Тема 3. Устойчивое экономическое развитие
Вопрос 1. Понятие устойчивого развития.
Вопрос 2. Слабая и сильная устойчивость.
Вопрос 3. Индикаторы устойчивого развития.
Вопрос 1. Понятие устойчивого развития
Перед человечеством встает проблема выживания. Сама будущность нашего биологического вида ставится под вопрос, ему может грозить судьба динозавров. Но если причиной исчезновения бывших властителей Земли были внешние причины, то человечество может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.
Под влиянием всего сказанного в развитии взглядов на процесс взаимодействия общества и окружающей среды с 80-х годов наступает третий этап, для которого характерна трактовка природной среды как фундаментальной системы жизнеобеспечения человека и всей биоты. На базе этой парадигмы сформировалась концепция устойчивого развития, которая получает широкое распространение во всем мире.
В конце 80-х - начале 90-х годов произошел резкий скачок в организации и финансировании глобальных исследований, переход с уровня общественных организаций типа "Римского клуба" на государственный уровень.
В 1983 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, в пятилетней работе которой приняли участие сотни человек со всех континентов Земли. Возглавляла комиссию премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд.
В 1987 г. работа комиссии завершилась опубликованием доклада "Наше общее будущее", в котором заострялся вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. Именно с этого времени в средствах массовой информации начал употребляться термин "устойчивое развитие" (sustainable development), под которым стали понимать такую модель движения в перед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.
Целью доклада "Наше общее будущее" являлась подготовка глобальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные стратегии в области охраны окружающей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов.
Устойчивое развитие - развитие, обеспечивающее сбалансированное решение задач социально-экономическою развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей как ныне живущих, так и будущих поколений людей.
Необходимость превращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасный (т.е. совместимый с требованиями гармоничного развития общества и природы) была закреплена в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро ("Декларация Рио", "11овестка дня на XXI век", 1992 г.).
На Конференции в Рио были сформулированы те опасности, которые грозят мировой цивилизации. Коротко их можно свести к следующему:
1. Изменения окружающей среды. Пока они наблюдались в небольшом числе стран и носили локальный характер, но затем стали проявляться глобальные изменения, затрагивающие всю планету: кислотные дожди, истощение озонового слоя, тенденция глобального потепления климата, накопление в почвах тяжелых металлов и пестицидов. Boт тогда и пришло понимание того, ч го сели вес страны мира пойдут путем, использовавшимся развитыми странами, (т.е. остальные 3/4 человечества, относимые сегодня к странам развивающимся и странам третьего мира) - то Земля не выдержит. Земля погибнет.
2. Второе важное обстоятельство - интенсивное расходование невозобновимых природных ресурсов в период индустриального развития и при переходе к постиндустриальному развитию.
В материалах конференции приводились такие
цифры. В развивающихся странах человек, начиная со своего рождения, за весь
период жизни потребляет в 20-30 раз меньше ресурсов, чем в развитых странах.
Если каждый из них станет жить так, как живут люди в развитых странах, т.е.
потреблять в 20-30 раз больше ресурсов, чем теперь, то общее потребление
ресурсов на планете возрастет в десятки раз.
Тогда невозобновимые ресурсы, и в значительной степени возобновимые, будут
быстро исчерпаны, и человечеству вновь грозит ТУПИК из-за нехватки ресурсов.
Это второй главный вывод.
Обе эти опасности усугубляются быстрым ростом народонаселения. К 2025 г. численность землян но самым скромным подсчетам достигнет от 8,5 до 10 млрд. чел. Это еще один фактор, усугубляющий положение, потому что ожидаемое увеличение нагрузки на планету Земля в несколько десятков раз мы должны умножить и на коэффициент роста численности населения планеты.
Отсюда следует однозначный вывод: двигаться дальше традиционным способом нельзя. Пойти путем, которым прошли развитые страны, все страны мира не могут. Если воспользоваться этим путем экономического развития, погибнет природа, а вместе с ней и человечество. Если, наоборот, все внимание будет сосредоточено на сохранении окружающей среды в ущерб развитию, то это путь к нищете, что также неприемлемо для человечества. Нужен разумный баланс.
Таким образом, концепция устойчивого
развития любого региона исходит из требования сбалансированности природной,
социальной и экономической систем региона.
