Расширяет знания учащихся по кубановедению. Знакомит учеников с творчеством кубанских писателей. Развивает коммуникативные, предметные УУД. Знания учащихся о творчестве поэтов Кубани способствует развитию сценического мастерства. Дети любят учить стихи, загадки, пословицы, кубанских писателей о временах года , овощах фруктах, явлениях природы.
классов
г.Новороссийск
МБОУ СОШ № 29
Учитель начальных
Григорян Вера
Самсоновна
УРОК. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
Тема урока: «Творчество кубанских писателей для детей. Ю.А.Рычков». (2
класс)
Цель: познакомить детей с творчеством кубанского писателя Юрия
Александровича Рычкова; показать разнообразие тематики стихов.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, бережное, заботливое отношение к
природе. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные
УУД.
Оборудование: портрет Ю.А. Рычкова, книжная выставка его произведений,
выставка рисунков по прочитанным произведениям.
Х О Д
1.Красочно шарами и виноградными гроздьями украшен зал. Дети входят
под музыку Владимира Шаинского «Улыбка».
2.Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята и гости! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством
известного кубанского писателя Юрия Александровича Рычкова. Юрий
Александрович Рычков родился в городе Новороссийске 13 апреля 1953 года.
С 1956 г. Жил в городе Нальчике, где окончил среднюю школу и Нальчинский
строительный техникум.. В 1978 году он возвратился в г.Новороссийск. В
1984 заочно окончил Новороссийское высшее инженерное морское училище
и работал штурманом на судах объединения «Новороссийскрыбпром».Первое стихотворение написал в седьмом классе. В 2001 году принят в
Союз Чувашских писателей. В 2002 году становится членом Международного
сообщества писательских союзов. В 2004 году принят Новороссийское
городское историческое общество.
В настоящее время Юрий Александрович Рычков живет и работает в
городе Новороссийске.
Новороссийский поэт написал много замечательных стихов и загадок для
детей. Любимое время года Юрия Александровича – осень.
В 1974 поэт написал стихотворение «Осень».
1 ученик.
Размахнулась правою – желтые поля.
Размахнулась левою – рыжая земля.
Скинула косыночку – в золоте леса.
Шаль надела – дымкою скрыты чудеса.
Что за красна – девица ходит по земле?
Бисером рассыпала ягоды в траве.
Закричала криками птиц на берегах.
Заплескалась рыбою в реках и прудах.
А потом – нахмурилась, топнула ногой,
Закружилась в воздухе желтой кутерьмой…
Набросала в ясное небо серый мох…
И пошла, унылая, слякотью дорог.
Ведущий. Много загадок написал поэт о красивой и богатой природе
Кубани. Особенно полюбились детям загадки о деревьях, овощах, фруктах,
грибах.
2 ученик.
Что за дерево такое?
Высока, с пушистой хвоей,
Смоляниста и стройна,
Всем известная –
Сосна.3 ученик.
Мы её на Новый год
Наряжаем каждый год –
Вся зеленая, в иголках,
Пахнет хвоей, это –
Ёлка.
4 ученик.
Есть красавица на свете,
Дивный вид её приметен
Белоснежною корою,
Шелестит она листвою.
Ту кору возьмут на лыко,
Если дерево велико.
Из ветвей её крестьяне
Свяжут веники для бани.
А весной надрез глубокий
Увлажнится чудным соком,
Что закапает, как слезы…
Это дерево –
Береза.
5 ученик.
Низко веточки склонила,
Над водою загрустила,
Словно ей кого-то жалко,
Видно тех, кого русалки
Увели в глубокий омут,А она об этом помнит …
Ветер волосы «девицы»
Заплетал весь день в косицы –
Ночью снова распустила…
Это дерево мне мило –
Нет подобного в природе.
Неспроста его в народе
И печально, и красиво
Нарекли плакучей ивой.
6 ученик.
В красной шляпке, в белых пятнах,
Ядовитый, но опрятный,
У тропы, как светофор,
Гриб зовется –
Мухомор.
7 ученик.
Облепили пень ребята…
Как зовут грибы –
Опята.
8 ученик.
Что за рыжие грибочки
Поднялись из-под листочков?
