Устный журнал "Из тысячи планет прекрасней нашей нет!" (2 класс)

  • Мероприятия
  • doc
  • 21.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие посвящено проблемам экологии и бережного отношения к природе. Устный журнал содержит материал о редких и исчезающих растениях, Красной книге, заповедниках, притчу о милосердии и любви к природе. Игры, пословицы, стихи, создание природоохранных знаков помогают детям осознать необходимость бережного отношения к природе.
Иконка файла материала Устный журнал Из тысячи планет прекрасней нашей нет!.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области» учителя начальных классов  Белянкова Елена Викторовна и Набиева Оксана Викторовна Устный журнал «Из тысячи планет прекрасней нашей нет!»  2 классы  Цель: формировать у школьников экологическую культуру Задачи:  формировать осознанное отношение к экологическим проблемам;  развивать познавательную активность, творчество, логическое мышление, умение слушать и  понимать других, оформлять свои мысли в устной форме; воспитание активной жизненной позиции, стремления к практической деятельности по  охране окружающей среды;   воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать у  школьников стремление сохранить «земную красоту».   Ход занятия       Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.  Внимание на экран. Слайд 1                                   Фотофильм   1   ведущий: 4,5   миллиарда   лет   в   бесконечных   просторах   Вселенной   мчится удивительная голубая планета. Единственная и неповторимая – дорогая человеку Земля.  Слайд 2 «Из тысячи планет прекрасней нашей нет!» Вы согласны? Пусть эти слова станут сегодня главными. 2 ведущий: Подумайте, чем дорожит человек на своей планете Земля?  (Ответы детей) ­  Ее синева. Ее воздух. Ее речки. Леса. Ее звуки и запахи. Ее снег и цветы. И все живое,   что   на   ней   обитает:   люди   и   комары,   галки   и   мыши,   зайцы   и   лягушки, кузнечики и слоны – все, что дышит, подает голосок, что называется очень хорошим словом – жизнь. Всё нужно беречь. Все нужны на Земле. 1   ведущий: К   сожалению,   за   последние   50   лет   стало   совершенно   ясно,   что человечество   стоит   на   грани   экологической   катастрофы.   Стремясь   покорить   и изменить   природу,   человек   нанес   Земле   глубочайшие   раны,   вызвал   глобальные, катастрофические, и часто необратимые, изменения.2 ведущий:    2017 год в России объявлен годом ЭКОЛОГИИ и особо охраняемых территорий, и мы много размышляли с ребятами: ­ Понимаем ли мы ценность природы? ­ Что мы можем сделать, для того чтобы ее сохранить? Давайте обсудим то, что у нас получилось. 1  ведущий:   По­настоящему   любит   природу   лишь   тот,   кто   её   знает   и,   конечно, понимает, кто её умеет видеть и слышать. А ведь, чтобы научиться этому, надо быть очень   любопытным,   любознательным   и   конечно,   внимательным.  Слайд  3  Итак, представляем вашему вниманию экологический журнал … Слайд 4 2   ведущий: Что   же   такое   экология?  “Эко”   по­гречески   –   дом,   “логос”­   наука. ЭКОЛОГИЯ   –   это   наука   о   взаимодействиях   живых   организмов   с   окружающей средой и друг с другом. Экологический – значит, научно о доме, о нашей планете.                                                                                                     1 ведущий: Перелистаем страницы журнала. ­ Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?  (Ответы детей) ­ Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов,  сотни тысяч названий. Итак, в путь. Слайд 5  Открывает наш журнал «Зелёная  страница»   2 ведущий: ­ Давайте проверим, знаете ли вы растения  ­ Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны  света. (Одуванчик).   ­  Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?   ­ Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).  ­ Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).   ­ Он у дороги к дому весь в пыли торчит,     И путнику больному ранки заживит. Что это за растение? (Подорожник) 1 ведущий: Вы думаете, что это наши обычные зеленые соседи? Нет. Ребята  узнали интересные факты из жизни этих растений.      Подорожник прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных  заболеваниях. (дети)Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от  70 тонн.        Из еловой древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из древесины изготовляют  мебель, железнодорожные шпалы, столбы, музыкальные инструменты.       Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Они убивают разные микробы.  Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый. 2 ведущий:  За последние 100 лет люди поставили под угрозу исчезновение 25  тысяч видов  растений. Некоторые растения мы не увидим уже никогда, только на  страницах этой удивительной книги.  1 ведущий: О какой книге идёт речь? Слайд 6 (Красная книга) Главное ее   значение – спасение исчезающих растений и восстановление редких видов. 2 ведущий: Слайд 7  Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. А в Саратовской  области  Красную книгу издали в 1996 году.      1 ведущий: Об одном из редких растений Саратовской области, занесённом в  Красную книгу, ребята  узнали много интересного.     Слайд 8 ­ Знаете ли вы это растение? (Возможен ответ – кувшинка) Это кубышка жёлтая.  Вот что узнали ребята. (Выступление детей)                Охрана  Кубышка желтая занесена в Красную книгу не только России, но и Саратовской области.  Охраняется как вид с сокращающейся численностью.   Где растет Кубышка желтая растет не только в европейской части России и Краснодарского края, но и в  Скандинавии, Прибалтике, Средиземноморье.   Где применяем  Кубышку широко используется в медицине. Она справляется с болью любого происхождения.  Семена растения  употребляются как заменитель кофе  Интересные факты  1 Кубышка желтая ­ ядовитое растение. 2 Кубышка жёлтая не переносит загрязнённую воду и принимает участие в её очищении,  там, где растет кубышка, вода не цветёт.  3 В народе   кубышку, часто именуют «одолень­трава» ­ средство от всех болезней, оберег. История, мифы, легенды  ­ Растение появилось на свет 30 млн. лет назад. Существует такая легендаВ болотистой местности Италии жила красавица Милинда, приглянувшаяся болотному  царю. Чтобы заполучить в жены Мелинду, он затянул её в воду, а на месте, где утонула  девушка, родились цветы – кубышки.  Миф  Издавна у славян  существовало поверье, что эти необычайно красивые цветы таят в  себе большую опасность.   Человек  который   срывал кубышку обрекал себя на погибель,    русалки   увлекали его на дно.   Образ в искусстве Хранят дюймовочек письмишки Шкатулки желтые реки; Куда ни глянь ­ везде кубышки Как золотые огоньки. Родня и лотосов, и лилий,  Пусть их красой обделены,  Но нет милей их, нет умильней На лоне сельской тишины. У каждой есть секрет особый,  Внутри ­ как солнечный ­ глазок: Он вечером сомкнется, сонный,  И в глубь воды уйдет цветок. А утром, снова солнцем полны, Внутри и в каждом лепестке, Как одуванчики на поле, Цветут кубышки на реке.  2 ведущий: А теперь посмотрим на значение  человека в природе  со стороны  верующих людей. Слайд 9  Заглянем на страничку в  Детской Библии. Послушайте  притчу (рассказ с нравоучением)  Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин) Незабудка. Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут  чувствовать боль.Но   больше   всего   цветку   было   обидно,  что   его   просто   так,  без   всякой   пользы   и смысла  сорвали  и  лишили солнечного  света, дневного  тепла  и  ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее, о чем он подумал – что все­таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому­нибудь на земле было больно… ­ О чем эта притча? (О милосердии и любви к природе)  ­ Почему не нужно рвать цветы? (Ведь за одно мгновение мы разрушаем красоту  природы) ­ Как вы понимаете последнюю фразу? А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому­нибудь на земле было больно…  Слайд 10 1 ведущий: Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения!  Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если  увидишь, что он хочет сорвать редкое растение! Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если вместе я и ты, (все) если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны (все) и не будет красоты!                      2   ведущий: ­   А   как   сохранить   эту   красоту?   Конечно,   создавая   такие   уголки природы, в которых всё живое находится под охраной.  ­ Их так и называют – особо охраняемые природные территории, но мы с вами будем называть их Заповедными островами или заповедниками.  Слайд 11 1   ведущий: Следующая   страница  «Заповедная».  (Открываем   доску)  Найдите ассоциации к слову «заповедный». Раскрываем понятие, акцентируем внимание на прозвучавшие ассоциации ребят, подбираем однокоренные слова в словаре. ­ Найдите значение этого слова в толковом словаре В.Даля. ЗАПОВЕДЬ – повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление.  ЗАПОВЕДЫВАТЬ – наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую обязанность, запрещать. (Заповедный лес или роща – место, где рубка заповедана, запрещена. В заповеднике  не стрелять. Заповеданного не трогать.)2 ведущий: ­ Каждое растение и каждое животное на Земле для чего­нибудь нужно. Помните, как говорил Леший Домовёнку Кузе – «всякая поганка в лесу кому­нибудь назначена, потому порядок». Именно такой порядок бывает в первозданном лесу, где человек не рубит деревья, не собирает для своей нужды растения, не охотится и не пугает животных.   Ученые изучают природный порядок и понимают, как помочь природе восстановиться. На Заповедных островах, где растения и животные всегда росли и жили, они под охраной чувствуют себя свободнее, растут и размножаются. 1 ведущий: ­ Ребята, сколько вам лет? Кому 7, 8, 9, 10? А вашим мамам и папам сколько? А бабушкам и дедушкам? 70? 80? Да, они прожили целую большую жизнь, а теперь, только представьте – вот уже СТО ЛЕТ как в России существуют такие заповедные острова. Первый государственный заповедник был создан на Байкале для сохранения баргузинского соболя. Его так и назвали «Баргузинский» заповедник. В настоящее время в нашей стране 103 государственных природных заповедника.    2 ведущий:  ­ Каждая заповедная территория по­своему уникальна и создаётся для сохранения   какого­то   определённого   вида   растений,   животных   или   ландшафта. Самые   характерные   пейзажи,   растения   или   животные   изображены   на   рисунке   – символе данного заповедника. Такой рисунок называется логотипом. Рассматривая изображения, можно узнать об особенностях каждого Заповедного острова. Давайте отправимся в путешествие по Заповедным островам.  Упражнение «Живые символы» (работа в группах) На доске карточки с животными – живыми символами ООПТ (фотогалерея). Ребятам выдаются карточки с логотипами ООПТ (по 2 логотипа на группу) и карта заповедных территорий. Задание: 1 ведущий: ­ Используя фотогалерею живых символов, определите, что изображено на логотипе  заповедника, и найти на карте данную заповедную территорию. (Далее каждая группа называет заповедные территории, показывает символы­ логотипы, объясняет, почему именно такой рисунок используется для данного заповедника. Находим названные заповедники на большой карте.)           2 ведущий: ­ Ребята, как вы считаете, какое животное может быть символом года 2017 – года экологии и особо охраняемых природных территорий. (Ответы детей) Приходим к выводу, что это – соболь, живой символ заповедника «Баргузинский», созданного ровно 100 лет назад.   Давайте немного отдохнём.Игра "Это я, это я, это все мои друзья!" Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу От коварного огня? Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался Мусор за собой убрал? На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил  Что костер не затушил? Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не ловит  И цветы совсем не рвет? Кто животных, птичек любит? Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет? За порядком кто следит?           Слайд 12 1 ведущий:  ­  Мы переходим к последней странице нашего журнала и обращаемся к каждому из Вас: “Береги свою планету!” Соберите пословицу Сгубить легко, да душе каково? ­ Как вы думаете почему так говорят? О чьей душе говорится в пословице? Есть ли  душа у природы? ДУША ПРИРОДЫ И у природы есть своя душа, Только мы её не понимаем. Ну почему, Земля так хороша, А мы совсем, совсем не замечаем?!У природы есть своё дыханье. Дышит так же, как и мы вдыхаем, Только воздух стал ­ одно названье, А мы совсем, совсем не замечаем! И в жилах у природы тоже кровь, А эту кровь мы из неё качаем. Природа обескровлена и вновь, Мы этого совсем не замечаем! У природы, как у нас и кожа, Которую мы заживо сдираем. Природа в ранах уже вся и тоже Мы этого совсем не замечаем! У природы даже боль своя, Только мы её не ощущаем. Корчится, а мы за своим "Я" Ту боль совсем, совсем не замечаем! У природы голос есть и уши, С нами говорит, не умолкает, Только человек, умея слушать Её совсем, совсем не понимает! Как природа мы, кто против говорит? Так же видим, говорим и дышим. Но почему ж, когда она кричит, Мы совсем, совсем её не слышим?! 1 ведущий:  ­ Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии.  Очень  многое мы еще не знаем о природе. У природы тоже есть душа, но не каждый это  понимает.   2 ведущий:  ­ Как же можно помочь природе? (Ответы детей) По сути можно помогать природе ежесекундно, убрать мусор, посадить растение и т.д. Но настоящая помощь, это еще и деятельная.   1 ведущий:    Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.Групповая работа 2 ведущий:  На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Но  наши знаки   рассыпались.   Составьте   знак   –  напоминание   о   поведении   человека   в   лесу. Договоритесь, кто будет отвечать у доски. Расскажи о значении этого знака.            1 ведущий:   Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе  и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля ­ величайшее чудо,  она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня.  Слайд 13 2 ведущий: А сегодня мы хотим поделиться с нашими гостями своей добротой и любовью к нашей прекрасной планете.  Я хочу подарить Вам звезду! Выбирайте на небе любую! Уже выбрали? Ту, голубую? Пусть хранит Вас, отводит беду! Вам дарю я на счастье звезду! Я хочу подарить Вам цветы! Знаю, любите Вы полевые, Ах, не рвите, они ведь живые, Не губите земной красоты! Вам дарю все на свете цветы! А еще я дарю Вам Любовь! Пусть она Нам сердца отогреет, Пусть поможет нам всем стать добрее, Пусть нас всех окружает Любовь! Вам дарю я сегодня Любовь! Я хочу подарить Вам мечту! Ведь она для души нашей крылья,­ Нас спасает от зла и бессилия, Помогая набрать высоту! Вам дарю я сегодня мечту! Под музыку дети раздают  всем гостям  эмблемки 1 ведущий:   ­  Наше  занятие  подходит  к  концу. Что  изменилось  в вас  после разговоров о природе? Какой вы хотите видеть свою планету?  Ответы детей)2 ведущий:  ­ Давайте на прощанье улыбнемся другу. Мне очень хочется верить,  что после сегодняшнего мероприятия ваши души станут добрее, а сердца теплее. 1 ведущий:    Давайте будем беречь планету! Во всей Вселенной красивей нету, Во всей Вселенной она одна, Что будет делать без нас она!   2 ведущий:   Ребята понравилось вам мероприятие?  Давайте украсим нашу планету цветами! 1 ведущий:  У вас на парте лежат разные цветы.  ­ Кто доволен своей работой и уверен, что хорошо знает, как сберечь нашу планету ­  возьмите жёлтые цветы.   ­ Кто сомневается иногда и находит свои ошибки ­ возьмите красные цветы. ­ Кто считает, что ему нужно еще  поучиться, тому как сберечь планету ­ возьмите белые цветы и  украсьте ими Землю. 2 ведущий: Посмотрите, что получилось. Действительно из тысячи планет  прекрасней нашей нет! Берегите её! 1 ведущий:  Вы хорошо работали, спасибо вам!