Устный журнал "Гений Земли Русской"
Оценка 4.6

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
русская литература
7 кл
28.01.2017
Устный журнал "Гений Земли Русской"
Устный журнал подготовлен с использованием поэмы А.Маркова "Михайло Ломоносов" В журнале мною подобраны отрывки из фильмов о Ломоносове: Все воюешь"-о борьбе Ломоносова с засильем иностранцев в Академии Наук , "Ломоносов о Российской истории" Начинается Устный журнал Песней "Злата Русь". Устный журнал можно проводить в 7 классе.
ЛОМОНОСОВ УРОК.doc
Цели: 1. Способствовать возникновению интереса к сильной личности,  сыгравшей значительную роль в судьбе нашей страны. 2. Обратить внимание школьников на личность М.В. Ломоносова в  качестве примера для подражания. Задачи: 1. Дополнить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. 2. Познакомить учащихся с поэмой А. Маркова «Ломоносов». 3. Формировать желание у учащихся заниматься наукой, литературой. Форма проведения: устный журнал. Информационно­образовательные ресурсы: 1. Презентация. 2. Музыкальное сопровождение. Музыка Глинки, Бородина, Свиридова, … 3. Отрывки из фильмов: «Ломоносов о Российской истории», «Всё  воюешь», «Пропавшая история». В самом начале Устного журнала звучит мелодия песни «Златая Русь» Вступительное слово учителя.           За   годы   жизни   Михаила   Васильевича   Ломоносова   сменилось   восемь правителей России, но основное время выпало на годы правления Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым Ломоносов бывает при дворе, и Елизавета Петровна даёт указ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Эта книга появилась, она называлась «Древняя Российская история», она пользовалась популярностью не только в России, но и за рубежом.      А.С. Пушкин называл Ломоносова первым нашим университетом. Сегодня с ребятами 7Б класса о Ломоносове будет рассказывать интересный поэт Алексей Марков. Вот в этой «драгоценной для меня» книжечке в очень коротком вступлении автор рассказал, что ещё подростком в школе он узнал о деяниях Ломоносова.                                  «Учёный и поэт, художник и гражданин, «первый наш университет» по выражению Пушкина. Я всё сильнее ощущал, как   прошла   через   Ломоносова   вся   история   русского государства. Мне   хотелось   показать   Ломоносова   не   памятником   в длинноволосом   парике   и   пышном   придворном   кафтане,   а человеком   –   во   дворце   и   лаборатории,   дома   и   на   улице, ошибающегося,   горячего,   падающего,   вновь   поднимающегося, чтобы завершить нелёгкую программу своей жизни».       Мы назвали наш урок «Гений Русской Земли». А эпиграфом взяли слова Бориса Шергина:                                          «Гений архангельского мужика сиял так светло, что загородить                                 этот свет уже было не под силу никому…».          Хотелось, чтобы вы, ребята, прослушав всё сказанное о Ломоносове, задумались, написали, а какие качества этого великого человека вы бы хотели выбрать в качестве ориентиров для самовоспитания. Первая страница Устного журнала.  Детство М. Ломоносова. Первый ведущий.           Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю – 8 ноября) 1911 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии   в   семье   помора.   Отец,   Василий   Дорофеевич,   был государственным   крестьянином,   ходил   в   море   на   промысел.   Мать, Елена   Ивановна,   в   девичестве   Сивкова,   вела   домашнее   хозяйство. Михайло   (именно   так   звали   Ломоносова   в   детстве,   так   он   любил называть   себя   сам)   был   мальчишкой   смышленым,   очень   тянулся   к знаниям, всё его интересовало. Отец   хотел   чтобы   сын   стал   рыбаком.   У   Михаила   же   была   другая мечта. Он задумал отправиться в Москву учиться. Сценка 1 На   сцене   Ломоносов   (юноша)   собирается   тайно   уйти   из   дома.   В заплатанный мешок он складывает книги. Ломоносов:  Как   трудно,   непосильно   трудно   уходить   отсюда.   А уходить   надо.   Ведь   большая   часть   научных   книг   написана   на латинском   языке,   которому   можно   обучиться   только   в   Москве   и Петербурге. Желание учиться у меня великое. А покинуть отчий дом хочу ради того,  чтобы  научиться  писать  стихи.  Трудно  уходить. А дома оставаться не могу ещё и потому, что отец желает меня женить против моей воли. А мачеха … Нет, ухожу. Прощай, родное поморье, прощай, край родной! Прощайте, мои друзья! Прощай, отец! Второй ведущий           Обучался   «российской   грамоте»   у   соседа   Ивана   Шубного   и местного   дьячка   Семёна   Сабельникова.   Первыми   учебниками Ломоносова   были   «Грамматика»   Мелентия   Смотрицкого   и «Арифметика»   Леонтия   Магницкого.   