В целом понятие устойчивого развития включает в себя 27 принципов, среди
которых основное место занимают следующие требования (или положения):
· в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
· обеспечение взаимосвязей экономического развития с социальными целями, требованиями рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
· охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
· увязка интересов настоящего и будущих поколений людей (т.е. право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной степени обеспечить удовлетворение потребностей в развитии как нынешнего, гак и будущих поколений);
· необходимость интеграции экономических и экологических целей на всех уровнях принятия решений но развитию территории региона;
· приоритет мелкого экологически ориентированного производства перед крупным узкоспециализированным (диверсификация);
· расширение объемов компенсационного финансирования для смягчения экологических проблем и проблем истощения природных ресурсов (эту задачу также можно решать путем создания траст-фонда региона);
· уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты.
Основным документом Конференции в Рио
стала "Повестка дня на XXI век", представляющая собой программу
действий государств в период после Конференции в соответствии с ее решениями по
всем направлениям.
Суть проблемы устойчивого развития для каждой страны состоит в том, чтобы
построить экономику, которая удовлетворяла бы нужды и законные желания людей,
но при этом ее развитие вписывалось бы в пределы экологических возможностей
планеты.
Успех развития не должен оцениваться только количеством денег, которые оно
приносит. Система учета национального богатства должна принимать в расчет
полную стоимость природных ресурсов, а также ущерба, причиняемого окружающей
природной среде.
Таким образом, проблема устойчивого развития включает два ключевых понятия:
потребность общества и ограничения, накладываемые на способность окружающей
среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности.
Основываясь на таком понимании устойчивого развития. Международная комиссия по
окружающей среде и развитию (МКОСР) вывела следующие стратегические задачи:
1. Оживление процессов роста. Бедность уменьшает способность людей рационально использовать ресурсы и усиливает давление на окружающую среду. Если целью является обеспечение поступательного движения в направлении устойчивою развития для всего мира к началу следующего столетия, то необходимо поставить задачу достижения минимум 3%-ного роста национального дохода на человека в год в условиях энергичного осуществления политики перераспределения.
2. Изменение качества роста. Устойчивое развитие требует изменения качественного содержания роста. Он должен быть менее ресурсоемким, неразорительным для бедных и более справедливым с точки зрения распределения прибылей. Такой рост может быть относительно более медленным, но зато более устойчивым.
3. Удовлетворение основных потребностей людей. Это основная задача развития. Темпы и структура экономического развития должны гарантировать устойчивые возможности для удовлетворения основных потребностей людей и их трудоустройства в таких масштабах и на таком уровне производительности, которые позволили бы бедным семьям достигнуть хотя бы минимальных норм потребления.
4. Обеспечение устойчивого уровня численности населения. Устойчивое развитие легче осуществимо, если численность населения стабилизирована на уровне, соответствующем производительной способности экосистемы. Демографическая политика должна быть интегрирована с другими программами экономического и социального развития - здравоохранения, расширения базы средств к существованию бедных людей, образования и др.
5. Сохранение и укрепление ресурсной базы. Когда нег выхода, о сохранении ресурсной базы как части нашего морального долга перед другими людьми и будущими поколениями обычно не думают. Чтобы этого не происходило при планировании устойчивого развития, нужно предусматривать расширение участия в процессе развития наименее обеспеченных слоев населения и жителей районов с чрезвычайной экологической ситуацией.
6. Переориентация технологий и контроль риска. Технологии как ключевое звено связи между людьми и природой должны быть ориентированы не на повышение рыночной стоимости изготовляемых продуктов, а на производство "социальных товаров" (лучшее качество воздуха, более продолжительный срок продукта и т.п.).
7. Интеграция экологических и экономических аспектов в процессе принятия решении. Одним из проявлений неэффективного управления развитием является тенденция относительно изолированною рассмотрения тех или иных промышленных предприятий или секторов экономики без достаточною учета большою числа внешних связей и взаимодействий экономического, экологическою и социального характера. Достаточно полный учет этих взаимодействий редко находит отражение в принимаемых решениях.
Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.
Центральное место в понятии устойчивого
развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых
сегодня экономических решений.
Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную
перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов
и динамике их воспроизводства).
1. Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, ее и т.д.) - их количество или возможность увеличивать биомассу не должны уменьшаться по крайней мере, в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.
