить из виду вспышки света. Обратите внимание, что маяк не горит постоянно, а периодически испускает луч света, как бы говоря: «Я здесь, готов помочь».

Возникающий в группе коллектив также сигнализирует всем «Так держать!» и всем готов помочь. В такой группе есть желание сотрудничать, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Дружба, взаимопомощь, требуют постоянного огня, а не единичных вспышек, даже если они часты. В то же время в группе уже есть на кого положиться. Авторитетные «смотрители маяков» — это актив. Также можно обратить внимание на то, что группа выделяется среди других групп своими отличительными чертами, индивидуальностью.

Однако часто возникающие трудности останавливают деятельность группы. Инициативы проявляется недостаточно, редко вносятся предложения по улучшению положения не только в своей группе, но и в школе в целом. Мы видим проявления активности вспышками, да и то не у всех.

4-я ступень—«Алый парус».

Алый парус – символ стремления вперед, неугомонности, дружеской верности, чувства долга. Здесь мы живем и действуем по принципу «один за всех и все за одного». Дружелюбное участие и заинтересованность в делах друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимными требованиями. Руководство парусника — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, за помощью. Большинство членов «команды» гордятся командой, все переживают, когда кто-то терпит неудачу. Группу очень интересует, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее участники приходят на помощь, когда об этом спрашивают.

Несмотря на то, что группа сплочена, мы не всегда готовы противостоять «бурям», не всегда хватает смелости сразу признать ошибки, но эту ситуацию можно исправить.

5-я ступень—«Горящий факел».

Горящий факел – это живое пламя, подпитываемое тесной дружбой, общей волей, прекрасным взаимопониманием, деловым сотрудничеством, ответственностью каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества команды, характерные для «Алых парусов», но не только они. Вы также можете посветить и себе, пробираясь сквозь заросли, взбираясь на вершины, спускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Настоящей командой может называться только такая группа: не ограниченная даже рамками дружного и сплоченного объединения. Настоящая команда – это та, которая неравнодушна к тем, кому плохо, та, которая ведет за собой других.

Обработка полученных данных.

На основании ответов школьников учитель может определить их удовлетворенность коллективом своего класса по пятибалльной шкале (соответствует пяти этапам развития коллектива), выяснить, насколько школьники оценивают его единство в достижении общественно значимой цели. При этом можно выделить ребят, недооценивающих или переоценивающих (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, удовлетворенных и неудовлетворенных этими отношениями.

Стили руководства организатора могут быть соотнесены со стадиями развития коллектива и развиваться от авторитарного на первой ступени до демократического на пятой.

 

 

Список литературы:

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

1 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

3 Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─доступа:http://government.ru/docs/18312/.

6 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

7 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября регистрационный № 30384).

9 Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

10 Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014 – Апрель. – № 7

11 Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении

методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

Перечень используемых литературных источников;

12.Федорова Н.В., Лукашина О.А. Технология разработки образовательной

программы дополнительного образования детей. – Владимир: Томикс,2013

13. Еременко Н.И. Дополнительное образование в

Образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

14. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в

коллективе: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2011

15. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология.– М.: Покров, 2004

16. Марзоева Э.В., Горбачева С.А. Программы педагогов: Сборник образовательных программ. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003

17 Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. – М.: Владос, 2000

18. Шапатина О.В., Павлова Е.А. Психология развития и возрастная психология. – Самара: Универс групп, 2007

19. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере. – М.: Владос, 2010

20. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. – М.: Владос, 2011

21 Орленок. Книга Вожатого. – М.: Собеседник, 2005

Электронные ресурсы

22. Лига вожатых – https://вожатый.рф

23. Я вожатый – https://явожатый.рф


 

Скачано с www.znanio.ru