Но   хотелось   поучиться «настоящим наукам», пробиться к знаниям через все преграды, против воли отца. В морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. Третий ведущий  Отрывок из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов», глава 1  «Холодная Москва» Из   обшивней   широкий,   дюжий Детина   вылез   и   притих  И   огляделся   неуклюже,  Смахнул   солому   с   плеч   своих. Рассвет   белесый   прорезался,  Зажглись   местами   огоньки.  Лениво   город   просыпался,  Сгружали   рыбу   рыбаки.  Еще   вчера,   когда   стемнело,  Пришли   с   обозом   на   базар.  И   вот   теперь   пора   за   дело   —  Кажи   лицом   морской   товар. И   на   ночь   запертые   плотно  Хмельные   двери   кабаков  Зевали   изредка   дремотно,  глотая   мерзлых   мужиков… Старик, сосед по Холмогорам,  Руками   жесткими   стуча,  Приблизился к Михайле: — Скоро Ты   обратишься   в   москвича.  Гляди,   да   станешь   барин грозный,  Забудешь,   где   и   кем   рожден!.. —   Потом   подумал   и   серьезно  Добавил   на   прощанье   он: —   Пришел   не   к   батюшке родному,  Ты   никому   не   нужен   тут... Ходи всю ночь от дома к дому Нигде   приюта   не   дадут.  Вот   кулебяки,   пригодятся!  Бери   же,   что   за   разговор...  Еще   придется   поскитаться,  Но ты держись: ведь ты помор!  Домой вернемся, в Холмогоры,  И   за   тебя   влетит   еще...—  Ответа   не   найдя   помору,  Котомку   вскинув   на   плечо,  Пошел   Михайло   Ломоносов,  Сдержав рыдание с трудом Сценка. Ломоносов у Киприянова ...Завалены столы томами,  Загроможден томами пол. Владелец дома Киприянов  Пришельца встретил с добротой: — Учиться никогда не «рано»!  Входи же, у дверей не стой... Поближе к печке...— И подкинул На тлеющие угли дров...  Из шкафа новый атлас вынул: — Читай и духом будь здоров.  Как видно, издалека? Пришлый?  К науке тянется душа? — Из­под Архангельска я. — Ишь ты!  С таких не брал я ни гроша! ...Зимою вечереет рано,  И Киприянов свет зажег.  Мигал у плошки беспрестанно  Огня багровый язычок. — А на дворе как завывает,  Теперь до утра будет месть... — Плохой погоды по бывает,  Плохая лишь одежка есть! — Хозяину помор ответил, Склонившись низко над столом.  Хозяин про себя отметил:  «Видать, верзила сей с умом!  Но поздно, кажется, наукам  Приехал обучаться он.  Ученье — не простая штука, Отнимет аппетит и сон. А этому жениться впору». Вдруг в свете зыбком и кривом  Тень показалась от помора,  На редкость схожая с Петром.  И Киприянов почему­то  Перед Михайлой оробел. Холодный ветр с тоскою лютой  В закрытом дымоходе пел. Четвёртый ведущий. Путь предстоял трудный, долгий, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась   Славяно­греко­латинская   академия.   Пришлось   пойти   на обман, назвавшись сыном дворянина, иначе бы не приняли. Вторая страница Устного журнала. Путь в науку. Первый ведущий. Отрывок из поэмы Алексея Маркова «Михайло Ломоносов».  Глава «Самый рослый» С церковкой зданье па Никольской —• Всегда насуплено оно. Со стен облупленных известка На землю сыплется давно. Сюда не проникает солнце, И ледяной в июле пол. Глядят бойницами оконца — Вот помещенье Спасских школ. На длинных заскорузлых скамьях В потрепанных полукафтаньях, Нахохлившись, как старики, Латынь долбят ученики. Они воды стоячей тише, Сидят, простуженно сопя, Свинцовой палочкою пишут, Поджавши ноги под себя. У смрадной и холодной стенки  На твердый, высохший горох  Поставлен дерзкий па коленки:  Напал, вишь, на. молитве чох! ...По голым ягодицам, слышно,  Как ходят розги — рядом класс.  Старославянским штилем пышным  Монах гнусавит битый час. Лишь наступил конец урока,  Поближе к солнышку, во двор  Все устремляются потоком. Откуда только и задор! — Сломаешь, Ломоносов, дверку! — А голова цела, проверь? — С Михаилы снять бы надо мерку  Пред тем, как делать эту дверь! —  А он несдержанно и пылко На шутки злился и орал  И на пылающем затылке  Ладонью шишку растирал. — .Пришел латыни обучаться  Детина в двадцать с лишним лет... Второй ведущий. Отрывок из поэмы Алексея Маркова «Михайло Ломоносов» Глава « Хмурые дни.» У стен кремлевских торг в разгаре, Здесь горы лакомств на лотках...  Оладьи, сбитень, мясо жарят  И окликают, что ни шаг: — Коль жить хотите вечно, люди,  Хоть раз отведайте мой студень! — В Кремле такой не ели блин. А ну, откушай, господин! — Гроши — не рублики,  Берите бублики! — Пьянее браги в мире нет,  Пей брагу и живи сто лет! —  Неслись, искряся, прибаутки  И перцем сдобренные шутки.  Как пчелы в улей, на базар  Спешил с утра и мал и стар. Пришел сюда и Ломоносов.  Его привел и хлад и глад.  На лакомства глядел он косо,  Спешил пройти «обжорный» ряд. Третий ведущий. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и   интересом   взялся   за   учёбу,   сразу   выделился   среди   учеников своими   исключительными   способностями.   Через   полгода   его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода – из второго – в третий.   Четвёртый ведущий.  Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда   его   в   числе   12   лучших   учеников   отправляют   в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе трёх лучших студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Третья страница .  