2. Относительно невозобновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) - необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).
3. Относительно отходов - должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.
4. Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, в перспективе не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.
Вопрос 2. Слабая и сильная устойчивость
Для более детального анализа устойчивого развития используются понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости. Ниже в таблице представлены основные концепции эколого-экономического развития и соответственно взгляды сторонников слабой и сильной устойчивости и техногенного типа развития. Выделены три позиции: степень экологичности экономики, стратегия управления, этика (корреспондирует с институциональной составляющей).
ТИПЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Техногенный |
Устойчивый |
|
Слабая |
Сильная |
|
1 |
2 |
3 |
СТЕПЕНЬ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ |
||
Природоемкая экономика, неограниченный свободный рынок.
|
Экологосбалансированная экономика. «Зеленые» рынки, регулируемые инструментами экономического стимулирования (напр., плата за загрязнение).
|
Максимально экологосбалансированная "зеленая" экономика, жестко регулируемая для минимизации изъятия ресурсов.
|
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ |
||
Позиция на эксплуатацию ресурсов, ориентация на рост. В основном экономические цели, максимизация экономического роста (максимизация ВВП, ВНД). Базируется на аксиоматике, что неограниченный свободный рынок в сочетании с техническим прогрессом обеспечит бесконечную замену возможностей по преодолению всех ресурсных и экологических ограничений.
|
Ресурсоохранная и «управленческая» позиция. Модифицированный экономический рост (приспособленный для «зеленого» измерения ВВП, ВНД). Разделяется важность, но отвергается бесконечность замены природных ресурсов. Правило постоянного капитала. Некоторое изменение пропорций и масштабов экономики |
Позиция на максимальное сохранение ресурсов. Стабилизация или уменьшение размеров экономики и численности населения. Императив ограничения масштабов |
ЭТИКА |
||
Поддержка традиционных этических резонов: приоритет прав и интересов живущих человеческих индивидуумов; инструментальная ценность (признанная людьми) природы. Максимизация потребления
|
Расширение этических резонов: мотив «заботы о других» — равенство внутри и между поколениями (напр., существующая бедность и будущие поколения). Инструментальная ценность природы. Изменение потребительского поведения |
Дальнейшее расширение этических резонов: интересы коллектива выше индивидуальных; первичная ценность экосистем и вторичная ценность компонентных функций и услуг. Жесткое ограничение потребления |
Сторонники сильной устойчивости занимают жесткую, часто «антиэкономическую» позицию по многим вопросам экономического развития: стабилизация или уменьшение масштабов экономики, приоритет прямого регулирования, жесткое ограничение потребления и пр. (близость к концепции экотопии). Сторонники слабой устойчивости предпочитают модифицированный экономический рост с учетом экологического, «зеленого» измерения экономических показателей, широкое использование эколого-экономических инструментов (плата за загрязнение и пр.), изменение потребительского поведения и т.д. При всех различиях этих позиций они противостоят техногенной концепции развития, которая базируется на неограниченном развитии свободного рынка, ориентации на чисто экономический рост, эксплуатацию природных ресурсов, на вере в бесконечные возможности научно-технического прогресса, максимизации потребления и пр. (Конечно, сами сторонники техногенного подхода на словах выступают за охрану природы, однако их подходы и действия часто носят антиэкологический характер).
Существенным различием в перечисленных трех подходах является отношение к возможной замене природного капитала на физический (искусственный/антропогенный). В какой степени возможна замена природных ресурсов, благ на создаваемые человеком технологии, средства производства? До какой степени мы можем истощать природные ресурсы, используя вместо исчерпанных ресурсов достижения научно-технического прогресса? Техногенный подход говорит о бесконечных возможностях замены природного капитала за счет развития свободного рынка и научно-технического прогресса. Сторонники слабой устойчивости выступают за самые широкие возможности такой замены, однако при сохранении общего агрегированного запаса всех видов капитала. В концепции сильной устойчивости предполагаются лишь минимальные возможности замены природного капитала на искусственный/физический.
По-видимому, возможности замены природного капитала далеко не безграничны. Так, целый ряд функций и услуг экологических систем, жизненно важных для человека, вообще не могут быть заменены. В связи с проблемой возможности замены природного капитала на искусственный возникла концепция критического природного капитала. Это те необходимые для жизни природные блага, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т.д. Имеется и целый ряд эстетических качеств окружающей среды, которые также незаменимы. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала может быть заменена искусственным. Это касается возобновимых природных ресурсов и части невозобновимых конечных природных ресурсов (замена нефти, газа, угля на солнечную энергию и т.д.).