Встали кучкой без забот,
Червячок их не берет…
Эти дружные сестричкиНазываются –
Лисички.
Группа детей исполняет «Весеннюю песенку» на слова и музыку
кубанского композитора Евгения Щеколдина.
1.Раз сережка, два сережка
Две березки на лугу.
Побегу по дорожке,
Быстрый ветер обгоню.
Понесусь по тропике
К ручейку наискосок,
Где набросила осинка
Белый ситцевый платок.
2.Раз березка, два березка
К перелеску приведет.
Где ласкает и стрекочет
И поет лесной народ.
Я, как бабочка, порхаю
В этом сказочном краю.
И, конечно, напеваю
Эту песенку свою.
9 ученик.
Мы семьёй идём с базара
И несем себе подарок:
Полосатый и зеленый,
Круглый, с виду – несъедобный,
Но под коркою атласный –
Вкусный, сочный, сладкий, красный…
Этот очень ценный груз
Называется -Арбуз.
10 ученик.
Разомлев лежит на грядке
Раздобревший, как сеньор,
Полносочный, кисло-сладкий,
Краснопузый –
Помидор.
11 ученик.
Золотятся на бахче,
Как боярыни в парче,
Как султанши и шахини,
Наливаясь медом…
Дыни.
12 ученик.
Эту овощ варят, тушат
И сырою можно кушать,
Солят, квасят, маринуют, для борща её шинкуют –
Без неё в кастрюле пусто…
Называется –
Капуста.
13 ученик.
Плачут папа и дедуля,
Канарейка, кот и я,
Плачет мама и бабуляЗарыдала вся семья.
Слезы льются неустанно –
В чем причина этих мук?
Просто режет наша мама очень злой и едкий…
Лук.
14 ученик.
Вниз от хвостиков толстеют,
Ну, а если переспеют,
Сладким соком и стекают
И во рту, буквально, тают.
Их полезно детям кушать.
Называют фрукты –
Груши.
Ведущий. Юрий Александрович написал загадки о птицах, которые быстро
запоминаются.
15 ученик.
Выпал снег, пришли морозы,
И у дома на березе,
Словно капельки зари,
Заалели…
Снегири.
16 ученик.
Птичка эта всем знакома,
Ловит вредных насекомых –
Очень много поедает –Урожай оберегает.
И за что, несправедливо,
Нарекли его стыдливо…
Ведь не вор и не злодей,
А назвали –
Воробей.
17 ученик.
Спозаранок каждый раз
Будит громким криком нас
Шелковистый гребешок –
Эта птица –
Петушок.
18 ученик.
От заката до восхода
Трелью радует природу,
Заливаясь из ветвей,
Голосистый…
Соловей.
19 ученик.
Важно группою идут
Вперевалочку на пруд.
Если кто-то их заденет-
Зашипят, потянут шеи…
Могут больно пощипать,
Если им не уступать,Нападают.
Как не струсить?
Нет страшнее птиц, чем…
Гуси.
20 ученик.
Кто же выдолбил дупло,
Где просторно и светло?
Что за труженик – ваятель?
Санитар лесной он –
Дятел.
Ведущий. Юрий Александрович Рычков написал много загадок в стихах,
которые дети с большим удовольствием заучивают и читают наизусть. В
настоящее время поэт Юрий Александрович живет и работает в городе
Новороссийске. Он часто приходит в школы родного города для
литературных встреч с детьми.
- Ребята, давайте подойдем к книжной выставке произведений известного
кубанского поэта Рычкова Ю.А. и выберем книгу для домашнего чтения.
- Дети, почему вам понравились загадки в стихах Юрия Александровича
Рычкова?
Домашнее задание. Нарисуйте иллюстрации к понравившимся загадкам.
Литература:
1.Юрий Рычков. Легенды и были Цемеса.
г.Новороссийск, 2007 г.
2. Юрий Рычков. Озерейка. (легенда)
г.Новороссийск, 2007 г.
3. Юрий Рычков. Загадки в стихах.
г.Новороссийск, 2008 г.
4.Евгений Щеколдин. Жеребёнок.
Издательство Эоловы Струны,
Краснодар, 2004 г.