Ломоносов учёный. Первый ведущий. В Германии Ломоносов не только учился у других, но и проявил  недюжинные способности и знания. В 1739 году закончил  «Физическую диссертацию…»; начал работу по изучению правил  стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду «На взятие Хотина» и т.д. Не поладив с мрачным, ворчливым и властным Генкелем, Ломоносов ушёл из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но  сумел избежать военной службы. В Германии встретил свою любовь –  немку Елизавету Цильх, которая стала его женой. Второй ведущий В 1742 году зачислен в штат Петербургской академии                   наук адъюнктом (научным сотрудником) «физического класса». А  дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формулирует  «всеобщий закон природы», т.е. закон сохранения материи и движения и   делает   много   научных   опытов.   Главной   своей   специальностью считает   всё­таки   химию.   В   1745   году   получил   звание   профессора именно   по   этой   науке.   Создаёт   первую   в   России   химическую лабораторию. С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет «Краткое руководство к красноречию», в 1751   году   выходит   в   свет   первое   «Собрание   разных   сочинений   в стихах и прозе». Сейчас в это трудно поверить, но только в 1746 году в Петербургской Академии Наук впервые была прочитана лекция на русском   языке.   Это   сделал   Ломоносов.   До   него   в   Академии   Наук научные должности занимали иностранцы. Третий ведущий            Трудно было и в Академии. Там так много учёных­иностранцев, которых принимали в России с повышенным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Отрывок из фильма «Всё воюешь!»    (От 23.11.2012 г.) Четвёртая страница    Ломоносов поэт. Первый ведущий. С интересом Ломоносов работает в области языка и литературы: пишет «Краткое  руководство  к  красноречию». В 1751  году  выходит  в свет первое   «Собрание   разных   сочинений   в   стихах   и   прозе».   В   поэзии Ломоносова   главное   место  занимают   оды.  Ода  «На   день   восшествия Елизаветы   Петровны   на   престол»   ­   рассказ   о   судьбе   России.   Поэт говорит о делах Петра  I, «который сумел свою страну возвысить до небес». Он говорит о необходимости развивать отечественную науку, твёрдо верит, что из среды русской молодёжи выйдут замечательные учёные. Ко многим поколениям обращены слова Ломоносова. Ученик читает строки из оды: «О вы, которых ожидает…»  Второй ведущий. 32­летний Ломоносов пишет свои самые лучшие стихи. Сценка. Ломоносов пишет и говорит: Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь. Взошла на горы чёрна тень, Лучи от нас склонились прочь Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Звучит   мелодия   песни   на   стихотворение   Ломоносова   «Кузнечик дорогой» Третий ведущий. 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его   стараниями,   настойчивыми   требованиями,   прошениями удалось   добиться   открытия   в   России   первого   университета. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Четвёртый ведущий. Отрывок из поэмы Алексея Маркова, «Михайло Ломоносов».  Глава «Нет, весь я не умру…» Лежит он в стираной сорочке… А за окном бурлит апрель, И слышно, лопаются почки, Секундам счёт ведёт капель. Глаза закроет – мерно, валко Качает, будто бы волной, Дремоту навевает прялка, Жужжит, как улей, за стеной… Больной откинул одеяло, Прохладой осушило лоб. Едва минута миновала, Опять озноб, опять озноб… И снова пульса перебои, В глазах рябит от темноты. Я знаю, сердце, что с тобою, Я знаю, как устало ты… Ты словно раненая птица, И тяжело поднять крыло. И как ещё ты можешь биться, Ведь ты давно сгореть могло! Отрывок из фильма  «Ломоносов о Российской истории» (От 26.01.2013 г.) Пятая страница   Ломоносов – художник. Первый ведущий В   России   древнее   искусство   мозаики   возродил   Ломоносов.   Он разработал   технологию   по   изготовлению   цветных   стёкол,   смальт   и красителей для них. В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До   наших   дней   сохранилось   24   мозаики.  Самая   знаменитая   из   них создана в 1764   году – «Полтавская баталия», в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Картина находится в Санкт­ Петербурге в Академии Наук. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской академии художеств, он и в живописи сказал своё слово. Шестая страница   Ломоносовские места в Санкт­Петербурге. 10.     Но не всё так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 года во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества   был   убит   молнией   профессор   Рихман, работавший   вместе   с   Ломоносовым.   Тяжело   переживал Михайло Васильевич смерть друга.

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"

Устный журнал "Гений Земли Русской"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017