С учетом критического природного капитала соотношение (1.3) устойчивого развития может быть дополнено ограничением на исчерпание во времени критического природного капитала:
, (2.2)
N = Nc + Ns,
,
где N — природный капитал;
Nc — критический природный капитал;
Ns — природный капитал, который можно заменить искусственным.
В заключение отметим, что важным направлением в разработке концепций развития должно стать рассмотрение целостного эколого-экономического подхода к экономическому росту, смене техногенного типа развития на устойчивый тип. Необходимы изменение существующей экономической парадигмы, новые концепции сбалансированного и устойчивого развития для предотвращения глобального и локальных экологических кризисов.
В соответствии с изложенными концепциями экономика в своем эколого-экономическом развитии, как правило, должна пройти три стадии: от фронтальной экономики через экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды к устойчивому развитию.
Вопрос 3. Индикаторы устойчивого развития
Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей.
Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды. Индикаторы предназначены для решения следующих задач на региональном уровне:
1) Определение целей:
• выявление
конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;
• разработка стратегий для будущего развития;
• прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.
2) Управление:
• мониторинг
достижения целей устойчивого развития;
• оценка достигнутого прогресса;
• оценка эффективности используемой ранее политики;
• информация для планирования и принятия решений органами власти;
• повышение качества управленческих решений на региональном уровне с учетом
позиций и интересов различных групп на- селения.
3) Оценка положения региона в стране и мире:
• межрегиональные
сравнения, обоснования трансфертов;
• взаимоотношения региона с международным сообществом, привлечение иностранных
инвестиций, программ, грантов.
4) Участие общественности:
•
информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами;
• привлечение общественности к участию в гражданской дея- тельности.
В контексте разработки определенной политики и в связи с перечисленными задачами индикаторы устойчивости должны выполнять следующие функции:
• Определять или выражать цели, вытекающие из общегосударственных/региональных стратегических программ. Индикаторы отражают ключевые цели и мероприятия, определенные в рамках региональных программ развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Это даст возможность устанавливать ряд целевых показателей для каждого индикатора, обеспечивая, таким образом, более четкое видение и понимание общих целей политики.
• Обеспечивать основу для оценки хода реализации этих стратегий на различных уровнях (технические и управленческие цели). Индикаторы дают возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и, в случае необходимости, корректировать общую политику таким образом, чтобы направить развитие в нужное русло, обеспечивающее его устойчивость. Это также дает возможность передачи ответственности за достижение определенных индивидуальных целевых показателей различным ведомствам (например, показателей состояния здоровья или занятости населения) и даже осуществлять (частичную) оценку эффективности деятельности определенных элементов структуры государственного управления по достижению определенных целей политики.
• Индикаторы также могут использоваться для обеспечения информационной поддержки процессов планирования и принятия решений в региональных администрациях и других ведомствах и организациях. Это целесообразно, прежде всего, для информирования о последствиях и результатах реализации специальных программ устойчивого развития, принятых в отдельных ведомствах и организациях, с тем, чтобы эти по- следствия и результаты могли быть проанализированы в более широком контексте. Например, индикаторы могут быть использованы в качестве основы для оценки долгосрочной устойчивости политики и программ реализации социально- экономических мероприятий, а также для определения тех дополнительных возможностей для более активного участия отдельных организаций в обеспечении устойчивого развития, которые являются не настолько очевидными, чтобы быть выявленными при первом рассмотрении.
• Обеспечивать информирование широкой общественности о ходе реализации стратегий, о темпах движения к устойчивому развитию в четкой и доступной форме, способной стимулировать необходимые изменения в поведении населения. Разработка индикаторов устойчивого развития возможна на трех уровнях:
• федеральный,
• региональный (области, края, автономии и др.),
• местный/локальный (районы, муниципалитеты, города и др.).
На этих трех уровнях могут разрабатываться свои собственные системы индикаторов, обладающие индивидуальными особенностями. Так, индикаторы, разработанные на федеральном уровне, не всегда будут одинаково полезными для различных уровней государственной власти.
