Кузьмина Ирина Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 64»
Условия успешного включения детей в образовательный процесс в первом классе
Аннотация: Автором статьи рассматриваются особенности адаптации первоклассников к школьному обучению. Обращается внимание на специфические условия успешной адаптации и факторы, приводящие к дезадаптации. Итогом статьи становится вывод о том, что своевременная работа семьи и педагогов детского сада по профилактике дезадаптации детей необходима, что будет способствовать успешному включению детей в образовательный процесс в первом классе.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, коллектив, приспособление, воспитание.
Для того, чтобы ребенок мог освоиться в коллективе сверстников при поступлении в школу, он должен быть готов к обучению в школе как физически, так и эмоционально. Ребенок должен уметь вести себя в коллективе сверстников, работать в команде, у него должна быть сформирована здоровая и адекватная самооценка. При этом дети, которые посещали детский сад перед тем, как поступить в школу, выгодно отличаются по данным показателям от своих сверстников, которые воспитывались только дома. То же можно сказать и про физиологические аспекты адаптации. Дети, которые ходили в садик более приучены к занятиям, они могут контролировать свою двигательную активность, и им спокойно удается досидеть до конца урока. Кроме того, пребывание в детском коллективе позволяет к моменту поступления в школу сформироваться иммунитету, поэтому такие дети реже болеют.
Адаптация детей к школьному обучению проходит в первом классе. Для того, чтобы она проходила легко и не отнимала много сил на приспособление организма к особенностям нового режима, родители должны принимать во внимание ее особенности.
Обратимся к рассмотрению физиологических особенностей адаптационного процесса. Он состоит из трех периодов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури» - период перестройки организма на режим уроков.
2) Неустойчивое приспособление – поиск организмом приемлемого режима работы.
3) Устойчивое приспособление.
Адаптация может занимать до полугода. Признаками адатационного периода становятся частая смена настроения, агрессия, капризы, болезненность, физическая утомляемость.
И.Ф. Валиулина отмечает, что адаптация к школе включает в себя две подструктуры: адаптацию к учебе как новому для ребенка виду деятельности, и адаптацию к новому школьному коллективу [2, с. 475]. В случае, если адаптация проходит легко, уже через два месяца у ребенка нормализуется настроение и самочувствие, в коллективе появляются новые друзья, а требования учителя выполняются достаточно легко, без напряжения и негативизма. Признаками дезадаптации будут неустойчивое настроение, болезненное реагирование на замечания учителя, неспособность сконцентрироваться на учебной деятельности, негативные формы поведения на уроке.
Факторами, влияющими на адаптацию к школе положительно, становятся:
– адекватная самооценка своего положения ребенком;
– правильные методы воспитания в семье;
– отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
– благоприятный статус в группе сверстников и т. д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:
– неправильные методы воспитания в семье;
– функциональную неготовность к обучению в школе;
– неудовлетворенность в общении со взрослыми;
– неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т. д.
Э.В. Койкова к факторам, способствующим дезадаптации, также относит социально-педагогическую запущенность в целом, неразвитость речи и других произвольных компонентов, эмоциональные и личностные проблемы [3; с. 148].
И.А. Ахметшина отмечает, что дезадаптация связана с тем, что новый этап жизни – обучение в школе, - ставит перед ребенком новые задачи и новые требования к поведению [1, с. 271]. Намного легче адаптация проходит у тех детей, которые посещали учреждения дошкольного образования, поскольку ДОУ и школа обеспечивают преемственность при переходе на следующий этап обучения.
Этап школьной адаптации включает в себя не только знания, связанные с образованием и построением отношений, но и обучения и развития детей. Для многих семей посещение школы означает опыт жизни в другом контексте, который раньше формировался только небольшой семьей и друзьями. Учитывая всю эту трансформацию, не только дети проходят через процесс адаптации. Родители также сталкиваются с эмоциями, которых раньше не испытывали.
Приводя результаты практического исследования первоклассников, И.А. Ахметшина отмечает, что высокий уровень тревожности наблюдается у 16 % первоклассников, низкий уровень готовности к школе – у 8 % детей. Это свидетельствует о том, что дезадаптация является нормой для определенной части детей, однако, работа по ее преодолению может быть успешной при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Таким образом, риск дезадаптации на начальном периоде обучения в школе у части первоклассников детского сада, несомненно, существует. Поэтому необходима своевременная работа семьи и педагогов детского сада по профилактике дезадаптированности таких детей, что будет способствовать успешному включению детей в образовательный процесс в первом классе.
Список использованной литературы
1. Ахметшина, И.А. Проблема дезадаптации выпускников детского сада при переходе в школу/ И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Т.В. Зеленкова// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С. 268-272.
2. Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 474-477.
3. Койкова, Э.И., Руднева, А.В. Особенности адаптационного периода первоклассников/ Э.И. Койкова, А.В. Руднева// Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – С. 147-149.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.