Не все региональные индикаторы устойчивого развития могут применяться с одинаковой эффективностью на федеральном или местном уровнях и наоборот. Здесь также важно выполнить оценку и анализ тех существующих полномочий и ресурсов на региональном и федеральном уровнях, которые могут быть использованы для стимулирования или обеспечения внедрения и использования индикаторов на региональном уровне.
Точная схема распределения обязанностей и полномочий между различными уровнями государственной власти в настоящее время обсуждается в президентских, правительственных и думских структурах РФ, которые в ближайшее время должны завершить разработку ряда новых законопроектов, определяющих новую систему распределения полномочий и обязанностей.
В идеале целесообразно иметь «сквозные» индикаторы, которые применимы для любого уровня — федерального, регионального, местного. К числу таких индикаторов принадлежат многие социаль- ные и экологические показатели, по которым имеется статистика для всех уровней: это, например, показатели, связанные с безработицей, образованием, охраняемыми территориями и т.д. Вместе с тем в зависимости от уровня анализа системы индикаторов могут существенно различаться.
Так, российская статистика рассчитывает такой важнейший социально-экономический показатель как валовый продукт только на федеральном (валовый внутренний продукт (ВВП)) и региональном уровнях (валовый региональный продукт (ВРП)). Поэтому на местном уровне данный тип индикатора нельзя использовать. Важной задачей является определение круга заинтересованных сторон (целевой аудитории), которым нужны индикаторы устойчивости регионального уровня. К ним относятся следующие группы:
• лица, принимающие решения на региональном и федеральном уровнях, которым будет необходимо иметь общую картину достижений в области обеспечения устойчивого развития;
• лица, осуществляющие разработку политики, которые должны иметь возможность оценивать достижения по конкретным аспектам и направлениям политики;
• специалисты/эксперты, которые часто занимаются детальным анализом тех или иных аспектов политики;
• общественность, которой в большинстве случаев требуется предоставление доступной для понимания информации по ключевым/базовым индикаторам, позволяющим получить четкое представление о состоянии и ходе процесса обеспечения устойчивого развития;
• международное сообщество, объектом внимания которого являются основные индикаторы, которые могут быть использованы для сравнительной оценки различных регионов и стран. Имеется ряд критериев, которые могут быть использованы при разработке наборов индикаторов или при выборе каких-либо альтернативных индикаторов. Эти критерии можно сгруппировать по четырем основным тематическим категориям.
1. Что фактически отражают те или иные индикаторы?
• динамика: отражение изменений, происходящих в каком-либо процессе или характеристике, особенно в тех случаях, когда речь идет о мониторинге эффективности деятельности, что, однако, является менее важным при выполнении каких-либо сравнений или определении базовых уровней для сопоставления данных;
• степень чувствительности к изменениям;
• четкая направленность: четкое определение положительной или отрицательной направленности происходящих изменений.
2. Увязаны ли они с решениями в рамках определенной политики?
•
соответствие политике;
• наличие связи с принимаемыми решениями;
• концентрация внимания на наиболее существенных вопросах.
3. Может ли быть обеспечена эффективная передача информации по индикаторам?
• доступность
для понимания ключевыми заинтересованными сторонами;
• простота передачи информации, например, с помощью инструментов
статистики или графического представления данных;
• широта распространения информации среди заинтересованных сторон.
4. Данные.
В
эту категорию следует включить такие критерии как:
наличие данных, связанные с их получением затраты, достоверность, точность,
надежность (двойная проверка одного и того же результата, или подтверждение из
двух источников), отражение реальной ситуации по рассматриваемому вопросу,
частота сбора данных, согласование во времени. В краткосрочной перспективе
получение данных может являться ограничивающим фактором.
Мировой и российский опыт показывают, что индикаторы устойчивости должны, по возможности, удовлетворять также следующим критериям:
• возможность
использования на региональном и федеральном уровнях;
• понимаемы и иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения;
• иметь количественное выражение;
• опираться на имеющуюся систему национальной статистики и не требовать значительных
издержек для сбора информации и расчетов;
• возможность оценки во временной динамике;
• желательно сквозное представление по уровням (федеральный, региональный,
районный) и секторам;
• соответствовать действующим особенностям принятия решений;
• репрезентативность для международных сопоставлений;
• иметь ограниченное число и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.